Проблема эмоций в современной психологии.
Общая психология
2 семестр
Проблема эмоций в современной психологии.
Познавая действительность, мы, так или иначе, проявляем свое отношение к предметам, явлениям, событиям, в том числе и к своей личности. Это является проявлением эмоциональных процессов в широком смысле.
Эмоции - являются особым классом субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного вызывающего особые переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Отмечается взаимосвязь эмоций и системы ценностей личности. Непременные компоненты жизнедеятельности, средства активизации сенсорно - перцептивной деятельности личности.
В психологии эмоциями называются процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Это отражает индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.
Самая старая, по происхождению, простейшая форма эмоционального переживания это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие в противоположной ситуации.
Эмоциональные процессы, так же, как волевые, наряду с познавательными, делают значительно шире мир психических явлений. Они оказывают влияние, в частности на процесс мышления, который обеспечивает целесообразность действий и поступков человека.
Эмоции и чувства имеют свои физиологические основы:
функционирование лимбической системы;
функционирование ретикулярной формации;
поступление адреналина в кровь;
работа лобных долей коры головного мозга;
функционирование второй сигнальной системы.
В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Таким образом, эмоции связаны с общением и поведением. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции - очень важный показатель и потому - ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и, какого они свойства. Простейшая, базовая форма эмоции - так называемый тон эмоциональный ощущений генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Это весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют отношение к отдельным частным ситуациям, которые возникают в нашей жизни. Они могут возникать и без действия актуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Эмоции по происхождению представляют собой форму опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых от него скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта в поведенческой деятельности - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемых эмоциями функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, представляющим центральный нервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр. Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона - настроения. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:
1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности - например, страх, гнев;
2) к конкретным достижениям в ней - радость, огорчение;
3) к сложившимся или возможным ситуациям и пр. Характер и динамика ситуативных эмоций определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются; так, из любви может развиться гордость за любимого человека, огорчение из-за его неудач, ревность и пр.
Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:
1) в их качественных характеристиках; к ним относится: а) знак - положительный, отрицательный; б) модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и пр.;
2) в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и пр.;
3) в динамике внешнего выражения эмоций - эмоциональной экспрессии - в мимике, речи, пантомимике. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.
Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
1) в дифференциации качеств эмоций;
2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.
Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (-> эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Одно из средств общения - движения выразительные, имеющие сигнальный и социальный характер. При многих общих чертах они существенно различаются в разные исторические эпохи и в различных культурах. В структуре эмоций выделяют сильные и слабые эмоции.
ЭМОЦИЯ АСТЕНИЧЕСКАЯ - эмоции, переживание которых снижает общий тонус организма, его активность, работоспособность и пр. Сюда относятся состояния подавленности, отчаяния, грусти и пр. (=> чувство астеническое). Характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживания чувств, которые расслабляют человека.
ЭМОЦИЯ БАЗАЛЬНАЯ - теоретический конструкт, объединяющий минимальный набор эмоций, на базе которых формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. К базальным относятся эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. Именно они проявляются при электрической стимуляции различных подкорковых зон головного мозга.
ЭМОЦИЯ ПЕРВИЧНАЯ - генотипически обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удовольствие-неудовольствие, боль, страх, гнев и пр.
ЭМОЦИЯ СТЕНИЧЕСКАЯ - эмоции, переживание которых повышает общий тонус организма, его активность, работоспособность и пр. (=> чувство стеническое). Становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям,
увеличивают напряжение сил.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Является одной из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Эмоции подразделяют на:
аффекты;
настроения;
собственно эмоции;
чувства;
страсти;
стресс.
Аффект наиболее мощная эмоциональная реакция сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разгульности. Они характеризуются:
1. значительными изменениями сознания;
2. нарушением контроля за действиями;
3. утратой самообладания;
4. изменением всей жизнедеятельности организма.
Если обычная эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря.
Аффект как особенность или тип поведения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собой одну из наименее понятых и наиболее трудных проблем в данной области. Термин Â�аффектÂ� охватывает широкий круг понятий и феноменов, включая чувства, эмоции, настроения, мотивацию и некоторые влечения и инстинкты, и используется для указания на них как по отдельности, так и в целом. Гнев, радость, страх, смех, грусть, тревога, гордость, любовь, ненависть и т. д, несмотря на занимаемое ими центральное место в человеческом опыте, практически не получили должного объяснения в психологии. Теоретики и исследователи искали подступы к аффекту с самых разных сторон, часто используя противоречащие друг другу концепции. Психология аффективного развития преследует цель описания, составления карты и объяснения процессов переживания, анализа и выражения аффекта. Чаще всего аффективное развитие рассматривается совместно с когнитивным развитием. С первых дней своего существования психоанализ так же, как клиническая и генетическая психология был сконцентрирован на аффективном поведении. Психологи, оказавшиеся под влиянием идей организменной генетической психологии, высказанных Х. Вернером в 1940 г., так же проявляли устойчивый интерес к аффективному развитию в 70-80-х годах ХХ столетия. Модели аффективного развития различаются акцентом на биологических основах или факторах социализации. Дарвинистские и этологические модели придают особое значение врожденному сложному поведению и часто основываются на положении о специфичности центральной нервной системы и соответствии между стимулом и аффективной реакцией индивида. Модели социализации ставят в центр процессы научения, особенно во взаимодействии младенца и матери, и ситуативные и средовые влияния на аффективный опыт и его выражение. Опора на ту или иную модель определяет способ понимания или исследования аффективного развития. Например, биологически ориентированных исследователей может больше привлекать измерение электрофизиологической реактивности или нейрофизиологических элементов специфических эмоций. Приверженцы модели социализации интересуются наблюдением за качеством привязанности Â�родитель-ребенокÂ� и реакциями отделения в течение какого-то времени. Разнообразие моделей и теоретических перспектив необходимо для продвижения понимания аффективного развития и формирования комплексных, интегративных подходов. Это, в первую очередь, организационная перспектива Сроуфа и теория дифференциальных эмоций Томкинса и Изарда. Ярроу, проводя обзор современных знаний об аффективном развитии, обращает наше внимание на то, что: эмоциональная экспрессия может быть лучше всего понята в контексте возрастного развития. Так же и в структуре психологических изменений, сопровождающих возрастающую автономию младенца и усиливающее сознание способности управлять людьми, объектами и собой, и в структуре изменение в познавательной сфере, связанные с развивающейся памятью и достижением понимания постоянства объекта. Двигательное же выражение эмоций и способность сдерживать и корректировать реакции на эмоциональные стимулы зависят от созревания центральной нервной системы. При изучении хода возрастного развития эмоциональной экспрессии выясняется, что в некоторых своих аспектах эмоциональное и когнитивное развитие идет по параллельным линиям; в других случаях когнитивный навык оказывается необходимым условием эмоциональной экспрессии.
Настроения.
Представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает:
а) радостное;
б) печальное;
в) бодрое;
г) вялое;
д) возбужденное;
е) подавленное;
ж) серьезное;
з) легкомысленное;
и) раздражительное;
к) равнодушное.
Собственно эмоции более длительные состояния, чем аффекты. Они реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или воспоминаемые. Эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения предстоящего действия или деятельности.
Чувства внешний продукт культурно эмоционального развития человека. Они ещё более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие честно выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
Страсти сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.
Стресс представляет собой еще один вид эмоционального состояния, являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением. Это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.
Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Основной характеристикой стресса можно считать его крайнюю неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние трансформируется чаще всего в оптимальное состояние, а при неблагоприятных в состояние нервно эмоционального напряжения, сопровождающееся снижением работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Понятие стресса было впервые описано и предложено Г.Селье в 1960 году. Он установил, что на неблагоприятные воздействия разного рода организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.
В первой фазе фазе тревоги осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Организм функционирует с большим напряжением. На данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек.
Во второй фазе фазе резистенции (стабилизации) отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Если стресс продолжается долго или воздействие чрезвычайно интенсивно, развивается третья фаза.
В третьей фазе фазе истощения, исчерпав свои функциональные резервы на первой и второй фазах, организм начинает осуществлять структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
В настоящее время принято разделять стресс на два вида: системный (физиологический) и психический. Психический стресс условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильное решение в требуемом темпе. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывает с ситуациями угрозы, обиды, опасности и др.
Психологические теории эмоций
К основным аспектам анализа эмоций относят:
1. физиологические механизмы эмоций;
2. выражение эмоций (эмоциональная экспрессия);
3. эмоцию, как результат оценки ситуации (например, степени достижения цели, величины и характера расхождения между желаемым и достигнутым);
4. влияние эмоций на познавательные процессы.
В каждой теории эмоций делают акцент на одном из перечисленных аспектов.
1. Психофизиологические компоненты эмоций
На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Следовательно, выразительные эмоциональные движения рассматривались как предмет целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих свой биологический смысл одновременно выступая в качестве значимых биологических сигналов. Уязвимым в этой теории является наличие самой эволюции.
Теория П.К. Анохина
Эмоции представляют собой механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, писал П.К. Анохин, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный организм ответной организации организма.
Теория Джеймса - Ланге
Американский психолог У. Джемс и датский ученый К. Ланге предложили Â�периферическую теорию эмоцийÂ�, согласно которой эмоция является вторичным явлением осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем.
Основные положения теории были опубликованы У. Джемсом в труде Â�Принципы психологииÂ�. Он писал, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений вызываемых измерениями в деятельности внутренних органов (человеку грустно, потому что он плачет).
Некоторые положения теории были сформулированы датским психологом Карлом Георгом Ланге в 1885 году. Эта теория предлагает физиологическое объяснение механизма возникновения, организации и поддержания на определенном уровне таких отчетливо проявляющихся эмоций, как печаль, страх, гнев и любовь, а также более утонченных эмоций, к числу которых можно отнести моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Эта теория сыграла свою роль, указав на связь трёх событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Её уязвимое место сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает как первичное явление по отношению к эмоции. Фазы эмоционального переживания, обозначенные Джемсом, актуальны в науке и сегодня.
Жан Поль Сартр, критически подойдя к теории Джемса - Ланге с позиции феноменологии, отверг ее по следующим причинам. Во-первых, поведение, физиологическое или экспрессивное, не является эмоцией, как не является эмоцией и осознание такого поведения. Во-вторых, тело не Â�разглашаетÂ� свои собственные интерпретации, последние даны в сознании индивида. В-третьих, физиологические проявления эмоций представляют собой самые ординарные нарушения нормального функционирования организма и не могут быть причинами эмоций. В-четвертых, принимать во внимание только биологическое тело в отрыве от прожитой им жизни и, понимание индивидуумом тела как источника эмоций значит рассматривать тело как вещь и расположить эмоции в расстройствах тела.
Теория Кеннона Барда
Американский психолог У. Кеннон предложил альтернативную Джемсу и Ланге теорию эмоций. Он считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником эмоциогенным центром он считал таламус, который играет важную роль в регуляции основных органических процессов. По его мнению, возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга. Эти положения, в дальнейшем, развил П. Бард. Он показал, что как телесные изменения, так и эмоциональные переживания возникают почти в одно и то же время. С эмоциями из всех структур мозга связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. Экспериментальные исследования, проведенные с животными показали, что посредством электрического воздействия на эти структуры можно в определенной степени управлять эмоциональными состояниями, такими как страх и гнев.
Концепция Арнольда
Интуитивная оценка ситуации (к примеру, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию.
Если Джеймс говорил Â�мы боимся, потому что мы дрожимÂ�, то Арнольд говорит Â�мы боимся потому, что решили, будто нам угрожаютÂ�.
Далибор Бандура писал о том, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией. Он выдвинул концепцию о Â�центральном мотивационном состоянииÂ�. Это комплекс нервных процессов который возникает в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа.
Определяют характер процесса активации, выражающийся в нейрональных и вегетативных процессах, соответствующих различным уровням эмоциональной активации и типам эмоций.
Центральная задача - найти способ дифференцировки эмоциональных состояний на основе показателей физиологической активности (научиться определять с помощью измерения, какую эмоцию переживает человек). Такая возможность обоснована, к примеру, при измерении 2 показателей: ЦНС и тела можно различать шесть основных эмоциональных состояний (гнев, страх, печаль, радость, удивление и отвержение). [Аткинсон 1990]
2. Выражение эмоций
Выражение эмоций носит уникальный характер. Ч. Дарвин писал о том, что универсальность проявления эмоций имеет приспособительное значение для выживания.
Конкретные исследования показывают [Rathus, 1991], что люди разных культур от студентов европейских университетов до представителей так называемых примитивных сообществ, ведущих изолированный образ жизни, сходным образом определили ряд эмоциональных состояний людей на предъявленных фотографиях. Этими эмоциональными состояниями были: гнев, радость, страх, отвращение, печаль, удивление. Указанные эмоции можно считать базовыми или универсальными.
Характеристика основных эмоций:
радость положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;
удивление не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства;
страдание отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
гнев эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;
отвращение отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта;
презрение отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства;
страх отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
стыд отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
3. Эмоции как результат оценки ситуации
Психологический аспект эмоции оценочная функция, физическое возбуждение это необходимое, но недостаточное условие возникновения переживания определённого качества.
При одном и том же характере физиологического возбуждения эмоция может быть разной по качеству в зависимости от познавательной оценки ситуации. Это иллюстрирует следующий эксперимент, [Atkinson etal., 1990] который направлен на проверку предположения о роли когнитивной (познавательной) оценки. Испытуемым сделали инъекцию некоторого лекарственного препарата, вызывающего состояние возбуждения. Экспериментатор сообщил части испытуемых достоверную информацию о воздействии препарата: о том, что он вызывает учащение сердцебиения, тремор (дрожание) т.д. Другим испытуемым было сказано, что препарат вызывает снижение чувствительности. Таким образом, правильно информированные испытуемые имели объяснение своего возбуждение, в то время как дезинформированные его не имели.
После этого, экспериментатор, оставив испытуемых в ожидании, с помощью одного из своих помощников создал в комнатах, где находились участники эксперимента, обстановку или веселья, или гнева и раздражения. Результат самооценки эмоционального состояния дезинформированных испытуемых показали, что те из них, кто находился в обстановке веселья, оценивали своё состояние как отличительно веселое, а те, кто находился в обстановке гнева и раздражения, как относительно раздраженное. Однако самооценки эмоционального состояния правильно информированных испытуемых не были подвержены влиянию созданной обстановки.
Вывод из этого эксперимента состоит в том, что в целом оценка ситуации играет ведущую роль в субъективной дифференциации эмоций.
Говоря об оценке ситуации нужно иметь в виду оценивание индивидом возможностей удовлетворения своих потребностей, которые зависят как от внешних, так и от внутренних условий.
Различные эмоциональные состояния являются оценкой перспективы в плане удовлетворения потребностей.
Благоприятные перспективы положительные эмоции и т.д.
Такое определение доминирует в когнетивно - ориентированных теориях.
Концепция Д.Шехтера [Хекхаузен, 1986]
Необходимо различать два основных фактора или компонента эмоций: физиологический и когнитивный.
Физические возбуждения не определяют однозначно тип возникающей эмоции. Физиологический компонент обладает лишь общей энергетической функцией. Для возникновения эмоции определённого качества, определённой субъективной окраски необходима когнитивная интерпретация ситуации.
Теория Шехтера получила продолжение в работах Валинса. Теория Шехтера противоречит специфичности паттернов физиологического возбуждения для различных эмоций.
Валинс предполагает, что качество эмоции некоторым образом всё-таки зависит от физиологического возбуждения, а точнее, от восприятия человеком собственного физиологического состояния, хотя способность субъекта к распознаванию и дифференцирование паттернов физиологического состояния весьма несовершенна.
Теоретические взгляды Шехтера и Валинса имеют прикладное значение:
мы можем манипулировать эмоциональными состояниями с помощью изменения ситуативных компонентов, не только усиливая и ослабляя данную эмоцию, но и придавая ей определённый качественный оттенок.
Субъективная интерпретация эмоционального состояния зависит от восприятия внутренней, физиологической ситуации. Следовательно, можно изменить сам характер переживания с помощью предъявления человеку ложной обратной связи о его физиологическом состоянии. Это иллюстрирует следующий эксперимент, который провёл Валинс.
Испытуемым мужчинам предъявляли изображения полуобнаженных женщин. Испытуемые при этом получали ложную акустическую информацию о собственном сердцебиении. Контрольная группа слышала те же сигналы, но им говорилось, что они не имеют отношение к эксперименту. После предъявления фотографий испытуемые оценивали степень привлекательности каждой изображенных на них женщин. Выяснилось, что испытуемые экспериментальной группы предпочитали изображения, которые сопровождались изменениями учащением и замедлением (замиранием) сердцебиения. Результаты этого эксперимента позволяют сделать вывод, что оценка собственного эмоционального состояния (в данном случае удовольствия) зависит от восприятия своего физиологического состояния, на которое можно влиять с помощью обратной связи.
В психоаналитическом направлении последние тенденции представляют понимание эмоций как результата когнитивной оценки условий удовлетворения потребности, или исходов действия. Это причудливым образом перекликается с понятиями ожидания, вероятности достижения цели, валентности, развитыми в определённых подходах К.Левина, основоположника Â�теории поляÂ�.
Теория Р.Холта
Основа понятие желания.
Желание связанно с когнетивно аффективным состоянием неудовлетворенности. В основе его лежит оценка сознательной, предсознательной или бессознательной рассогласованности между тем, что воспринимается и между существующим состоянием и потенциальным. Малое или умеренное рассогласование вызывает удовольствие и интерес, а сильное и неожиданное рассогласование испуг и неудовольствие.
Таким образом, различные степени рассогласования между существующим и желаемым связанны с различными эмоциями.
Теория П.В. Симонова (информационная теория эмоций)
Эмоция, есть отражение, мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент.
Э=П (Н-С)
Где Э. эмоция; П потребность; Н- информация; необходимая для удовлетворения данной потребности; С - информация, которая может быть использована для целенаправленного поведения.
Эмоция функция двух факторов: значение мотивации или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности и информацией, доступной субъекту. Когда информации недостаточно возникает отрицательная эмоция.
Влияние эмоций на познавательные процессы
Не только когнитивные процессы влияют на эмоции, но и эмоции влияют на познавательные процессы.
Лучше запоминается та информация, которая соответствует настроению. Положительные эмоции лучше воспринимаются при хорошем настроении и наоборот.
Настроение влияет также на оценку людей и событий. [Atkinson 1990]
Теория дифференциальных эмоций Томкинса (1980)
Является обобщающей концепцией. Он пытается понять не только механизмы и особенности функционирования эмоций вообще, но и разобраться в специфике отдельных эмоциональных переживаний.
Теория допускает существование десяти фундаментальных эмоций. Они имеют: 1) специфический нервный субстрат; 2) характерны мнемические или нервно-мышечные комплексы; 3) отличительное от других субъективное или феноменологическое качество. Для различения эмоций необходим учёт этих трёх факторов.
1. интерес-волнение; 2. радость; 3. удивление; 4. горе, страдание; 5. гнев; 6. отвращение; 7. презрение; 8. страх; 9. стыд; 10. вина.
Фундаментальные эмоции, образуя устойчивые сочетания, приводят к образованию всевозможных аффективных комплексов типа тревожности, депрессии, любви и враждебности. Теория вводит понятие эмоциональной системы как совокупности элементов с определёнными соотношениями.
Теория отвечает на вопрос о причинах возникновения эмоций и подходит к этому вопросу комплексно, называя в качестве основных детерминант переживаний следующие факторы: 1) взаимоотношения субъекта с окружающей средой (восприятие); 2) индивидуальные процессы (память, воображение, деятельность эндокринной системы, обращенное мышление, пантомимическая активность).
Мотивации и эмоции две стороны процесса регуляции поведения.
Чувства.
Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
Это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно - мотивационную значимость.
Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.).
Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Это связано со сложностью явлений.
Исторически чувства формируются в процессе социального развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий.
В жизни чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства.
В процессе развития личности чувства организуются в личностную систему приоритетов, в которой одни из них занимают ведущее положение, другие же остаются нереализованными.
Классификация чувств учитывает отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, которые становятся объектами чувств:
1. моральные;
2. эстетические;
3. интеллектуальные;
4. практические;
5. родительские и др.
По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на:
1. конкретные (к ребенку, к произведению искусства);
2. обобщенные (к детям, к музыке);
3. абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п.).
Отсутствие полной классификации объясняется большим их разнообразием.
Формы переживания чувств.
Чувства переживаются иногда как:
1. приятный;
2. неприятный;
3. смешанный оттенок любого психического процесса.
Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий.
Комментарии