Современная семья и экзистенциальный подход
Современная семья находится в глубоком кризисе. В современном мире человеку проще и удобнее жить одному. Сталкиваясь в практике постоянно с проблемами семей, увидел однозначно большой экзистенциальный ресурс для личностного развития каждого члена семьи. К сожалению, экзистенциальным консультированием и психотерапией семьи практически никто не занимается. Опыт говорит о том, что в этом есть необходимость.
Опубликована в международном русскоязычном журнале по экзистенциальному праксису: Экзистенциальна традиция: философия, психология, психотерапия 1/2012 (20), г. Ростов на Дону, Россия.
Л.В. Максименко
Современная семья и экзистенциальный подход.
Проблемы современной семьи беспокоят сегодня многих специалистов. Семья в современном обществе теряет свои позиции и становится для многих людей совершенно не нужной. Также, многие считают, что семья в современный период развития общества, может мешать человеку в его личностном развитии. И нам хочется с этим не согласиться, потому что нормальная полноценная семья как раз является необходимым тренажером для развития личности человека. И притом, как маленького человека, ребенка, так и взрослого родителя. Женщина, которая занимается воспитанием ребенка, развивается вместе с ним. Ребенок задает ей много вопросов и у нее самой появляется привычка задавать больше вопросов окружающим. Она как преподаватель, который должен постоянно развиваться с собственными учениками.
Как- то не принято в экзистенциально –аналитической литературе касаться вопросов семьи и развития личности в условиях семьи. И это совершенно напрасно, так как любая система способствует развитию личности человека.
Семью можно определить как открытую систему, которая взаимодействует с окружающим миром. Отдельный человек и семья находятся в определенном контексте, среде, что дает им возможность вызывать к жизни новые возможности. В этом мы рассматриваем экзистенциально –аналитическую позицию в анализе семьи, подразумевающую у каждой системы неограниченное количество возможностей поведения развития, что подразумевает их индивидуальную неповторимость.
Понятие среды, как для личности, так и для отдельного человека подразумевает или большую ориентировку на социальные нормы и требования общества или на свои внутренние приоритеты и системы ценностей, представлений и мнений. Потребность изменения системы имеет такие источники как вовне, так и внутри.
Семья, как и отдельный человек, постоянно сталкивается с потребностью в изменении, исходящей как извне, так и изнутри.
Изучая семью в длительной перспективе, необходимо понимать то, что для этой системы характерны дисбаланс и перемены. Семья как система всегда развивается в направлении возрастающей сложности, при сохранении ее преемственности (Максименко Л.В., 2004). Эта мысль созвучна с идеей И. Пригожина о том, что если система открыта для притока энергии и информации, «вызываемые этим нестабильности не ведут к случайному поведению… наоборот, они имеют тенденцию переводить систему в новый динамический режим, соответствующий новому состоянию усложненности» (Пригожин И., 1985).
Это, в свою очередь сопровождается развитием самости индивидуальности. Развитие самости индивида влияет на семью, и семья, в свою очередь в своем развитии влияет на индивида. В связи с тем, что семья потенцирует и усложняет развитие индивида, его удовлетворенность жизнью, в случае его гармоничного развития, значительно повышается. К примеру, удовлетворенность трудом у представителей интеллектуально – сложных профессий выше, чем у представителей относительно простых профессий. Это и заставляет иногда высококлассных специалистов работать за минимальные зарплаты.
Итак, семья есть открытая система в которой ее подсистемы «человек» + «человек» могут создавать единую функциональную систему. Эта функциональная система выполняет большое количество задач.
Семья является макросистемой, которая включает в себя элементы «человек»+»человек»+… в своем развитии семья, как система должна переходить на новые уровни своего развития. И если человек в процессе своей жизни имеет выбор развития и деградации, то для семьи как системы деградация – это развал семьи и прекращение ее существования. В обычных условиях жизнь семьи конечная величина, которая связана с продолжительностью жизни ее членов.
Семья создает свою своеобразную микросреду, в которой она может быть оценена как зрелая или незрелая.
Зрелая, эмоционально стабильная, гармоничная семья характеризуется:
vособой атмосферой естественности, честности и любви (уважения);
vоткрытым переживанием чувств, неприятностей;
vтем, что в ней каждый услышан;
vвсегда спокойной обстановкой;
vтем, что живет не по догмам, а по правилам;
vкаждый ее член верит в себя.
В период перехода на новый уровень своего развития семья входит, говоря языком синергетики, в состояние автоколебаний с увеличением флуктуации (колебаний). Это можно описать так: возникает конфликт в семье, который требует разрешения. Конфликт всегда реализуется двояко – или идет развитие системы, или ее деградация (разрушение). Поэтому, поведение членов семьи в конфликтной ситуации очень важно для результата ее развития. Уход от решения конфликтов есть бомбой замедленного действия для семьи.
При разрешении конфликта семья и ее члены, как индивидуальности, переходят на новый, более высокий уровень развития (Максименко Л.В., 2004), что обогащает самость личности и повышает ее зрелость.
Успешность и неуспешность системы в первую очередь связаны с особенностями развития личности, ее целостности, способности к постижению смысла жизни(Максименко Л.В., 2004). Понимание человеком смысла жизни возникает на уровне инсайта, прозрения (Франкл В., 2001).
И фрейдовская позиция гомеостаза и экзистенциальная позиция к развитию личности представляют собой две взаимодополняющие друг друга.
Преобладающее когнитивно –эмоциональное состояние может больше проявляться в одном или другом. Тем не менее, мы живем в пространстве своих ценностей, которые ограничивают наши действия, и подталкивают к реализации задуманного (Максименко Л.В, 2004).
Современное гибкое распределение ролей в семье вносит некоторую неопределенность, усложняет семейные отношения, но увеличивает степень гибкости отношений (Максименко Л.В., 2004).
В наше время, в связи с усложнением жизнедеятельности семьи, необходимостью воспитания детей, огромной информационной нагрузкой на личность, потребность людей в создании семьи значительно снизилась. К примеру, 52% женщин в Японии считают, что вполне могут быть счастливы, не выходя замуж. И это в стране с древними семейными традициями.
Л. Бинсвангер писал, что для родившегося женщиной основа существования будет иная, чем для мужчины, факт бытия женщиной частично определяет возможности ее существования. Если она отвергает эти возможности и пытается, например, быть мужчиной или маскулинной, тогда она избрала не аутентичный способ бытия в мире. Наказание за неаутентичность – чувство вины.
Каждая третья семья, по статистике, распадается в первые 3-5 лет совместной жизни.
Проведенные нами исследования в семьях до 3 лет совместной жизни показали, что основным в супружеских отношениях считаются радость и счастье, которые переживают члены семьи (Максименко Л.В., 2004). Это соответствует психотерапевтической роли семьи, с одной стороны, и аутентичным состоянием личностей ее членов, с другой.
Нарушения в семье связаны в первую очередь с непониманием или нежеланием принимать ответственные решения по развитию семьи в нужное время и в необходимом объеме.
Нарушения в семье имеют связь с:
§ Нарушением коммуникации;
§ Нарушением эмоциональности;
Если человек не удовлетворен семейной жизнью и участвует в ней неохотно и не участвует «сердцем», то есть не испытывает чувств и радости от взаимодействия, у него наступает эмоциональное выгорание, которое может привести к развалу семьи. Обычно, проблема эмоционального выгорания рассматривается в связи с выполнением профессиональной деятельности. Однако, мы считаем, что эмоциональное выгорание необходимо рассматривать и в других социальных средах, в частности в семье. Можно рассматривать эмоциональное выгорание как глубокое нарушение аутентичности членов семьи. Это проявляется в неудовлетворенности собой, неудовлетворенности окружающим миром и ощущением собственной несостоятельности. Состояние, противоположное аутентичности – внутренняя пустота. Нужно отметить, что к эмоциональному выгоранию склонны люди с невротической личностью.
По мнению А. Лэнгле и его экзистенциально –аналитической позиции по отношению к выгоранию, истощение является ведущим симптомом.
По мнению В. Франкла, эмоциональное выгорание – это расстройство актуального состояния, которое возникает из дефицита исполненности. Исполненность - это результат воплощения в жизнь ценностей, которые человек ощущает как свои собственные. Механизм, при котором человек испытывает чувство исполненности: человек тратит время и силы своей жизни, но не истощается, поскольку получает взамен нечто, очень важное, что переживается или как равное тому, что вложено, или даже превосходит это.
Экзистенциально – аналитическая теория мотивации говорит о том, что эмоциональное выгорание возникает из –за формальной, а не содержательной мотивации деятельности. Для формирования экзистенциального выгорания необходим исходный дефицит (А. Лэнгле). Оно имеет свое происхождение в неэкзистенциальной установке. Механизм эмоционального выгорания заключается в преобладающей ориентации на цель, а не на ценность. Ориентированная на цель позиция является по сути своей неэкзистенциальной.
Эмоциональное выгорание можно рассматривать как депрессию истощения.
Оно сопровождается ориентирующейся на надобность жизненной установкой с последующей утратой чувства жизни. Стресс возникает, когда человек относится с пренебрежением к внутренним ценностям других и собственным ценностям. Когда человек не испытывает внутреннего согласия с содержанием реальной деятельности, возникает опустошение, дефицит исполнения, психическая нужда и утрата чувства жизни.
В. Франкл считал, что человек имеет три измерения:
üСоматическое измерение: слабость, бессонница, снижение иммунитета;
üПсихическое измерение: отсутствие желаний, отсутствие радости, эмоциональное истощение, раздражительность;
üНоэтическое измерение: уход от требований ситуации, уход от отношений, обесценивающие установки по отношению к себе и миру.
Эмоциональное выгорание сопровождается экзистенциальным вакуумом. Эмоциональный вакуум, по мнению В. Франкла сопровождается:
üПотерей интереса, что ведет к скуке;
üОтсутствием инициативы, что ведет к апатии;
На психологической консультации один молодой человек рассказал, что прожил с женой полтора года вместе, после чего они развелись. С его точки зрения причиной развода стала именно скука, которая поразила супругов.
Потеря интереса и инициативы приводит к чувству бессмысленности.
Истощение в работе или в семье возникает при дефиците истинного экзистенциального смысла (В Франкл). Отсутствует переживание чувства экзистенциальной исполненности (уставший, но довольный).
При эмоциональном выгорании не хватает у человека истинного, экзистенциального смысла для его действий. В таком случае нарушается мотивация.
Эмоциональное выгорание может разрешиться следующими способами:
üВыход из состояния эмоционального выгорания с восстановлением аутентичности и отношений с партнером;
üРазрыв и отказ от другого;
üУход в болезнь (развитие психосоматического расстройства с переходом в болезнь).
Профилактикой эмоционального выгорания есть наполненность жизни (Р. Каразман).
Нарушение собственной самости ведет к образованию дефицита самоценности. Дефицит самоценности уводит от построения близких отношений с партнером, к построению карьеры, стремлению к власти; упивание властью может проявляться как психическое расстройство, зарабатывание еще больше денег любой ценой с разрушением ценностной системы личности.
Сюда же можно отнести и добиться собственных целей любой ценой.
Изменение основной функции семьи с хозяйственно –бытовой на психологического комфорта в доме говорит о возрастающих экзистенциальных потребностях членов семьи и необходимости удовлетворения собственной самости. Но самость подарками не задаришь, она хочет любви, радости и счастья.
Нарушение переживания самого себя и мира проявляется в виде:
üОтсутствия телесно –психической силы;
üОщущения пустоты;
üОщущения утраты духовных ориентиров;
üЧувства бессмысленности, распространяющегося все на большее количество объектов.
Кажущийся смысл (карьера, признание) уводит человека в пустоту. Гордость за факт достижения не решает проблему. Мотивированность действий в экзистенциальном анализе описывается как ценность, переживаемая в состоянии действия без принуждения. Человек, имеющий смысл собственной жизни, ощущает себя как активный участник, сделавший свободный выбор и готовый за него ответить. Присутствует внутреннее согласие.
Для лиц с приватным типом экзистенции значение имеет то, что находится вне работы.
Деформацией приватного типа экзистенции является формирование фасадной семьи как «кажущегося смысла» семейной жизни.
Таким образом:
- семья в современном обществе теряет свои позиции и становится для многих людей совершенно не нужной;
- нормальная полноценная семья как раз является необходимым тренажером для развития личности человека;
- любая система, в том числе и семья, способствует развитию личности человека. Это в свою очередь приводит к неограниченному количеству возможностей поведения;
- семья, как и отдельный человек, постоянно сталкивается с потребностью в изменении, исходящей как извне, так и изнутри.
Список литературы.
1. Минухин С. , Фишман Ч. Техники семейной терапии. Москва, «Класс», 1998 – 296 с.
2. Максименко Л.В., Бугачевская Е.В. Психология семейных отношений Одесса, издательство Христианского гуманитарно – экономического университета. 2004 – 284с.
3. Максименко Л.В. Современная семья: проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений. Наука и образование ¹3, 2004 г. С 106 – 109.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб, «Питер», 2010- 672с.
5. Пригожин И. От существующего к возникающему. –М., 1985
6. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. 2-е издание, Гуманитарный центр, Харьков, 2011 – С 332.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 2001 -
Комментарии