Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Сфери діяльності / Наукова діяльність / Экзистенциальная психология и психотерапия / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Максименко Л.В.

                              Институт междисциплинарных проблем

Одесского Государственнего медицинского университета

Человек рождается и сразу появляется какая-то неведомая сила, которая торопит развитие его личности. Индивид не долго остается индивидом. Человек не может не развиваться, стоять на месте -это противоестественно его природе. В чем же смысл жизни этого человека, что заставляет его раз­виваться? Для него это неведомо, так же как неведомо и окружающим его людям. Но, невидимому, существуют какие-то законы развития, которые не дают человеку останавливаться в своем развитии. Развитие человека всегда связано с тем, насколько благоприятны условия, окружающие его. Когда человек маленький, защиту осуществляют те, кто его воспитывает. Однако, элементы самозащиты личности, начинают формироваться в ран­нем возрасте, вследствие столкновения с социумом. Социум большой и злой мир для ребенка, он все время грозит обрушиться на него, задавить. Как бы мы не хотели оградить маленького человека от неприятностей ок­ружающего мира, он все равно рано или поздно придет к человеку. Что же мы можем сделать, чтобы помочь маленькому человеку справиться с большим миром? Все время опекать его? Уменьшить контакт с окружаю­щим миром? Или может быть научить его быть адекватным окружающему социуму? Вопросы, вопросы, вопросы. И, тем не менее, нам очень хочется, чтобы наши дети были счастливы, счастливее нас с вами.

Западная и Восточная культуры по-разному решают этот вопрос, на протяжении существования нашей цивилизации. Если Западная культура пыталась и пытается адаптировать человека к социуму и к бурному разви­тию технотронной цивилизации, то Восточная культура направляла все свои силы на гармонию человека с окружающей природой и самим собой. Примириться с самим собой - очень сложная задача, но от решения ее мы никуда не денемся. Это на сегодняшний день одна из мало разрешимых проблем Западной цивилизации.

И тем не менее, стабилизация личности - важнейшая задача современного общества. Что же является основной движущей силой развития лич­ности? Это поиск смысла жизни.

Абрахам Маслоу, один из основоположников гуманистической психологии,  в своей иерархической модели мотивации выделял в числе пяти «уровней» потребность в безопасности и потребность в самоактуализации.

Э.Фромм, развивая «гуманистический психоанализ» и занимаясь реше­нием проблем противоречий человеческого существования в мире, особое внимание уделял двум способам существования человека («иметь» и «быть»), проблемам человеческой свободы и ее видов («свобода от» и «свобода для»), проблем им соціального характера  личности,  являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества, а также исследованиям проблемы различных видов отчуждения человека от обще­ства и способов его преодоления, важнейшим из которых он считал лю­бовь в широком смысле слова. Разработанные Э.Фроммом приемы "гума­нистического психоанализа" призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и оздоровить общество.

Вглубокой древности человек, незащищенный, одинокий з этом мире, пытался найти свое место, для того, чтобы защитить себя. Первые попытки связаны с вхождением духа в человеческое тело. Значит, я не один, не сам по себе. Что-то связывает меня с миром большим, где я лишь искра... Ге­раклит говорил, что Вселенная-это вечный огонь, а человек-искра этого вечно живого огня. Вселенная... Это очень большой мир, частью которого являюсь. Это здорово, я не сам по себе в этом большом мире. В этом мире постоянно что-то происходит, и со мной тоже. Я Человек. Меня выбрала природа  для того, чтобы я сделал что-то особенно ценное для ее развития. Готов ли я к этому? Я не знаю причин многих вещей и событий, происхо­дящих вокруг меня. И Демокрит сказал, что нет беспричинных событий, есть события, причины которых мы просто не знаем. И долго, наверное, не будем знать многих причин событий, но это не снимает с нас ответствен­ности за возложенную на нас миссию. Будем искать, постигать, принимать и отвергать. Задумываться снова и снова о своей связи с Вселенной в му­зыке. живописи, науке и естествознании. Конца этому пути нет и не будет.

Конфуций в IV- V веках до н.э., в связи с разрушением в Древнем Китае старого порядка, ищет того, что всегда искали люди на земле: как устроить человеческую жизнь, чтобы она была естественной и нормальной. И ему кажется, что в глубине прошлого, в традициях лежит то счастливое время, когда человек жил по велениям "Тянь", Неба. Им восхищались Вольтер и другие просветители и рационалисты ХVII-ХVIIIвеков. Однако, счастье не наступит, если ввести все в разумную, усредненную, рационализированную норму.

Его современник - Дао-Цзы ориентировался на природу, как целое. Для него травное понятие, это "Дао"- цель, путь бытия. Человек должен выработать какие-то условности, какие-то порядки. Надо отказаться от искус­ственного. Но принцип "недеяния" уводит человека от взаимодействия е другими людьми. Живите просто и ясно, как природа, - говорил Лао-Цзы,- отбросьте предрассудки, обычаи, загляните внутрь себя, и вы найдете то естественное и высшее "Дао", которому нет названия.

Индийские брахманы, принесшие в мир мысль о реинкарнации думали, что для того, чтобы раньше вырваться из этого круга, не ожидая, пока пройдет томительная вереница перевоплощений, необходимо подавить в себе все плотское. Усилия брахманизма прийти к познанию единого Начала через полное отрешение, через полный отрыв от материального завер­шились значительно позднее в различных формах йоги. Йога, на протяже­нии многих столетий, выработала определенные методы концепции, сосредоточенности, медитации, целью которых было только одно: освобо­дить человека от бремени материального.

Параллельно с йогой развивается иная традиция, которая потом покину­ла пределы Индии и пошла завоевывать иные страны. Она связана с име­нем Будды. Будда не собирался создавать новую религию, тем более миро­вую. Организовав небольшую монашескую общину, он говорил, что мир находится в страдании, это первое; второе, мир страдает потому, что жаж­дет жить. Жажда жизни ( тришна) -это и есть причина страдания. Найдено средство избавления от страданий -надо погасить в себе жажду и волю к жизни. Необходимо только освобождение от всего, что может его связы­вать: от уз родства, от семьи и брака, oт любви, от всевозможных почестей, богатства. Будда никогда не объясняет, почему возникла жажда жизни, возникла ли она изначально или в какой-нибудь определенный момент развития истории.

За несколько веков до нашей эры возник кришнаизм. Он привлекал тем, что открыл в вечном, бесконечном, личностное измерение и провозгласил, что самое важное для человека - относиться с благоговением к высшему "бхакти-. Он провозгласил также, что безличный Абсолют, который суще­ствовал в буддизме, становится личным, приближаясь к человеку и стре­мясь ему помочь. Кришна говорил: "Или сражайся. Это не имеет значе­ния". "Познавшие не скорбят ни о живых, ни о ушедших, ибо Я всегда был, так же как и ты, и эти владыки народов, и впредь мы все будем вове­ки, как в этом теле смертном дается детство и юность, зрелость и старость, так воплощенный сменяет тела, мудрец да не смущается этим". Брахма­низм и кришнаизм говорит, что каждый человек единосущен Богу, тожде­ствен с ним.

Богатая древнегреческая культура принесла миру преклонение перед природой, обоготворение природы и обоготворение человека, как особого существа в природе. В поисках восполнения гражданской религии, которая являлась элементом стабилизации общности и личности, греки шли двумя путями. Один путъ - это преклонение перед Матерью-Землей, Деметрой. Проходили таинства, посвясщенные Земле. Тем, кто участвовал в этих та­инствах, было обещано, что они обретут бессмертие. Земля всегда из века в век все порождает, из нее появляются первые побеги, поднимаются тра­вы и деревья. Она кормит людей. Накануне  греко-персидских войн, где Греция стала победительницей, возникла несколько странная религия, культ Диониса. Другое имя Диониса-Вакха. Толпы женшин, странно оде­тых, с дикими криками носились по рощам и священным холмам. Почтен­ные матери бросали свои очаги, молодые девушки убегали туда и никто этому не противился. Греческая женщина, лишенная не только всех прав но обычно неграмотная и в высшей степени скованная в своих действиях, вдруг нашла выход своим подавленным страстям. Считалось, что природ­ный экстаз, когда человек выпускает из себя все силы души и тела подавленные и  спрятанные, этотэкстаз приобщает его, здесь и тепер, к косми­ческому бытию, к природе. Это попытка убежать, убежать в бессознатель­ное состояние, попытка повернуть вспять ход человеческого развития. Но все это потерпело крушение - по одной важной причине. Человек не может вернуться обратно к природе. Он вызван из мира природы и его отношение к ней должно быть совершенно другим. Таким образом, две попытки вер­нуться к природе - либо через обряд земледельческий, хтонический, свя­занный с почвой , либо через экстаз растворения в природе в бешенном танце, не дал нужного результата.

Зарождение христианства принесло новые возможности для стабили­зации личности в нашем непростом мире. Христианство - это духовный путь нашего народа на протяжении многих веков с его различными интер­претациями, борьбой между конфессиями.

Имеет большое значение, развивается ли личность человека в относи­тельно стабильной социальной общности, или нет. Если социальная общ­ность относительно стабильна, то процесс адаптации не продолжается бес­конечно долго, его сменяют процессы индивидуализации и интеграции. Нужно сказать о том, что все духовные и практические искания человече­ства, направленные на защиту личности и социальных структур от разру­шения, зарождались в очень неспокойные времена, когда потребность в этом была особенно необходима. Эго естественные механизмы предот­вращения катастроф личности и общества.

В наш век, человек несколько отошел от древних традиций поиска ду­ховных опор, необходимых для его стабилизации и развития. Век необыч­ный во многих отношениях, в частности в быстром развитии научно- технического прогресса, увеличения скорости передвижения и получения информации, увеличения объема необходимых знаний в профессиональ­ной деятельности, предъявил к психологической науке совершенно новые требования, что и дало возможность столь бурному ее развитию. Но, с другой стороны возникли некоторые суррогаты изменения картины мира человека, чтобы стать счастливым. К ним можно отнести распространение алкоголизма и наркомании, о чем может быть отдельный, большой разго­вор. И тем не менее, идея самоуничтожения человека - как физического, так и духовного, никогда не была реализована в нашей цивилизации так активно, как в нашем веке.

Человек ищет счастье и любовь, и часто их не находит. Не находит, потому что в нем заложен некий бессознательный автоматический механизм, отработанный десятилетиями нашего эгоистического познания мира, наши внутренние убеждения, навыки и привычки, которые не дают Человеку возможности реализовать себя в любви и счастье. Мы потеряли и не мо­жем найти вновь в себе способность познавать мир для счастья. Человек хочет найти стабильность в  себе; счастье и любовь  вне себя, за счет других людей. Так не бывает. Только работа человека с самим собой, желание сделать  счастливыми других людей, может сделать счастливым его самого. Тогда и ощущение ощущение безопасности его личности, и бесконечная борьба за адаптацию в этом мире закончится, и начнутся процессы инди­видуализации и интеграции.

В книге пророка Ионы Б-г объясняет Ионе, что суть любви в том, чтобы «трудиться» над чем-то и «растить» нечто, что любовь и труд нераздельны. В этом заложен глубокий смысл человеческого счастья, что создает безо­пасность человека в современном мире.

 

 

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Декабрь 2024
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2025
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23  
ПТ 3 10 17 24  
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2025
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22  
ВС 2 9 16 23