ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Максименко Л.В.
Институт междисциплинарных проблем
Одесского Государственнего медицинского университета
Человек рождается и сразу появляется какая-то неведомая сила, которая торопит развитие его личности. Индивид не долго остается индивидом. Человек не может не развиваться, стоять на месте -это противоестественно его природе. В чем же смысл жизни этого человека, что заставляет его развиваться? Для него это неведомо, так же как неведомо и окружающим его людям. Но, невидимому, существуют какие-то законы развития, которые не дают человеку останавливаться в своем развитии. Развитие человека всегда связано с тем, насколько благоприятны условия, окружающие его. Когда человек маленький, защиту осуществляют те, кто его воспитывает. Однако, элементы самозащиты личности, начинают формироваться в раннем возрасте, вследствие столкновения с социумом. Социум большой и злой мир для ребенка, он все время грозит обрушиться на него, задавить. Как бы мы не хотели оградить маленького человека от неприятностей окружающего мира, он все равно рано или поздно придет к человеку. Что же мы можем сделать, чтобы помочь маленькому человеку справиться с большим миром? Все время опекать его? Уменьшить контакт с окружающим миром? Или может быть научить его быть адекватным окружающему социуму? Вопросы, вопросы, вопросы. И, тем не менее, нам очень хочется, чтобы наши дети были счастливы, счастливее нас с вами.
Западная и Восточная культуры по-разному решают этот вопрос, на протяжении существования нашей цивилизации. Если Западная культура пыталась и пытается адаптировать человека к социуму и к бурному развитию технотронной цивилизации, то Восточная культура направляла все свои силы на гармонию человека с окружающей природой и самим собой. Примириться с самим собой - очень сложная задача, но от решения ее мы никуда не денемся. Это на сегодняшний день одна из мало разрешимых проблем Западной цивилизации.
И тем не менее, стабилизация личности - важнейшая задача современного общества. Что же является основной движущей силой развития личности? Это поиск смысла жизни.
Абрахам Маслоу, один из основоположников гуманистической психологии, в своей иерархической модели мотивации выделял в числе пяти «уровней» потребность в безопасности и потребность в самоактуализации.
Э.Фромм, развивая «гуманистический психоанализ» и занимаясь решением проблем противоречий человеческого существования в мире, особое внимание уделял двум способам существования человека («иметь» и «быть»), проблемам человеческой свободы и ее видов («свобода от» и «свобода для»), проблем им соціального характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества, а также исследованиям проблемы различных видов отчуждения человека от общества и способов его преодоления, важнейшим из которых он считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Э.Фроммом приемы "гуманистического психоанализа" призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и оздоровить общество.
Вглубокой древности человек, незащищенный, одинокий з этом мире, пытался найти свое место, для того, чтобы защитить себя. Первые попытки связаны с вхождением духа в человеческое тело. Значит, я не один, не сам по себе. Что-то связывает меня с миром большим, где я лишь искра... Гераклит говорил, что Вселенная-это вечный огонь, а человек-искра этого вечно живого огня. Вселенная... Это очень большой мир, частью которого являюсь. Это здорово, я не сам по себе в этом большом мире. В этом мире постоянно что-то происходит, и со мной тоже. Я Человек. Меня выбрала природа для того, чтобы я сделал что-то особенно ценное для ее развития. Готов ли я к этому? Я не знаю причин многих вещей и событий, происходящих вокруг меня. И Демокрит сказал, что нет беспричинных событий, есть события, причины которых мы просто не знаем. И долго, наверное, не будем знать многих причин событий, но это не снимает с нас ответственности за возложенную на нас миссию. Будем искать, постигать, принимать и отвергать. Задумываться снова и снова о своей связи с Вселенной в музыке. живописи, науке и естествознании. Конца этому пути нет и не будет.
Конфуций в IV- V веках до н.э., в связи с разрушением в Древнем Китае старого порядка, ищет того, что всегда искали люди на земле: как устроить человеческую жизнь, чтобы она была естественной и нормальной. И ему кажется, что в глубине прошлого, в традициях лежит то счастливое время, когда человек жил по велениям "Тянь", Неба. Им восхищались Вольтер и другие просветители и рационалисты ХVII-ХVIIIвеков. Однако, счастье не наступит, если ввести все в разумную, усредненную, рационализированную норму.
Его современник - Дао-Цзы ориентировался на природу, как целое. Для него травное понятие, это "Дао"- цель, путь бытия. Человек должен выработать какие-то условности, какие-то порядки. Надо отказаться от искусственного. Но принцип "недеяния" уводит человека от взаимодействия е другими людьми. Живите просто и ясно, как природа, - говорил Лао-Цзы,- отбросьте предрассудки, обычаи, загляните внутрь себя, и вы найдете то естественное и высшее "Дао", которому нет названия.
Индийские брахманы, принесшие в мир мысль о реинкарнации думали, что для того, чтобы раньше вырваться из этого круга, не ожидая, пока пройдет томительная вереница перевоплощений, необходимо подавить в себе все плотское. Усилия брахманизма прийти к познанию единого Начала через полное отрешение, через полный отрыв от материального завершились значительно позднее в различных формах йоги. Йога, на протяжении многих столетий, выработала определенные методы концепции, сосредоточенности, медитации, целью которых было только одно: освободить человека от бремени материального.
Параллельно с йогой развивается иная традиция, которая потом покинула пределы Индии и пошла завоевывать иные страны. Она связана с именем Будды. Будда не собирался создавать новую религию, тем более мировую. Организовав небольшую монашескую общину, он говорил, что мир находится в страдании, это первое; второе, мир страдает потому, что жаждет жить. Жажда жизни ( тришна) -это и есть причина страдания. Найдено средство избавления от страданий -надо погасить в себе жажду и волю к жизни. Необходимо только освобождение от всего, что может его связывать: от уз родства, от семьи и брака, oт любви, от всевозможных почестей, богатства. Будда никогда не объясняет, почему возникла жажда жизни, возникла ли она изначально или в какой-нибудь определенный момент развития истории.
За несколько веков до нашей эры возник кришнаизм. Он привлекал тем, что открыл в вечном, бесконечном, личностное измерение и провозгласил, что самое важное для человека - относиться с благоговением к высшему "бхакти-. Он провозгласил также, что безличный Абсолют, который существовал в буддизме, становится личным, приближаясь к человеку и стремясь ему помочь. Кришна говорил: "Или сражайся. Это не имеет значения". "Познавшие не скорбят ни о живых, ни о ушедших, ибо Я всегда был, так же как и ты, и эти владыки народов, и впредь мы все будем вовеки, как в этом теле смертном дается детство и юность, зрелость и старость, так воплощенный сменяет тела, мудрец да не смущается этим". Брахманизм и кришнаизм говорит, что каждый человек единосущен Богу, тождествен с ним.
Богатая древнегреческая культура принесла миру преклонение перед природой, обоготворение природы и обоготворение человека, как особого существа в природе. В поисках восполнения гражданской религии, которая являлась элементом стабилизации общности и личности, греки шли двумя путями. Один путъ - это преклонение перед Матерью-Землей, Деметрой. Проходили таинства, посвясщенные Земле. Тем, кто участвовал в этих таинствах, было обещано, что они обретут бессмертие. Земля всегда из века в век все порождает, из нее появляются первые побеги, поднимаются травы и деревья. Она кормит людей. Накануне греко-персидских войн, где Греция стала победительницей, возникла несколько странная религия, культ Диониса. Другое имя Диониса-Вакха. Толпы женшин, странно одетых, с дикими криками носились по рощам и священным холмам. Почтенные матери бросали свои очаги, молодые девушки убегали туда и никто этому не противился. Греческая женщина, лишенная не только всех прав но обычно неграмотная и в высшей степени скованная в своих действиях, вдруг нашла выход своим подавленным страстям. Считалось, что природный экстаз, когда человек выпускает из себя все силы души и тела подавленные и спрятанные, этотэкстаз приобщает его, здесь и тепер, к космическому бытию, к природе. Это попытка убежать, убежать в бессознательное состояние, попытка повернуть вспять ход человеческого развития. Но все это потерпело крушение - по одной важной причине. Человек не может вернуться обратно к природе. Он вызван из мира природы и его отношение к ней должно быть совершенно другим. Таким образом, две попытки вернуться к природе - либо через обряд земледельческий, хтонический, связанный с почвой , либо через экстаз растворения в природе в бешенном танце, не дал нужного результата.
Зарождение христианства принесло новые возможности для стабилизации личности в нашем непростом мире. Христианство - это духовный путь нашего народа на протяжении многих веков с его различными интерпретациями, борьбой между конфессиями.
Имеет большое значение, развивается ли личность человека в относительно стабильной социальной общности, или нет. Если социальная общность относительно стабильна, то процесс адаптации не продолжается бесконечно долго, его сменяют процессы индивидуализации и интеграции. Нужно сказать о том, что все духовные и практические искания человечества, направленные на защиту личности и социальных структур от разрушения, зарождались в очень неспокойные времена, когда потребность в этом была особенно необходима. Эго естественные механизмы предотвращения катастроф личности и общества.
В наш век, человек несколько отошел от древних традиций поиска духовных опор, необходимых для его стабилизации и развития. Век необычный во многих отношениях, в частности в быстром развитии научно- технического прогресса, увеличения скорости передвижения и получения информации, увеличения объема необходимых знаний в профессиональной деятельности, предъявил к психологической науке совершенно новые требования, что и дало возможность столь бурному ее развитию. Но, с другой стороны возникли некоторые суррогаты изменения картины мира человека, чтобы стать счастливым. К ним можно отнести распространение алкоголизма и наркомании, о чем может быть отдельный, большой разговор. И тем не менее, идея самоуничтожения человека - как физического, так и духовного, никогда не была реализована в нашей цивилизации так активно, как в нашем веке.
Человек ищет счастье и любовь, и часто их не находит. Не находит, потому что в нем заложен некий бессознательный автоматический механизм, отработанный десятилетиями нашего эгоистического познания мира, наши внутренние убеждения, навыки и привычки, которые не дают Человеку возможности реализовать себя в любви и счастье. Мы потеряли и не можем найти вновь в себе способность познавать мир для счастья. Человек хочет найти стабильность в себе; счастье и любовь вне себя, за счет других людей. Так не бывает. Только работа человека с самим собой, желание сделать счастливыми других людей, может сделать счастливым его самого. Тогда и ощущение ощущение безопасности его личности, и бесконечная борьба за адаптацию в этом мире закончится, и начнутся процессы индивидуализации и интеграции.
В книге пророка Ионы Б-г объясняет Ионе, что суть любви в том, чтобы «трудиться» над чем-то и «растить» нечто, что любовь и труд нераздельны. В этом заложен глубокий смысл человеческого счастья, что создает безопасность человека в современном мире.