Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Вопросы образования / ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО НЕФОРМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО НЕФОРМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Максименко Л.В.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО НЕФОРМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Можно сколько угодно изучать разные вопросы, но не получив опыта в реальной ситуации жизни, мы не состоимся как специалисты.

          Психологи, как врачи, учителя и социальные работники – специалисты социального профиля, которые взаимодействуют с людьми, оказывая им помощь, предоставляя услуги или что-то другое,  всегда вступают в отношения с другим человеком, получая при этом опыт отношений и взаимодействия [1]. Социальное влияние психологов в обществе достаточно велико и будет увеличиваться с каждым годом. Люди, получившие опыт общения с психологом, понимают, что они не всегда сами могут справиться с проблемами собственной жизни. Психолог помогает другому человеку улучшить качество его  жизни, понять других людей и понять то, что он сам хочет.

          Когда человек обучается профессии, особенно связанной с работой с другими людьми, его  опыт жизни позволяет ему(или не позволяет) быть успешным в этой деятельности. Поэтому приобретение личного опыта в процессе обучения имеет особое значение. Одна из современных парадигм образования – личностно-ориентировочная – нацелена на развитие личности психолога как одного из основных инструментов в развитии специалиста-психолога [2]. В процессе обучения студентов мы проводим обсуждение важных жизненных ситуаций,  используем групповые техники работы (развивающая личность тренинговая групповая работа) для осознания студентами собственной жизни и профессионального развития. Получающий  образование психолога должен сам в процессе  образования научиться организовывать свою жизнь и быть успешной личностью. В противном случае он не сможет состояться как специалист [3].

          Предложенная Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым 2004 года в Московском государственном университете методика жизнетворчества как способа развития специалиста-психолога, была заложена в концепцию психологического факультета Христианского гуманитарно-экономического открытого университета задолго до ее воплощения в МГУ – в 1997 году в более расширенном варианте с использованием аналитической групповой методики развития личности учащихся.

          Многолетняя практика развития психологического образования вне практической деятельности психолога, привела к серьезным последствиям в становлении специалистов. Самая большая проблема заключилась в том, что специалист не может начать свою профессиональную  деятельность не имея практических навыков. И чем позже студент или специалист начинает получать практические навыки, тем сложнее продвигаться в освоении практической профессии.

          В разработке концепции подготовки психологов мы ориентировались на гуманитарный подход в первую очередь [7]. Однако сам процесс образовательной деятельности включает в себя междисциплинарный подход в подготовке психологов-консультантов. Он позволяет представить как гуманитарный, так и естественнонаучный аспекты рассмотрения многих проблем, показать их достоинство и недостатки в различных аспектах жизни человека.

          В пространстве светско-духовного образования психологов в ХГЭУ представилась возможность гуманизации образования, что соответствует социальному профилю специалиста (Л.В. Максименко, В.А. Сластенин и др.) [5, 7].

          Кроме набора практических навыков, которым он должен обладать, дипломированный специалист-психолог обязан быть готов к постоянному процессу повышения квалификации и иметь достаточный личный опыт в процессе обучения. Качества специалиста, который готов к постоянному обучению в процессе работы закладывается именно в период обучения в вузе [8]. 

          Эти процессы определяют также развитие школы-лаборатории неформального творческого развития, в частности многоступенчатый тренинг личностного роста [4].

          Образование есть система, которая включает освоение знаний, приобретение практических навыков выполнения определенной профессиональной деятельности [6].

           В пространстве неформального образования, автономность вузов позволяет формировать собственную концепцию и стратегию образования.

          Выход из социального и экономического кризиса всегда связан с пересмотром концепции образования и подготовки специалистов. Поэтому эти вопросы остаются актуальными в нашей стране [6].

          Светско-духовное образование имеет четко выраженную воспитательную функцию [6].

          Личный опыт учащегося является важной составляющей в процессе формирования и развития специалиста в области психологии и психотерапии, является неотъемлемой частью современных европейских тенденций подготовки психотерапевтов на базе гуманитарного психологического, педагогического образования, а также на базе подготовки социальных работников. Задача педагогов высшей школы сформировать у учащихся потребность в постоянном личностном развитии и самообразовании.

 

Литература

  1. Ершова-Бабенко И.В., Максименко Л.В., Журавский А.А. Вопросы методологии и методики преподавания психологии в медицинском вузе. Психологічна освіта в системі вищої школи. Збірник статей за  матеріалами Всеукраїнської науково-методичної конферненції. – Київ,1996. – С.24
  2. Кораблина Е. П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2005, том 5, номер выпуска 12.
  3. Максименко Л.В. Актуальные концепции и технологии подготовки специалистов – психологов на современном этапе развития общества. Материалы первой межвузовской научно-практической конференции «Социальному государству – социальное образование» 13-15 декабря 2002 г. Одесса. Опубликовано:  Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики. Міжвузівський збірник наукових праць, випуск 21. – Одеса,2003. – С.103-106.
  4. Максименко Л.В. Опыт подготовки специалистов – психологов в условиях опережающего обучения в пространстве современного высшего образования. Проблемы реформирования высшего образования Украины в свете Болонского процесса. Сборник статей по материалам международной конференции, прошедшей 25.10.2005. – Одесса, 2006.- С.135-140.
  5. Максименко Л.В., Ершова-Бабенко И. В. Проект «Гармония IIIтысячелетия – неразрушающее изменение». Опыт подготовки практических психологов. Соціальні технології: актуальні проблемпи теорії та практики. Міжвузівський сбірник наукових праць. Випуск 19.- Одеса, 2002. – С. 92-94.
  6. Максименко Л.В., Лисовская  З.Ю. Перспективы развития гуманитарной подготовки психологов в условиях светско-духовного образования. Материалы международной научно-практической конференции «Христианский университет XXIвека» 25-26 октября 2010 года.
  7. Панферов В. Н. Технологические аспекты профессиональной деятельности и подготовки психологов. Вестник Герценовского униврситета 2008, №6.
  8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2008.

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2024
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13
20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26