Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Психология семьи / Современные концептуальные принципы и практическое использование в работе психолога анализа системы “семья” с позиций синергетического подхода.

Современные концептуальные принципы и практическое использование в работе психолога анализа системы “семья” с позиций синергетического подхода.


"Психология семьи" Всероссийская интернет конференция, Москва, 2004 год
Максименко Л.В.
Современные концептуальные принципы и практическое использование в работе психолога анализа системы “семья” с позиций синергетического подхода.
     Облик современной семьи в нашей культуре и ментальности, в последние десятилетия, однозначно изменился. Основной, на наш взгляд, причиной этого явления есть формирование потребности членов семьи в психологическом комфорте в семье. Ведение совместного быта отходит на второй план. Это меняет и отношение специалистов, занимающихся проблемами семьи, как в теоретическом, так и в практическом плане. Семья является малой группой и системой, которая подлежит анализу.  
     Необходимая сегодня методология анализа современных, как больших, так и малых систем и процессов, содержится в теории синергетики. Это дисциплина, возникшая на основе синтеза достижений естественных и гуманитарных наук (кибернетического и системного подхода). Она изучает порядок самоорганизации и становления устойчивых структур в открытых системах. Данное направление возникло в рамках брюссельской школы лауреата Нобелевской премии И.Пригожина ("теория диссипативных структур"), а также в рамках школы Г.Хакена, профессора института синергетики и теоретической физики в Штутгарте. 
     Синергетика исходит из идей единства и системной организации всего мира, из наличия общих законов развития всех материальных систем, нелинейности (т.е. многовариантности и необратимости протекающих на всех уровнях бытия процессов), а также из положения о тесной взаимосвязи хаоса и порядка. Мир, таким образом, рассматривается ею как взаимосвязанный, постоянно изменяющийся и подвижный.
     Синергетика основное свое внимание сосредотачивает на изучении самоорганизующихся, открытых и нелинейных (развитие которых описывается нелинейными уравнениями) систем.     Живые системы, являются по определению открытыми системами, в отличии от замкнутых "равновесных структур", описывающихcя классической термодинамикой. Илья Пригожин так характеризует это различие: "Типичный пример равновесной структуры представляет собой кристалл. Диссипативные [живые] структуры имеют совершенно иные свойства: они возникают и поддерживаются благодаря обмену энергией и веществом в неравновесных условиях" [9].                                                             
     Прежде всего, синергетика исходит из положения, что динамическая устойчивость сложных процессов самоорганизации и саморазвития поддерживается благодаря следованию законам ритма, циклической смены состояний (по схеме "подъем-спад-застой-подъем"). С точки зрения этого подхода, и живое, и неживое, и человек, и мир - все подчиняется определенным "ритмам жизни". Этим же колебаниям подчиняются все общественные и социальные  процессы (непрерывная смена, чередование политических, экономических, а также, на наш взгляд, социальных подъемов и спадов  [1] , развитие этнических, национальных, производственных групп, в том числе и семьи). Пытаться нарушить эту логику - значит противодействовать естественным законам функционирования развития космоса, природы и общества.
      К ключевым понятиям теории синергетики, к которым мы обратимся при анализе семьи как системы, относятся: нелинейность, бифуркация, аттрактор, диссипативные процессы и фрактали.
     Нелинейность в данном случае означает, что развитие и возможная будущая модель самоорганизации (структура) любых химических, физических, биологических и социальных систем односторонне не предопределены, и из состояния неустойчивости и хаоса они могут перейти сразу в несколько состояний (выбрав оптимальную форму самоорганизации и порядок элементов). Само же состояние неустойчивости, из которого возможен такой переход (точнее, возможные варианты перехода), называется "точкой бифуркации" [8]. На уровне математического описания бифуркация означает ветвление решений нелинейного дифференциального уравнения. 
     Создание брачных отношений, семьи является процессом самоорганизации, когда личность каждого участника будущей семьи, как бы находится в точке бифуркации. Это соответствует необходимости выбора решения. В дальнейшем, на этапах развития семьи и прохождения ею кризисных этапов, происходит переход, через точку бифуркации, на следующий этап ее развития. Или переход может не произойти, тогда наступает разрушение системы семьи. Так как, согласно теории самоорганизации, любая система стремится к наиболее оптимальному решению, то разрушение семьи соответствует, по видимому, деструктивным изменениям личности членов или члена семьи. В данном случае особую роль, возможно, играют иллюзии личности, воспринимаемые как реальность.     Если использовать эту мысль применительно к консультированию семьи, то можно в сущности сказать, что каждая очередная встреча требует от консультанта серьезной переоценки системы, которая может уже находиться, при благоприятных условиях изменения и развития, на качественно другом уровне.
     Существующие две точки зрения на проблему развития личности: Фрейдовская позиция гомеостаза и экзистенциональная позиция развития личности представляют собой, по мнению многих исследователей, две взаимоисключающие друг друга тенденции. Однако, по нашему мнению, они являются взаимодополняющими характеристиками. Это связано с тем, что человек представляет собой целостное телесно – духовное существо. В зависимости от условий окружающей среды или от самого человека, в нем может в большей степени проявиться стремление к гомеостазу (в ситуации выживания или получения наслаждения), или к развитию личности. Но тем не менее, мы живем в пространстве своих ценностей, которые или ограничивают наши действия, или подталкивают к реализации задуманного. 
          Успешность или неуспешность системы в первую очередь связаны с особенностями развития личности, ее целостности, способности к постижению смысла жизни. Понимание человеком смысла жизни возникает на уровне инсайта, прозрения [10]. Этому невозможно научить, это должно возникнуть в процессе большой духовной работы с самим с собой.
     Шарлотта Бюлер пишет о том, что в стремлении приспосабливающегося к равновесию реальность воспринимается негативно. Из этого могут расти корни негативизма, как явления. И это говорит о том, что человек, постоянно стремящийся, или склонный к выбору стремления к гомеостазу, в принципе, негативист по своей натуре. Или очень озадачен мыслями о гомеостазе.
   На наш взгляд, ухудшение показателей „сохранности семей” в современном обществе, имеет два основных источника:
Во- первых, процессы эмансипации женщин, которые проявились в конце  XIX , начале XX веков, повлияли на изменение роли мужчины как в обществе, так и в семье;
Во – вторых, отход и отказ от “духовных” истоков отношений супругов, заложенных в каждой представленной в цивилизации культурой,  повлек за собой регресс личностного развития и формирования более низких уровней сексуального поведения человека. То есть формирование психосексуальной регрессии. “Вина” в данном случае в первую очередь может быть возложена на индустрию современной системы продаж.
     Понятие "аттрактор" близко по смыслу к понятию цель, если понимать его в самом широком, внечеловеческом смысле - как целеподобность, направленность поведения нелинейной системы, ее "конечное состояние" (завершающее некоторый этап ее эволюции). Под аттрактором в синергетике понимают весь возможный набор относительно устойчивых состояний системы, которые могут реализоваться в зависимости от тех или иных начальных условий.
   При анализе семейной системы к понятию “аттрактор” мы можем отнести как цели, внутренние ценности членов семьи, установки так и общие семейные цели и ценности, правила, которые формируются в процессе развития семьи. И есть еще одна, отличительная от других социальных групп, черта семьи: проявление чувства любви, объединяющее супругов. Трем измерениям человеческой личности соответствуют три возможные формы установки по отношению к любви. Самая примитивная – это сексуальная установка. В этом случае от телесного облика другой личности исходит сексуальный раздражитель и он является тем, что побуждает сексуальный инстинкт, физически возбуждает человека. Следующая, более высокая, форма отношения к партнеру – эротическая установка. Человек с эротической установкой не воспринимает партнера как сексуальный объект, как сексуального партнера, а проникает к душевной конституции другого человека. Эта форма отношения к партнеру соответствует влюбленности. Физические свойства партнера нас возбуждают, а в его душевные свойства мы влюблены. Влюбленный эмоционально возбужден своеобразной психикой партнера, к примеру, определенными чертами его характера. Третьей формой отношений является подлинная любовь. Любовь подразумевает связь на духовном уровне. [10]. Таким образом, можно предположить, что основным катализатором, обеспечивающим развитие системы семейных отношений, является именно любовь между супругами. Если она присутствует, то относительно быстро формируется общий аттрактор семьи как системы.
     Современные условия развития общества приводят к мысли о том, что равноправие супругов в семейных отношениях становится его характерной чертой. Роль аттрактора, однако, может принять на себя как мужчина, так и женщина в зависимости от ситуации. Эффективность этого процесса зависит от качества распределения ролей в семье.
     Синергетика принципиально исходит из того, что состояния хаоса ("смуты" и т.п.) не являются чем-то изначально вредным и разрушительным, так как в это время система выбирает различные варианты самоорганизации и останавливается на оптимальном. Выбрав таким образом оптимальную в конкретных условиях форму самоорганизации, система "сбрасывает" в окружающее пространство лишнюю, не нужную для образования и функционирования новой структуры энергию - в физико-химических процессах она выделяется в форме теплоты, в социальных процессах - в форме постреволюционного террора, уничтожающего всех, отказавшихся принять складывающийся по итогам революции порядок элементов ("революция пожирает своих детей"). В семье, в первую очередь по отношению к тем людям, которые наиболее активно вмешивались в процессы ее самоорганизации со стороны. Такие процессы сброса лишней энергии называются диссипативными ("порядок через флуктуации", по И.Пригожину). Обобщая же, можно утверждать, что все подобные хаотические состояния системы в конечном итоге играют творческую, конструктивную роль, открывая дорогу процессам самоорганизации. В связи с этим, роль психолога – консультанта в семейной терапии обязывает его только показать, какими путями может развиваться их семья, как система при определенных условиях и поступках ее членов. В данном смысле семейный конфликт можно рассматривать как естественную стадию как процесса группообразования, так и развития любой открытой нелинейной системы. 
     Фракталиями называются такие объекты, которые обладают свойством самоподобия, или, как еще говорят, масштабной инвариантности. Это означает, что малый фрагмент структуры такого объекта подобен другому, более крупному фрагменту или даже структуре в целом (подобно тому, как каждая монада у Лейбница отражает как в зеркале свойства мира в целом). Это позволяет синергетике раскрыть общие, универсальные механизмы самоорганизации объектов и систем, моделировать возможные самоорганизующиеся структуры. Синергетика объясняет, почему образуются структуры (и именно такие) в процессах самоорганизации. 
Наряду с этим, теория синергетики в корне пересматривает роль случайности в развитии материальных систем. Напомним, что в теории диалектического материализма случайность рассматривается как дополнение либо "форма проявления необходимости" (Ф.Энгельс). Согласно этому подходу, в природе и обществе все предопределено и подчинено законам необходимости, и любое случайное (недетерминированное) событие способствует либо проявлению какого-либо закона, либо не играет существенной роли.
     Синергетика же, напротив, исходит из того, что при определенных условиях случайность может определить общее направление дальнейшего развития системы. Иначе говоря, когда система находится в состоянии неустойчивости (в точке бифуркации), какое-либо необязательное (однозначно не предопределенное) внешнее событие (воздействие) может столкнуть систему в состояние "творческого хаоса" и определить ту структурно-организационную форму, которую она далее примет [3].
          Изучение моделей семейных взаимоотношений достаточно давно  выдвигали на первый план способность систем к самоподдержанию. Работы Пригожина и других исследователей показали, что если система частично открыта для притока энергии или информации, “вызываемые этим нестабильности не ведут к случайному поведению... наоборот, они имеют тенденцию переводить систему в новый динамический режим, соответствующий новому состоянию усложненности” [7].
    Таким образом, любое вмешательство в семейную систему может привести к принципиально иным новообразованиям, за счет чего изменится ход событий для системы.
     Методологическое значение синергетики состоит в создании принципиально новой парадигмы научного познания, которую можно выразить в следующих основных принципах:
1. Синергетика пересматривает прежний детерминистский взгляд на мир, согласно которому все явления подчиняются законам механики и жестко предопределены - как полагает синергетика, напротив, в мире возможны различные варианты и направления развития событий, и большую роль играет случайность.
2. Синергетика пересматривает взгляды на характер отношений человека с природой и обществом: человек должен не командовать и диктовать, реализуя умозрительные преобразовательные проекты, но прислушиваться к природе, чтобы лучше понять законы развития мира и не нарушать природный либо социальный баланс, чрезмерно ускоряя естественный ход развития событий.
3. Синергетика примиряет восточный и западный типы мышления и мировосприятия, синтезируя лучшие их стороны и формируя сознание единого человечества. От Востока синергетика берет идею целостности мира ("все во всем") и идею общего закона, единого пути, которым следуют и мир в целом, и человек в нем, а от Запада - опору на анализ и эксперимент, которые доказали свою эффективность при проведении исследований. Подобный подход изначально постулирует ценностно-мировоззренческий плюрализм и диалог и противостоит любому "монополярному мессианизму".
     Таким образом, положения  синергетики в психологии дают нам возможность получить более широкий, новый взгляд и описать проблемы, связанные с понятиями "Человек", "Личность", "Семья" и т. д [2,4,9]. 
     Особое значение при рассмотрении вопроса развития деструкции личности имеет система, которая называется "Семья". Семья является открытой системой с входящими в нее подсистемами "Человек". Подсистемы "Человек" имеют в семье свою территорию и свои границы. Но в целом система "Семья" может выглядеть как единый организм, единая функционирующая система. При нарушении функционирования семьи возникает дисбаланс в системе "Человек". Происходит с одной стороны процесс дезадаптации, который часто приводит к возникновению как личностных дисфункций, так и болезни; с другой стороны, процесс поиска решения. Это уже сложный процесс взаимодействия двух нелинейных диссипативных систем, которые оказывают влияние на процессы стабилизации или разрушения каждой из них.
     Проблема изучения семьи осложняется тем, что в западных языках мало таких слов и выражений, которые описывали бы целостные системы, состоящие из нескольких частей. Есть термин "симбиоз", описывающий систему из двух человек, находящихся в крайне патологической ситуации, когда, по словам Альберта Шефлера [11], один из ее членов "чувствует себя полностью ее частью и не адекватно ощущает себя как целое" и разрыв такой связи внутри организма может повлечь за собой, к примеру возникновение психоза. Наличие симбиоза и симбиотических отношений в семье, являющимися паразитическими, когда один из членов семьи не может функционировать без другого ни физически, ни психологически. Однако этот термин не распространяется на нормальные взаимодействия. Хотя в науке о психическом здоровье существует огромное количество исследований, посвященных нормальным взаимодействиям между матерью и ребенком, в них нет слова, которое описывало бы эту комплексную систему из двух человек. 
     Говоря об этой концептуальной трудности Артур Кестлер [12] заметил, что "стремясь избежать традиционного неверного употребления слов "целое" и "часть", приходится оперировать такими неуклюжими терминами, как "подцелое" или "частично целое". Он создал новый термин, "определяющий эти янусоподобные, двуликие существа, которые в любой иерархии занимают промежуточные уровни", - "холон", от греческого слова "холос" (целое) с суфиксом "он", что означает частицу или часть.
      Термин Кестлера особенно ценен для анализа системы семьи, поскольку единицей изучения и вмешательства здесь всегда оказывается холон. Любой холон - индивид, нуклеарная семья, расширенная семья и община - представляет собой одновременно и целое и часть, оба эти его аспекта равнозначны, не отвергают друг друга и не вступают друг с другом в конфликт. Холон проявляет энергию конкуренции, чтобы обеспечить свою автономность и самосохранение как целого. В то же время он проявляет энергию интеграции как часть. Нуклеарная семья есть холон расширенной семьи, расширенная семья - холон общины и т. д. Индивид также рассматривается как холон. Каждое целое содержит в себе часть, и в то же время каждая часть содержит "программу", налагаемую целым. Часть и целое содержатся друг в друге, обеспечивая постоянный, непрерывный процесс общения и взаимодействий [7].
     Каждый холон находится в определенном контексте. Разрушение и расшерение контекста может вызывать к жизни новые возможности.
     Семьи - весьма сложные системы, состоящие из многих индивидов, однако сами они представляют собой подсистемы более крупных систем - расширенной семьи, группы, общества в целом. Взаимодействие с этими более крупными холонами создает значительную часть проблем и задач семьи, а также ее систем поддержки.
     Далеко не так важно, каким именно образом семья решает свои задачи, - важнее то, насколько успешно это делается. Семья - это холон, входящий в более широкую культуру, и задача семьи - стать более адекватной в рамках возможностей, существующих в данной семейной и культурной системе. Исходя из этого, можно сказать, что именно семья играет особую  роль в процессах адаптации человека с окружающим миром, как на биологическом, так и на социальном уровне.
     Семья, так же как и отдельный человек, постоянно сталкивается с потребностью в изменении, исходящей как извне, так и изнутри. 
     Перемена - это в сущности норма, и в длительной перспективе в каждой семье заметны большая гибкость, постоянные флуктуации и, вполне вероятно, больше дисбаланса, чем равновесия. Изучать семью в длительной перспективе - значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени, в прошлом, настоящем и будущем.
    Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции. Потребность в переменах может активизировать механизмы, противостоящие отклонениям, однако в целом система развивается в направлении возрастающей сложности. Хотя семья может совершать флуктуации лишь в пределах определенного диапазона, она обладает поразительной способностью адаптироваться и изменяться, в то же время сохраняя приемственность.
     В живой системе флуктуации, происходящие либо внутри, либо вне системы, придают ей новую структуру: "Новая структура всегда есть результат нестабильности. Она возникает в результате флуктуации. Хотя обычно за флуктуацией следует реакция, снова возвращающая систему в невозмущенное состояние, в момент формирования новой структуры флуктуация, наоборот, усиливается". Классическая термодинамика, заключает Пригожин, "в сущности, представляет собой теорию разрушения структуры... Однако такая теория должна быть так или иначе дополнена теорией возникновения структуры" [9].
     Семья, будучи живой системой, обменивается с внешней средой энергией и информацией. За флуктуацией, внутренней или внешней, обычно следует реакция, которая возвращает систему в стабильное состояние. Однако когда флуктуация усиливается, в семье может наступить кризис, в ходе которого происходящие изменения переводят ее на иной уровень функционирования, позволяющий справиться с ситуацией.
     Из представления о семье как о живой системе вытекает, что, изучая любую семью, ее развитие происходит таким образом, что периоды нарушения равновесия чередуются с периодами гомеостаза, а флуктуации не выходят за пределы, допускающие управление ими.
     Основываясь на этом взгляде на систему, при изучении семьи можно сразу определить стадию развития, на которой находится семья, потому что кризис семейной системы повторяет схему развития. В отличии от других систем, она не ограничена индивидом и контекстом. Связанные с развитием изменения индивида оказывают влияние на семью, а изменения в семье и во внесемейных холонах оказывают влияние на индивидуальные холоны. Развитие семьи происходит поэтапно, с возрастающим усложнением. Существуют периоды равновесия и адаптации, характеризующиеся овладением соответствующими навыками и задачами. Существуют и периоды дисбаланса, вызываемого либо индивидом, либо контекстом. Они приводят к скачкообразному переходу на новую, более сложную стадию, на которой вырабатываются новые задачи и навыки. Наиболее часто, система семьи при переходе на новые уровни требует выработки по меньшей мере новых правил или стереотипов взаимодействия в системе, или приобретения более высокого уровня гибкости взаимоотношений [5].
Можно выделить два основных принципа отношения к системам:
1) не  навязывать системам не свойственного им поведения;
2) подталкивать систему на одну из ее собственных линий развития.
 
     Современная семья сегодня в первую очередь должна обеспечить психологический комфорт ее членов. Для того, чтобы комфорт был обеспечен, семья должна сформироваться как система, обладающая специфическими свойствами, формирующимися за счет развития ее духовности [6].
     Характерной чертой современной семьи является отсутствие регламентированности ролей у супругов. Это усиливает некоторую неопределенность отношений, но делает саму семью, как систему, и каждого ее члена более креативными, способными к гибкости и развитию. Гибкий подход к распределению ролей в семье, в первую очередь, с большим вовлечением женщины в производственную деятельность, желанием получить хорошее образование и профессиональную подготовку.
Выводы.
1. Синергетика рассматривает открытые и нелинейные системы, которой семья явяляется в том числе.
2. Синергетикой рассматривается динамическая устойчивость сложных процессов самоорганизации и саморазвития, которая поддерживается благодаря следованию законам ритма, циклической смены состояний (по схеме "подъем-спад-застой-подъем". Данное положение отображает процессы развития семьи как системы.
3. Ключевые понятия синергетики: нелинейность, бифуркация, аттрактор, диссипативные процессы и фрактали отображают в полной мере развитие семьи как системы.
4. Нелинейные системы из состояния неустойчивости и хаоса могут перейти сразу в несколько состояний (выбрав оптимальную форму самоорганизации и порядок элементов). Данное положение имеет как теоретическое, так и практическое значение в анализе как самоорганизации личности при создании семьи, так и функционирующей системы семейных взаимоотношений.
5. Так как, согласно теории самоорганизации, любая система стремится к наиболее оптимальному решению, то разрушение семьи соответствует, по видимому, деструктивным изменениям личности членов или члена семьи. В данном случае особую роль, возможно, играют иллюзии личности, воспринимаемые как реальность.
6. Каждая очередная встреча требует от семейного консультанта серьезной переоценки системы, которая может уже находиться, при благоприятных условиях изменения и развития, на качественно другом уровне.
7. В зависимости от условий окружающей среды или от самого человека, в нем может в большей степени проявиться стремление к гомеостазу (в ситуации выживания или получения наслаждения), или к развитию личности.
8. Успешность или неуспешность системы в первую очередь связаны с особенностями развития личности, ее целостности, способности к постижению смысла жизни. Понимание человеком смысла жизни возникает на уровне инсайта, прозрения.     
9. Человек, постоянно стремящийся, или склонный к выбору стремления к гомеостазу, в принципе, негативист по своей натуре.
10. Большое количество разводов и нежелания людей создавать семью связано с изменениями, произошедшими в течение XX века: изменение ведущей роли мужчины в семье и психосексуальная регрессия, наблюдаемая в современном обществе.
11. Основным катализатором, обеспечивающим развитие системы семейных отношений является именно любовь между супругами. Если она присутствует, то относительно быстро формируется общий аттрактор семьи как системы (ценности, правила и др.).
12. Роль аттрактора, однако, может принять на себя как мужчина, так и женщина в зависимости от ситуации. Эффективность этого процесса зависит от качества распределения ролей в семье.
13. Роль психолога – консультанта в семейной терапии обязывает его только показать, какими путями может развиваться их семья, как система при определенных условиях и поступках ее членов.
14. Любая нелинейная открытая система несет в себе потенциал развития.
15. При определенных условиях случайность может определить общее направление дальнейшего развития системы.
16. Развитие личности в конструктивной семье происходит более интенсивно за счет необходимости развития гиперсистемы “семья”.
17. Далеко не так важно, каким именно образом семья решает свои задачи, - важнее то, насколько успешно это делается.
18. Семья играет особую  роль в процессах адаптации человека с окружающим миром как на биологическом, так и на социальном уровне.
19. Изучать семью в длительной перспективе - значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени, в прошлом, настоящем и будущем.
20. Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции.
21. Если система частично открыта для притока энергии или информации, “вызываемые этим нестабильности не ведут к случайному поведению... наоборот, они имеют тенденцию переводить систему в новый динамический режим, соответствующий новому состоянию усложненности”.  
22. Периоды нарушения равновесия в семье чередуются с периодами гомеостаза, а флуктуации не выходят за пределы, допускающие управление ими.
23. Кризис семейной системы повторяет схему развития.
24. В современной семье предпочтителен гибкий подход к распределению ролей между ее членами.
 
Список литературы.
1. Бирюков С.В. Синергетика vs. монополярность. http://www.russ.ru/politics/20030430-bir.html
      2.  Ершова-Бабенко И.В. Методология исследования психики как 
           синергетического объекта. Одесса,: ИНДЕКОМ, 1993-210с.
      3.  Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир. // Философия и жизнь,   
           1991, # 7, С.4-6, 21-22.
      4. Максименко Л.В. Некоторые аспекты рассмотрения клинического  
          мышления врача// Психолог³я на перетинн³ тисячол³ть. Зб³рник 
          наукових праць учасник³в П`тих Костюк³вських читань. Т II. Ки¿в, 
          1998.-С 378-388.   
      5. Максименко Л.В. Синергетика, психология и медицина. Проблемы  
         клинического мышления врача, а также возникновения и развития 
         патологического процесса. Синергетика, ¹ 1. 2000. - С. 19 - 21. )
      6. Максименко Л.В. Современная семья. Проблемы диагностики и 
         коррекции взаимоотношений. Наука ³ осв³та. Науково – практичний 
         журнал П³вденного наукового центру АПН Укра¿ни. ¹ 3, 2004. С – 106  
         – 109
      7. Минухин С. Фишман Ч. Техники семейной терапии. Москва, "Класс", 
         1998 - 296 с. 
      8. Пригожин И.Р. Природа, наука и новая рациональность. // Философия и 
         жизнь, 1991, # 7, С.36.).
      9. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. 
    10. Франкл В. Психотерапия на практике. Сп/б, “Речь”, 2001.
    11. Albert Schefler, "Family Communication  and Social Connectedness in the   
         Development of Schisophrenia", in Maurisio Andofi and Israel Zwerling, 
         Dimensions in Family Therapy (New York: Guilford Press, 1980), chap. 9.
    12. Arthur Koestler, Janus:  A. Summing Up (New York: Vintage Books, 1979), 
         p. 33. 
 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2024
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13
20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26