Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Клиническая психология / Формирования и развития профессионального клинического мышления врача с позиций современной психологической науки и постклассической методологической базы.

Формирования и развития профессионального клинического мышления врача с позиций современной психологической науки и постклассической методологической базы.


Профессиональное мышление врача и учителя - особенности его формирования и пути развития.

Summary.

Doctor's and teacher's professional thinking based on formed teoretic, creative thinking. Signae systems characterise peculiarity of professional work, is a result self - organization psychics.

Doctor's and teacher's professional thinking has three phases: 1) analysis, synthesis and conclusion; 2) deciding; 3) doing an action. Intention is definited by professional's work. The method and the intention is the first conception action's operation. Uncompleted action is incluted to the afteraction. Then somebody have made an action they must feel keenly their reaction on it and on them self. Forming of doctor's and teacher's professional thinking.

Then doctor's and teacher's professional thinking is forming a refusal of analogy's principle is necessary and forming of sensible type of professional thinking.

Изучая психологические проблемы формирования мышления специалиста - учителя и специалиста - врача необходимо обратить внимание на то, что и тот и другой специалист должен обладать теоретическим мышлением. Практическое мышление данных специалистов должно базироваться на уже сформированном теоретическом, творческом мышлении [2, 5, 6, 9 ].

Психическая деятельность человека обширна и многогранна. Процесс мышления является частью его психической деятельности. Поэтому, анализируя вопросы профессионального мышления мы обращаем внимание на многие аспекты психической деятельности человека, которые имеют связь с мыслительной деятельностью. Специфика каждой профессиональной деятельности и определяется особенностями функционирования мышления во взаимосвязи с другими компонентами, обеспечивающими его эффективность. Это и определяет специфичность формирования профессиональных видов мышления.

Важен тот факт, что в отечественной литературе появилось более или менее однозначное отношение к понятию "мышление". Мышление рассматривается в настоящее время как "форма взаимосвязи живых существ с предметным миром". Психика человека взаимодействует с культурой и информацией из окружающего мира, создавая диссипативные структуры. В аспекте рассмотрения данной проблемы характер знаковых систем (слов, знаков, символов и мифов), которые характеризуют особенность профессиональной деятельности человека, являются неотъемлемым

атрибутом формы активного отображения окружающей действительности. Они несомненно являются результатом самоорганизации человеческой психики [10].

Причин для рассмотрения вопроса о формировании профессионального мышления много.

Во - первых, современное состояние объема информационных профессиональных потоков требует однозначно использования в полном объеме инновационного метода обучения для подготовки как учителя, так и врача. Во - вторых, врач должен обладать умением научить своего пациента быть здоровым, выполнять рекомендации для эффективного процесса лечения.

Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию [8].

Таким образом, первое в инновационном обучении - это развитие способностей на основе образования и самообразования.

Однако, приобретение знаний "частями" не дает возможность представить себе полную картину темы и предмета изучения, так как чтение лекций ограничивается часто отдельными темами или разделами, что не дает целостного представления о предмете. "Фундаментальное естественнонаучное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека"(Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).

Если в 60 - 80 - е годы была характерна формула образования "Знать все о немногом и немного обо всем", то 90 - е годы породили новую формулу - "Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность". Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине - вот цель современного учащегося, особенно студента.

Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук.

Потребности сегодняшнего дня требуют, чтобы все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний с установлением межпредметных связей и целостных представлений.

 

 

Для реализации инновационного образования используется акмеологический подход, который тесно связан с сущностным подходом учитывая то, что ее объектом изучения является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации. Предмет акмеологии - творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации (Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995).

Профессиональное мышление врача и учителя имеет фазу анализа, синтеза и умозаключения, то есть создания модели своего видения проблемы; фазу принятия решения, и фазу совершения поступка. Отсутствие качественного формирования одной из этих фаз профессионального мышления приводит к формированию явно низкой квалификации специалиста. Недостаточное формирование одной из фаз приводит к деформации и других фаз.

Важное значение в процессе формирования профессионального мышления имеет поступок, который завершает формирование окончательного решения. Действие и последействие являются важными элементами формирования профессионального мышления и врача и учителя. Способ выполнения действия связан в первую очередь с процессом адаптации личности, а цель - с творчеством [7].

Цель определяет действия специалиста и профессионала. Еще И.П. Павлов писал о том, что на уровне физиологических систем, на уровне даже инстинкта конец одной рефлекторной дуги есть началом последующей. Организм сам в себе имеет цель, и И.П. Павлов предложил термин "рефлекс

 

цели".

Человек, его личность и психика являются неравновесной, диссипативной системой, которая в процессе своего развития имеет два пути: прогресс и регресс [3]. Психическая организация человека устроена таким образом, что человек постоянно должен формировать цели своей психической жизни, личности, индивидуальности. Если цель реализована, а последующая цель не сформирована - начинается процесс регресса психической функции, что на физиологическом уровне выражается в нарушении Павловского "рефлекса цели". Это, по всей видимости, является одной из причин возникновения многих заболеваний у человека.

Способ и цель есть первыми выходными понятиями действия поступка. Формируя цель, человек проявляет творческую активность, что расширяет его профессиональные возможности, увеличиваем "гибкость личности". Проявляя творческую активность профессионал, врач или учитель, использует гуманный способ "подчинить себе другого человека" [7].

Если человек верит специалисту, то он максимально эффективно воспринимает всю информацию, которая к нему поступает от врача или учителя.

Истинная культурно - историческая психология имеет в своих отраслях знания содержание всего того, что сделал человек и что он сделал своим. Это относится к понятию действия. В дальнейшем происходит процесс последействия, который открывает перед исследователем новую отрасль человеческого духа. Действие произошло, однако поступок еще не завершился. Совершив поступок, человек должен пережить свою реакцию на него и на самого себя, то есть выразить свои осознаваемые ценностные ориентации. Человек теперь знает, что он сделал, и оценивает свое действие, соотнося оценку с эталоном моральным, познавательным, эстетическим, ибо только после произведения действия человек осознает настоящий драматизм поступка как такового [4, 7]. Это порождает чувство страха, которое находится на подсознательном уровне и не осознается.

Формирование профессионального мышления врача и учителя в наше время требует отхода от профессиональной деятельности по принципу аналогий, то есть работы по имеющимся алгоритмам методик преподавания у учителя и имеющихся картин заболеваний у врача, а требует развития разумного типа профессионального мышления [1, 9], когда личность специалиста четко определяет свои цели и задачи, имеет высокие ценностные ориентации и проявляет гибкость своего мышления. Готовых ответов на многие вопросы и проблемы реализации профессиональной деятельности нет. Поэтому гибкость мышления и творческий подход к своей работе можно считать одними из основных признаков высокоэффективной профессиональной деятельности как учителя, так и врача.

Список литературы.

  1. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования. // Психологическая наука и образование. - 1999. - № 2. - С. 33 - 45.
  2. Боно Э. Латеральное мышление. СПб., "Питер", 1997. - 316 с.
  3. Ершова - Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Одесса, 1993 - 210 с.
  4. Зинченко В.П. Саморазвитие духа. // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 4- 11.
  5. Грединарова Е М. Развитие творческого мышления как условия

 

успешного обучения. //Практична психологія. - 1999. - № 1. - С. - 13 - 15.

  1. Решетова З. А. Структура ориентировочной деятельности и ее особенности при формировании теоретического мышления. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1998. - № 2. - С. 14 - 20.
  2. Роменець В. А. Історичне становлення психологічних знань. Основи психології ( За загальною редакцією О.В. Киричука, В. А. Роменця). Київ, "Либідь". - 1996. -С. 101 - 105.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на Дону, "Феникс", 1999. - С. 563 - 568.
  4. Урванцев Л.П. Индивидуальные различия в практическом мышлении (на материале решения врачом практических задач). // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - С. 97 - 107.
    1. Ханонкин А. А., Шатагина А.Я. Психика и знаковые системы. // Психологія на перетині тисячоліть. Збірник наукових праць учасників П'ятих Костюківських читань. - 1999. - Т - III. - С. 444 - 448.

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2024
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13
20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26