Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Клиническая психология / Формирования и развития профессионального клинического мышления врача с позиций современной психологической науки и постклассической методологической базы.

Формирования и развития профессионального клинического мышления врача с позиций современной психологической науки и постклассической методологической базы.


Реферируемое диссертационное исследование посвящено проблеме изучения вопроса формирования и развития профессионального клинического мышления врача с позиций современной психологической науки и постклассической методологической базы. Актуальность избранной проблемы обусловлена потребностями как теоретической науки, так и практики. Опыт работы кафедр, преподающих психологические дисциплины, свидетельствует о необходимости включения в практический курс подготовки врача в медицинских вузах не только специальные клинические задачи, позволяющие сформировать клиническое мышление, но и на ранних этапах обучения ввести как развивающие психологические тренинговые программы, так и упражнения, помогающие формированию и развитию клинического мышления, связанного с развитием теоретического мышления. Отсутствие типовых программ и следовательно конкретных рекомендаций по вопросу формирования и развития профессионального клинического мышления врача приводит к тому, что только 9,8% студентов и 8,5% врачей используют при решении клинической задачи предварительное построение замысла как способ решения сложной задачи с использование теоретического мышления (Андронов В.П., 2000). Актуальность заключается в том, что в последние десятилетия психологами и специалистами других специальностей достаточно активно обсуждается вопрос о клиническом мышлении врача - специалиста с одной стороны. Обсуждение часто находится на уровне выяснения вопроса, существует ли клиническое мышление - как особый вид мышления. Какого его содержание и структура. В то же время, с другой стороны, вопросу формирования клинического мышления уделяют внимание многие кафедры медицинских вузов, обучая студентов специальности врача. Несомненно, психологическая наука на современном этапе своего развития дает возможность использования ее в общей медицинской практической деятельности, в процессе обучения студентов в медицинском вузе. В результате проведенного исследования мы предлагаем методику формирования и развития клинического мышления с использованием изучаемых студентами психологических дисциплин в медицинском вузе, что даст возможность по новому рассмотреть эту проблему, оценить те изменения в медицинской практике и в системе взаимоотношений врач - больной, которые произошли за последние десятилетия и требующие пересмотра подходов к формированию клинического мышления врача. Наш многолетний опыт работы в системе практического здравоохранения, второе психологическое образование, научно - исследовательская работа последних лет, дает возможность посмотреть на эту проблему под несколько иным углом зрения, чем это обычно было принято. В первую очередь необходимо отметить, что в последние десятилетия изменилась модель взаимоотношений врач - больной, врач - здоровый человек. Если ранее врач, в процессе взаимодействия, рассматривался в большей степени как учитель, наставник, то сегодняшний уровень развития человеческих взаимоотношений требует изменения этой модели. На сегодняшний день более перспективной моделью взаимоотношений является модель врач - больной как взаимодополняющие звенья процесса лечения, система врач - больной как партнерская система. Однако, научить пациента быть здоровым остается одной из основных "учительских" задач врача. Изменение ситуации потребовало от врача не только осмысления и пересмотра своих личностных позиций, но и переформирования своих личностных и профессиональных умений и навыков. Сегодня человек, обращающийся к врачу, хочет увидеть в нем высокообразованного и доступного к взаимодействию человека, который может и должен по своим личностным качествам стать для него на какой - то период времени близким человеком, соратником в работе над собой, в процессе лечения и реабилитации. Необходимо отметить тот факт, что современный период развития профессиональной информации создает определенные трудности с ее поиском и усвоением. Это требует формирования особых качеств мышления специалиста по "сворачиванию" и "разворачиванию" информации, что создает необходимость разработки и развития новых современных технологий профессионального образования. Использование современной методики формирования клинического мышления даст возможность будущему врачу быть более эффективным в процессе профессиональной деятельности, что является наиважнейшим результатом, который можно получить в процессе обучения студентов. Этот результ необходим в современных условиях реорганизации и осмысления состояния Украинского здравоохранения и системы профессионального медицинского образования. Особенности нашего менталитета и субкультуры показали, что перенос Западной модели оказания медицинской помощи, в частности Американской, (медицина как высокотехнологичный "завод" для оказания медицинских услуг) неприемлема в наших условиях. В конце концов она ухудшает процесс формирования и развития клинического мышления готовя врача к методу диагностики по алгоритму. Невозможность реставрации старой модели оказания медицинской помощи заставляет нас обратить внимание на необходимость создания новых эффективных моделей оказания медицинской помощи, что требует использования современных достижений психологической науки с позиций оценки, анализа и выработки эффективных профессиональных тактик. В медицине мы имеем дело с несколько специфическим предметом деятельности, фактически с самими собой - с нашей системой физического тела и системой психической реальности. Сохранение биологической жизни субъекта, проведение специальных манипуляций в медицине, является основной конечной задачей в процессе деятельности врача. Исходя из этого, мы рассматриваем клиническое мышление как один из наиболее важных механизмов мышления, требующий специального развития и подготовки в процессе обучения и деятельности. Под профессиональным медицинским мышлением понимается рефлексивная умственная деятельность врача, обеспечивающая постановку и решение диагностических, лечебных и профилактических задач через анализ генезиса и развития патологических процессов (болезней) и их этиологических факторов. Поэтому, такое мышление следует рассматривать как воспроизведение в идеальном плане реальной врачебной деятельности (Андронов В.П., 1999). Процесс формирования клинического мышления является специфическим процессом, который включает в себя: - формирование личности врача за счет усвоения моральных норм, которые существуют в обществе как эталон в процессе взаимодействия между людьми; - фукционирование врача – специалиста в рамках медицины, которая является слабоструктурированной предметной деятельностью; - учет изменения структуры профессионального мышления врача в связи с появлением большой базы инструментальных и лабораторных методов исследования; - умение проведения многофакторного анализа ситуации и принятия решения в лечебной деятельности; - учет необходимости формирования блока мыслительной операции, который включает в себя процесс диагностики, а также связанный с ним процесс принятия решения и произведения действия (совершение поступка) в профессиональной деятельности; Подходы к вопросам формирования клинического мышления, на основании большого фактического материала, который накопился в теории медицины и психологической науке, должны быть переосмыслены на современном этапе развития общественных отношений. Современный период развития медицинской науки и практики, а также ее кризис, требуют переосмысления подходов к формированию клинического мышления. Предлагаемая нами методика формирования клинического мышления врача в процессе его обучения в медицинском вузе, даст возможность повысить эффективность профессиональной деятельности за счет: - осознания формирования своей личностной роли в процессе лечения больного в современный период развития общества и человека; - механизмов формирования навыков мыслительной деятельности и связи ее с физическим воздействием (манипуляциями) в процессе проведения профессиональной деятельности врача; - формирование мыслительного навыка законченного действия совершения поступка. Само понятие системы психики воспринимается как совокупность развивающихся во времени и взаимодействующих процессов и состояний, хаоса и порядка как предельных состояний - минимального и максимального, приводящих к возникновению нового динамического состояния. Первостепенное значение при данном подходе приобретают такие свойства системы психики человека, как нелинейность системы и когерентность поведения ее элементов или подсистем, лежащие в основе других свойств психической системы, а также вероятностный не жесткий характер связей между этими свойствами (Ершова-Бабенко 1993). Таким образом, необходимость исследования человека, его подсистем психической реальности, формирование специфических профессионально ориентированных подсистем, в частности специфического мышления врача (клинического мышления), с позиций комплексного подхода, междисциплинарная задача первейшего теоретического и практического значения. Необходимо отметить, что психологическая наука накопила за последние 50 лет огромный опыт создания моделей не только эффективного поведения, но и методов проведения анализа в процессе профессионального мышления специалиста любой области человеческой деятельности. Данная работа предполагает создание методики формирования клинического мышления на различных этапах обучения студентов медицинских вузов при изучении психологических дисциплин. Целями данного иссследования является: - выявление специфических черт профессионального клинического мышления врача и проведение анализа его формирования; - формирование клинического мышления в процессе обучения в медицинском вузе с использованием специфических психологических элементов на неспецифическом и специфическом профессиональных уровнях. Задачами проводимого исследования являются: - изучение основных элементов профессионального мышления врача, их рассмотрение в историческом аспекте развития медицинской науки; - классификация этапов изучения клинического мышления врача; - определение места клинического мышления в системе категорий мышления на современном этапе развития науки; - определение мышления как инструмента деятельности (процесс формирования профессиональных навыков); - создание методики формирования профессионального мышления врача (клинического мышления) у студентов медицинских вузов, а также методов его контроля и анализа. Методологической основой выполняемой работы является представление о психической деятельности человека как о синергетической системе, обладающей свойствами открытой нелинейной системы (Ершова - Бабенко И.В., 1993). Методы. Для проведения исследования используется : - изучение имеющейся литературы по данному вопросу; - классификация периодов изучения вопросов клинического мышления; - создание модели современного представления о клиническом мышлении врача с учетом современных требований к деятельности врача; - создание метода формирования клинического мышления врача с учетом оценки его эффективности; - коррекция метода формирования клинического мышления врача с учетом этапа обучения в медицинском вузе; - отработка элементов методики как экспериментальной модели в программах психологических дисциплин с группой испытуемых в количестве 250 человек (контрольная группа 250 человек), которые являются студентами ОГМУ. Методика оценки эффективности внедрения методики формирования клинического мышления включает в себя оценку мыслительной деятельности. Будут оцениваться: 1. Осведомленность. 2. Исключение лишнего. 3. Поиск аналогий. 4. Определение общего. 5. Арифметический показатель. 6. Определение закономерностей. 7. Геометрическое сложение. 8. Пространственное воображение. 9. Запоминание. Для контроля используется тест умственных способностей (ТУС - адаптация последней версиии теста Р. Амтхауэра), адаптированный научно-производственным цетром "Психодиагностика", г. Ярославль ( 1993 г). Ожидаемые результаты. 1. Определение особенностей формирования клинического мышления, его специфических и неспецифических черт, в зависимости от стадии обучения в медицинском вузе. 2. Приобретение студентами медицинских вузов специфических и неспецифических навыков в результате внедрения методики формирования клинического мышления на различных этапах обучения. 3. Оценка методики формирования у студентов медицинских вузов клинического мышления. Научная новизна работы состоит в том, что в ней проведена систематизация исследования клинического мышления в психологии, с учетом проведенных исследований в медицине. Предложена методика формирования клинического мышления, которая учитывает современный этап развития медицинской науки и практики, а также современное состояние психологической науки. Методика рассматривает задачу формирования клинического мышления на уровнях: - формирования личностно - профессионального психологического профиля специалиста (с учетом формирования новых технологий работы с информацией, современных высокотехнологичных моделей мышления, формирования эффективных целей, мотивов и действий (поступков), в профессиональной деятельности); - формирования отдельных мыслительных операций; - формирование эффективных моделей межличностных отношений; - формирование тактики ведения больного на постдиагностическом этапе. Научная новизна полученных результатов представляется также в виде дальнейшей разработки положения о том, что в настоящий период развития медицинской науки и практики перспективным является разумный тип мышления, а не рассудочно - эмпирический (Андронов, 1992, 1999, 2000), который приводит к диагностическим ошибкам в практической медицинской деятельности. Мы проанализируем следующие теоретические положения: 1. Понятие "диагностическое мышление" и "клиническое мышление" не тождественны. 2. Если "диагностическое мышление" использует технологии постановки диагноза, то "клиническое мышление" включает в себя "диагностическое мышление", а также процесс принятия решения (совершение действия) врачом о тактике ведения больного на всех стадиях процесса болезни, в период ремиссии и выздоровления для проведения реабилитационным мероприятий. 3. Любая деятельность человека связана с особенностями формирования его личности. Деятельность врача складывается из владения логическим, интуитивным и психологическим аппаратами, а также личностных качеств, определеления мотива действия и цели поступка. 4. В связи с актуальностью инновационного метода обучения, с существующими большими информационными потоками, возникает необходимость формирования таких качеств мышления специалистов, которые дадут возможность закрепления процесса потребности в образовании и самообразовании в период профессиональной деятельности. 5. Не целесообразно, как это было принято раннее, концептуальное разделение в подготовке врача - практика и врача - ученного на этапе вузовского образования, так как процесс постановки диагноза есть процессом, требующим проявления теоретического, научного мышления. Решение диагностической задачи часто происходит на уровне инсайта. 6. Изменение ситуации в практической медицинской деятельности в последние десятилетия в сторону преобладания полипатологии (наличия нескольких и более заболеваний) требует формирования профессиональной мыслителной деятельности с учетом этого. 7. Процесс диагностики является процессом поиска принципиально нового, то есть "открытия". Для этого необходимо исспользовать в процессе формирования профессионального мышления как логического, так и латерального (интуитивного) мышления. 8. Рассмотрение профессионального мышления как самоорганизующейся открытой нелинейной системы. 9. В последние десятилетия произошло изменение поведенческой модели взаимоотношений врач - больной. Если ранее существовала модель "врач - учитель - больной - ученик", то в настоящее время, на наш взгляд, преобладает как эффективная модель "врач - партнер (помошник - больной)". Изменение модели взаимоотношений на поведенческом уровне требует изменения продуктивной модели мышления. 10. Профессионально необходимым сегодня является способность и умение анализировать и корректировать модели социально - психологических взаимоотношений больного, особенно это относится к модели семейных отношений, деформация которой может препятствовать эффективному процессу лечения и реабилитации. Из истории изучения профессионального мышления врача нам известно, что впервые термин "клиническое мышление" был предложен М.П. Кончаловским в начале XX века. Большую роль психологии в процессе диагностики выделял В.Ф. Чиж в 1913 году. Однако им клиническое мышление рассматривалось в большей степени с точки зрения философии. Вплоть до начала 90 х - годов XX века "клиническое мышление" отождествлялось с понятием "диагностического мышления" (Н.Н. Осипов, П.В. Конкин,1962; А.С. Попов, В.Г. Кондратьев, 1972; А.Ф. Билибин, Т.И. Царегородцев, 1978; Л.И. Иванов, 1989). Однако, необходимо отметить, что эти два понятия однозначно не тождественны. Клиническое мышление включает в себя диагностическое мышление как один из его компонентов. Но клиническое мышление подразумевает под собой также действие, следующее за процессом диагностики. Принятие решения о назначении лечения, тактики поведенческого уровня взаимоотношения с больным, медицинского ведения больного в зависимости от стадии заболевания, определение тактики ведения больного в период реабилитации и дальнейшее наблюдение за ним - связаны не только с логическим и психологическим аппаратом, необходимым для постановки диагноза, но и проявление сугубо личностных качеств, определения мотива действия и цели поступка. Любая познавательная деятельность человека связана с особенностями формирования и развития его личности. Клиническое мышление - это сложный личностно - когнитивный процесс, требующий на современном этапе развития медицинской науки и системы социальных отношений новых подходов в его осознании и формировании. Существующие сегодня информационные потоки требуют от специалиста формирования принципиально новых качеств мышления как в сфере профессионального обучения, так и в сфере профессиональной деятельности. Увеличение информационных потоков, их объемов, породило на сегодняшний день необходимость смены образовательной парадигмы. Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию (Якунин В.А.,1994; Столяренко Л.Д., 1999). Таким образом, первое в инновационном обучении - это развитие способностей на основе образования и самообразования. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО гласит: "Фундаментальное естественнонаучное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека. " Если в 60 - 80 годы ХХ века была характерна формула образования "Знать все о немногом и немного обо всем", то 90 - е годы ХХ века породили новую формулу - "Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность". Существуют различные взгляды на профессиональное мышление врача. С одной стороны, этот процесс представляется как неспецифический - то есть не требующий специального анализа. Исходя из этого, в таком случае, не может существовать и специальных методов его формирования. С другой стороны, процесс формирования практических навыков будущего специалиста врача, исходя из существущего опыта, требует особых специфических подходов в процессе его формирования. Однако, врачебное мышление экспериментально исследовалось мало (Андронов В.П., 1999). В результате проведенных исследований наблюдактся четкая зависимость между уровнем профессионализма и типом мышления. Анализ процеса исследования клинического мышления показал, что в первом периоде - эмпирическом, применялся принцип аналогий (Гиппократ), дифференциальный диагноз с анализом врачебных ошибок (Соран), понимание "Человека" (Авицена), механическое представление о сущности болезни (Визалий, Гарвей, Бекон, Декарт). Второй - морфолого - этиологический период, представил на своем морфологическом этапе органолокалистическую доктрину (Р. Вихров, К. Рокитанский). На этиологическом этапе, который связан с развитием физиологии и эпидимиологии, основным лозунгом которого есть "медицина должна быть наукой, а не искусством", можно рассмотреть два основных направления: метафизическое (Шкоду И., Граубе Л.); диалектическое (отечественные медицинские и психологиеские школы). Диалектическим направлением в конце XIX, начале XX века было предложено объяснение симптома (Дядьковский И.Е.), формирование развернутого клинического диагноза (Боткин С.П.), первостепенное значение соблюдению метода в изучении медицины и исследовании больного (Сокольский Г.И., Боткин С.П., Остроумов А.А.), принцип анализа врачом клинических ошибок и реформация медицинского образования (Пирогов Н.И.), рассмотрение вопросов клинического мышления с точки зрения индуктивных методов мышления, как их логических, так и психологических аспектов (Чиж В.Ф., Боголенов Л.П.), разработка синдромного подхода (Кончаловский М., П.), идеи нервизма (Павлов И.П.), методология диагноза (Невядомский М.М.). Современный период изучения клинического мышления связан с рассмотрением проблем клинического мышления в сочетании с особенностями профессиональной деятельности (Катеров В.И); исследованием логической структуры клинического мышления (Осипов И.Н., Конкин П.В.), методологии клинического мышления (Попов А.С., Кондратьев В.Г., Билибин А.Ф., Царегородцев Т.И., Петленко В.П., Сахно А.В.); психологические механизмы понятий, психологический анализ профессиональной деятельности врача и процесса диагностики (Соловьев А.В., Роговин М.С., Потанина Е.В., Урванцев Л.П., Андронов В.П.); модульный подход в медицинском образовании для формирования клинического мышления (Глотова Н.М.); изучение психолгических основ медициниской деятельности (Ташлыков В.А., Курочкин Н.И., Иванов Л.И., Никифоров Т.С., Дмитриева М.А., Корнеева А.Н., Лысенко Ю.Н.); изучению клинического мышления как процесса диагностики и принятия решения о тактике ведения больного (Ташлыков В.А., Роговин М.С., Урванцев Л.П., Потанина Е.В., Андронов В.П В последнее десятилетие появилось много работ, направленных на исследование и формирование неспецифических компонентов мышления (Боно Э., Попов Л.М., Щавелев С.П., Меерович М.И., Шрагина Л.И.), акмеологических особенностей развития профессионального мышления врача (Лебедева Л.А.) Формирование специалиста всегда связано в первую очередь с профессиональным становлением и развитием его личности, что связано с: - формированием межличностных отношений, как профессиональных, так и непрофессиональных; - влиянием социального окружения и социальной среды на специалиста; - влияние условий профессиональной деятельности на специалиста. С точки зрения любой деятельности, процесс мышления в каждой специальности сопряжен с выполнением определенных операций наиболее эффективным путем. В человеческой деятельности завершенность любого процесса деятельности с максимальным выходным эффектом является основной. Процесс подготовки медицинских кадров прошел в нашей стране длительный путь, однако во второй половине ХХ века появилась тенденция различных подходов в подготовке практического врача и врача - ученого (А.С. Попов, В.Г. Кондратьев, 1972; А.Ф. Билибин, Т.И. Царегородцев, 1978), что на наш взгляд отодвинуло медицинскую науку от решения многих практических задач здравоохранения, а практиков лишило быть эффективными в диагностическом процессе. Также, в связи с рассмотрением вопросов клинического и диагностического мышления врача в медицинской литературе на уровне "психологии здравого смысла" представляло модель мыслительной деятельности врача, как процесс, в большей степени, поиска аналогий из литературы или прошлого профессионального опыта (А.С. Попов, В.Г. Кондратьев, 1972; И.А.Кассирский, 1984), чем как процесс поиска принципиально нового и его открытия. Учитывая то, что в настоящее время в практической медицинской деятельности мы сталкиваемся в первую очередь с полипатологией, то есть с наличием у одного больного двух и более заболеваний, формированием как бы принципиально новой в каждом конкретном случае сочетания системы патологии, процесс клинического мышления в большей степени представляется как процесс поиска принципиально нового, как процесс открытия, в частности в обычной практичекой деятельности мы сталкиваемся именно с научным открытием, так как оно требует наличие сформировавшегося теоретического мышления. Из литературы нам известно, что теоретическое и экспериментальное исследование позволило выделить рассудочно - эмпирический и разумный тип профессионального мышления врача (В.П. Андронов, 1992, 1999). Для врачебного мышления рассудочно - эмпирического типа характерно использование метода аналогий, в ходе которого осуществляется сравнение конкретной клинической картины заболевания с несколькими заранее известными из литературы или личного опыта врача заболеваниями. По мнению автора, применение метода аналогий очень часто приводит к грубым врачебным ошибкам. В основе разумного типа профессионального мышления врача лежит анализ собственно внутренних механизмов патологического процесса. Анализ фактических данных (симптомов и синдромов) и их зависимостей позволяет перейти от внешней картины заболевания к умственному воспроизведению внутренней динамики патологического процесса. Таким образом, современные исследования клинического мышления в психологической области, внедрение инновационного метода обучения в технологии преподавания, приводит нас к мысли о необходимости пересмотра некоторых позиций в вопросах формирования клинического мышления врача в период обучения в вузе. В рамках рассматриваемой проблемы, в 1997 году нами была предложена концепция психологического образования в медицинском вузе (Ершова – Бабенко И.В., Максименко Л.В., Журавський А.А.). Методолоическим понципом построения программы являлось понимание человека как уникальной целостности, синтезирующей три базовых уровня - физический (соматический), психический и духовный. Отмечалось значение преподавания психологических дисциплин как одного из путей формирования профессионального мышления врача. Труд врача можно представить в виде этапного процесса, где имеется: 1. процесс сбора и обработки информации для оценки диагноза; 2. осознание своей личностной роли врача - специалиста - человека в процессе дальнейшей работы с пациентом (формирование целей и мотивов); 3. процесс принятия решения о стратегии и тактике ведения больного как в период заболевания, так и в период выздоровления или вхождения в ремиссию; 4. использование современных приемов коммуникации для формирования у пациента мотивации, выполнения разработанной для него программы лечения и реабилитации; 5. процесс совершения поступка, то есть выполнение необходимых приемов и манипуляций, которые являются приобретенными в процессе профессиональной подготовки, то есть являются навыками. Этот комплекс неразрывен, целостен и требует необходимых мыслительных навыков для его реализации. Процесс мышления в данной ситуации связан с профессиональной деятельностью и коммуникацией, требует формирования как особых личностных качеств и черт, так и создание беcсознательных механизмов мыслительной деятельности, которые дадут возможность специалисту быть максимально эффективным. Мышление является инструментом, который позволяет создавать принципиально новые модели и подходы в решении неотложных задач диагностики и лечения больного. Процесс профессионального становления личности можно представить в виде следующей таблицы. Таблица 1. Профессиональное становление и развитие личности. Внутриличностные процессы Внеличностные процессы Общие 1. Мотивы 2. Установки 3. Самоконтроль 4. Целеопределение 5. Саморазвитие 6.Внутриличностные подкрепления 7. Потребности 8. Отношения 9. Психологическая защита 10. Саморегуляция Общие 1. Природные условия 2. Социальные условия 3. Политическая ситуация 4. Межличностное взаимодействие 5. Внешнее подкрепление (оценка окружающих) Профессиональные 1. Приобретение профессионалом значимых качеств: а) знаний; б) умений в) навыков. 2. способность использования когнитивного материала. 3. Способность к саморазвитию. Профессиональные 1. Межличностное взаимодействие на профессиональном уровне. 2. Система повышения профессиональной квалификации. В психологической науке процесс развития знания происходил таким образом, что на первых этапах его изучалась психическая деятельность человека, в дальнейшем достаточно долго главенствующее значение уделяли личности и ее особенностям. На наш взгляд, сегодняшний день требует изучения и анализа в первую очередь процесса межличностных отношений, так как именно межличностные отношения формируют и личность и стиль психической деятельности человека. Различные, в первую очередь социальные системы, создают условия для протекания процесса межличностного взаимодействия, что на наш взгляд представляется принципиально важным при форми1ровании и протекании различных заболеваний и перспектив их лечения. Сегодня нельзя, не изучив системы межличностных взаимодействий пациента, влияния конфликта в социальных системах и стресса в биологических, как фактора самоусиления диссипативной системы - человек, формирующегося для процесса выздоровления, принять решение о тактике ведения больного, его прогнозе. Рассмотрение вопроса формирования и развития клинического мышления как процесса исходящего из межличностных отношений даст нам возможность по новому оценить практическую деятельность врача любой специальности. Таким образом, предметом данного исследования является клиническое мышление, а объектом - студент медицинского вуза и врач на различных этапах его обучения в медицинском вузе с его личностно - профессиональным профилем. Предлагаемая методика формирования клинического мышления, представленная в данной работе, используется как отдельными блоками, так и в полном курсе изучаемыми студентами психологическими дисциплинами. Методика отдельными блоками была включена в учебный процесс с 1997 года. В настоящее время методика является частью программ психологического обучения студентов медицинского вуза по дисциплинам "Основы психологии", "Основы психологии и педагогики", "Социальная психология", "Теория познания и врачебная диагностика". Особое значение имеет использование методики в рамках элективного курса, что является перспективным и предлагаемым различными авторами (Гладкова К.И., Паршикова И.В., Ложникова Е.К.). Данную проблему изучают сотрудники Кубанской медицинской академии в России. Для проверки достоверности результатов внедрения методики, она была проведена в 1998 - 1999 учебном году на кафедре философии и психологии Одесского государственного медицинского университета в рамках эллективного курса "Теория познания и врачебная диагностика" для студентов медицинского факультета. В контрольном исследовании представлена группа студентов в количестве 25 человек, проходивших обучение по методике. Было проведено входное и заключительное тестирование с математическим доказательством показателей валидности. Контрольная группа представлена 25 студентами, обучавшимися в тот же период времени на элективном курсе "социальная психология", где методика не была использована. В связи с тем, что вопросам формирования профессионального клинического мышления уделяют внимание и клинические кафедры вуза, можно было предположить и изменения мышления в контрольной группе показали недостоверность результатов изменения мышления за анализируемый промежуток времени. На этапе работы с врачами - аспирантами и клинординаторами результатом работы является методика "Способ лечения язвенной болезни у детей" (патентное исследование). Научные работы, опубликованные самостоятельно 1. Некоторые аспекты рассмотрения клинического мышления врача. // П яті Костюківські читання. Киів, 1998. Психологія на перетинні тисячоліть. Т-2, С. 389-395. 1. Сім’я і людина – шляхи адаптації й виникнення хвороби. Збірник. Ювілейна підсумкова наукова конференція студентів і молодих вчених Одеського державного медичного університету, 20-21 квітня 2000 року. 3. Синергетика, психология и медицина. Проблемы клинического мышления врача, а также возникновения и развития патологического процесса. Синергетика, № 1. 2000. - С. 19 - 21. 3. Проблемы развития личности человека и ее безопасность в современном обществе.// Проблемы корпоративной безопасности: Одесса, 1999, - С.51-55. 6. Максименко Л.В. Современная семья: проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений.// Наука и образование. – 2004.-С. 106 – 109. Научные работы, опубликованные в соавторстве При совместной работе с соавторами в работе "Вопросы методологии и методики преподавания психологии в медицинском вузе" (Ершова - Бабенко И.В., Журавский А.А.) разрабатывал вопросы, относящиеся к формированию профессионального мышления и общей концепции психологического образования в медицинском вузе. В совместном патентном исследовании "Метод лечения язвенной болезни у детей" (Аряев Н.Л., Ершова - Бабенко И.В., Кочугин А.Ю.) разрабатывал концепцию метода психологической коррекции со взаимодействием индвидуальной и групповой психологической коррекции, проводил практическое внедрение метода совместно с врачом - педиатром Кочугиным А.Ю. В совместной работе «Проект «Гармония III тысячелетия – неразрушающее изменение, опыт подготовки практических психологов» участвовал в планировании и реализации программы, проводил тренинг общения, тренинг личностного роста как в системе подготовки психологов, так и в системе подготовки врачей. Апробация результатов диссертации была проведена на: 1. Научно - практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной VI конгрессу СФУЛТ. Одесса, 1996. 2. Всеукраинской научно - методической конференции "Психологическое образование в системе высшей школы". Одесса, 1997. 3. Международной научно - практической конференции "Проблемы корпоративной безопасности". Одесса, 1998. 4. Пятых Костюковских чтениях "Психология на пересечении тысячелетий". Киев, 1998. 5. На базе Одесской детской областной больницы, кафедры госпитальной педиатрии были внедрены результаты патента «Методы лечения язвенной болезни у детей». Одесса, 1999. 6. Международной научно - практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной столетию Одесского государственного медицинского университета.. Одесса, 2000. 7. Всеукраинской юбилейной научно – практической конференции «Психосинергетика – на границе философии, естествознания, синергетики, медицины и гуманитарных наук», часть III, Одесса 10-12 09. 2002 г. 8. Терапия души 9. Результаты проведенной работы опубликованы в сборниках научных работ, научных журналах, авторском свидетельстве. В теоретическом плане актуальность работы определяется явно недостаточной исследованностью профессионального клинического мышления врача, а также недостаточной разработанностью теоретико – методологических и научно – методических основ формирования и развития данного вида профессионального мышления. Отсутствует в литературе и периодизация этапов изучения клинического мышления, как важных элементов развития как психологической, так и медицинской мысли. Ведущая роль профессионального клинического мышления врача в ряду других формируемых в процессе обучения профессиональным качествам (медико – диагностические модели болезни, диагноза и т.д.) позволяет рассматривать его в качестве актуальной сферы профессиональной деятельности, а одной из целей обучения в медицинском вузе считать овладение навыками данной сферы, умениями и навыками, характеризующимися особенностями профессионального клинического мышления врача. 3. Целью диссертации является: 1. Исследование и описание профессионального клинического мышления врача: его специфических черт, особенностей организации и функционирования с точки зрения и в целях общей психологии; 2. Создание методики формирования и развития клинического мышления врача. Для реализации цели необходимо осветить и разрешить следующие задачи: 1. Опираясь на теоретические положения о специфике профессионального мышления, особенности его функционирования и организации, и исходя из современных требований к врачу рассмотреть особенности клинического мышления как одного из видов профессионального мышления с точки зрения возможности учета этих особенностей в построении модели формирования клинического мышления. 2. Провести психологическое и психолого – методологическое обоснование возможности и необходимости формирования и развития навыков и умений, выражающих профессиональное клиническое мышление врача. 3. Теоретически обосновать и практически проверить разработку модели процессов формирования профессионального клинического мышления врача. 4. Провести разработку основ методической системы формирования и развития профессионального клинического мышления врача в комплексе с другими видами профессионального мышления, развиваемыми в период обучения в медицинском вузе. 5. Экспериментально подтвердить эффективность методики формирования клинического мышления врача у студентов 1 - 3 курсов медицинского вуза. 6. Определить принципы взаимосвязанного (комплексного) формирования и развития клинического мышления при обучении в медицинском вузе. 6. На модели проследить характер формирования мыслительных навыков, особенностей организации и развития клинического мышления в процессе обучения в медицинском вузе; определить степень влияния специфического клинического мышления на профессиональные качества врача. 7. На основании полученных результатов анализа построить динамическую модель поэтапного формирования и развития клинического мышления. В процессе предварительной разработки темы выявить следующие гипотезы, которые легли в основу исследования: - Клиническое мышление как один из видов профессионального мышления имеет специфические черты, особенности организации, формирования и развития. Эти черты носят универсальный характер и должны с необходимостью проявляться в профессиональном мышлении врача; - Специфические черты клинического мышления, особенности его организации, формирования и развития, оказывают эффективное влияние на характер, формирование и развитие профессионального мышления врача (в процессе обучения в медицинском вузе); - Введение в обучение специальной системы упражнений, учитывающих характер и этапы процесса формирования и развития клинического мышления, а также направленные на формирование и развитие этого процесса реально будет иметь значение для подготовки врача; - Наличие сформированных навыков клинического мышления, имеющих универсальный характер и общие черты с профессиональным мышлением, создают возможность применять их взаимосвязано, а именно с навыками профессионального мышления в целом. В процессе решения поставленных задач, кроме изучения и анализа научно – теоретической и научно – методической литературы, имеющихся моделей мышления, использовались следующие исследовательские методы: 1. наблюдение за деятельностью студентов и преподавателей в процессе обучения в медицинском вузе в рамках психологических дисциплин; 2. методический эксперимент; 3. теоретическое обобщение и моделирование на основе выявленных закономерностей, этапов, процессов формирования и развития клинического мышления врача а также особенности его организации в условиях обучения в медицинском вузе; 4. сопоставление полученных данных с организацией клинического мышления в практической деятельности врача; 5. развитие механизмов запечатления информации как базового этапа в построении модели клинического мышления; 6. статистическая обработка данных. Научная новизна. Исследование состоит в следующем: 1. исследованы, выявлены и описаны специфические черты клинического мышления, особенность его организации, формирование и развитие с точки зрения и в целях общей психологии; 2. экспериментально установлено, что предложенная методика формирования клинического мышления является эффективной; 3. утверждается, что специфика клинического мышления находит выражение в его организации и процессуальности, что качественно иные, новые операции, отличающиеся как от собственно мышления, так и от профессионального мышления в широком смысле, в чем проявляется специфика клинического мышления с точки зрения общей психологии; 4. клиническое мышление рассматривается как специфическая сфера профессиональной деятельности врача; 5. обосновывается новый методологический подход, исходящий из концепции нелинейности психических процессов, утверждение возможности, необходимости и эффективности учета нелинейности и мыслительных процессов в рамках клинического мышления; 6. сформирована макромодель процесса клинического мышления, базирующаяся на концептуальных позициях нелинейности и выражающая позицию общей психологии. Практическая значимость данной работы состоит в том, что: 1. конкретизированные в нем цели и задачи исследования клинического мышления, его особенности, могут быть положены в основу программных требований преподавания как основ психологии, так и других психологических дисциплин в медицинском вузе; 2. актуальность определенных характеристик мышления является мотивационным фактором, который должен учитываться преподавателями при подготовке врача в медицинском вузе; 3. преподаватели и авторы учебников и учебных пособий получают конкретные сведения о специфике клинического мышления, его организации, формировании и развитии мышления студента – медика, а затем и врача. Об объеме доступности и целесообразности применения специальной системы упражнений, направленных на формирование и развитие клинического мышления; 4. на основе полученной макромодели, процесса формирования и развития клинического мышления, разработаны практические рекомендации для организации работы – система упражнений по развитию определенных навыков. Положения, выносимые на защиту. 1. Историческая периодизация этапов изучения клинического мышления врача отражает представления специалистов о месте мышления в профессиональной деятельности врача; 2. Специфика клинического мышления, особенности его организации, формирования и развития, оказывают эффективное влияние на формирование и развитие навыков профессионального мышления, интенсифицируют процесс овладения профессиональной информацией при обучении в медицинском вузе; 3. наличие соотносительных механизмов в клиническом в узком смысле и профессиональном в широком смысле мышлении как разновидностях мышления человека, позволяют организовать комплексную работу по формированию мышления врача; 4. полученная макромодель процесса формирования и развития клинического мышления дает возможность применять ее как самостоятельную, так и взаимосвязанную; 5. актуальность определенных механизмов клинического мышления выступает мотивирующим фактором для студентов медицинских вузов для изучения основ психологии. Апробация результатов диссертации была проведена на: 2. Научно - практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной VI конгрессу СФУЛТ. Одесса, 1996. 2. Всеукраинской научно - методической конференции "Психологическое образование в системе высшей школы". Одесса, 1997. 3. Международной научно - практической конференции "Проблемы корпоративной безопасности". Одесса, 1998. 4. Пятых Костюковских чтениях "Психология на пересечении тысячелетий". Киев, 1998. 5. Международной научно - практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной столетию Одесского государственного медицинского университета.. Одесса, 2000. Результаты диссертационной работы опубликованы в сборниках научных работ, научных журналах, авторском свидетельстве. Структура и объем работы определяются поставленными в ней исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Май 2018
ПН  7 14 21 28
ВТ 1 8 15 22 29
СР 2 9 16
  • Диалогизация экзистенции: Эммануэль Левинас и О.Розеншток-ХюссиПодробнее
  • Диалогизация экзистенции: Эммануэль Левинас и О.Розеншток-ХюссиПодробнее
23 30
ЧТ 3 10 17 24 31
ПТ 4 11 18 25  
СБ 5 12 19
  • Формирование и развитие навыков психологического консультирования и психотерапииПодробнее
26  
ВС 6 13 20 27  
Июнь 2018
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13 20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8
  • Экзистенциальный интенсив «ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ»Подробнее
15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24  
Июль 2018
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29