ПРОЕКТ «ГАРМОНИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ - НЕРАЗРУШАЮЩЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ». ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ.
ПРОЕКТ «ГАРМОНИЯ IIIТЫСЯЧЕЛЕТИЯ -
НЕРАЗРУШАЮЩЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ».
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКИХ
ПСИХОЛОГОВ.
Максименко Л. В., д. ф. н. проф. Ершова-Бабенко И. В.
Одесский государственный медицинский университет
Валеховский пер. 2 (0482) 207-691, Tel/Fax (380) (0482) 232-215
E-mail: choka@te. net.ua
В условиях увеличения агрессивности среды и, как следствие, роста стрессовых состояний, страхов и неврозов, резко возросла потребность в психологической помощи населению, значительно выросла потребность в современных формах подготовки психологических кадров.
С этой целью нами был разработан и проходит предварительную апробацию Проект «Гармония Ш тысячелетия - неразрушающее изменение», включающий подготовку специалиста по специальности «Психолог-консультант» в системе последипломной подготовки (Ершова-Бабенко, 2001), углубленную психологическую подготовку студентов Одесского медуниверситета - будущих врачей в рамках сквозной программы (базовые дисциплины и элективные курсы психологической направленности), а также работы Школы- лаборатории неформального творческого развития (Ершова-Бабенко, Максименко и др., 1997), специальную подготовку работающих врачей по программе «Исследователь», новый подход к формированию и реализации региональной политики в сфере охраны здоровья (Ершова-Бабенко, 2002), к вопросам психологической коррекции психосоматических расстройств (Бугайцов, Ершова-Бабенко, 2002; Скоробреха, Ершова-Бабенко, 2002). Апробация проходит на базе Института междисциплинарных проблем «Медин» ОГМУ, кафедры философии и психологии ОГМУ, Христианского Гуманитарного Экономического университета и др. Проект имеет сложноорганизованную развивающуюся структуру.
В основу Проекта положены разработанная нами психосинергетическая концепция психики человека, метод «CreativePower», принципы самоорганизации, сложности и др. (Ершова-Бабенко, 1989-2002; Максименко, 2000; Ершова-Бабенко, Богачук, 2000; Ершова- Бабенко, Богачук, Пянтковская, 2001).
В рамках Проекта частично разработаны и проходят апробацию (поисковый и обучающий эксперименты, диссертационные исследования, г/б темы НИР ОГМУ и кафедры философии и психологии ОГМУ): комплексная диагностика (рисунок, тесты, собеседование, моделирование), сквозная программа гуманитарного и гуманитарно-естественнонаучного профиля, многоступенчатый тренинг личностного роста («Тре- нинг общения») для очных студентов ОГМУ и слушателей, получающих 2-й диплом в режиме заочной формы обучения в ХЭГУ. Возраст студентов и слушателей от 17 до 45 лет. Контингент по 1-му диплому - архитекторы, врачи, инженеры, студенты старших курсов Одесского медуниверситета.
Общая продолжительность многоступенчатого тренинга рассчитана на весь период подготовки специалиста, т е. 5 семестров в ХЭГУ и 10 семестров в ОГМУ. Однако каждая ступень может быть использована как самостоятельный тренинг различной продолжительности. Например, реализованы 3-х дневный тренинг выходного дня - пятница, суббота, воскресенье; только субботы на протяжение 2-х - 3-х месяцев; дважды в неделю на протяжении от 2-х до 3-х месяцев; целевые тренинги, ориентированные на определенные психосоматические расстройства: для людей(подростков) с разными стадиями нервной анорексии - от 2-х до 7-ми месяцев, с заболеванием раком молочной железы (Бугайцов, Ершова-Бабенко, 2002), с истериями, сопровождающимися нарушением двигательной активности (Скоробреха, Ершова-Бабенко, 2002) и проч.
Опыт работы по Проекту показал, что в ходе тренингов нормализуется вес (нервная анорексия, бу- лемия), ослабевают (исчезают) патологические психосоматические реакции, в положительную сторону значительно изменяются психо-эмоциональные реакции, возникает соответствие психологических реакций физиологическим, происходит коррекция и развитие личностных структур и жизненных позиций, возникает состояние целостности личности, ослабевают эндокринные проблемы, проблемы в половой сфере, нормализуется функция желудочно-кишечного тракта, выравниваются обменные процессы, что ведет к активизации образа жизни и мыслительных процессов, проявляется также стимуляция и повышение иммунной реактивности организма, что в свою очередь приводит к снижению риска воздействия агрессивного фактора среды на физиологическую и психологическую функции организма.