Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Вопросы образования / ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Максименко, доцент

ХГЭУ, Одесса, Украина

Образование представляется как некая система, которая дает возможность человеку освоить знания, приобретенные практические навыки выполнения определенной профессиональной деятельности.

Подготовка психологов относится к культивированию специалистов социального профиля. Психолог оказывает  консультативную помощь одному человеку или группе людей. Учитывая тот факт, что количество подготовленных психологов в нашей стране растет, их влияние на общество имеет тенденцию к росту[4].

В разных странах существуют  различные системы образования. Это связано с культурными, этническими, экономическими и политическими особенностями стран. Однако, процессы миграции, которые сегодня присутствуют в мире,  требует некой системы соответствия между различными системами образования. Поэтому, в 1999 году в городе Болонья (И талия) министры образования 29 стран Европы приняли декларацию, целью которой стало достижение единых стандартов высшего образования в этих странах, взаимное признание дипломов вузов.  Для этого вырабатываются единые критерии оценки качества преподавания в вузах стран – участниц процесса и вводится система образовательных  кредитов. «Кредит» или «кредитный  пункт»  -  обозначается накопительная система начисления зачетных баллов – EuropeanCreditTransferSystem(ECTS) [6].

Идея совместности систем образования является сегодня очень важной. Это позволит всем участникам процесса в полной мере воспользоваться преимуществами культурного разнообразия и различий в традициях исследования, неуклонно повышать качество образования,  облегчить мобильность студентов и обеспечить молодежь повсеместно признанными квалификациями. В основе Болонского процесса лежат те же ценности, что и в основе более широких процессов европейской интеракции.

Однако, процесс автономности вузов является очень важными подчеркивает их индивидуальность. Особенно это касается Украины, государства, на территории которого находятся наиболее древние учебные заведения Европы: Острожская и Киево-Могилянская академии.

Кроме того, известно, что системы высшего образования в странах бывшего социалистического сообщества имеют профессионально – ориентированные системы образования [4].

«Университет представляет собой автономный общественный институт, в задачи которого входит производство, проверка, оценка и распространение культуры посредством исследований и преподавания и преподавания. Географические факторы и историческое наследие обуславливают различные особенности университетов в разных странах. Для удовлетворения потребностей общества университетские исследования и преподавание должны иметь морально и интеллектуально независимы от другого политического и экономического давления. Автономия вузов должна учитывать тот социальный заказ, который предоставляет ей общество. Вуз есть открытая система, которая чутко реагирует на требования общества и профессиональных сообществ.

Современные системы высшего образования являются сообществами преподавателей и студентов, где  мнение студентов должно считаться важным.  Христианский университет в Одессе является открытым, где вопросы самоуправления становятся наиболее уместными. Несмотря на то, что традицией работы восточно-европейских вузов, является долгосрочные учебные планы, что несколько не соответствуют идеям Болонской декларации, однако коррекция учебных программ в рамках нашего университета ориентирована на подготовку специалиста – практика, который владеет навыками научно-исследовательской работы.

Современное высшее образование переживает кризис. Оно оказалось в тисках прошлого,  стало недемократичным, работающим преимущественно по устаревшим канонам с добавлением современного меркантильного интереса. Идея опережающего образования предусматривает не только получение глубоких, устойчивых знаний в развивающихся областях науки и техники, но и развивает способности учащегося практически использовать полученные знания для совершенствования технологических процессов [1].

 Таким образом, выход из нарастающего образовательного кризиса невозможен вне связи с проблемой создания новой, устремленной в будущее модели развития образования.

Поэтому идея опережающего образования в социальных сферах жизнедеятельности должна реализоваться сегодня, если мы стремимся достичь устойчивого развития в ближайшем будущем. Этой проблеме во многих странах уделяется особое внимание.

 В каждой стране эта проблема рассматривается на государственном уровне и определена государственными программами. В Украине такая программа представлена в Концепции развития образования на 2006-2010годы. В ней отдельным разделом определено присоединение Украины к Болонскому процессу.

Однако, существует еще одна проблема, которая обсуждается в настоящее время. Это проблема перегруженности учебных планов для студентов. В некоторых вузах количество учебных часов превышает 25 и 30 в неделю, что, практически лишает студента возможности самостоятельной работы[2].

 За последние тридцать лет высшее образование претерпело значительных изменений. Оно больше не является элитарным, а носит массовый характер. Это зачастую ухудшает качество подготовки специалистов, особенно гуманитарной направленности.

В этой новой ситуации вузы столкнулись с вопросом, который в период элитарности можно было игнорировать, а именно: как сократить уровень отсева? Ведь не секрет, что в настоящее время прекращают учебу на время или на постоянно довольно много новоявленных студентов.

Важнейшим показателем  уровня деятельности любого вуза в наше время «открытых обществ» является численность студентов со специальными потребностями, а также студентов из маргинальных социальных слоев или этнических меньшинств. Эта ситуация также  далека от элитарности, но по-видимому, такова данность настоящего времени.

В настоящее время в системах происходит переход к более открытым методам работы, позволяющим свободно выбирать значительное число курсов при небольшой доле обязательных. Однако здесь возникает вопрос, касающийся основного объема материала, относящегося к базовой подготовке. Каким он должен быть и какой объем от общего курса все-таки может составлять?

Христианский гуманитарно-экономический открытый университет является вузом, где представлено светско-духовное образование, имеющее четко выраженную воспитательную функцию, нехарактерную обычно для вузов. На отделении психологии, где готовятся специалисты социального профиля, идея светско-духовного образования трансформировалась, в дальнейшем объединившись с экзистенциально направленной психологией и психотерапией. Это требует от преподавателей не только поделиться своимми знаниями, но и своей личностью, культурой и т.д. Используются современные способы работы с информацией[3].

Таким образом, включение образовательного пространства Украины в систему болонского процесса даст нам возможность интегрироваться в Европейскую систему образования, а также адаптировать наши программы профессиональной подготовки под общеевропейские стандарты. Также, учитывая систему светско-духовного образования, в котором мы работаем, приблизиться личностно у студенту, сформировать своим участием нравственные и ценностные качества специалиста в процессе его подготовки в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горшенин В. Опережающее образование – основа мировоззрения  в XXIвеке. Ifsusu.ru/rasp/rasp05
  2. Максименко Л.В., Ершова-Бабенко И. В. Проект «Гармония IIIтысячелетия – неразрушающее изменение». Опыт подготовки практических психологов. Соціальні технології: актуальні проблемпи теорії та практики. Міжвузівський сбірник наукових праць. Випуск 19.- Одеса, 2002. – С. 92-94.
  3. Злага П. Внешние аспекты Болонского процесса: высшее образование Юго-Восточной Европы и европейское пространство высшего образования в глобализованном мире. Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса.

www.bologna.mgimo.ru

  1.  Максименко Л.В. Актуальные концепции и технологии подготовки специалистов-психологов на современном этапе развития общества.Соціальні технологіїю Актуальні проблеми теорії та практикию. Міжвузівський збірник наукових праць. 21 випуск, 2003. С103-106. Первая межвузовская научно-практическая конференция «Соціальнійдержаві – соціальну освіту» в рамках Первого Международного конгресса «Генофонд 3000»
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1996
  3. The Bologna Declaration. Rome:S.E.P.S., 1999 www.bologna-berlin2003.de.
  4. Magna Charta Universitatum, 18 Sept. 1988, p.59).

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2024
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13
20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26