Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Сфери діяльності / Наукова діяльність / Клиническая психология /

Соотношение понятий «невротическая личность» и «невротическое расстройство» в современной психологии


Невротическое расстройство пожалуй одно из самых распространенных явлений, с которым сталкивается и психолог - консультант и психотерапевт. Об этом я написал обзорную статью, так как искал подобный материал, но не найдя решил, что написав статью проясню эту проблему для себя и поделюсь с теми, для кого это интересно. Раньше эта статья была опубликована на портале "Мастера психологии", однако после смены сайта статьи с предыдущего не перенесли

Л.В. Максименко, доктор Ph.Dпо психологии.                                    /на правах рукописи/

Соотношение понятий  «невротическая личность» и «невротическое расстройство» в современной психологии.

Имея большой практический опыт работы в психологическом консультировании и психотерапии, работая с семьями, я часто для самого себя обращался к проблеме невротической личности и невротического характера, так как такие люди требуют специальных подходов в консультативной работе и психотерапии. Они все понимают, часто признают свои проблемы, но результаты психотерапии бывают неутешительными. Также мне, в последние годы работы, явно не хватало какого –то интегративного знания или сравнительного анализа проблемы невротической личности и невротического расстройства в современной психологической литературе. В этой статье сделана попытка проанализировать имеющиеся знания и представления о невротической личности  и сделать собственные выводы относительно ее оценки.

За 10 лет до выхода в свет первой книги З. Фрейда, основателя психоанализа, Ницше,  немецкий мыслитель и философ, писал о болезни современного человека «его выдохшуюся душу», «его пресыщенность». Он писал о том, что « Остановка в развитии и обратное движение европейского человека-это самая большая опасность для нас». Далее он пишет  о том, что инстинктивные силы в индивиде превращаются в негодование, ненависть к себе, враждебность и агрессию.

Зигмунд Фрейд описал невротическую личность в конце девятнадцатого столетия как страдающую от подавленных инстинктивных побуждений, когда происходит блокировка сознавания, теряется самостоятельность, формируется слабость и пассивность эго.  Кроме того, З. Фрейд считал, что невроз возникает вследствие столкновения культуры и инстинкта.

Выдающийся экзистенциальный философ Кьеркегор анализировал не только тревогу, его особенно интересовали подавленность и отчаяние, которые являются результатом отстранения индивида от самого себя. До того, как Фрейд занялся проблемой тревоги, он написал всего одну известную книгу. Это говорит о значимости проблемы тревоги в ранних представлениях Фрейда. Кьеркегор пытался выделить разные формы и степени отстранения(KierkegaardS.).

Фрейд не был знаком с работами Кьеркегора, но он считал Ницше одним из самых великих людей всех времен.

В современной психологии и психотерапии существует различное понимание проблемы невротической личности, невротических расстройств и эффективных способов ее психокоррекции и психотерапии.

 До появления в середине ХХ в. категории "пограничный", аналитики проводили различия между невротическим и психотическим уровнями патологии, не используя промежуточных форм нарушения личности. Невротик характеризовался полным пониманием реальности, считая, что проблемы, которые он имеет, во многом являются его собственными трудностями. Его базовой особенностью являются чересчур механические и негибкие психологические защиты. Н. Мак-Вильямс метафорически сравнивает невротика с кипящим горшком с плотно закрытой крышкой.

Психотик же характеризуется потерей контакта с реальностью и слишком слабыми защитами. Если невротик полагает, что проблема кроется в нем самом, то психотик не сомневается в том, что что-то произошло с миром, и угроза идет от него. Продолжив метафорическое сравнение, можно сказать, что психотик подобен бурлящему горшку с плохо закрытой крышкой, поэтому, чтобы облегчить его мучения, нужно прикрыть крышку и убавить огонь.

Люди пограничного уровня занимают промежуточное положение между невротиками и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности - по сравнению с первыми. По Ж. Бержере, пограничная структура образуется вследствие того, что в период детства ребенок получил травму, которая привела к организации пограничной структуры.

 

Невротический уровень организации личности с позиции современных направлений психологии.

Термин "невротик" применяется к относительно здоровым людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями. С точки зрения психоанализа, на первых стадиях развития - оральной и анальной не наблюдалось каких-либо серьезных нарушений характера. Однако на эдиповой стадии (3-6 лет) возникли проблемы, которые привели к организации невротической структуры. Согласно Ж. Бержере, в зависимости от того, насколько проблемным будет развитие на подростковой стадии, невротически преорганизованное может образовать либо невротически организованное Я и перерасти в невроз, либо психотически организованное Я и перерасти в психоз.

Определяя понятия «невротическая личность» и «невротического расстройство», можно дать следующие характеристики.

Невротическая личность, это деформированная личность в процессе своего становления и развития. В детстве предвестниками формирования невротической личности являются  часто «удушающая» любовью близких и родных,  пренебрежительное отношение к ребенку или когда фактически его не замечают.

А. Адлер, создатель системы индивидуальной психологии, связывал невротическую личность с  «псевдоадаптацией», то есть нарушенной адаптацией человека к окружающему миру. В дальнейшем понятия «невротическая личность» и «невротический характер» будем рассматривать как тождественные.

В неврозе мы имеем дело с теми характеристиками и функциями, которые являются собственно человеческими. Это как раз то, что неудачно работает у человека с нарушенным душевным равновесием. Условием существования этих функций является самосознание, которое объясняет феномен, обнаруженный Фрейдом, – невротический стереотип поведения характеризуется подавлением и блокировкой сознания. Человек из дня в день повторяет стереотипно неэффективные действия и поступки, таким образом, оставаясь малоэффективным при наличии в своей личности эффективных ресурсов. К примеру, женщина, которая хочет быть любима определенным мужчиной, из дня в день разрушает созданные отношения и ведет к краху собственную личную жизнь.

Конечно, невротичные, тревожные дети вынуждены беспокоиться, например, о безопасности; и, конечно, взрослый невротик, и мы, изучающие его, привносим наши формулировки в голову ничего не подозревающего ребенка. Но не точно ли так же нормальный ребенок заинтересован в выхождении в мир, исследовании, подчиняясь любопытству и духу приключений, как и продолжает "учиться дрожать и трястись"? И если вы блокируете эти нужды ребенка, не вызываете ли вы у него такую же травматическую реакцию, как если вы лишаете его безопасности? Создается впечатление, что мы сильно преувеличиваем связь человеческого бытия с безопасностью и инстинктом выживания, потому что она хорошо подходит для нашего причинно-следственного мышления. По видимому, Ницше и Кьеркегор были более правы, описывая человека как организм, который создает некие ценности – престиж, власть, нежность, любовь, – более важные, чем удовольствие, и даже более важные, чем собственное выживание.

Роло Мэй, один из основателей современной экзистенциальной психологии, писал о том, что в его психотерапевтической практике появляется все больше и больше доказательств того, что тревога в наши дни появляется не столько из боязни нехватки либидозного удовлетворения или безопасности, сколько из боязни пациента своих собственных сил и конфликтов, возникающих из этого страха. Это может быть отличительной особенностью "невротической личности нашего времени" – невротический стереотип современного "управляемого извне" общественного человека. Нам навязывают, что нам носить из одежды, с кем стремиться дружить, как «приспосабливаться» к различным жизненным ситуациям, как «манипулировать» окружающими.

Деформация личности, по моему мнению, которая приводит к формированию невротической личности, происходит на базе незрелой личности. Незрелая личность может проявлять себя как активная и пассивная. Невротическая личность плохо перерабатывает  когнитивную и эмоциональную информацию, при сохраняющейся низкой стрессоустойчивости, которая этим обусловлена. В этом вопросе единства нет. Одни склоняются к значению разума для жизни человека, другие – к важности эмоций в развитии нашей личности. По большому счету противопоставление неуместно, так как мы должны уметь пользоваться разумом и управлять чувствами и эмоциями.

В экзистенциальной традиции мы можем говорить о том, что онтологическое измерение экзистенции не развивается, подавляется и это приводит к неврозу.

Человек пришел в этот мир, для того, чтобы осуществить самого себя, чтобы прожить свою жизнь (Унамуно) По этому, наше поведение должно соответствовать нашей картине построения реальности.

По мнению Э. Фромма, одного из основателей неофрейдизма и гуманистического психоанализа, для зрелого человека характерна полнота прожитой жизни, ощущение самореализованности и счастья.

Неспособность к рефлексивной позиции по отношению к социуму — совокупности нормативных образцов реакций на стандартные стимулы, на которые мы программируемся с детства. Социум — это  совокупность социальных отношений. На фоне внешне благоприятных условий жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, связанный с невозможностью удовлетворения значимых для него потребностей. Такая длительная психотравмирующая ситуация может привести к неврозу.

Причем подлинные причины нарушений часто остаются скрытыми не только от окружения, но и от самого человека. При этом проявляется «маскировочная депривация» ( Алексеенкова Е.Г.)

Интересной представляется мысль о том, что способность к трансцедированию, то есть выходу за пределы этих установок и образцовых реакций и можно назвать личностью! То есть личностью можно стать только поставив под сомнение онтологическую состоятельность социального как такового. Принимать всё за чистую монету, верить всему, что говорят, полностью отождествившись с социальными отношениями как единственно возможными — это невротическая болезнь в тяжёлой форме (Кравчик А., 2012).

Таким образом, можно сказать, что нормальным с точки зрения личностного, является не столько приспособление к среде или приспособление среды к себе, а активное формирование собственной среды. И это есть признак свободы, такой важный для личности. При этом мы активно изменяем и создаем общество и культуру. И это, вне всякого сомнения, не является реализацией нашей биологической задачи. Итак, биологические и личностные задачи индивида абсолютно различны по своей онтологической сущности.

Все философские системы, провозглашающие радости бытия и оптимизм, созданы зрелыми людьми. Они же посвящали свои труды страху смерти и жажде бессмертия. Человек -в этом его трагедия- не адаптивное существо, а благодаря своему разуму и сознанию выходит мыслями за пределы индивидуального бытия (Дружинин В.Н, 2010).

В. Франкл, основоположник Европейской экзистенциальной психологии и логотерапии, называл отчаяние по поводу отсутствия смысла жизни «экзистенциальным неврозом», в отличие от клинического невроза. Выходом из этой ситуации Франкл видел в жизни-служении, когда человек думает больше о том, что он готов и хочет дать миру, в котором он живет, а не что взять от этого мира.

Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической или патогенной. Она позволяет проявить большую осознанность своей жизни.

В. Франкл писал:"Не всякий конфликт обязательно имеет невротический характер... страдание не всегда является патологическим феноменом... Я решительно отвергаю предположения, что поиск смысла существования, или даже сомнение в его наличии всегда обусловлено каким-либо заболеванием или приводит к нему... Озабоченность или даже отчаяние человека по поводу смысла жизни есть экзистенциальное страдание, а вовсе не психическое заболевание".

Природа неврозов и психозов

Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы "коренятся в четырех совершенно различных слоях (или "измерениях") человеческого бытия" (Frankl, 1986, pp. 176-177) - физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном, или духовном. Физиологические основы могут быть конституциональными (включая невропатию и психопатию) и обусловленными (например, шок после травматического переживания). Обусловливающие основания являются, вероятнее всего, ускоряющими факторами. Разные типы неврозов различаются с точки зрения относительной важности каждого из этих четырех измерений. Физиологические основы не подлежат психотерапевтическому лечению, а лишь медикаментозному, при значительной выраженности физиологического компонента психотерапия практически бессильна (Frankl, 1986).

Ноогенные неврозы. Термин ноэтический (noetic) относится к духовному измерению. "Ноогенные неврозы возникают не в результате конфликтов между влечениями и инстинктами, а из экзистенциальных проблем. Среди таких проблем фрустрация воли к смыслу играет значительную роль" (Frankl, 1985a, р. 123). Нарушение происходит не в духовном измерении как таковом, а проявляется в психосоматике. "Ноогенные неврозы есть заболевания "из-за духа" (aus dem Geist), но это не болезни самого "духа" (im Geist)" (Frankl, 1956, p. 125).

Коллективный невроз. Хотя XXвек называли веком тревоги, сомнительно, чтобы тревога была более распространена, чем в другие времена. Начало XXI  века мало чем отличается от XX, хотя развитие компьютерных технологий снижают социальную адаптацию личности.  Вместе с тем некоторые особенности современного человека имеют "сходство с неврозом" и могут быть определены как коллективный невроз. "Прежде всего это беспорядочное отношение к жизни" без долгосрочного планирования, что, по-видимому, связано с неопределенностью жизни после Второй мировой войны и создания атомной бомбы. "Вторым симптомом является фаталистическое восприятие жизни. Оно в свою очередь также возникло в результате последней войны" (Frankl, 1986, p. XXII). Теперь принято считать, что планировать свою жизнь невозможно. И это является не верным, так как даже один проживаемый нами день  жизни требует его планирования и оценки смысла. Ведь он может быть последним…

Третий симптом - это коллективное мышление. "Человек предпочитает погрузиться в массы. В действительности он лишь тонет в массах; он отказывается от себя как от свободной и ответственной сущности" (Frankl, 1986, p. XXII).

 Далее следует четвертый симптом, фанатизм. "Если коллективист игнорирует собственную личность, фанатик игнорирует личность другого человека... Имеет значение лишь его собственное мнение...

В конечном счете, все эти четыре симптома берут свое начало из страха ответственности и бегства от свободы" (Frankl, 1986, pp. XXII-XXIII). Для преодоления коллективных неврозов требуется скорее психологическое просвещение и психогигиена, а не психотерапия.

Неврозы. Ноогенные неврозы и коллективные неврозы относятся к неврозам в широком значении термина. В более узком смысле невроз затрагивает преимущественно психическое измерение человека. "Невроз не является ноэтическим (умственным) или духовным заболеванием, или же заболеванием человека, касающимся лишь духовности. Более того, это всегда заболевание человека в его единстве и целостности" (Frankl, 1956, р. 125). Психологические комплексы, конфликты, травматические переживания являются скорее проявлениями, чем причинами невроза, который более тесно связан с дефектом развития структуры личности. Тревога есть общий фактор, хотя и не причина невроза; вместе с тем она поддерживает невротический круг. Базовым элементом является антиципаторная тревога. Транзиторный симптом или минутная неудача в функционировании могут оказаться в центре внимания. Возникает страх рецидива симптома, подкрепляющий этот симптом, формируется невротический круг, который включает предупреждающую тревогу. В клинической психологии выделяют два основных типа неврозов: тревожный невроз и обсессивный невроз.

Тревожный невроз включает в себя нарушение функционирования вазомоторной системы, нарушение эндокринной функции или конституциональный элемент. Травматические переживания действуют как провоцирующие агенты за счет фокусирования внимания на симптомах, однако за невротической тревогой кроется экзистенциальная. Эта экзистенциальная тревога есть "страх смерти и одновременно страх жизни в целом" (Frankl, 1986, р. 180). Это результат ощущения вины перед жизнью из-за собственного нереализованного потенциала. Этот страх сосредоточивается на конкретном органе тела или концентрируется на конкретной символической ситуации в форме фобии. Пациентка, испытывающая страх открытых пространств, описывает свою тревогу как "чувство парения в воздухе", что соответствующим образом описывает и ее душевное состояние, выражением которого служит невроз (Frankl, 1986, р. 180). С экзистенциальной точки зрения невроз - это способ существования.

Обсессивный невроз, подобно всем другим неврозам, включает конституциональный фактор предрасположенности наряду с психогенным фактором. Однако имеется также экзистенциальный фактор, отражающий выбор или решение человека перейти к развернутому обсессивному неврозу. "Пациент не несет ответственности за свои навязчивые идеи", но "он, безусловно, ответствен за свое отношение к этим идеям" (Frankl, 1986, р. 188). Человек, страдающий обсессивным неврозом, не способен переносить неопределенность, напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть. Его мировоззрение характеризуется "стопроцентностью", или поиском абсолюта, стремлением к "абсолютной определенности в познании и решении" (Frankl, 1986, р. 191). В связи с невозможностью для такого человека достичь в жизни всего желаемого он концентрируется на конкретной области; но даже после этого человек может преуспеть "лишь частично... и всегда ценой своей естественности. Следовательно, все его стремления нечеловечны" (Frankl, 1986, р. 193). Мною вспоминается клиентка из числа невротических личностей, которая имела вначале грандиозные планы, в дальнейшем она их уменьшила, сама не решавшись их реализовать. Для этого она пригласила профессионального партнера, с которым она пыталась реализовать ту малую часть грандиозных планов. Но страх парализовал ее и не дал завершить начатое. Таким образом, небольшая часть профессионального плана была реализована, а за незавершенную осталась виновата партнер. Таким образом она говорила о том, что она со свей стороны сделала все, что была должна.

Человек пытается в своей жизни найти то, ради чего стоит жить. Пока человек переживает конфликт совести, он не подвержен коллективному неврозу: экзистенциальный невроз избавляет его  от коллективного невроза.

Фридерик Перлз, основоположник гештальттерапии писал, что невротик, это человек, который не видит очевидного. События, постоянно формирующие и усиливающие невроз, повторяются и анализ их проявлений личность не проводит. Другими словами, человек постоянно наступает на одни  и те же грабли.

Не все потребности могут быть удовлетворены, поэтому в поле накапливаются незавершённые гештальты. Напряжение, создаваемое незавершёнными гештальтами, с позиции гештальттерапии, и является причиной невротических реакций.

Невротическая личность не в состоянии определить, какая на данный момент потребность является ведущей. По мысли Перлза, невротик неспособен жить в настоящем, поскольку незавершённые гештальты держат его в прошлом.

Сам процесс когнитивной психотерапии направлен на когнитивную переоценку, т.е. изменения отношения к событиям из невротической в более реалистическую сторону и обучение клиента определять у себя и блокировать малоадаптивные мысли.

 Неврозами, или невротическими расстройствами в современной психологической и психиатрической литературе называют функци­ональные расстройства психической деятельности, возникающие как реакция на значимые психотравмирующие события (конфликты) и обусловленные несовершенством механизмов психологической за­щиты и антиципационной несостоятельностью, в процессе которой  человек не справляется со своими страхами и тревогами. При неврозах выяв­ляются разнообразные симптомы, затрагивающие нарушения прак­тически всех познавательных процессов. Часть из них являются патогномоничными и определяющими развитие невротических рас­стройств, другая часть отражает изменения, обусловленные самой болезнью.(Менделевич В.Д., 1998).

Основными критериями выделения невротических расстройств из психических расстройств в целом являются:

Психические симптомы невротических расстройств

Физические симптомы невротических расстройств

Невротическая личность стремится к группам, в которых характерны проявления группового невроза (религиозные, эзотерические, мистические культы, психологические группы). У невротиков принцип удовольствия преобладает над здравым смыслом. Также у них отмечается проявление невротической мотивации, при которой отмечается бегство от реальных проблем в свой иллюзорный мир, где нет адекватной оценки реальности и реальности поставленной перед собой задачи. Такая личность не способна правильно оценить свои возможности. Мечта становится фетишем как способ защититься от реального мира. Невротическая личность одержима своей мечтой и действует очень не рационально. К деятельности обычно побуждает не интерес определенной деятельности, а потребность убежать от проблем в неудовлетворяющем настоящем.

Компульсивная страсть, которая характерна для невротика, это неадекватный уровень притязаний, не соответствующий возможностям индивида. Конфликт порождает сильный стресс. К примеру, трудоголизм можно рассматривать как вариант невротической страсти к работе.

В дальнейшем формируется зависимость от страсти, формирование невротической личности. Невротическая личность ставит перед собой нереализуемые планы. Невротик принимает план в состоянии душевного смятения, при котором был неспособен учесть все реальные трудности, связанные с его осуществлением.

Личность, обуреваемая невротической страстью, просто не пробьется и желания здесь недостаточно. Невротик оказывается в ситуации, когда добиться ничего невозможно, и бросить нельзя. Он не понимает причины, почему другие имеют возможность это сделать, а он нет.

У невротической личности резко снижается возможность человека и на выполнение одинаковой работы он обычно тратит больше времени и сил, чем другие люди.  

Понятие «дело всей жизни» может быть характерной чертой невротической личности. Желания могут подавлять рассудок. Человек переходит в регрессивное состояние в позицию ребенка.

Это еще обусловлено тем феноменом, что резко возрастает ощущение недостатка по мере увеличения обеспеченности жизни. (Дружинин В.Н., 2010)

Невротическая личность склонна к постоянному проявлению экзистенциальных противоречий, которые постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного, живущего в «гармонии с природой» (Фромм Э.).

 Экзистенциальную депривацию можно понимать как депривацию экзистенциальных потребностей. К экзистенциальным относят потребности, связанные с попыткой понять смысл существования человека, разобраться в вопросах жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, понять свое предназначение, обрести свое «Я» и т. п.

Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

Живя в обществе, будучи хорошо интегрированным в него, человек может одновременно переживать глубокую изоляцию, пропасть между собой и миром. По своей природе люди склонны к экзистенциальной депривации.

При поиске смысла жизни человек пытается искать ответы на свои вопросы не внутри себя, а вовне, там, где этого в принципе нет.

И. П. Павлов в рамках своего физиологического учения определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Использование клинического термина «невроз» применительно не только к человеку, но и к животным в начале XX века вызвало множество споров.

Невроз – это реакция на незащищенность. Он возникает тогда, когда человек считает, что к нему относятся несправедливо.

С позиции К. Хорни, представителя неофрейдизма и экзистенциального психоанализа, невротическая личность развивается как реакция на базовую тревогу.

По мнению З.Фрейда невроз возникает вследствие столкновения культуры и инстинкта. З.Фрейд считал, что столкновение личности и общества неизбежно и у него проявляются базовые инстинкты, ненасытные, деструктивные и асоциальные от природы.

К. Хорни же считала, что столкновение личности и общества не обязательно. Оно присутствует в том случае, когда неблагоприятное окружение не удовлетворяет наши эмоциональные потребности и вызывает страх и враждебность. По мнению К. Хорни в такой ситуации развивается невротическая реакция на неблагоприятные условия.   Хорни пришла  к выводу, что главной чертой невроза является отчуждение от реального «Я» в результате подавляющего воздействия окружения.

Хорни не отрицала значения детства для эмоционального развития, однако, по ее мнению именно патогенные условия, а не фрустрация либидозных желаний заставляет детей чувствовать себя неуверенно, считать себя нелюбимыми и ненужными. При возникновении таких условий у детей развивается базовая тревога, чувство беспомощности в потенциально враждебном мире, от которого дети пытаются избавиться, развивая стратегию защиты: стремясь обрести любовь, власть и уединение.

Хорни казалось, что эти защитные стратегии обречены на неудачу, потому что создают порочные круги: средство, с помощью которого человек хочет развеять тревогу, только усиливает ее. В частности, неудовлетворенная потребность в любви делает эту потребность ненасыщаемой,  а требовательность и ревность, сопровождающие ее, уменьшают вероятность того, что такой человек когда –либо будет к кому–нибудь по настоящему привязан. Люди, которых когда-то не любили, начинают ощущать себя нелюбимыми и не замечают доказательств обратного. Дефицит любви делает их зависимыми от других, однако они боятся этой самой зависимости, которая может сделать их уязвимыми. Хорни проводит параллель с человеком, который умирает от голода, но не решающимся дотронуться до пищи из страха, что она может быть отравлена.

В своей книге «Невротическая личность нашего времени»  К. Хорни в 1937 году писала: «Человек предрасположен к неврозу –это кажется тот, кто в детстве остро пережил проблемы, обусловленные культурой и кто в последствии оказался неспособен их разрешить или разрешил только за счет своей личности ». Кроме того, когда неврозы родителей мешают им любить ребенка или хотя бы «воспринимать его как  самостоятельную личность», у него возникает базовая тревога, мешающая ему «относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств», вынуждающая его развивать защитные стратегии (Р. Фрейджер, 2002).

Хорни рассматривается кроме невротической потребности в любви проблема погони за властью, престижем и обладанием, возникающая, когда человек не надеется найти любовь. Хорни представила следующую парадигму возникновения невроза: расстройства в человеческих взаимоотношениях  порождают базовую тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Защитные стратегии саморазрушительны и противоречат друг другу.

Таким образом, Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей». Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, в отдалении от людей. У каждого невротика есть все три типа, однако один из них доминирует, таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчинённых», «агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много внимания не только проблемам, порождаемым противоречиями между этими тремя способами защиты, но и проблемам, порождаемым самими защитными тенденциями. Основной целью терапии она видела необходимость «восстановить личность для самого себя, помочь человеку обрести спонтанность реакции и центр тяжести в себе самом» (Хорни К., 1939).

Таким образом, у человека, переживающего психотравмирующую ситуацию,  могут быть:

1.     Включение адаптационных механизмов с восстановлением психической и физической функции организма в короткий период времени.

2.     Невротические реакции, которые могут длительное время создавать проблемы для человека.

3.     Психосоматические реакции, которые проявляются на основе определенных психологических характеристик личности, могут протекать в виде психосоматических расстройств или формирования психосоматических заболеваний.

В психотерапии мы видим, что поведение невротической личности может быть предсказано достаточно жестко; это потому, что поведение такой личности – продукт обусловленности стереотипами и влечениями. Но, хотя здоровая личность "предсказуема" в том смысле, что ее поведение целостно и совершаемые поступки зависят от характера, она всегда демонстрирует новые аспекты в своем поведении. (Мэй Р.)

Некоторые психоаналитики говорят о "множестве эго в одной личности", не по отношению к невротичным личностям, а по отношению к так называемым "нормальным личностям"( Мэй Р.). На мой взгляд, "множественное эго" – точное описание невротической личности.

Если невротик боится потерять собственный центр, отказывается выходить за пределы себя и становится ригидным, замыкается в себе и живет в ограниченном пространстве, оберегая себя от внешнего влияния, то его рост и развитие блокируются. Это стереотип невротического подавления и торможения, обычные невротические проявления во времена Фрейда. В наше время распространена конформность, выражающаяся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. В связи с этим наиболее частыми невротическими реакциями оказываются такие, как, например, рассеивание собственного "я" в процессе объединения и отождествления с другими до тех пор, пока собственное бытие не опустеет.(Мэй Р.)

Невротическая личность и экзистенциальная депривация.

Человек, переживающий невротизацию постоянно, склонен к экзистенциальной депривации в силу глубоких переживаний, связанных с его личностью.

Экзистенциальная депривация - психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих базовых потребностей, связанных с попытками осознания смысла своего существования, вопросов жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и своего места в Мире, обретение своего подлинного «Я», и т. п. Другими словами - экзистенциальная депривация - депривация экзистенциальных потребностей.

Живя в обществе, будучи хорошо интегрированным в него, человек может одновременно переживать глубокую изоляцию, пропасть между собой и миром. По своей природе люди склонны к экзистенциальной депривации.

Известный экзистенциальный психотерапевт И. Ялом пишет, что в той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство; осознавать свое авторство – значит отказаться от веры, что есть кто-то, кто охраняет тебя. Только человек чувствует космическое безразличие Вселенной: если у животных, возможно, и есть какое-то ощущение пастуха и приюта, то человек с его проклятием самосознания неминуемо остается открыт экзистенции.

 

 

Невротическая личность и зависть.

Преступление, начинающее историю человечества, порождено завистью – убийство Авеля Каином.  Невротик будет пытаться завуалировать свою грубую зависть, выдавая ее за зависть обоснованную. Не видя будущее, невротик не верит в то, что он может обладать тем, чего он хочет. А сама зависть, как феномен, парализует индивида от возможности делать что –либо важное и ответственное.

 

Таким образом, если цель психоанализа - сделать бессознательное осознанным, а цель индивидуальной психологической терапии (по Адлеру) - заставить страдающего неврозом взять на себя ответственность за собственные симптомы, то цель логотерапии состоит в том, чтобы побудить человека сознательно принять ответственность за себя. "В связи с этим задача психотерапевта - выявить потенциал пациента, обнаружить его латентные ценности" (Frankl, 1986, р. 8). Логотерапия восполняет пробел в психотерапии; она "действует за пределами эдипова комплекса и комплекса неполноценности". Это "форма психотерапии, которая проникает за психическое заболевание невротика к его духовной борьбе" (Frankl, 1986, р. 11).

В представленной статье мною проанализированы взгляды различных направлений психологии и психотерапии на проблему невротической личности и невротических расстройств, представлены собственные рассуждения и умозаключения, имеющие отношение к этой проблеме.  Не существует единственно правильного взгляда на эту проблему, и именно синтез знаний помогают лучше и полнее понять картину невроза.

 

Таким образом:

·        Ницше за 10 лет до выхода первой книги З. Фрейда писал о том, что инстинктивные силы в индивиде превращаются в негодование, ненависть к себе, враждебность и агрессию.

·        Кьеркегор анализировал не только тревогу, особенно его интересовали подавленность и отчаяние, которые являются результатом отстранения индивида от самого себя.

·        З. Фрейд считал, что невроз возникает вследствие столкновения культуры и инстинкта.

·        З. Фрейд обнаружил, что невротический стереотип поведения характеризуется подавлением и блокировкой сознания.

·        Невротическое или психотическое формирование личности связано в первую очередь с подростковым возрастом.

·        Р. Мэй писал о том, что тревога появляется из боязни пациента своих собственных сил и конфликтов, возникающих из этого страха.

·        Современный человек представляет собой «управляемого извне» общественного человека, у которого в принципе сформирован невротический стереотип.

·        Невротическая личность формируется на базе незрелой личности.

·        Признаком нормальности и свободы для личности есть возможность формирования собственной среды.

·        Базовой особенностью невротика являются чересчур механические и негибкие психологические защиты.

·        В. Франкл называл отчаяние по поводу отсутствия смысла жизни «экзистенциальным неврозом». Важно понять, что ты готов дать другим в этой жизни, чем то, что ты хочешь получить.

·        Невротик чаще всего полагает, что проблема кроется в нем самом.

·        По мнению Р. Мэя тревога появляется из боязни своих собственных сил и конфликтов, возникающих из страха.

·        Экзистенциальный невроз избавляет человека  от коллективного невроза.

·        Невротическая личность не в состоянии определить, какая на данный  текущий момент потребность является ведущей.

·        У невротиков принцип удовольствия преобладает над здравым смыслом.

·        У невротиков отмечается проявление невротической мотивации, при которой отмечается бегство от реальных проблем в свой иллюзорный мир, где нет адекватной оценки реальности и реальности поставленной перед собой задачи.

·        Невротическая личность одержима своей мечтой и действует очень не рационально.

·        Трудоголизм можно рассматривать как вариант невротической страсти к работе.

·        Невротик оказывается в ситуации, когда добиться ничего невозможно, и бросить нельзя.

·        При поиске смысла жизни человек пытается искать ответы на свои вопросы не внутри себя, а вовне, там, где этого в принципе нет.

 

 

 

Литература.

1.     Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Питер, Спб, 2009- 96 с.

2.     Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. Питер, СПб, 2010- 156 стр.

3.     Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., МЕДпресс, 1998

4.     Мэй Р. Экзистенциальная психология, М., 2001

5.     Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. Питер, Спб,

6.     Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1996. 776 с.

7.     Фрейджер Р, Фейдимен Д. Гуманистический психоанализ. Спб, Прайм – Еврознак,  2007 – 156 стр.

8.     Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Республика, 1994 С. 195-196

9.     Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Айрис –Пресс, 2004 – 464 с.

10.                      Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. М., Символ, 1997. С. 34-35

11.                      Ялом И.Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.

12.                      http://cofessor.ru/error.htm.  Причины возникновения невроза.

13.                      Kierkegaard S., The Sickness Unto Death, trans. By Walter Lowrie (New York: Doubleday&Co., 1954)

Одесса, 2012 г.


Максименко Л.В.
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Декабрь 2024
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2025
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2025
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22  
ВС 2 9 16 23