Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Психология семьи / Формирование и развитие семьи с детьми, имеющими проблему с развитием

Формирование и развитие семьи с детьми, имеющими проблему с развитием


Максименко Л.В.

Доктор Ph.Dпо психологии и реабилитологии, заместитель директора Одесского института психического здоровья.

Формирование и развитие семьи с детьми, имеющими проблему с развитием.

Мы живем в то время, когда семья, как таковая, обесценена как для общества в целом, так и для отдельной личности. Мы живем в демократическом государстве, где ни общество, ни государство семьей особенно не интересуется. Такова особенность общественных процессов. «Интерес» и контроль семьи существует только в тоталитарном государстве. Кроме того, нужно отдавать себе отчет в том, что современному человеку вообще проще жить одному. /

Проблемы семьи должны стать задачами для ее развития[1]. И если говорить о проблемах развития детей, то они встречаются в каждой семье. У ребенка на дошкольном этапе развития довольно мало времени и его нужно использовать целесообразно. Ведь ребенок до 6 лет получает 85% всей информации, которую человек получает за всю свою жизнь.

С 1997 года я приобрел опыт работы с детьми как здоровыми, так и с детьми, имеющими особые потребности. Около 10 лет, работая старшим преподавателем кафедры философии и психологии Одесского национального медицинского университета, был главным специалистом центра реабилитации детей и молодых инвалидов «Возрождение» в Одессе. У меня был хороший опыт медицинской деятельности по общей практике, где мне в течение 6 лет приходилось лечить и взрослых и детей на сельском врачебном участке, так и полученное второе психологическое образование, которое я начал использовать в практике работы Центра. Мы первые в Одессе разработали длительные программы реабилитации и социальной адаптации молодых лиц с особыми потребностями. А они сами часто соответствуют в своем развитии определенному детскому возрасту. И общаться с ними приходилось с позиции этого возраста и объяснять то, что необходимо. Вообще, опыт работы с умственно отсталыми людьми научил меня в моей практической работе искать всегда способ донести свою информацию до любого человека.

С кем бы мы не работали, основным принципом мы считали работу с семьями, где воспитывались дети с проблемами в развитии, в частности как дети с ограниченными возможностями, так и люди с ограниченными возможностями старше 17 лет. Если говорить о первом годе жизни ребенка, то за счет гибкости нервной системы мы видим, как некоторые сложности и проблемы в развитии преодолеваются достаточно успешно при внимательном отношении матери к потребностям ребенка. Если ребенок кричит, то это значит, что его что-то беспокоит. Просто так ребенок никогда не кричит, если он здоров. А

нездоровье тем более требует внимания. После рождения ребенка можно поставить практически только два диагноза, связанные с нарушение функционирования нервной системы, в том числе психики ребенка. Это, болезнь Дауна и микроцефалия. Все остальные диагнозы ставятся к окончанию первого года жизни. Приходилось сталкивать с родителями, у детей которых был выставлен диагноз детский церебральный паралич (ДЦП), которые обвиняли врачей в поздней диагностике. Дело не в поздней диагностике, а в возможности постановки диагноза. И вот в начале первого года жизни ребенка мы сталкиваемся именно с проблемами в развитии, которые необходимо корректировать. И в первую очередь, это вопросы матери ребенка, так как ребенок во взаимоотношениях с матерью формирует базовое доверие к миру, или не формирует его. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье. С 1 до 3 лет ребенок проявляет интерес к тем людям, которые вместе с ним живут. И только после трех лет ребенок готов знакомиться с другими, «чужими» людьми. И это есть тот возраст, когда ребенок готов к широкой социализации.

И еще один важный для меня опыт, это проект подготовки детей с задержкой психического развития к школе, который был профинансирован Британским советом. Оказалось, что определить у ребенка, где легкая степень умственной отсталости, а где задержка психического развития задача очень сложная. Кроме того, даже дети с легкой степенью умственной отсталости при подготовке к школе, показывали не плохие результаты. Ведь, всегда лучше, если ребенок занимается в общеобразовательной школе, чем во вспомогательной.

Нормальная полноценная семья является необходимым тренажером для развития личности человека. И притом, как маленького человека, ребенка, так и взрослого родителя. Женщина, которая занимается воспитанием ребенка, развивается вместе с ним. Ребенок задает ей много вопросов и у нее самой появляется привычка задавать больше вопросов окружающим. Она как преподаватель, который должен постоянно развиваться с собственными учениками [3].

Современная семья характеризуется изменением основных ее функций с бытовых на социально - психологические, в частности психологического комфорта в доме[2,6].

Семьи делятся на зрелые и не зрелые. К сожалению, незрелых семей значительно больше. В некоторых источниках по Украине и России указывалась цифра 95% незрелых семей.

Зрелая, эмоционально стабильная, гармоничная семья характеризуется:

❖ особой атмосферой естественности, честности и любви (уважения);

❖ открытым переживанием чувств, неприятностей;

Зрелая семья является залогом успешного развития ребенка. Семья является системой, в которой живут и функционируют люди. Любая система, в том числе и семья, способствует развитию личности человека, который в ней живет. Это в свою очередь приводит к неограниченному количеству возможностей поведения[5]. Однако, эти возможности часто ограничены семейными сценариями. Семейные сценарии определяют жизнь человека и влияют на построение своей собственной семьи. Мы можем изменить семейный сценарий в своей собственной семье, если видим в этом необходимость. Только путь осознанной жизни может привести нас к успеху.

Часто создают или усугубляют проблему у ребенка в его развитии кризисы семейных отношений, которые переживаются в семье всегда.

Кризисы семейных отношений

А

Другие факторы и кризисы, влияющие на семейные отношения

В данной статье мы представляем методику работы с семьями, разработанную и апробированную в период с 1998 года и не опубликованную в прошлом.

Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей с особыми потребностями и проживающими с лицами молодого возраста с особыми потребностями.

Особенности функционирования семей, в которых живут дети с особыми потребностями или молодые люди с особыми потребностями, заключаются в том, что, чаще - всего, эти семьи считают себя ущербными, несчастными, часто озлобленными и агрессивными. Ребенок или молодые люди с особыми потребностями часто в таких семьях вызывает раздражение, которое не скрывается. Естественно, в такой ситуации развития семьи, положение воспитанника с особыми потребностями становится особенным - он обычно виноват во всех неприятностях, которые происходят в семье. Естественно, что в таких условиях, модель развития семейных отношений деформируется.

В основе методики лежит "Структурная школа семейной психотерапии" Сальвадора Минухина[4] и модель экзистенциальной психотерапии семьи, разрабатываемая автором данной статьи [3]. Семья представляется как естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи - поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому. Так же в семье заложен ресурс развития для каждого ее члена.

 

Семья не является чем - то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения [4]. Поэтому, необходимо всегда при оценке семьи учитывать не только какую - либо конкретную ситуацию, но и динамический процесс развития данной ситуации и перспективы ее разрешения в каком - либо направлении. Изучать семью в длительной перспективе - значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени.

В процессе нашей работы, мы определили несколько основных моделей психологической коррекции.

Первая модель работы: работа с лицами, имеющими особые потребности и членами их семей. Особую ситуацию составляют семьи, состоящие из трех поколений. В связи со сложностью процесса управления такими семьями, они требуют особого внимания. Проблемы, также встречаются в неполных семьях, где процесс управления семьей, процесс воспитания ребенка с особыми

потребностями и процесс совместного проживания с лицами молодого возраста с особыми потребностями весьма затруднен.

Во время работы с группой проводится актуализация позиции каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи. В процессе проговаривания становится понятным место каждого члена семьи в структуре ее функционирования, ее иерархия, механизмы управления.

В дальнейшей работе, в процессе коррекции семейных отношений, используются данные, полученные при изучении семьи.

Процесс коррекции семейных отношений не имеет однообразной технологической схемы, потому - что он динамичен, как динамична семья сама по себе.

Вторая модель работы: работа с несколькими семьями, где проживают лица с особыми потребностями. Особенность данной модели заключается в том, что в работе принимают участие семьи, в которых члены с особыми потребностями самого различного возраста. Это дает возможность ликвидировать фрустрирующие ситуации, возникающие в семьях за счет актуализации развития различных моделей семейных отношений. Наиболее удачные принципы взаимодействия членов семьи, являются хорошей иллюстрацией эффективного процесса взаимодействия в семье.

Третья модель работы: моделирование семейных отношений в процессе консультирования молодежи с особыми потребностями в вопросах создания семьи. Данная проблема весьма актуальна в молодежной среде с особыми потребностями, что требует разработки новых подходов в их консультировании.

В заключении хочется сказать, что методика психологической коррекции семейных отношений, разработанная Сальвадором Минухиным, не учитывает специфических моментов работы с семьями, воспитывающих детей с особыми потребностями или проживающими совместно с лицами, имеющими ограниченные возможности и особые потребности. Однако данная методика, на наш взгляд, является наиболее эффективной для работы в семьях, воспитывающих детей - инвалидов.

Таким образом:

- семья не является чем - то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения.

Список литературы.

  1. Максименко Л.В., Бугачевская Е.В. Психология семейных отношений Одесса, издательство Христианского гуманитарно-экономического университета. 2004 - 284с.
  2. Максименко Л.В. Современная семья: проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений. Наука и образование №3, 2004 г. С 106- 109.
  3. Максименко Л.В. Современная семья и экзистенциальный подход. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия 1/2012 (20). Международный русскоязычный журнал по экзистенциальному праксису стр. 89
  4. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. Москва, «Класс», 1998 - 296 с.
  5. Пригожин И. От существующего к возникающему. -М., 1985
  6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб, «Питер», 2010- 672с.
  7.  

 

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Апрель 2019
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24  
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27  
ВС 7 14 21 28  
Май 2019
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2019
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30