Формирование и развитие семьи с детьми, имеющими проблему с развитием
Максименко Л.В.
Доктор Ph.Dпо психологии и реабилитологии, заместитель директора Одесского института психического здоровья.
Формирование и развитие семьи с детьми, имеющими проблему с развитием.
Мы живем в то время, когда семья, как таковая, обесценена как для общества в целом, так и для отдельной личности. Мы живем в демократическом государстве, где ни общество, ни государство семьей особенно не интересуется. Такова особенность общественных процессов. «Интерес» и контроль семьи существует только в тоталитарном государстве. Кроме того, нужно отдавать себе отчет в том, что современному человеку вообще проще жить одному. /
Проблемы семьи должны стать задачами для ее развития[1]. И если говорить о проблемах развития детей, то они встречаются в каждой семье. У ребенка на дошкольном этапе развития довольно мало времени и его нужно использовать целесообразно. Ведь ребенок до 6 лет получает 85% всей информации, которую человек получает за всю свою жизнь.
С 1997 года я приобрел опыт работы с детьми как здоровыми, так и с детьми, имеющими особые потребности. Около 10 лет, работая старшим преподавателем кафедры философии и психологии Одесского национального медицинского университета, был главным специалистом центра реабилитации детей и молодых инвалидов «Возрождение» в Одессе. У меня был хороший опыт медицинской деятельности по общей практике, где мне в течение 6 лет приходилось лечить и взрослых и детей на сельском врачебном участке, так и полученное второе психологическое образование, которое я начал использовать в практике работы Центра. Мы первые в Одессе разработали длительные программы реабилитации и социальной адаптации молодых лиц с особыми потребностями. А они сами часто соответствуют в своем развитии определенному детскому возрасту. И общаться с ними приходилось с позиции этого возраста и объяснять то, что необходимо. Вообще, опыт работы с умственно отсталыми людьми научил меня в моей практической работе искать всегда способ донести свою информацию до любого человека.
С кем бы мы не работали, основным принципом мы считали работу с семьями, где воспитывались дети с проблемами в развитии, в частности как дети с ограниченными возможностями, так и люди с ограниченными возможностями старше 17 лет. Если говорить о первом годе жизни ребенка, то за счет гибкости нервной системы мы видим, как некоторые сложности и проблемы в развитии преодолеваются достаточно успешно при внимательном отношении матери к потребностям ребенка. Если ребенок кричит, то это значит, что его что-то беспокоит. Просто так ребенок никогда не кричит, если он здоров. А
нездоровье тем более требует внимания. После рождения ребенка можно поставить практически только два диагноза, связанные с нарушение функционирования нервной системы, в том числе психики ребенка. Это, болезнь Дауна и микроцефалия. Все остальные диагнозы ставятся к окончанию первого года жизни. Приходилось сталкивать с родителями, у детей которых был выставлен диагноз детский церебральный паралич (ДЦП), которые обвиняли врачей в поздней диагностике. Дело не в поздней диагностике, а в возможности постановки диагноза. И вот в начале первого года жизни ребенка мы сталкиваемся именно с проблемами в развитии, которые необходимо корректировать. И в первую очередь, это вопросы матери ребенка, так как ребенок во взаимоотношениях с матерью формирует базовое доверие к миру, или не формирует его. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье. С 1 до 3 лет ребенок проявляет интерес к тем людям, которые вместе с ним живут. И только после трех лет ребенок готов знакомиться с другими, «чужими» людьми. И это есть тот возраст, когда ребенок готов к широкой социализации.
И еще один важный для меня опыт, это проект подготовки детей с задержкой психического развития к школе, который был профинансирован Британским советом. Оказалось, что определить у ребенка, где легкая степень умственной отсталости, а где задержка психического развития задача очень сложная. Кроме того, даже дети с легкой степенью умственной отсталости при подготовке к школе, показывали не плохие результаты. Ведь, всегда лучше, если ребенок занимается в общеобразовательной школе, чем во вспомогательной.
Нормальная полноценная семья является необходимым тренажером для развития личности человека. И притом, как маленького человека, ребенка, так и взрослого родителя. Женщина, которая занимается воспитанием ребенка, развивается вместе с ним. Ребенок задает ей много вопросов и у нее самой появляется привычка задавать больше вопросов окружающим. Она как преподаватель, который должен постоянно развиваться с собственными учениками [3].
Современная семья характеризуется изменением основных ее функций с бытовых на социально - психологические, в частности психологического комфорта в доме[2,6].
Семьи делятся на зрелые и не зрелые. К сожалению, незрелых семей значительно больше. В некоторых источниках по Украине и России указывалась цифра 95% незрелых семей.
Зрелая, эмоционально стабильная, гармоничная семья характеризуется:
❖ особой атмосферой естественности, честности и любви (уважения);
❖ открытым переживанием чувств, неприятностей;
- тем, что в ней каждый услышан;
- всегда спокойной обстановкой;
- тем, что живет не по догмам, а по правилам;
- каждый ее член верит в себя.
Зрелая семья является залогом успешного развития ребенка. Семья является системой, в которой живут и функционируют люди. Любая система, в том числе и семья, способствует развитию личности человека, который в ней живет. Это в свою очередь приводит к неограниченному количеству возможностей поведения[5]. Однако, эти возможности часто ограничены семейными сценариями. Семейные сценарии определяют жизнь человека и влияют на построение своей собственной семьи. Мы можем изменить семейный сценарий в своей собственной семье, если видим в этом необходимость. Только путь осознанной жизни может привести нас к успеху.
Часто создают или усугубляют проблему у ребенка в его развитии кризисы семейных отношений, которые переживаются в семье всегда.
Кризисы семейных отношений
- Кризис первого года семейной жизни
- Кризис распределения ролей (до полутора лет семейной жизни)
- Кризис рождения первого ребенка
А
- Кризис похода первого ребенка в школу
- Кризис 17 -23 лет совместной жизни
Другие факторы и кризисы, влияющие на семейные отношения
- Отсутствие психологической зрелости личности
- Личностные кризисы переоценки ценностей каждые 5-7 лет
- Кризис зрелости (35-40 лет)
- Сексуальная дисгармония
- Алкоголизация одного из супругов
В данной статье мы представляем методику работы с семьями, разработанную и апробированную в период с 1998 года и не опубликованную в прошлом.
Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей с особыми потребностями и проживающими с лицами молодого возраста с особыми потребностями.
Особенности функционирования семей, в которых живут дети с особыми потребностями или молодые люди с особыми потребностями, заключаются в том, что, чаще - всего, эти семьи считают себя ущербными, несчастными, часто озлобленными и агрессивными. Ребенок или молодые люди с особыми потребностями часто в таких семьях вызывает раздражение, которое не скрывается. Естественно, в такой ситуации развития семьи, положение воспитанника с особыми потребностями становится особенным - он обычно виноват во всех неприятностях, которые происходят в семье. Естественно, что в таких условиях, модель развития семейных отношений деформируется.
В основе методики лежит "Структурная школа семейной психотерапии" Сальвадора Минухина[4] и модель экзистенциальной психотерапии семьи, разрабатываемая автором данной статьи [3]. Семья представляется как естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи - поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому. Так же в семье заложен ресурс развития для каждого ее члена.
Семья не является чем - то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения [4]. Поэтому, необходимо всегда при оценке семьи учитывать не только какую - либо конкретную ситуацию, но и динамический процесс развития данной ситуации и перспективы ее разрешения в каком - либо направлении. Изучать семью в длительной перспективе - значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени.
В процессе нашей работы, мы определили несколько основных моделей психологической коррекции.
Первая модель работы: работа с лицами, имеющими особые потребности и членами их семей. Особую ситуацию составляют семьи, состоящие из трех поколений. В связи со сложностью процесса управления такими семьями, они требуют особого внимания. Проблемы, также встречаются в неполных семьях, где процесс управления семьей, процесс воспитания ребенка с особыми
потребностями и процесс совместного проживания с лицами молодого возраста с особыми потребностями весьма затруднен.
Во время работы с группой проводится актуализация позиции каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи. В процессе проговаривания становится понятным место каждого члена семьи в структуре ее функционирования, ее иерархия, механизмы управления.
В дальнейшей работе, в процессе коррекции семейных отношений, используются данные, полученные при изучении семьи.
Процесс коррекции семейных отношений не имеет однообразной технологической схемы, потому - что он динамичен, как динамична семья сама по себе.
Вторая модель работы: работа с несколькими семьями, где проживают лица с особыми потребностями. Особенность данной модели заключается в том, что в работе принимают участие семьи, в которых члены с особыми потребностями самого различного возраста. Это дает возможность ликвидировать фрустрирующие ситуации, возникающие в семьях за счет актуализации развития различных моделей семейных отношений. Наиболее удачные принципы взаимодействия членов семьи, являются хорошей иллюстрацией эффективного процесса взаимодействия в семье.
Третья модель работы: моделирование семейных отношений в процессе консультирования молодежи с особыми потребностями в вопросах создания семьи. Данная проблема весьма актуальна в молодежной среде с особыми потребностями, что требует разработки новых подходов в их консультировании.
В заключении хочется сказать, что методика психологической коррекции семейных отношений, разработанная Сальвадором Минухиным, не учитывает специфических моментов работы с семьями, воспитывающих детей с особыми потребностями или проживающими совместно с лицами, имеющими ограниченные возможности и особые потребности. Однако данная методика, на наш взгляд, является наиболее эффективной для работы в семьях, воспитывающих детей - инвалидов.
Таким образом:
- семья, как таковая, обесценена как для общества в целом, так и для отдельной личности;
- современному человеку проще жить одному;
- проблемы в развитии ребенка встречаются в каждой семье;
- основным принципом мы считали работу с семьями в ситуациях, где наблюдается у ребенка нарушение развития;
- Нормальная полноценная семья является необходимым тренажером для развития личности человека;
- женщина, которая занимается воспитанием ребенка, развивается вместе с ним;
- Современная семья характеризуется изменением основных ее функций с бытовых на социально - психологические, в частности психологического комфорта в доме;
- Зрелая семья является залогом успешного развития ребенка;
- семьи, в которых воспитываются дети с особыми потребностями, считают себя ущербными, несчастными, часто проявляют озлобленность и агрессивность;
- семья не является чем - то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения.
Список литературы.
- Максименко Л.В., Бугачевская Е.В. Психология семейных отношений Одесса, издательство Христианского гуманитарно-экономического университета. 2004 - 284с.
- Максименко Л.В. Современная семья: проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений. Наука и образование â��3, 2004 г. С 106- 109.
- Максименко Л.В. Современная семья и экзистенциальный подход. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия 1/2012 (20). Международный русскоязычный журнал по экзистенциальному праксису стр. 89
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. Москва, «Класс», 1998 - 296 с.
- Пригожин И. От существующего к возникающему. -М., 1985
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб, «Питер», 2010- 672с.