Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Сфери діяльності / Наукова діяльність / Клиническая психология / ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ


Ершова-Бабенко И. В., Максименко Л. В., Журавский А.А.

В ОГМУ разработана система непрерывного психологиче­ского обучения студентов медицинского и стоматологического факультетов. Система непрерывного обучения предусматривает изучение психологии с первого курса и продолжается, в даль­нейшем в интернатуре; после окончания обучения в университете на факультете усовершенствования врачей: на курсах специали­зации, повышения квалификации, а также предаттестационных циклах по специальностям.

Методологическим принципом построения программы яв­ляется понимание человека как уникальной целостности, синте­зирующей три базовых уровня — физический (соматический), психический, духовный.

Программа учитывает необходимость активизации личностного потенциала врача через формирование внутренней (самостоятельной) ориентации на личностный рост и расширение сферы сознания. Это положение подчеркивает социально- обусловленную и индивидуальную ответственность врача за жизнь и здоровье его пациентов. Особое значение имеет форми­рование профессионального аналитико-синтетического типа мышления, формирование и совершенствование конструктивного взаимодействия с пациентом, т.е. коммуникативных умений и навыков (в частности, способность "снятия” конфликтных ситуа­ций, формирование позитивной психологической установки на выздоровление и др.), как одного из основных инструментов вра­чебной деятельности. 

Структурная программа психологического обучения сту­дентов ОГМУ:

1 блок: 1 курс — "Основы психологии”.

 2 блок: 2 курс — Элективный курс “Деонтология”

(психологический аспект).

3.1. : элективный курс "Социальная психология”.

 

ности, курсы повышения квалификации и предаттестационны цикл — "Психологический практикум”.

Для решения текущих практических задач здравоохранения используется база лаборатории психодиагностики и психоло гического консультирования Института междисциплинарных проблем ОГМУ.

Программа курса имеет пять взаимосвязанных блоков, рассчитанных не только на годы обучения в медицинском университете, но также включает в себя совершенствование психо логических знаний врачей-интернов, обучение эффективному, применению специальных психологических техник практикующим врачам с целью эффективного взаимодействия с пациентами.

Целью данного курса является творческое использование основных теоретических знаний по различным направлениям психологической науки (материалистического, идеалистического эзотерического), необходимых в деятельности врача; способность применения в практической деятельности умений и навыков области клинического мышления, формирования клинического диагноза, психодиагностики и психотерапии.

Задачей данного блока является не только приобретение теоретических знаний в области психологии, но и умение анализировать собственные мотивы, переживания и поступки, умение Видеть и Слышать другого, осознание себя как уникальной целостности физического, психического и духовного.

 

 

 

 

 

 

 

тате глубокой проработки, понимания и осознания места челове­ка в мире, индивидуального бытия и трансперсональных пережи­ваний.

Задачей данного блока является формирование способ­ности аналитического подхода к рассмотрению болезни с точки зрения причин ее возникновения и развития.

3 блок программы предусматривает курс медицинской психологии, предметом и задачами которой является изучение психологии больного человека — "внутренней картины болезни” в динамике, в зависимости от специфики заболевания, от особенностей преморбидной личности больного, его социально- бытовых и профессиональных условий в связи с заболеванием, которое возникло; психологии личности врача, его способности к клиническому мышлению; формированию диагноза заболевания, как процесса мышления; психологического климата и общения в медицинских коллективах; взаимоотношений родственников больного и медицинского персонала.

Задачей данного блока является умение создания благо­приятной психологической атмосферы в лечебном коллективе между сотрудниками, а также взаимоотношений врач — больной, врач — родственники больного, для успешного решения диаг­ностических, терапевтических и социально-реабилитационных задач.

3.1 — элективный курс “социальная психология” ориентирован на ознакомление с методами изучения массовидных явле­ний; особенностями развития малых групп, что имеет большое значение для адаптации и умения вести себя в социуме, коллек­тиве, в том числе профессиональном; механизмами межличност­ного взаимодействия, заключающимися в профессионально-­психологическом умении вести беседу и переговоры, вызывать положительное расположение собеседника (в том числе, ведение беседы с больными); особенностями поведения аудитории и уме­нием выступать перед аудиторией, обладая знаниями и практиче­скими способами воздействия на аудиторию.

Задачей данного блока является умение анализировать различные типы межличностного взаимодействия; выявлять явный и скрытый смысл взаимодействий между людьми.

Работа в 4 блоке подразумевает подготовку врача- специалиста в зависимости от специфики специальности, с ис­пользованием вербальных и невербальных методик, применяемых в процессе общения, в том числе профессионального. Ориента­ция на проработку актуальных проблем врачебной практики в условиях “игрового” взаимодействия по типу обучающих психотренинговых групп.

5 блок учитывает имеющийся у слушателей жизненный и профессиональный опыт общения и поведения с различными группами больных. В данном блоке выделяются три направления работы с курсантами ВУЗа: 1) цикл специализации подразумева­ет получение врачом новой для него специальности, что связано с приобретением новых знаний и навыков. Учитывается характер приобретаемой специальности в психологической подготовке; 2) цикл повышения квалификации врачей по имеющейся специальности предусматривает программу подготовки с учетом имеющегося опыта работы, внедрения новых психологических методик, способствующих более эффективной работе врача - специалиста с больным;

3) предаттестационный цикл предусмат­ривает контроль специальных психологических знаний, получен­ных в период обучения в университете, а также прохождения интернатуры по специальности; внедрение новых психологиче­ских методик в практическую деятельность врача-специалиста.

Задачей 4 и 5 блоков является формирование аналитико­синтетического подхода к актуальным проблемам врачебной практики и нахождение оптимальных решений в ситуации изме­няющихся социально-профессиональных условий деятельности.

Кафедрой философии и психологии Одесского государственного медицинского университета, а также лабораторией психодиагностики и психологического консультирования институ­та междисциплинарных проблем ОГМУ в соответствии с инструк­тивным письмом â��32 от 22 октября 1992 года "О совершенство­вании учебно-методической работы в высших учебных заведени­ях”, созданы рабочие программы по курсам, представленным в структурной программе.

Представленная структурная программа решает задачи внешнего и внутреннего уровней (частично связанных друг с дру­гом). Внешний — уровень знания, рационально-логической ори­ентации в психологической науке; внутренний — уровень познания, интуитивного проникновения в мир внешний и внутренний. На наш взгляд, движение в пространстве этих двух уровней спо­собствует как личностному развитию, так и профессиональному росту практикующего врача.

Представленная программа изучения курса психологии, на наш взгляд, является важным звеном в общей структуре подго­товки врача-профессионала и имеет оптимальный объем и со­держание.

 

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Декабрь 2024
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2025
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2025
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22  
ВС 2 9 16 23