ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Ершова-Бабенко И. В., Максименко Л. В., Журавский А.А.
В ОГМУ разработана система непрерывного психологического обучения студентов медицинского и стоматологического факультетов. Система непрерывного обучения предусматривает изучение психологии с первого курса и продолжается, в дальнейшем в интернатуре; после окончания обучения в университете на факультете усовершенствования врачей: на курсах специализации, повышения квалификации, а также предаттестационных циклах по специальностям.
Методологическим принципом построения программы является понимание человека как уникальной целостности, синтезирующей три базовых уровня — физический (соматический), психический, духовный.
Программа учитывает необходимость активизации личностного потенциала врача через формирование внутренней (самостоятельной) ориентации на личностный рост и расширение сферы сознания. Это положение подчеркивает социально- обусловленную и индивидуальную ответственность врача за жизнь и здоровье его пациентов. Особое значение имеет формирование профессионального аналитико-синтетического типа мышления, формирование и совершенствование конструктивного взаимодействия с пациентом, т.е. коммуникативных умений и навыков (в частности, способность "снятия” конфликтных ситуаций, формирование позитивной психологической установки на выздоровление и др.), как одного из основных инструментов врачебной деятельности.
Структурная программа психологического обучения студентов ОГМУ:
1 блок: 1 курс — "Основы психологии”.
2 блок: 2 курс — Элективный курс “Деонтология”
(психологический аспект).
- блок: 3 курс — "Медицинская психология”;
3.1. : элективный курс "Социальная психология”.
- блок: Интернатура — "Психологический практикум”.
- блок: Обучение на факультете усовершенствования врачей: курсы специализации с учетом приобретаемой специаль-
ности, курсы повышения квалификации и предаттестационны цикл — "Психологический практикум”.
Для решения текущих практических задач здравоохранения используется база лаборатории психодиагностики и психоло гического консультирования Института междисциплинарных проблем ОГМУ.
Программа курса имеет пять взаимосвязанных блоков, рассчитанных не только на годы обучения в медицинском университете, но также включает в себя совершенствование психо логических знаний врачей-интернов, обучение эффективному, применению специальных психологических техник практикующим врачам с целью эффективного взаимодействия с пациентами.
Целью данного курса является творческое использование основных теоретических знаний по различным направлениям психологической науки (материалистического, идеалистического эзотерического), необходимых в деятельности врача; способность применения в практической деятельности умений и навыков области клинического мышления, формирования клинического диагноза, психодиагностики и психотерапии.
- блок программы содержит основные сведения по истории психологии; понятийный и категориальный аппарат психологической науки; основные принципы и методы психологи; освещение проблематики различных психологических школ направлений в теории личности и межличностных отношений,а также возможность использования приобретенной информации реальной жизни.
Задачей данного блока является не только приобретение теоретических знаний в области психологии, но и умение анализировать собственные мотивы, переживания и поступки, умение Видеть и Слышать другого, осознание себя как уникальной целостности физического, психического и духовного.
- блок ориентирован на рассмотрение психических меха низмов возникновения болезни, как патологического состояния, информирующего человека о рассогласовании внутреннегои внешнего протекания его жизнедеятельности. На основании анализа различных теорий личности выводится концептуальная структура психического механизма зарождения болезни. Проводится горизонтальная и вертикальная интерпретация проблем конфликтов, возникающих в системе "человек-микро, макросоциум-природа-космос" и являющихся пусковым механизмом зарождения болезни (как психической, так и соматической), Рассматриваются возможности решения данной проблематики в резуль
тате глубокой проработки, понимания и осознания места человека в мире, индивидуального бытия и трансперсональных переживаний.
Задачей данного блока является формирование способности аналитического подхода к рассмотрению болезни с точки зрения причин ее возникновения и развития.
3 блок программы предусматривает курс медицинской психологии, предметом и задачами которой является изучение психологии больного человека — "внутренней картины болезни” в динамике, в зависимости от специфики заболевания, от особенностей преморбидной личности больного, его социально- бытовых и профессиональных условий в связи с заболеванием, которое возникло; психологии личности врача, его способности к клиническому мышлению; формированию диагноза заболевания, как процесса мышления; психологического климата и общения в медицинских коллективах; взаимоотношений родственников больного и медицинского персонала.
Задачей данного блока является умение создания благоприятной психологической атмосферы в лечебном коллективе между сотрудниками, а также взаимоотношений врач — больной, врач — родственники больного, для успешного решения диагностических, терапевтических и социально-реабилитационных задач.
3.1 — элективный курс “социальная психология” ориентирован на ознакомление с методами изучения массовидных явлений; особенностями развития малых групп, что имеет большое значение для адаптации и умения вести себя в социуме, коллективе, в том числе профессиональном; механизмами межличностного взаимодействия, заключающимися в профессионально-психологическом умении вести беседу и переговоры, вызывать положительное расположение собеседника (в том числе, ведение беседы с больными); особенностями поведения аудитории и умением выступать перед аудиторией, обладая знаниями и практическими способами воздействия на аудиторию.
Задачей данного блока является умение анализировать различные типы межличностного взаимодействия; выявлять явный и скрытый смысл взаимодействий между людьми.
Работа в 4 блоке подразумевает подготовку врача- специалиста в зависимости от специфики специальности, с использованием вербальных и невербальных методик, применяемых в процессе общения, в том числе профессионального. Ориентация на проработку актуальных проблем врачебной практики в условиях “игрового” взаимодействия по типу обучающих психотренинговых групп.
5 блок учитывает имеющийся у слушателей жизненный и профессиональный опыт общения и поведения с различными группами больных. В данном блоке выделяются три направления работы с курсантами ВУЗа: 1) цикл специализации подразумевает получение врачом новой для него специальности, что связано с приобретением новых знаний и навыков. Учитывается характер приобретаемой специальности в психологической подготовке; 2) цикл повышения квалификации врачей по имеющейся специальности предусматривает программу подготовки с учетом имеющегося опыта работы, внедрения новых психологических методик, способствующих более эффективной работе врача - специалиста с больным;
3) предаттестационный цикл предусматривает контроль специальных психологических знаний, полученных в период обучения в университете, а также прохождения интернатуры по специальности; внедрение новых психологических методик в практическую деятельность врача-специалиста.
Задачей 4 и 5 блоков является формирование аналитикосинтетического подхода к актуальным проблемам врачебной практики и нахождение оптимальных решений в ситуации изменяющихся социально-профессиональных условий деятельности.
Кафедрой философии и психологии Одесского государственного медицинского университета, а также лабораторией психодиагностики и психологического консультирования института междисциплинарных проблем ОГМУ в соответствии с инструктивным письмом â��32 от 22 октября 1992 года "О совершенствовании учебно-методической работы в высших учебных заведениях”, созданы рабочие программы по курсам, представленным в структурной программе.
Представленная структурная программа решает задачи внешнего и внутреннего уровней (частично связанных друг с другом). Внешний — уровень знания, рационально-логической ориентации в психологической науке; внутренний — уровень познания, интуитивного проникновения в мир внешний и внутренний. На наш взгляд, движение в пространстве этих двух уровней способствует как личностному развитию, так и профессиональному росту практикующего врача.
Представленная программа изучения курса психологии, на наш взгляд, является важным звеном в общей структуре подготовки врача-профессионала и имеет оптимальный объем и содержание.