Подготовка специалистов - психологов в современном обществе в условиях светско - духовной формы образования.
Максименко Л.В.
Доцент, декан отделения психологии Христианского гуманитарно - экономического университета, г. Одесса.
Подготовка специалистов - психологов в современном обществе в условиях светско - духовной формы образования.
Система высшего специального образования в настоящее время, как в нашей стране, так и в странах СНГ, находится в кризисном состоянии. Данный кризис имеет много аспектов, однако основные можно определить как: потребность подготовки специалистов практического звена высокого профессионального уровня, способных к постоянному саморазвитию с высоким уровнем обучаемости; формирование моральных качеств и высоких человеческих, духовных ценностей личности у специалистов в современном обществе.
Образование психологов является одним из видов подготовки специалистов социального профиля. Наиболее сложным являегся то, что мы живем и работаем в обществе с двойной моралью, где законы «пишутся» для того, чтобы их «нарушать». В таких условиях формирование психологически зрелой личности специалиста - психолога весьма затруднительно. Психолог оказывает как индивидуальную помощь своему клиенту, адаптируя его к особенностям тех ситуаций, которые человек переживает, так и проводит работу с группами людей, будь - то школьники или представители преуспевающей компании. В любом случае, социальное влияние психологов в обществе достаточно велико и будет увеличиваться с каждым годом. К примеру, в России идет подготовка к созданию общегосударственной программы оказания психологической помощи населению.
В Украине в последнее время все большую актуальность приобретает дискуссия относительно целесообразности внедрения определенных форм или элементов религиозного образования в светских учебных заведениях.
Если же говорить о светско - духовной форме образования, то в первую очередь мы подразумеваем формирование высокоморальной личности с целенаправленно - сформированными профессиональными навыками. Кроме того, мы используем студент - центрированную форму подготовки специалистов, которая подразумевает подготовку специалиста практически с I курса с учетом пожеланий и возможностей студентов.
Мы должны откровенно — по крайней мере, с исторической точки зрения — признать, что для Украины характерно христианское мировосприятие и христианское мировоззрение. Европейская система гуманитарных ценностей, все более характеризующаяся как «глобальная», возникла из переосмысления античного опыта в свете евангельского откровения.
Каждая радикальная измена христианскому наследию приводила в европейских странах к катастрофе: Франция Робеспьера, Германия Гиглера, ленинско-сталинский СССР дают богатейший материал для изучения дерзких и трагических попыток построить на европейской почве откровенно антихристианскую цивилизацию (Друзенко Г.).
Особенностью нашего университета является то, что он является христианским, поликонфессиональным. Это требует формирования новых подходов и взглядов в рамках светско - духовной формы образования, в частности определение общепринятых христианских принципов.
Нами была разработана концепция подготовки специалиста - психолога по двум направлениям: психолог - консультант и социальный психолог. Мы имеем восьмилетний опыт данной работы. Развитие концепции образования психолога имеет связь с новыми парадигмами образования человека (информационно - педагогической, опережающей, личностно - ориентированной, глобальной и др.) (А.В. Гаврилов). Концепции делают акцент на понимании студентами преподавателя, на социальной востребованности специалиста, а также на том, что работа с преподавателем должна вызывать положительные эмоции у студентов, что вполне
закономерно, так как известно, что информация запоминается на фоне положительных эмоций.
За последние 15 - 20 лет изменилась основная образовательная концепция подготовки специалистов. Инновационный подход в образовании сегодня учитывает резко увеличившиеся объемы информации, с которыми сегодня приходится работать студентам, требует новых подходов в изложении материала преподавателями вузов. Мы используем модельный метод работы с информацией: студент готовит модель темы, которая рассматривается в процессе обучения, что улучшает его процессы анализа и запоминания информации в целом. Увеличивается так же «выживаемость» знаний.
Существующие сегодня информационные потоки требуют от специалиста формирования принципиально новых качеств мышления как в сфере профессионального обучения, так и в сфере профессиональной деятельности. Мышление является основным инструментом деятельности психолога и его формированию и развитию мы уделяем особое внимание. Увеличение информационных потоков, их объемов, привело на сегодняшний день, к необходимости смены образовательной парадигмы. Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом «приращения» знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию (Якунин В.А., 1994; Столяренко Л.Д., 1999). Таким образом, первое в инновационном обучении - это развитие способностей на основе образования и самообразования.
Особенностью подготовки специалиста - психолога в высшей школе является формирование у студента осознания необходимости непрерывного образования в процессе профессиональной деятельности, что связано с личностным саморазвитием специалиста (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, И.О. Кон, Ф.Ф. Королев и др).
Важным элементом образования психолога является гуманизация образования, что имеет связь с социальным профилем специалиста (В.А. Сластенин, Т В. Шуртакова, Р.А. Валеева и другие).
Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО гласит: "Фундаментальное естественнонаучное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека. ” Если в 60 - 80 годы XX века была характерна формула образования «Знать все о немногом и немного обо всем», то 90 - е годы XX века породили новую формулу – «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность».
Современная формула образования как бы возвращает нас к пониманию воспитания будущего специалиста. Светско - духовная форма образования, развитием которой занимается наш университет, подразумевает решение проблемы воспитания специалиста.
Выводы.
- Система высшего образования как в Украине, так и в странах СНГ, находится в кризисном состоянии.
- Образование психологов является одним из видов подготовки специалистов социального профиля.
- Светско - духовная форма образования дает реальную возможность построить его на христианских моральных принципах, которые являются основой нашей культуры.
- Развитие поликонфессионального христианского университета требует формирования общепринятых христианских принципов как основы мировоззрения и моральности личности.
- Мышление является основным инструментом деятельности психолога и поэтому, мы уделяем особое внимание его формированию и развитию.
- Противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.
- Особенностью подготовки специалиста - психолога в высшей школе является формирование у студента осознания необходимости непрерывного образования в процессе профессиональной деятельности, что связано с личностным саморазвитием специалиста.
- Одной из важных задач светско - духовной формы образования является воспитание специалиста.
Литература.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, 1999.
- http://private.peterliiik.ruОбразовательная концепция.
- http://rspu.edu.ruГаврилов А.В. Развитие теории профессионально - педагогической культуры преподавателя МВД (к постановке проблемы). Ростовский государственный педагогический университет, межвузовская научно - пракгическая конференция, 2001.
- http://www.nesterova.ruКонцепция психологического факультета университета Натальи Нестеровой.