КВАНТОВАЯ КАРТИНА МИРА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Одесская Национальная библиотека им. М. Горького Одесский институт психического здоровья, отдел экзистенциальной психологии и психотерапии
11 марта 2014, вторник начало 16-30 /окончание 18-15/ Одесса, ул. Пастера 13
Семинар: КВАНТОВАЯ КАРТИНА МИРА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ведущий: Кравчик Антон Станиславович, канд. филос.наук, доцент, методолог отдела экзистенциальной психологии и психотерапии
Любовь — экзистенциальное переживание фундаментального единства на глубинном квантово-волновом уровне. Открытия квантовой физики перевернули вверх дном упорядоченный мир Ньютона. В книге “Дао физики” Фритьоф Капры описывает принцип “нелокальности”. Теорема Джона Стюарта Белла утверждает, что во вселенной “нет локальных причин”, т.е. по сути оно утверждает, что не существует линейных причинно-следственных связей ньютоновской физики. Когда Белл впервые опубликовал свои открытия в 1964 году, по научным кругам прокатились волны потрясения, и они продолжают распространяться и сегодня. Великан по имени “Наука”, долго укачиваемый под колыбельную ньютоновской физики, наконец проснулся. Обратив свой несгибаемый линейный взгляд (причина и следствие) в нелинейном (нелокальном) направлении, он содрогнулся до основания. Принципы сэра Исаака Ньютона, которые прекрасно послужили как самое основание Науки (включая психологию), загремели и раскололись, открыв при этом совершенно новую основу взаимосвязей, которая приводит некоторых ученых в ужас, а некоторых в трепет. Мир великана не такой, как мы считали—а то, что мы считали реальностью, оказалось сказкой: наука рисовала картину гораздо более ограниченной, одномерной вселенной. Центральный принцип Ньютоновской физики, который урезал мир до простых единиц причины, приводящей к определенному следствию, находится в сердцевине современной психологии и даже восточных путей. Какой-то набор событий в детстве рассматривается как причина определенного поведения в зрелом возрасте. Предполагается, что конкретная техника психологии дает определенные, даже предсказуемые и “гарантированные” результаты. Как часто я сам испытывал на опыте эти качели обещанных ньютоновскими психологами формул причины и следствия, и только разочаровывался. Сколько раз мне обещали, что выполнение “Х” обязательно прекратит мои затруднения и приведёт к следствию «Y». Я старательно практиковал данное средство, и все равно боль оставалась. Квантовый подход в экзистенциальной психологии — кратко можно изложить так: 1. Для того, чтобы обнаруживать, кто ты есть, сначала необходимо пережить на опыте, кем ты не являешься: я—это не мой ум ... я—это не мои мысли ... я—это не мои эмоции ... я не являюсь ничем познаваемым. Я свидетель всех этих вещей, которые приходят и уходят, но которые не являются мной. Практической аналогией этого может быть снятие слоев с луковицы. Что остается, когда с “луковицы” сняты все слои? Ответ: ничего. Наблюдатель не только наблюдает и осознает то, что проходит через ум и тело, он вместе с тем является их создателем и творческим источником. 2. Свидетель или наблюдатель ума (мыслей, чувств, эмоций и ассоциаций), не только наблюдает мысли или эмоции, но каким-то образом мгновенно создает то, что он наблюдает. Мысль под названием “Я не люблю себя” появляется “как будто” она здесь всегда была и самостоятельно жила. Тем не менее в реальности наблюдатель загадочным образом создает мысль с помощью наблюдения; наблюдение является творческим орудием наблюдателя. Акт наблюдения является актом тварения. Проще говоря, чтобы наблюдатель имел работу под названием наблюдать, он должен создавать что-то, чтобы наблюдать это. 3. Это значит пережить на опыте, а не просто обдумывать, принцип неопределенности Вернера Гейзенберга. По сути он утверждает, что вся реальность создается наблюдателем. Я сначала создаю те мысли, которые я затем наблюдаю или свидетельствую при медитации. ПринципГейзенберга на опытном уровне указывает на общую “истину” основополагающего всеобщего единства. 4. Наблюдая как появляются и исчезают мои созданные реальности, далее, я осознаю, что я к тому же нахожусь за рамками наблюдателя и моей создаваемой наблюдателем реальности. Казалось, что наблюдатель во мне возникал с каждым новым созданием, как будто эти двое, наблюдатель и его создание (то есть мысль или чувство), были сразу же связаны. А поскольку “я” мог наблюдать не только мои мысли, но и себя, наблюдающего за моими мыслями, я понял, что что-то должно выходить за рамки пары наблюдатель-создание. Я уже не ограничен постоянными приходами и уходами наблюдателя, который создавал каждую новую реальность, становился ей, переживал ее, и наконец наблюдал ее. Был “я-за-создаваемыми-наблюдателем-реальностями”, который существовал в “состоянии без состояния”, и чувствовал себя открытым, пустым, и свободным. В это состояние было легко вернуться, отвлекая свое внимание от мыслей и сосредоточиваясь на себе, том, кто находится за пределами мыслей. 5. Наблюдатель и создаваемое им (мои мысли, чувства, ощущения, убеждения и тому подобное)—являются одним и тем же на основополагающем КВАНТОВОМ уровне. На поверхностном уровне я воспринимаю, что они отличаются, и давю им разные имена или ярлыки. Например, в моем теле перемещались какие-то ощущения. Я назваю эти ощущения “страхом” и решаю, что это (страх) нехорош и нежелателен для меня. И в результате я сопротивляюсь этой энергии, которую “я” назвал страхом. Но это “я” назвал эту энергию страхом и “я” решил, что она нежелательна. Когда я перестал решать, что не хочу страха, снял ярлык и рассмотрел это как просто энергию, проблема исчезла. На своем основополагающем КВАНТОВОМ уровне страх состоял из энергии—и мне с самого начала незачем было этому сопротивляться. 6. Это прекрасно соответствовало идее известного физика Дэвида Бома о том, что есть “явный порядок” и “неявный (латентный) порядок”. Явный порядок—это мир, как мы обычно его воспринимаем: наполненный объектами с видимыми различиями и границами. Неявный порядок—это неразрывная целостность, соединяющая нас всех; это квантовый уровень, где объекты, частицы, люди и эмоции состоят, субатомно, из одного и того же вещества. На явном уровне, наблюдатель и то, что наблюдается (мысли, эмоции, ощущения) кажутся разными. А на неявном уровне они являются одним и тем же. Когда я погружаюсь в это неявное состояние взаимосвязанности, граница между наблюдателем и создателем, между наблюдаемым и создаваемым, исчезает, и я пребываю в «светящейся пустоте» (см. Приложение) и в спокойной целостности.Ибо он не связан с прошедшим, настоящим, или будущим. 7. Явный уровень—это там, где мои мысли по-видимому отличаются от стула, моя рука отличается от вашей руки. А на неявном уровне есть основополагающее единство, или квантовый уровень, где все связано со всем остальным. Тогда при переживании печали я осознал, что наблюдатель печали и сама печаль являются в своей основе одним и тем же; только мой взгляд на это на явном уровне раскалывал опыт на противоположности “я и ты”. На квантовом, субатомном уровне, состав того, что мы переживаем на опыте как пространство, и того, что мы переживаем как физическую материю, один и тот же—нет разницы между пространством (пустотой) и физической материей. Словами Эйнштейна: “Все—пустота, а форма—сгущенная пустота”. На субатомном уровне, нет разницы между стулом, диваном, моей рукой, моей ручкой, моими волосами, холодильником и воздухом или пустым пространством между всеми ними. Если вы посмотрите на мир сквозь “субатомную линзу”, мир на своем основополагающем уровне будет выглядеть как плавающие в пустоте частицы—состояние без боли (или без состояния), в котором могут появляться и исчезать “мои” личные проблемы. 8. Однажды, созерцая все это, я начал “искать” существо, личность или себя, который выполнял всю эту медитацию, все свидетельствование, все создание, “себя-за-созданными-наблюдателем-реальностями”, который переживал на опыте наблюдателя и создателя как одно и то же. Чем больше “я” искал, кто переживает это чувство или эту мысль, кто занимается медитацией, тем больше я видел, что там никого нет, только пустое пространство. “Я” ничего не нашел. То, которое делало все эти вещи, и все те вещи, которые делались или создавались, и сознание “я”—одно и то же. Нет отдельного, обособленного “я”, потому что “я” не может существовать как отельная сущность, если оно не отличается и не отделяется в своей основе от всего остального. 9. Смысл переживания “квантового сознания”—открыть дверь в большую реальность, предоставляющую более широкий контекст, в который мы можем “помещать” наш опыт. Вместо переживания боли, одиночества, разочарования, или отделенности как абсолютных самостоятельных состояний, можно приобрести постоянно живущее чувство большего целого, того как, словами физика Дэвида Бома, “все соединено со всем остальным”. Хотя чувство присоединенности, и даже неотделимости, от остального мироздания, приходит и уходит—квантовое сознание не переживается круглые сутки—регулярное переживание его ослабляет хватку предыдущих, ограниченных шаблонов мышления и убеждений. Даже только одно перемещение в квантовое сознание может устойчиво изменить то, как вы относитесь к вашим хроническим шаблонам поведения. 10. Здесь восточная традиция предшествует нашему новому западному квантовому мировоззрению. Древние тексты по йоге называют это состояние, в котором нет “я”, “самадхи”; дзэн-буддистские тексты, “сатори”. В этих текстах тоже высказывается мысль, что когда самадхи переживается все чаще, узы или шаблоны ума распускаются и ослабляются. Зачем мне нужно переживать на опыте, что я, стул, диван и остальная вселенная—одно и то же на субатомном уровне? Что мне это даст, когда я встану утром, выпью кофе, и выйду из дома? Мой ответ основан в первую очередь на моем личном опыте. Для меня жизнь стала ровнее. Любое переживание квантового сознания, даже если он не ярко и живо в сознании круглые сутки, начинает убирать суждение, оценку, боль разделенности, которые обычно отравляют повседневную жизнь. Вместо того, чтобы абсолютно верить в границы и видимости отделения, соревнования, боли и конфликта, с переживанием большего единства открывается еще одно окно сознания. 11. Квантовое сознание—это по сути сознание единства—далеко не новое понятие в истории человечества. Восточные традиции (и даже некоторые западные философии и религии) очень давно нам говорят, что есть основополагающее единство, соединяющее нас всех. Индивид может продвигаться к переживанию основополагающего единства по многим путям одновременно. А в прошлом нужно было принять систему убеждений, чтобы следовать конкретному пути. В древних, традиционных путях, нужно было сначала принять роль “Истинного верующего” книги Эрика Хоффера и стать приверженцем мастера, который обучает “этому”—просветлению (вере в одну конкретную систему) и пути (“технологии”) достижения просветления. 12. ПРИЛОЖЕНИЕ: квантовое сознание описано 2 тыс лет назад в трактате Девиз верного ума (автор: Сосан, III патриарх дзен-буддизма) Совершенный путь не знает трудностей, Кроме тех, что не могут ничему отдать предпочтения; Только освободившись от ненависти и любви, Он раскрывается перед нами, как есть. Отдавая чему-либо предпочтение, Вы рискуете все потерять, Если вы хотите его узреть, Не имейте мыслей ни «за», ни «против». Сравнение неприятного с приятным — Это болезнь ума: Если глубокий смысл (путь) неясен, Нет покоя уму и нет достижений. Совершенный путь подобен бездне небесной: Там нет недостатка и нет избытка. Фактически только потому, что мы выбираем, Мы теряем из виду его суть. Не привязывайтесь к чему-либо внешнему, Но и не живите во внутренней пустоте. Когда ум покоится в единстве вещей, Двойственность сама собой исчезает. Когда единство не до конца осознано, Два рода заблуждения имеют место — Отрицание реальности может привести к абсолютному отрицанию, В то время как увлечение пустотой —к противоречию. Словесность и умствование — Чем больше мы увлекаемся ими, Когда мы гоняемся за внешними объектами, мы теряем рассудок. Как только человек достигает внутреннего просветления, Он идет за пределы пустоты окружающего его мира. Видоизменения, происходящие в пустоте окружающего нас мира, Кажутся реальными вследствие неведения, Не пытайтесь найти истину, Лишь отбросьте предвзятость мнения. Оставьте двойственность, Старайтесь ее совершенно избегать: Как только появляется правда и ложь, Ум начинает теряться в смущении. Два есть потому, что есть один, Но не ищите опоры даже в этом одном: Когда ум невозмутим, Ничего на свете не может вам повредить.Вы рискуете все потерять, Если вы хотите его узреть, Не имейте мыслей ни «за», ни «против». Сравнение неприятного с приятным — Это болезнь ума: Если глубокий смысл (путь) неясен, Нет покоя уму и нет достижений. Совершенный путь подобен бездне небесной: Там нет недостатка и нет избытка. Фактически только потому, что мы выбираем, Мы теряем из виду его суть. Не привязывайтесь к чему-либо внешнему, Но и не живите во внутренней пустоте. Когда ум покоится в единстве вещей, Двойственность сама собой исчезает. Когда единство не до конца осознано, Два рода заблуждения имеют место — Отрицание реальности может привести к абсолютному отрицанию, В то время как увлечение пустотой —к противоречию. Словесность и умствование — Чем больше мы увлекаемся ими, Тем дальше уходим от истины: Хватит поэтому слов и рассуждений, Нигде ничто не может нас связать. Когда мы возвращаемся к сущности, Мы постигаем смысл. Когда вещи вас не волнуют, их как бы вовсе нет. Когда ум спокоен, его как бы не существует. Субъект успокаивается, когда исчезает объект. А объект исчезает, когда субъект спокоен. Объект есть объект для субъекта, Субъект есть субъект для объекта. Знайте, что за относительностью того и другого Скрывается единая пустота. В единой пустоте два представляют собой одно, И каждое из двух содержит в себе все многообразие вещей. Когда отсутствует разграничение на «то» и «это», Как может возникнуть односторонняя и предвзятая точка зрения? Великий путь преисполнен спокойствия и терпимости, Нет ничего легкого, и нет ничего трудного. Побочные пути вызывают сомнения, И чем быстрее мы по ним идем, тем медленнее достигаем дели. Привязанность не знает границ, Она, несомненно, поведет нас по ложному пути. Пусть все идет так, как оно есть — не сопротивляйтесь, Ведь сущность вещей от этого не изменится. Повинуйтесь природе вещей, и вы будете в гармонии с Путем. Вам будет легко и свободно. Но если ваши мысли будут привязаны к чему-либо, вы потеряете истину, А ум ваш будет становиться все тяжелее, ленивее и болезненнее. Нездоровые мысли беспокоят душу, Тогда как смысл подходит к вещам односторонне и пристрастно. Если вы хотите идти Путем единства, Не имейте предрассудков относительно шести объектов чувств. Если у человека нет этих предрассудков, Тогда он отождествляет себя с просветлением: Мудрый пребывает в бездействии, А неведущий закабаляет себя: Хотя в самой дхарме нет никаких частностей, Человек по неведению привязывается к отдельным объектам. Именно разум человека порождает иллюзии. Разве это не самое острое из противоречий? Неведение порождает дуализм действия и покоя: Просветленный не имеет симпатий и антипатий. Все формы дуализма являются Порождением заблудшего разума. Они походят на воздушные видения. Так стоит ли пытаться удержать их? Приобретение и потеря, добро и зло — Расстаньтесь с этим раз и навсегда. Если вы всегда будете бодрствовать, То сновидения сами собой исчезнут: Если разум пребывает в своем единстве, Мириады вещей представляют собой одно. Когда постигается глубокая тайна единства, Мы сразу забываем обо всех внешних препятствиях: Когда мы видим все бесчисленные множества вещей в их единстве, Мы возвращаемся к истокам и остаемся самими собой. Забудьте «как» и «почему», и вы достигнете Состояния, ни с чем не сравнимого: Движение в покое не есть движение, А покой в движении не есть покой. Когда исчезнет двойственность, То даже само единство перестает быть единством. Сущность вещей не связана никакими законами: Разум, находящийся в гармонии (с Путем), Есть принцип тождественности: В нем царит состояние покоя, В нем нет места нерешительности: Истинная вера воскреснет в нем со всей первозданной непосредственностью: Ему нечего сохранять, Нечего запоминать, — Все светится изнутри и плавает в прозрачной пустоте: Нет порока, нет напряжения, нет траты энергии — Вот обитель, недоступная мышлению, Обитель выше всякого воображения. В великом царстве Истины нет ни «не-я», ни «я». Если попросят точно определить это состояние, То можно только сказать «не-два". В таком состоянии все одно, Все, что есть, заключено в нем: Мудрецы всех стран достигают Абсолютной веры в это. Такая абсолютная вера не связана пространством и временем. Один миг и тысяча лет — одно: Чем бы не были обусловлены вещи, Бытием или небытием, Их сущность проявляется во всем. Бесконечно малое может быть бесконечно большим, Когда внешние условия позабыты: Бесконечно большое может быть бесконечно малым, Когда объективные пределы исчезают. То, что есть, и то, чего нет, — одно: То, чего нет, и то, что есть, — также одно: Не задерживайтесь там долго, Где этого нет. Один во всем, все в одном — Если это осознано, То пусть ваше несовершенство вас больше не волнует. Верный ум — это нераздельное, А нераздельное — это верный ум. Слова не могут его описать.