Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов / Общая психология / Общение и поведение как формы жизнедеятельности человека

Общение и поведение как формы жизнедеятельности человека


Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера. О. Включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и др.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. Удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно – исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. Нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. Может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

     О. С окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенцев в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (примерно 4 неделя жизни).

     К 4 месяцам у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно – эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнером. В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно – мимические средства (взгляды, улыбка, выразительное движение, вокализация).

     К концу первого года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими – предметно – действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).

     В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно – действенного общения «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Слово лишь первоначально обслуживает эту форму общения. Постепенное овладение мнгообразными функциями речи позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольноог возраста у детей появляется внеситуативная интимно – личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.

     О. Ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.

     О. Со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивет при общении ребенка к истрическому опыту человечества. Организация общения, достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важными условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.

     О.  Особенно интенсивно развивается у ребенка в подрастковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего существования. Само общение строится у подростка на основе многопланновой общественно – полезной деятельности, включающей рудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., которое разворачивается в этих видах деятельности, у подростков сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

     Тесная связь между структурами личности и процессом общения, как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности, приводит к тому, что нарушения О. Неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений общения носит качественно различный характер, в зависимости от того, какое звено процесса общения (операционально – техническое, мотивационное, или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и общения. Активно используя в терапевтической группе  интерактивную и перцептивную стороны общения, можно компенсировать коммуникативные дефекты. ОптимальнаЯ организация общения в терапевтической группе больных создает условие для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренговых группах общения является эффективным средством профилактики отклонений формирования личности.

 

Аспекты общения:

1. Коммуникативный;

2. Интерактивный (воздействия);

3. Перцептивный (восприятия), т. е. восприятие и понимание человека

    человеком.

   Коммуникация.

Процесс передачи информации от одного человека к другому и ее восприятие последним.

   В процессе коммуникации имеют значение следующие моменты:

!. Отправитель информации.

2. Сообщение.

3. Канал информации.

4. Получатель информации.

5. С каким эффектом передается информация.

В процессе изучения общения выделяется три направления развития человеческой мысли:

1. Бихевиористическая ориентация;

2. Символический интеракционизм;

3. Психоаналитическая ориентация.

Теория дидактического взаимодействия Тиббо и Келли.

Теория социального обмена Хоманса.

Формирование первого впечатления:

1. Схема, основанная на факте привосходства.

2. Привлекательность.

3.Отношение к нам.

Формируется за счет механизмов стериотипизации, механизма социально- психологической рефлексии ( я размышляю, как меня оценивает собеседник).

Механизмы эмпатии (сопереживания) - способность понимать другого человека без осмысления.

    Межличностное, межгруповое, целевое общение реализуется в тех или иных социальных группах.

К социальным группам относятся:

1. большие социальные группы;

2. малые социальные группы

Функции общения.

1. Прагматическая (роль общения в совместной деятельности);

2. Формирующая (важнейшее условие психического развития человека,

    формирования личности);

3. Подтверждающая (человек в общении подтверждает самого себя, ищет

    опору в другом человеке).

     Человеку необходима какая-либо оценка.

Это направление разрабатывалось Лейнгом, представителем антипсихиатрии (психоаналитическое направление), Ж.П.Сартром (экзистенциональный психоанализ).

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений,

   отношений эмоциональных.

5. Внутриличностная (общение с самим собой). Диалогическая природа

    личности.

Межличностные отношения.

Отношения между личностями - это та реальность, которая позволяет человеку преодолеть свое одиночество и не чувствовать себя заброшенным в этом мире. Другим полюсом является осознание своего одиночества в уединении и молчании.

Межличностное взаимодействие - совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

    Большинство направлений в психологии и психотерапии ориентируются на скрытый смысл взаимодействий, а не на предъявляемый вербально.

     Это значит, что большинство психологов пытаются выяснить, а что же стоит за словами.

 

4.2.3.

Психологические теории, рассматривающие типы межличностных отношений.

     Теоретический подходГ.Д.Салливэна  к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данной личности окружающих, под влиянием которых формируется личность. 

В актах взаимного познания выделяется три механизма межличностного восприятия:

1. идентификация - способ понимания другого через осознанное или

   бессознательное уподобление (отождествление) с ним;

2.рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером

    по  общению;

3. стериотипизация - классификация форм поведения и интерпритация их причин путем отнесения к уже известным явлениям.

     Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированом в процессе взаимодействия с окружающими, Тимоти Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих вариантов межличностного взаимодействия:

1. "властный - лидирующий";

2. "независимый - доминирующий";

3. "прямолинейно - агрессивный";

4. "недоверчивый - скептический";

5. "покорно - застенчивый";

6. "зависимый - послушный";

7. "сотрудничающий - конвенциальный";

8. "ответственный - великодушный".

     Все эти типы представляют единую структуру межличностных отношений, описывая:

1. внутреннюю (на уровне переживаний);

2. внешнюю (на уровне поведения)

 психическую реальность.

     В каждом акте взаимодействия может проявляться один (или больше) из перечисленных типов, тогда как другие будут находиться в непроявленном состоянии, что зависит от многих факторов.

Например, каждый акт взаимодействия можно понять, если его рассматривать состоящим из трех частей общего самоощущения и самосознания личности:

1. собственно личность - коммуникатор, "Я";

2. личность, к которой направлен процесс коммуникации - другой, "Он";

3. контекст.

     В коммуникации между людьми присутствуют два компонента:

1. содержание;

2. стиль.

     Хотя мы все взаимодействуем посредством различных стилей, существует также несколько стилей, которые достаточно устойчивы, и глубоко присущи человеческой коммуникации вообще.

     Такое сведение стилей к "коммуникационым модам" проведено Вирджинией Сатир:

1. "задабриватель" ("угодник") - слова выражают согласие, тело и позы

    выражают беспомощность;

2. "обвинитель" ("порицатель, критик") - слова выражают несогласие, тело

    выражает обвинение в адрес собеседника и вообще всего мира;

3. "компьютер" - слова выражают сверх разумность, тело находится в

    состоянии подсчета, вычисления;

4. "неуместный человек" - слова выражают что - то неизвестное,

    бессмыслицу, тело, как правило, согнуто под каким - то углом или где -

    то "витает";

5."выравнивание" или "текучесть"- специально выделенный В. Сатир тип.  

     В нем все части коммуникации происходят в одном и том же направлении: голос произносит слова, соответствующее выражению  лица, положению тела, интонациям.

     Взаимоотношения протекают легко, свободно, честно и чувство собственного достоинства не подвергается таким испытаниям, как в предыдущих четырех случаях. Только этот тип позволяет улаживать соры, быть эффективным во взаимодействии с другими людьми.

Барьеры общения и коммуникации.

Когда барьеров  нет, возникает  ситуация  взаимопонимания.

     Если  информация  вступает  в  противоречие  с  личностными  характеристиками, то  человек  вырабатывает  контрвнушение.

Внешние барьеры общения и коммуникации.

     Не пускают  информацию  извне.

      Систему  барьеров  можно  рассматривать  как  автоматизированную  систему  охраны.

     Система  защит  обычно  не  осознается.

К внешним барьерам относятся:

1. Барьер  избегания - перестаем  слушать  или  находим  повод  устранить  

    контакт .

2. Барьер  отрицания авторитета - определение  авторитетности  уровня 

    информации. Мы  прислушиваемся  к  мнению  человека, которому

   доверяем.

3.Непонимание - лицо  может  быть  авторитетное, но  само  сообщение  

   может  не  приниматься.

    Уровни  возникновения  барьеров  общения и коммуникации.

1.Фонетический.

     Неясно, невнятно  говорят; говорят  на  иностранном  языке.

2.Симантический.

     Срабатывает  автоматически. Нет  сложности, чтобы  услышать, но  по содержанию  информация  может  быть  недоступной (смысловое  поле  слова).

Тезаурус информации - совокупность  информации, которой  данный  человек  рассполагает.

     Когда  возникает  процесс  общения - должна  быть  общая  степень  тезаурусов.

3.Стилистический.

     Информация  может  быть  изложена  разным  стилем.

4.Логический.

     Выделяют  ''женскую'' ,''детскую''  логику.

Внутренние барьеры общения и коммуникации.

      Они  связаны  не  с  ситуацией  поступления  информации  из  внешнего  мира.

     В  настоящее  время  эта  информация  не  соответствует  нашему  мнению (вытеснение  информации  за  счет  механизма  психологической  защиты, что  характерно  для  взрослых  людей).

     Дети  и  подростки  не  имеют  систем  защит, как  взрослые (идеологическое  воздействие  на  человека  расчитано через  детей  и  подростков).

Рационализация - псевдо  научное  объяснение  какого то  факта:

1. перенос  внимания  с  объкта  малодоступного  на  доступный  нам;

2. включение  различных  уровней  непонимания;

3. психологическая  защита   от  самого  себя.

Преодоление барьеров общения и коммуникации.

     Эффективность  коммуникации  зависит  от  обеих  сторон, участвующих в этом процессе.

     Эффективность  определяется:

1. умением  преподать  информацию;

2.  умением  слушать.

     Говорящий  должен  строить  свое  сообщение таким образом, чтобы  у  слушающего  не  было  барьеров:

1. Воздействие  на  барьер  избегания - управление  вниманием 

   слушающего;

1. использование  феномена  авторитета:

а) надежность источника информации; 

б) компетентность;

в) привлекательность;

г) искренность;

д) полномочия докладчика;

е) объективность докладчика.

В пропаганде - уровень  авторитетности  источника  информации  должен  быть  очень  высок.

Преодоление барьеров непонимания.          

Фонетический  барьер - зависимость  от  многих  переменных, учет  степени  подготовленности  аудитории  к  восприятию  информации.

Семантический  барьер - учет  тезауруса  слушателя.

Стилистический барьер- стиль  и  форма  должны  соответствовать  содержанию.

Правило  рамки: любая  информация  должна  иметь  четко  выраженную  рамку (начало  и  конец).

Правило  цепи: любая  информация  должна  быть  структурирована  и  должна  иметь   логическую  связь. Качество  цепи  должно  быть  логичным.

Ранговая  цепь - начиная  от  менее  значимого, заканчивая  более  значимым.

     Необходимо  учитывать, насколько  аудитория  привыкла  к  определенному  построению  материала.

Необходимо  обратить  внимание  на  то, следует  ли  делать  в  сообщении  выводы, или  аудитория  достаточно  подготовлена для  того, чтобы  сделать  выводы  самостоятельно.

Двухсторонняя  информация - когда  дается  разнообразная  информация.

Фактор  установки - если  мнение выступающего совпадает  с  мнением  аудитории, нет смысла  в  двусторонней  информации.

     Если  аудитория  колеблется, то  необходимо  подготовить  аудиторию, представив  противоположные  мнения.

Образованная аудитория не всегда воспринимает одностороннюю  информацию.

Двустороннее и многостороннее аргументирование особенно  эффективно, когда  есть  возможность  контрпропаганды (выработка  иммунитета ).

Логический  барьер.

      У  каждого  человека своя  логика, ее  нужно  знать, если  вы  вступаете  в  процесс  общения  и  хотите  получить  эффект.

     Важно владеть  приемами  аргументации.

Необходимо определить, какая аргументация предпочтительна: нисходящая или восходящая.

     Если аудитория подготовлена, предпочтительна нисходящая аргументация.

     Если  аудитория  не  очень  настроена  слушать  и  недостаточно  подготовлена, необходимо  начинать   с  максимально  сильного  аргумента.

     Необходимо  определить, можно ли   делать  выводы, или  аудитория  выводы  должна  сделать  сама (отдать  инициативу  аудитории ).

     В  обучающей  аудитории авторитет  у  говорящего  не  должен  быть  очень  высоким  (слушатель  не  должен  принимать  всю  информацию  на  веру). 

 

ПОВЕДЕНИЕ.

     Извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой.

     Поведение представляет собой последовательно выполняемых действий, осуществляющий практический контакт организма с окружающими условиями, которые являются посредниками между отношениями живых существ и теми свойствами среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей оргаинзма, обеспечивающих достижение определенных целей.

     Источником поведения являются потребности живого существа. Поведение осуществляется как единство психических – побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

     Изменение поведения в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности поведения – это закономерности аналитико – синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающееся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.

     Поведение человека всегда общественно – обусловленно и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

     На уровне общественно обусловленной деятельности человека темин «поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном или легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности и ее моральные убеждения. 

ПОСТУПОК.

     Личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л.С.Выготский). Поступком не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия – импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу), по служебной инструкции, внешним требованиям. Поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок – личностно осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. Поступок в целом, согласно М.М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.

       В отечественной психолого – педагогической традиции имеется слияние  в трактовке поступка и действия. Получается, что поступок – это тоже некое действие, при этом действие обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить поступок в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление поступка и действия отавяет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую поступку, а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.

     Успешный поступок и успешное действие – это разные вещи. И критерий для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально – целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо то и другое. Поступок может не достигнуть целим и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной  оценки: базой для его оценки служит в основном не технологическая, а морально – этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил М.М. Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств поступка его нетехничность.

      После своего совершения поступок застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта поступка. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации или моторных установок, так совершаемые поступки ведут к фиксации социальных, точнее личностных установок (А.В. Запорожец, А.Г. Асмолов). И эти установки, согласно Д.Н. Узнадзе, представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису М.М. Бахтина о единственности поступка. В человечкой жизни все как в первый раз. 

      Позитивно оцениваемые обществом поступки взрослых, а тем более значительные для общества поступки, получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально – этической сферы и начинаю «работать» на эту же педагогику для коррекции и формирования нормативно – ролевантных действий детей.

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2021
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24 31
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27  
ВС 7 14 21 28  
Апрель 2021
ПН  5 12 19 26
ВТ  6 13 20 27
СР  7 14 21 28
ЧТ 1 8 15 22 29
ПТ 2 9 16 23 30
СБ 3
  • Ресурс мужественности и женственности в каждом из нас. Практикум по юнгианской психотерапииПодробнее
10 17 24  
ВС 4 11 18 25  
Май 2021
ПН  3 10 17 24 31
ВТ  4 11 18 25  
СР  5 12 19 26  
ЧТ  6 13 20 27  
ПТ  7 14 21 28  
СБ 1 8 15 22 29  
ВС 2 9 16 23 30