Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Психология семьи / Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и проживающих с молодыми инвалидами.

Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и проживающих с молодыми инвалидами.


Подпись: не опубликованадекабрь 1998 - январь 1999 г. Максименко Л.В., врач-психолог

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В СЕМЬЯХ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ И ПРОЖИВАЮЩИХ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ.

Особенности функционирования семей, в которых живут дети-инвалиды или молодые инвалиды, заключаются в том, что, чаще - всего, эти семьи считают себя ущербными, несчастными, часто озлобленными и агрессивными. Ребенок - инвалид или молодой инвалид часто в таких семьях вызывает раздражение, которое не скрывается. Естественно, в такой ситуации развития семьи, положение инвалида становится особенным - он обычно виноват во всех неприятностях, которые происходят в семье. Естественно, что в таких условиях, модель развития семейных отношений деформируется.

В основе методики лежит "Структурная школа семейной психотерапии" Сальвадора Минухина. Семья представляется как естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи - поддерживать индивидуальность, в то же время создавая ощущение принадлежности к целому.

Семья не является чем - то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Поэтому, необходимо всегда при оценке семьи учитывать не только какую - либо конкретную ситуацию, но и динамический процесс развития данной ситуации и перспективы ее разрешения в каком - либо направлении. Изучать семью в длительной перспективе - значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени.

В процессе нашей работы в Центре, мы определили несколько основных моделей психологической коррекции.

Первая модель работы: работа с инвалидом и членами его семьи. Особую ситуацию составляют семьи, состоящие из трех поколений. В связи со сложностью процесса управления такими семьями, они требуют особого внимания. Проблемы, также встречаются в неполных семьях, где процесс управления семьей, процесс воспитания ребенка - инвалида и процесс совместного проживания с молодым инвалидом весьма затруднен.

Во время работы с группой проводится актуализация позиции каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи. В процессе проговаривания

становится понятным место каждого члена семьи в структуре ее функционирования, ее иерархия, механизмы управления.

В дальнейшей работе, в процессе коррекции семейных отношений, используются данные, полученные при изучении семьи.

Процесс коррекции семейных отношений не имеет однообразной технологической схемы, потому - что он динамичен, как динамична семья сама по себе.

Вторая модель работы: работа с несколькими семьями, где проживают инвалиды. Особенность данной модели заключается в том, что в работе принимают участие семьи, в которых инвалиды самого различного возраста. Это дает возможность ликвидировать фрустрирующие ситуации, возникающие в семьях за счет актуализации развития различных моделей семейных отношений. Наиболее удачные принципы взаимодействия членов семьи, являются хорошей иллюстрацией эффективного процесса взаимодействия в семье.

Третья модель работы: моделирование семейных отношений в процессе консультирования инвалидов в вопросах создания семьи. Данная проблема весьма актуально в среде молодых инвалидов, что требует разработки новых подходов в консультировании инвалидов.

В заключении хочется сказать, что методика психологической коррекции семейных отношений, разработанная Сальвадором Минухиным, не учитывает специфических моментов работы с семьями, воспитывающих детей - инвалидов или проживающих с молодыми инвалидами. Однако данная методика, на наш взгляд, является наиболее эффективной для работы в семьях, воспитывающих детей - инвалидов.

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Июль 2020
ПН  6 13 20 27
ВТ  7
  • Тени незабытых предков: психологический анализ семейных и жизненных сценариев с их коррекциейПодробнее
14 21 28
  • Кризисы семейных отношений. Кризисы отношений в пареПодробнее
СР 1
8 15
22
29
ЧТ 2
  • Арт-терапевтический тренинг "В поисках ресурсов"Подробнее
9
16 23 30
ПТ 3 10 17
  • Работа со страхами в практике психолога-консультантаПодробнее
24 31
СБ 4
  • Экзистенциально-аналитическая психотерапевтическая группаПодробнее
11
  • Искусство конфликта. Игра по своим правиламПодробнее
18
  • Неврология для психологов и психотерапевтовПодробнее
  • Привычки питания: еда как сиюминутное желаниеПодробнее
25
  • Ключи. Детская клиническая психология и патопсихология. Дистанционный курсПодробнее
 
ВС 5 12 19
  • Психиатрия и неврология для психологов и психотерапевтов. Дистанционный курсПодробнее
  • Как избежать созависемых отношенийПодробнее
26
  • Перинатальная психология. Дистанционный курсПодробнее
 
Август 2020
ПН  3 10 17 24 31
ВТ  4 11 18 25  
СР  5 12 19 26  
ЧТ  6 13 20 27  
ПТ  7
  • Отношение с собственной сексуальностьюПодробнее
14 21 28  
СБ 1 8
  • Психосоматические нарушения у детей и подростков. Дистанционный курсПодробнее
15
22 29  
ВС 2 9 16 23 30  
Сентябрь 2020
ПН  7 14 21 28
ВТ 1 8 15 22 29
СР 2 9 16 23 30
ЧТ 3 10 17 24  
ПТ 4 11 18 25  
СБ 5 12 19 26  
ВС 6 13 20 27