Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Психология семьи / Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и проживающих с молодыми инвалидами.

Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и проживающих с молодыми инвалидами.


Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и проживающих с молодыми инвалидами. Особенности функционирования семей, в которых живут дети-инвалиды или молодые инвалиды, заключаются в том, что, чаще – всего, эти дети считают себя ущербными, несчастными, часто озлобленными и агрессивными. Ребенок-инвалид или молодой инвалид часто в таких семьях вызывает раздражение, которое не скрывается. Естественно, в такой ситуации развития семьи, положения инвалида становится особенным – он обычно виноват во всех неприятностях, которые происходят в семье. Естественно, что в таких условиях, модель развития семейных отношений деформируется. В основе методики лежит «Структурная школа семейной психотерапии» Сальвадора Минухина. Семья представляется как естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время создавая ощущения принадлежности к целому. Семья не является чем-то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Поэтому, необходимо всегда при оценке семьи учитывать не только какую-либо конкретную ситуацию, но и динамический процесс развития данной ситуации и перспективы ее разрешения в каком-либо направлении. Изучать семью в длительной перспективе – значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени. В процессе нашей работы в Центре, мы определили несколько основных моделей психологической коррекции. Первая модель работы: работа с инвалидом и членами его семьи. Особую ситуацию составляют семьи, состоящие из трех поколений. В связи со сложностью процесса управления такими семьями, они требуют особого внимания. Проблемы, также встречаются в неполных семьях, где процесс управления семьей, процесс воспитания ребенка-инвалида и процесс совместного проживания с молодым инвалидом весьма затруднен. Во время работы с группой проводится актуализация позиции каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи. В процессе проговаривания становится понятным место каждог7о члена семьи в структуре ее функционирования, ее иерархии, механизмы управления. В дальнейшей работе, в процессе коррекции семейных отношений, используются данные, полученные при изучении семьи. Процесс коррекции семейных отношений не имеет однообразной технологической схемы, потому – что он динамичен, кА динамична семья сама по себе. Вторая модель работы: работа с несколькими семьями, где проживают инвалиды. Особенность данной модели заключается в том, что в работе принимают участия семьи, в которых инвалиды самого различного возраста. Это дает возможность ликвидировать фрустрирующие ситуации, возникающие в семьях за счет актуализации развития различных моделей семейных отношений. Наиболее удачные принципы взаимодействия членов семьи, являются хорошей иллюстрацией эффективного процесса взаимодействия в семье. Третья модель работы: моделирование семейных отношений в процессе консультирования инвалидов в вопросах создания семьи. Данная проблема весьма актуально в среде молодых инвалидов, что требует разработки новых подходов в консультировании инвалидов. В заключении хочется сказать, что методика психологической коррекции семейных отношений, разработанная Сальвадором Минухиным, не учитывает специфических моментов работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов или проживающих с молодыми инвалидами. Однако данная методика, на наш взгляд, является наиболее эффективной для работы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Октябрь 2018
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24 31
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6
  • "Ключи" обучающий проект по детской клинической и патопсихологииПодробнее
  • Неврология для психологов и психотерапевтовПодробнее
13 20 27  
ВС 7
  • Анализ сновидений в экзистенциальной психологии и психотерапииПодробнее
14 21 28  
Ноябрь 2018
ПН  5 12 19 26
ВТ  6 13 20 27
СР  7 14 21 28
ЧТ 1 8 15 22 29
ПТ 2 9 16 23 30
СБ 3 10 17 24  
ВС 4 11 18 25  
Декабрь 2018
ПН  3 10 17 24 31
ВТ  4 11 18 25  
СР  5 12 19 26  
ЧТ  6 13 20 27  
ПТ  7 14 21 28  
СБ 1 8 15 22 29  
ВС 2 9 16 23 30