Методика семейной психотерапии в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и проживающих с молодыми инвалидами.
декабрь 1998 - январь 1999 г. Максименко Л.В., врач-психолог
МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В СЕМЬЯХ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ И ПРОЖИВАЮЩИХ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ.
Особенности функционирования семей, в которых живут дети-инвалиды или молодые инвалиды, заключаются в том, что, чаще - всего, эти семьи считают себя ущербными, несчастными, часто озлобленными и агрессивными. Ребенок - инвалид или молодой инвалид часто в таких семьях вызывает раздражение, которое не скрывается. Естественно, в такой ситуации развития семьи, положение инвалида становится особенным - он обычно виноват во всех неприятностях, которые происходят в семье. Естественно, что в таких условиях, модель развития семейных отношений деформируется.
В основе методики лежит "Структурная школа семейной психотерапии" Сальвадора Минухина. Семья представляется как естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи - поддерживать индивидуальность, в то же время создавая ощущение принадлежности к целому.
Семья не является чем - то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Поэтому, необходимо всегда при оценке семьи учитывать не только какую - либо конкретную ситуацию, но и динамический процесс развития данной ситуации и перспективы ее разрешения в каком - либо направлении. Изучать семью в длительной перспективе - значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени.
В процессе нашей работы в Центре, мы определили несколько основных моделей психологической коррекции.
Первая модель работы: работа с инвалидом и членами его семьи. Особую ситуацию составляют семьи, состоящие из трех поколений. В связи со сложностью процесса управления такими семьями, они требуют особого внимания. Проблемы, также встречаются в неполных семьях, где процесс управления семьей, процесс воспитания ребенка - инвалида и процесс совместного проживания с молодым инвалидом весьма затруднен.
Во время работы с группой проводится актуализация позиции каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи. В процессе проговаривания
становится понятным место каждого члена семьи в структуре ее функционирования, ее иерархия, механизмы управления.
В дальнейшей работе, в процессе коррекции семейных отношений, используются данные, полученные при изучении семьи.
Процесс коррекции семейных отношений не имеет однообразной технологической схемы, потому - что он динамичен, как динамична семья сама по себе.
Вторая модель работы: работа с несколькими семьями, где проживают инвалиды. Особенность данной модели заключается в том, что в работе принимают участие семьи, в которых инвалиды самого различного возраста. Это дает возможность ликвидировать фрустрирующие ситуации, возникающие в семьях за счет актуализации развития различных моделей семейных отношений. Наиболее удачные принципы взаимодействия членов семьи, являются хорошей иллюстрацией эффективного процесса взаимодействия в семье.
Третья модель работы: моделирование семейных отношений в процессе консультирования инвалидов в вопросах создания семьи. Данная проблема весьма актуально в среде молодых инвалидов, что требует разработки новых подходов в консультировании инвалидов.
В заключении хочется сказать, что методика психологической коррекции семейных отношений, разработанная Сальвадором Минухиным, не учитывает специфических моментов работы с семьями, воспитывающих детей - инвалидов или проживающих с молодыми инвалидами. Однако данная методика, на наш взгляд, является наиболее эффективной для работы в семьях, воспитывающих детей - инвалидов.