Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов / Общая психология / Психология жизненной среды человека

Психология жизненной среды человека


 

Биосфера – область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Термин биосфера введен в 1875 году Э. Зюссом. Учение о биосфере, как активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов  (в том числе и человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создано В.И. Вернадским (1926).

     Вернадский Владимир Иванович (1863 - 1945), русский ученый, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, создатель научной школы, академик Петербургской академии наук с 1912 года, первый президент АН УССР (1919). Труды Вернадского – одна из важнейших основ решения проблемы окружающей среды.

     Жизнь, одна из форм существования, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.п. 

Среда – окружающая среда – среда обитания и деятельности человечества. Под термином «окружающая среда» обычно понимается природная среда, окружающая человека. Нередко в это понятие включают элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каланы, водохранилища и т.п.). По мере расширения сферы человеческой деятельности становятся необходимыми комплексные мероприятия по охране природы.

Среда социальная – окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно – экономическую систему в целом – производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека – семью, производственные, учебные группы. Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. В процессе этих преобразований изменяются и сами люди.

     Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры.

Жизненный путь – каждый человек – творец собственной истории. Человек зависит от собственного прошлого, что непосредственно влияет на сегодняшний день. Он зависит от отношения к будущему, от надежд, желаний, стремлений, мечты и ожиданий. Представление о прошлом, настоящем и будущем, переживаются одновременно и определяют поведение человека.

     Как часть общества, как представитель эпохи, как представитель поколения, каждый из нас включает к собственной истории страницы истории человечества, широкий спектр социально – исторических ритмов. Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, которые возникают в определенном обществе и остаются после его смены, касаются всех проявлений человеческой деятельности, общения и поведения. Человеку невозможно отделить свою жизнь от жизни государства, народа, генерации, культуры.

Акмеология – отрасль психологической науки, которая возникла на границе естественнонаучных, общественных и гуманитарных дисциплин. Она изучает феноменологию, закономерности  и механизмы развития человека в зрелости, особенно при достижении высокого развития.

     Необходимость создания новой науки обосновал в свое время Б.Г. Ананьев. Он считал, что акмеология должна объединять усилия ученых, которые представляют естественнонаучные, общественные и гуманитарные направления научного познания. Он обратил особое внимание на изучение индивидуальных, личностных и субъектодеятельных характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснение обстоятельств, которые дали бы ей возможность плодотворнее проявить себя в жизни.

     Особенное место в акмеологических трудах занимает выяснение характера взаимовлияний, состояний  и качества «физической» и «духовной» субстанции человека.

     Одной из важнейших задач, которую решает акмеология - это выявление характерных черт, которые формируются у человека в дошкольном, младшем школьном возрасте, в годы юности, с тем, чтобы он смог всесторонне выявить себя в период зрелости.

     Акмеология выясняет механизмы и результаты влияния макро – ,мезо - , микросоциумов (общества, государства, учебных и трудовых коллективов, семьи и т.д.) и природных условий на человека, разрабатывая стратегию организации его жизни, реализация которой дала возможность ему всесторонне и оптимально самореализоваться.

     Современный иновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологический подход, профессионализм, синтез двух культур: технической и гуманитарной. Используются новейшие информационные технологии.

     В рамках этой отрасли создаются необходимые условия для развития психогенетики – пограничной с генетикой сферой психологии. Предметом ее исследования стало происхождение индивидуальных психологических особенностей человека и выявление роли генотипа и среды в их  формировании.

Социальное влияние – процессы и среда.

     Процесс социального влияния предполагает такое поведение одного человека, которое имеет своим следствием, или целью, изменение того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает по отношению к некоему стимулу. В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема (например, проблема абортов), продукт (скажем, диетический лимонад), действие (к примеру, использование шпаргалок на экзамене), вы можете попытаться убедить приятеля, не имеющего твердой позиции по данному вопросу, разделить вашу точку зрения на проблему абортов. Можете подбить другого приятеля попробовать новый напиток, который пришелся вам по вкусу. Кроме того, если кто – то признается в том, что хочет обмануть преподавателя на экзамене, ваша честность может помочь ему избежать соблазна. Во всех случаях вы оказываетесь агентом социального влияния.

     В каждом случае вы меняли или пытались изменить поведение, чувства или мысли другого человека относительно какого – то вопроса, объекта или действия. В других случаях  стимулом – и агентом влияния – можете послужить вы сами, например, с помощью обходительности и  улыбки, вы можете попытаться завоевать расположение новой знакомой. В отдельных ситуациях в качестве стимула может выступать ваша «мишень», объект вашего влияния. Если, к примеру, вы разговариваете по душам с другом, находящимся в состоянии депрессии, и подбадриваете его, стараясь, чтобы его самооценка повысилась. Консультанты и психотерапевты – профессиональные «влиятели», чьей целью зачастую становится изменение образа «Я» клиента. Наконец, вы сами можете быть одновременно и «влияющим» и «влияемым», если решите сменить образ жизни и испонить очередные обещания, данные самому себе под Новый год: похудеть, завести новых друзей, вовремя справляться с работой и т.д. Существует множество техник социального влияния, однако все они укладываются в рамки сравнительно немногих основных процессов, зависящих от того, как именно люди думают, запоминают, чувствуют и принимают решения. И прежде, чем сосредоточить наше внимание на том, что делать и как наилучшим путем достичь цели влияния, необходимо задуматься, почему эти механизмы работают, - постараться понять психологию влияния.

     Характерными и яркими примерами социального влияния, которые можно наблюдать в трех различных средах взаимодействия: межличностной среде, специально создаваемой среде убеждения и в средствах массовой информации. Одним из различий между подобными сферами проявления влияния является то, насколько личностными, или индивидуализированными, они являются. Второе же различие заложено в степени или широте охвата целевой аудитории, на которую направлено влияние.

     Наиболее индивидуализированные ситуации влияния встречаются в межличностной среде, где число непосредственных участников невелико и общение агента влияния с его объектом происходит с глазу на глаз. Усилия, предпринятые двумя вашими лучшими друзьями для того, чтобы убедить вас сходить с ними в кино, - пример межличностного влияния.

     Специально создаваемая среда убеждения также представляет собой достаточно распространенный вариант. Здесь коммуникатор пытается убедить аудиторию согласиться с каким – либо утверждением или совершить какое – либо действие. В процессе убеждения задействован один агент влияния, пытающийся воздействовать на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей. Евангелистические проповедники – типичный пример подобных убеждающих собеседников, с церковной кафедры оказывающих влияние на установки и поведение слушателей. Специально создаваемая среда убеждения менее индивидуализированна, чем среда межличностного взаимодействия. Несмотря на это, многие коммуникаторы достигают значительного успеха, увлекая за собой аудиторию, их призывы оказываются настолько эффективными и страстными, что мы присваиваем им титул харизматических личностей.

     Влияние осуществляется и в среде, характерной для средств массовой информации. Сюжеты, транслируемые телевидением, и впечатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару. Эти сообщения наименее индивидуализированы. Их объединяет не только предназначенность для широкой публики и наполненность смыслом для многих, но и то, что все они передаются опосредованно. Автор этих сообщений никогда не задействован физически в коммуникативном процессе и не подлежит четкой идентификации как конкретный человек или группа людей. Тем не менее воздействие через СМИ может быть весьма успешным. Миллионы долларов, расходуемых на рекламу ежегодно, наглядно свидетельствуют об эффективности средств массовой информации в продвижении на рынке широчайшего ассортимента продукции и в предвыборной пропаганде политических кандидатов.

Влияние ценностей.

     Наши ценности всплывают на поверхность при выборе темы исследования. Не случайно, исследование феномена предубеждения, расцвело в 40 – е годы 20 века, когда в Европе свирепствовал фашизм; или что 50 – е годы, с их модой «быть как все» и нетерпимостью к инакомыслию оставили нам в наследство изучение конформизма; или что в 60  - е годы, когда массовые беспорядки и растущий уровень преступности захлестнули Америку, возрос интерес к пониманию агрессии; или что в 70 – е годв началась волна гендерных исследований; что в 80 – е годы внимание вновь было обращено к психологическим аспектам гонки вооружений; что в 90 – е годы возрос интерес к тому, как люди реагируют на межкультурные различия. Эти тенденции отражают общественные интересы своего времени. Социальная психология отражает психологию общества.

     Ценности также влияют на тип людей, которых привлекают те или иные дисциплины.

     Ценности становятся очевидны, когда они становятся объектом социально – психологического анализа. Социальные психологи изучают формирование и изменение ценностей, равно как их влияние на установки и действия. Нигде, однако, не говорится, какие ценности являются «правильными».

      

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Ноябрь 2017
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21
  • АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИПодробнее
28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24  
СБ 4 11 18
  • Психологический анализ семейных и жизненных сценариев с их коррекциейПодробнее
25  
ВС 5 12
  • Кризисы семейных отношений. Кризисы отношений в пареПодробнее
19 26  
Декабрь 2017
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13 20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Январь 2018
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24 31
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27  
ВС 7 14 21 28