Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов / Общая психология / Деятельность в системе жизнедеятельности человека

Деятельность в системе жизнедеятельности человека


Деятельность в системе жизнедеятельности человека.

Деятельность есть активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием животного существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно – исследовательской деятельности, заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи.

     В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно – исследовательская деятельность, становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет в основном узкоприспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую сторону окружающих предметов и явлений.

     Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и др.). На основе труда в ходе социально – исторического развития возникает труд умственный как особая общественно – необходимая теоретическая деятельность.

    Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности, обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата.

    Как показали исследования российских психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средства осуществления.

     Вместе с тем проведенные исследования (П.Я. Гальперин, Д.Н. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

     В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства деятельность меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определнная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида.

Основные концепции деятельности в современной психологии.

     Деятельностный подход в психологии это совокупность теоретико – методологических и конкретно – эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода рассматриваются как особые формы этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. Предпосылки деятельностного подхода складывались в отечественной психологии в 20 – е годы XX века. Ими стали:

1.      необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 – 20 е годы;

2.      сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности;

3.      исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности – одна из центральных.

В тридцатые годы складываются два наиболее проработанных варианта деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С.Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А.Н. Леонтьева – с другой. В настоящее время оба варианта  деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.  

     Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли работы С.Л. Рубинштейна 20 – х и особенно 30 – х годов, в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода – единства сознания и деятельности. Параллельно А.Н. Леонтьевым и другими членами Харьковской психологической школы в 30 – е годы теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности, в известной степени в опозиции «словоцентристской» концепции Л.С. Выготского  определенного периода его творчества. Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 40 – 50 е годы и затрагивают в основном два круга проблем.

Во – первых, это проблема предмета психологической науки.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т.ч. через исследование деятельности. А.Н. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

Во – вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С.Л. Рубинштейну нельзя говорить о формировании «внутренней » психической деятельности из «внешней» психической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. А.Н. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что пир решении проблемы единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает как только нечто постулируемое, но не доказываемое. А.Н. Леонтьев предлагает свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью ( к примеру, перенос практического действия из одного процесса в другой). Отсюда введение А.Н. Леонтьевым понятий «сознание - образ» и «сознание - процесс», рассмотрение отношений между которыми еще во многом дело будущего.

     Конкретно – эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в деятельностном подходе можно разделить условно на шесть групп по формам психического развития (генеза):

1.          в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животныхв зависимости от их деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К.Э. Фарби и др.);

2.          в антропологических исследованиях в конкретно – психологическом плане рассматривались проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (П.Я. Гальперин);

3.          в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М. Коул представители Критической психологии и др.), однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в деятельностном подходе;

4.          из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле деятельностного подхода выросли самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д.Б. Эльконина, теории развивающего обучения В.В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А.В. Запорожца и др.);

5.          функционально – генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки), представлены работами не только ученых школ А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, но и других известных отечественных психологов (Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.А. Смирнова, Н.А. Бернштейна и др.);

6.          пато – и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности в развитии и коррекции распада высших психических функций (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.В. Зейгарник и др.).

           В рамках перечисленных направлений исследований деятельностный подход был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, в т.ч.: проблема макро – и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность – действие – операция – функциональный блок), проблема строения сознания – образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в деятельностном подходе понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей деятельностного подхода разрабатываются деятельностно  ориентированные теории в различных отраслях психологии (социальной, детской психологии, патопсихологии и др.). 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2021
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24 31
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27  
ВС 7 14 21 28  
Апрель 2021
ПН  5 12 19 26
ВТ  6 13 20 27
СР  7 14 21 28
ЧТ 1 8 15 22 29
ПТ 2 9 16 23 30
СБ 3
  • Ресурс мужественности и женственности в каждом из нас. Практикум по юнгианской психотерапииПодробнее
10 17 24  
ВС 4 11 18 25  
Май 2021
ПН  3 10 17 24 31
ВТ  4 11 18 25  
СР  5 12 19 26  
ЧТ  6 13 20 27  
ПТ  7 14 21 28  
СБ 1 8 15 22 29  
ВС 2 9 16 23 30