Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Психология семьи / СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД


Проблемы современной семьи беспокоят сегодня многих специалистов. Семья в современном обществе теряет свои позиции и становится для многих людей совершенно ненужной. Также, многие считают, что семья в современный период развития общества может мешать человеку в его личностном развитии. И нам хочется с этим не согласиться, потому что нормальная полноценная семья как раз является необходимым тренажером для развития личности человека. И притом — как маленького человека, ребенка, так и взрослого ро¬дителя. Женщина, которая занимается воспитанием ребенка, развива¬ется вместе с ним. Ребенок задает ей много вопросов, и у нее самой появляется привычка задавать больше вопросов окружающим. Она — как преподаватель, который должен постоянно развиваться с соб¬ственными учениками. Как-то не принято в экзистенциально-аналитической литера¬туре касаться вопросов семьи и развития личности в условиях се¬мьи. И это совершенно напрасно, так как любая система способству¬ет развитию личности человека. Семью можно определить как открытую систему, которая взаи-модействует с окружающим миром. Отдельный человек и семья на-ходятся в определенном контексте, среде, что дает им возможность вызывать к жизни новые возможности. Такой взгляд обусловливает экзистенциально-аналитическую позицию в анализе семьи, подразумевающую у каждой системы неограниченное количество воз-можностей поведения и развития, что обеспечивает их индивидуаль¬ную неповторимость. Понятие среды, как для личности, так и для отдельного человека, подразумевает большую ориентировку или на социальные нормы и Максименко Леонид — доктор наук, профессор, декан факультета психологии Одесской духовной академии, директор учебно-консультативного психологи¬ческого центра «Содружество», консультант, тренер, коуч (г. Одесса).   требования общества, или на свои внутренние приоритеты и систе¬мы ценностей, представлений и мнений. Потребность изменения си¬стемы имеет такие источники как вовне, так и внутри. Изучая семью в длительной перспективе, необходимо понимать, что для этой системы характерны дисбаланс и перемены. Семья как система всегда развивается в направлении возрастающей сложности, при сохранении преемственности (Максименко, 2004). Эта мысль со-звучна с идеей И. Пригожина о том, что если система открыта для притока энергии и информации, «вызываемые этим нестабильности не ведут к случайному поведению... наоборот, они имеют тенденцию переводить систему в новый динамический режим, соответствую¬щий новому состоянию усложненности» (Пригожин, 1985). Это, в свою очередь, сопровождается развитием самости инди-видуальности. Развитие самости индивида влияет на семью, и се¬мья, в свою очередь, в своем развитии влияет на индивида. В связи с тем, что семья потенцирует и усложняет развитие индивида, его удовлетворенность жизнью, в случае его гармоничного развития, значительно повышается. К примеру, удовлетворенность трудом у представителей интеллектуально-сложных профессий выше, чем у представителей относительно простых профессий. Это и заставляет иногда высококлассных специалистов работать за минимальные зарплаты. Итак, семья есть открытая система, в которой ее подсистемы «человек» + «человек» могут создавать единую функциональную систему. Эта функциональная система выполняет большое количе¬ство задач. Семья является макросистемой, которая включает в себя эле¬менты «человек» + «человек» +... В своем развитии семья как систе¬ма должна переходить на новые уровни. И если человек в процессе своей жизни имеет выбор: развитие или деградация, то для семьи как системы деградация — это развал семьи и прекращение ее су¬ществования. В обычных условиях жизнь семьи — конечная вели¬чина, которая связана с продолжительностью жизни ее членов. Семья создает свою своеобразную микросреду, в которой она может быть оценена как зрелая или незрелая. Зрелая, эмоционально стабильная, гармоничная семья характе-ризуется • особой атмосферой естественности, честности и любви (ува-жения); • открытым переживанием чувств, неприятностей; • тем, что в ней каждый услышан; • всегда спокойной обстановкой; • тем, что живет не по догмам, а по правилам; • каждый ее член верит в себя. В период перехода на новый уровень своего развития семья входит, говоря языком синергетики, в состояние автоколебаний с увеличением флуктуации (колебаний). Это можно описать так: воз¬никает конфликт в семье, который требует разрешения. Конфликт всегда реализуется двояко — идет или развитие системы, или ее дег¬радация (разрушение). Поэтому поведение членов семьи в конфлик¬тной ситуации очень важно для результата ее развития. Уход от решения конфликтов становится бомбой замедленного действия для семьи. При разрешении конфликта семья и ее члены, как индивиду¬альности, переходят на новый, более высокий уровень развития (Мак¬сименко, 2004), что обогащает самость личности и повышает ее зре¬лость. Успешность и неуспешность системы в первую очередь связа¬ны с особенностями развития личности, ее целостности, способности к постижению смысла жизни (Максименко, 2004). Понимание чело¬веком смысла жизни возникает на уровне инсайта, прозрения (Франкл, 2001). Фрейдовская позиция гомеостаза и экзистенциальная позиция являются взаимодополняющими. Преобладающее когнитивно-эмоциональное состояние может больше проявляться в одном или другом. Тем не менее, мы живем в пространстве своих ценностей, которые ограничивают наши дей¬ствия и подталкивают к реализации задуманного. Современное гиб¬кое распределение ролей в семье вносит некоторую неопределен¬ность, усложняет семейные отношения, но увеличивает степень гиб¬кости отношений (Максименко, 2004). В наше время в связи с усложнением жизнедеятельности семьи, необходимостью воспитания детей, огромной информационной нагрузкой на личность, потребность людей в создании семьи значи-тельно снизилась. К примеру, 52% женщин в Японии считают, что вполне могут быть счастливы, не выходя замуж. И это — в стране с древними семейными традициями! Каждая третья семья, по статистике, распадается в первые три- пять лет совместной жизни. Проведенные нами исследования в семьях до трех лет совмест¬ной жизни показали, что основным в супружеских отношениях счи¬таются радость и счастье, которые переживают члены семьи (Макси¬менко, 2004). Это соответствует психотерапевтической роли семьи, с одной стороны, и аутентичным состоянием личностей ее членов — с другой. Нарушения в семье связаны в первую очередь с непониманием или нежеланием принимать ответственные решения по развитию семьи в нужное время и в необходимом объеме. Нарушения в семье имеют связь с нарушением коммуникации и (или) эмоциональности. Если человек не удовлетворен семейной жизнью и участвует в ней неохотно и не испытывает чувства радости от взаимодействия, у него наступает эмоциональное выгорание, которое может привести к развалу семьи. Обычно проблема эмоционального выгорания рас-сматривается в связи с выполнением профессиональной деятельно¬сти. Однако мы считаем, что эмоциональное выгорание необходимо рассматривать в социальных средах, в частности в семье. Можно рассматривать эмоциональное выгорание как глубокое нарушение аутентичности членов семьи. Это проявляется в неудовлетворенно¬сти собой, неудовлетворенности окружающим миром и ощущением собственной несостоятельности. Состояние, противоположное аутен-тичности — внутренняя пустота. Нужно отметить, что к эмоциональ-ному выгоранию склонны люди с невротической личностью. Если рассматривать выгорание в рамках экзистенциально-ана-литической позиции А. Лэнгле, истощение является ведущим симп¬томом. По мнению В. Франкла, эмоциональное выгорание — это рас-стройство актуального состояния, которое возникает из дефицита исполненности. Исполненность — это результат воплощения в жизнь ценностей, которые человек ощущает как свои собственные. Меха¬низм, при котором человек испытывает чувство исполненности: че¬ловек тратит время и силы своей жизни, но не истощается, посколь¬ку получает взамен нечто очень важное, что переживается или как равное тому, что вложено, или даже превосходит это. Экзистенциально-аналитическая теория мотивации говорит о том, что эмоциональное выгорание возникает из-за формальной, а не содержательной мотивации деятельности. Для формирования эк-зистенциального выгорания необходим исходный дефицит (Лэнгле, 2011). Оно имеет свое происхождение в неэкзистенциальной уста¬новке. Механизм эмоционального выгорания заключается в преоб¬ладающей ориентации на цель, а не на ценность. Ориентированная на цель позиция является по сути своей неэкзистенциальной. Эмоциональное выгорание можно рассматривать как депрес¬сию истощения. Оно сопровождается ориентирующейся на надобность жизнен¬ной установкой с последующей утратой чувства жизни. Стресс воз¬никает, когда человек относится с пренебрежением к внутренним ценностям других и собственным ценностям. Когда человек не ис¬пытывает внутреннего согласия с содержанием реальной деятельно¬сти, возникает опустошение, дефицит исполнения, психическая нуж¬да и утрата чувства жизни. В. Франкл считал, что эмоциональное выгорание имеет три из-мерения: • соматическое: слабость, бессонница, снижение иммунитета: • психическое: отсутствие желаний, отсутствие радости, эмоци-ональное истощение, раздражительность; • ноэтическое: уход от требований ситуации, уход от отноше¬ний, обесценивающие установки по отношению к себе и миру. Эмоциональное выгорание сопровождается экзистенциальным вакуумом. Эмоциональный вакуум, по мнению В. Франкла, сопро-вождается потерей интереса (что ведет к скуке), а также отсутствием инициативы (что ведет к апатии). Потеря интереса и инициативы приводит к чувству бессмысленности. Истощение в работе или в семье возникает при дефиците ис¬тинного экзистенциального смысла (Франкл, 2001). Отсутствует пе¬реживание чувства экзистенциальной исполненности (уставший, но довольный). При эмоциональном выгорании у человека не хватает истинно¬го, экзистенциального смысла для его действий. В таком случае на-рушается мотивация. Эмоциональное выгорание может разрешиться следующими способами: • выход из состояния эмоционального выгорания с восстановлением аутентичности и отношений с партнером; • разрыв и отказ от другого; • уход в болезнь (развитие психосоматического расстройства с переходом в болезнь). Профилактикой эмоционального выгорания служит наполнен¬ность жизни. Нарушение собственной самости ведет к образованию дефицита самоценности, который, в свою очередь, уводит от построения близ¬ких отношений с партнером к построению карьеры, стремлению к власти (упивание властью может проявляться как психическое рас¬стройство), зарабатыванию еще больше денег любой ценой с разру¬шением ценностной системы личности. Сюда же можно отнести и установку добиваться собственных целей любой ценой. Изменение основной функции семьи с хозяйственно-бытовой на обеспечение психологического комфорта в доме говорит о возрастающих экзистенциальных потребностях членов семьи и необходимости удовлетворения собственной самости. Но самость подарка¬ми не задаришь, она хочет любви, радости и счастья. Нарушение переживания самого себя и мира проявляется в виде • отсутствия телесно-психической силы; • ощущения пустоты; • ощущения утраты духовных ориентиров; • чувства бессмысленности, распространяющегося на все боль¬шее количество объектов. Кажущийся смысл (карьера, признание) уводит человека в пу¬стоту. Гордость за факт достижения не решает проблему. Мотивиро¬ванность действий в экзистенциальном анализе описывается как ценность, переживаемая в состоянии действия без принуждения. Че¬ловек, имеющий смысл собственной жизни, ощущает себя как ак¬тивный участник, сделавший свободный выбор и готовый за него ответить. Присутствует внутреннее согласие. Для лиц с приватным типом экзистенции значение имеет то, что находится вне работы. Деформацией приватного типа экзистен¬ции является формирование фасадной семьи как «кажущегося смыс¬ла» семейной жизни. Таким образом: • семья в современном обществе теряет свои позиции и стано¬вится для многих людей совершенно не нужной; • нормальная полноценная семья как раз является необходи¬мым тренажером для развития личности человека; • любая система, в том числе и семья, способствует развитию личности человека, что, в свою очередь, приводит к неограни-ченному количеству возможностей поведения; • семья, как и отдельный человек, постоянно сталкивается с потребностью в изменении, исходящей как извне, так и изнутри. ЛИТЕРАТУРА 1. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция: 2-е изд. Харьков, 2011. 2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998. 3. Максименко Л.В., Бугачевская Е.В. Психология семейных отношений. Одесса, 2004. 4. Максименко Л.В. Современная семья: проблемы диагностики и коррек¬ции взаимоотношений // Наука и образование. 2004. ¹ 3. С. 106-109. 5. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. 6. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 2001. 7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2010.

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Ноябрь 2019
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13 20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24  
Декабрь 2019
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2020
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26