Программа лидерства для школьников
Публикация в материалах конференции, выступление на международной конференции, Львов, 2002 год.
Л. В. Максименко, директор института Лидерства Христианского гуманитарно - экономического открытого университета. Член союза социального партнерства общественных организации «Альянс» г. Одесса.
Программа лидерства для школьников.
В 2000 году группа общественных организаций, совместно работавших по реализации программы развития микрорайона, расположенного территориально вблизи центра реабилитации «Белый ангел», а именно Фонд социальной защиты молодежи, центр реабилитации инвалидов «Белый ангел», институт лидерства Христианского гуманитарно - экономического открытого университета; проводила реконструкцию детской площадки. Эта работа показала, что наиболее активно приняли участие учащиеся средней школы â�� 27 г. Одессы. Нами была проанализирована возрастная структура активных учащихся. Были выделены две перспективные возрастные группы: 9-12 лет, а также 13-16 лет.
Начало реализации программы приходится на октябрь 2000 года. Тогда была запущена тренинговая программа, разработанная специалистами и волонтерами Института Лидерства ХГЭУ. Программа реализовывалась в рамках общей цели: повышение социальной адаптации у населения, повышение социальной активности для развития «Громад», развитие лидерских качеств (общественный лидер, социальный лидер, политический лидер). Развитие организаторских способностей, создание и развитие молодежных «Громад».
В школе активно развивалось школьное самоуправление, активно работал совет старшеклассников.
Совместно с активом школы были определены конкретные задачи по проведению групповых тренингов:
- Формирование и развитие навыков общения в семье и профилактика конфликтных ситуаций между подростками и родителями.
- Формирование и развитие навыков конструктивного общения в среде сверстников, умение понимать и слушать другого человека.
- Умение представлять свою позицию как в личностной, так и в социальной сфере.
- умение определения целей и задач.
- Формирование и развитие эффективного лидера.
План реализации программы был представлен в двух этапах.
- этап предполагал работу в следующих направлениях:
- взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- формирование культа знаний;
- организация досуга.
- этап предполагал работу в следующих направлениях:
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование социальной активности;
- позиция лидера в молодежной общественной организации.
Планировались следующие ожидаемые результаты:
2
Реализация приобретенных знаний, умений, навыков учащимися в организации и эффективное функционирование молодежных общественных организаций.
Тренинговая программа была рассчитана на 45 часов работы, по три часа в неделю в субботний день. Тренинги проводили: психолог, старший преподаватель ХГЭУ, директор института лидерства Максименко Л.В. и студент ХГЭУ, волонтер института лидерства Настич С.Л. В программе приняли участие 14 школьников и завуч - организатор школы Мацкул Н.М.
План работы.
- Представление, обсуждение тематики, работа с диалогами по актуальным темам.
- Анализ моделей семейных отношений, кинестетические упражнения.
- Методика устного рассказа как диагностический, так и психокоррекционный метод (автор. Виктор Лановой).
- Психология жизненного пути. Продолжение анализа рассказа.
- Свободная тема. Письменный рассказ.
- Рисуночные тесты. Проективные методики, диагностика, коррекция.
- Интеллектуальные игры. Игра на выживание; актуализация внутренних ресурсов.
- Социальные проблемы семьи. Психодраматическая техника коррекционной работы.
- Переживание чувств (выражение любви).
- Выбор профессии. Проблема выбора (техника формирования и развития мотивов личности).
- Формирование динамики в группе. Техника диалога (занятие 1 и 2).
- Определение цели и задач личности. Цели и задачи группы.
- Лидер: социальный, профессиональный, политический, бытовой. Мораль и нравственность лидера. Формирование и развитие молодежных неформальных социальных групп.
Где - то в середине тренинговой программы мы провели опрос участников тренинга и их ответы записали на диктофон. Ребята особенно отметили то, что им стало легче общаться с родителями, они как - бы другими глазами увидели их. И окружающие одноклассники стали к ребятам относиться как ко взрослым, советоваться. Ребята отмечали то, что они получили возможность общения, и не просто общения, а научились высказывать свое мнение, рассуждать, анализировать. Много нового узнали о себе и о своих возможностях. Умение сформировать и высказать свою точку зрения отметили практически все участники тренинга. Завуч - организатор школы Наталья Михайловна Мацкул выделила особенно работу по воспитанию активности личности учащихся, участвующих в тренинговой программе. Важно еще то, что ребята поняли, что можно свободно говорить о том, о чем они думают. Однако, для этого, правда, необходимо находить ту словесную форму, которая не обидит окружающих. Этому мы также учили ребят в работе тренинга, не выделяя это как специальную задачу.
По окончанию проведения тренинга была проведена заключительная встреча. На ней присутствовали представители Канадско - Украинского проекта развития гражданского общества на Украине Джек Мак Дональд, Джуди Бопп, Тони Березовецкий, учителя школы â�� 27, родители ребят, участвовавших в тренинговой программе, участники тренинговой программы. Все высказали свое удовлетворение в связи с проведением программы. Джек Мак Дональд обратился к присутствующим и сказал о том, что мир за последние 15 лет очень изменился и ребятам предстоит жить в нем и строить новые отношения в молодом развивающемся государстве. Джуди Boпп говорила о том, что мы живем в этом мире, для того, чтобы его изменить. Она предложила каждому из присутствующих помочь трем людям и сказать им, чтобы они тоже помогли трем...
После окончания тренинговой программы актив школы принял решение о создании молодежной общественной организации, которая дала бы возможность решить насущные молодежные проблемы, а также создать возможность активного участия выпускников школы в решении молодежных проблем микрорайона, где расположена школа. Программа была названа «Я и моя школа». Были отработаны два направления работы молодежной организации и актива школы. Первое направление, программа «Мы учимся понимать друг друга». Были сформированы задачи, а также основные направления и реализация.
Задачи:
- Сформулировать творческие уважительные, достойные взаимоотношения между учениками и учителями.
- определить условия взаимоотношений учителей и учащихся.
- правила ведения дискуссии.
Основные направления и реализация:
- создание кодексов чести учащихся и учителей.
- внесение поправок в устав старшеклассников.
- создание совета конфликтных ситуаций и вопросов (1/3 учащихся, 1/3 учителей, 1/3 родителей).
- тренинги для родителей.
- создание клубов общения (для учащихся, родителей, учителей).
- определение рейтинга популярности и личностных качеств ученика и учителя по результатам анкетирования.
- дни самоуправления с организацией учительского класса.
Второе направление: «Со скукой нам не по пути»
Задачи:
- Организация свободного от учебы времени.
- Организация интересных мероприятий.
- Поддержание школьных традиций.
Основные направления работы:
1. Создание общественного молодежного центра по трем направлениям:
а) курсы;
б) студии;
в) клубы.
- Создание общественной молодежной организации.
- Организация деловых и экономических игр.
- Изучение опыта работы подобных организаций в городе и стране.
- Создание WEB- страницы в интернете.
- Создание плана работы.
В ходе реализации следующего этапа работы со школьной организацией нами была создана и реализована летом 2001 года обменная программа Одесса - Пустомыты. 13 представителей Молодежного центра «Птах» г. Пустомыты, Львовской области побывали в Одессе, где познакомились с системой самоуправления Одесской средней школы â�� 27, провели фандрайзинговую программу для молодежной организации школы 27,познакомились с центром реабилитации инвалидов «Белый ангел», молодежной организацией «Наши дети», участвовали в разработанной специально учебно - тренинговой программе, в рамках которой были проведены деловые игры (пресс- конференция «Школьное самоуправление»), семинар - тренинг «Лидерство в ГО», семинар - тренинг «Оперативное планирование школьного самоуправления». Тренинги - семинары проводил психолог, старший преподаватель ХГЭУ, директор института лидерства Максименко Л.В.
Программа показала, что данная работа, которая была проведена со школьниками, необходима для формирования их лидерских качеств, умения формулировать цели и задачи, реализовывать их в жизни. Сегодняшняя молодежь должна учиться самостоятельно строить свою жизнь, приобретая собственный опыт. Так случилось в нашей стране, что родители этих ребят родились и жили в одной государственной системе, а ребята создают свою жизнь в другой государственной системе. Поэтому, формирование психологической зрелости у молодежи и создание активной лидерской позиции, в первую очередь в социальной сфере, необходимо нашему молодому государству.
Литература.
- Вейнингер Отто. Пол и характер. Ростов - на - Дону, Изд - во «Феникс», 1998. - 606 с.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Санкт - Петербург, 2000. - 444 с.
- Клаус Фопель. Психологические группы. М.: Изд - во «Генезис», 2000. -256 с.
- Кьел Рудестам. Групповая психотерапия. Санкт - Петербург, 1999. - 376 с.
- Майерс Девид Социальная психология. Санкт - Петербург, 1998. - 684 с.
- Материалы сессий «Проекту розвитку громадянського суспільства».
- Проективная психология/ Пер. с англ. - М.:Апрель Пресс, Изд - во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 528 с.