Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Сфери діяльності / Наукова діяльність / Психология семьи / Программа лидерства для школьников

Программа лидерства для школьников


Публикация в материалах конференции, выступление на международной конференции, Львов, 2002 год.

Л. В. Максименко, директор института Лидерства Христианского гуманитарно - экономического открытого университета. Член союза социального партнерства общественных организации «Альянс» г. Одесса.

Программа лидерства для школьников.

В 2000 году группа общественных организаций, совместно работавших по реализации программы развития микрорайона, расположенного территориально вблизи центра реабилитации «Белый ангел», а именно Фонд социальной защиты молодежи, центр реабилитации инвалидов «Белый ангел», институт лидерства Христианского гуманитарно - экономического открытого университета; проводила реконструкцию детской площадки. Эта работа показала, что наиболее активно приняли участие учащиеся средней школы â�� 27 г. Одессы. Нами была проанализирована возрастная структура активных учащихся. Были выделены две перспективные возрастные группы: 9-12 лет, а также 13-16 лет.

Начало реализации программы приходится на октябрь 2000 года. Тогда была запущена тренинговая программа, разработанная специалистами и волонтерами Института Лидерства ХГЭУ. Программа реализовывалась в рамках общей цели: повышение социальной адаптации у населения, повышение социальной активности для развития «Громад», развитие лидерских качеств (общественный лидер, социальный лидер, политический лидер). Развитие организаторских способностей, создание и развитие молодежных «Громад».

В школе активно развивалось школьное самоуправление, активно работал совет старшеклассников.

Совместно с активом школы были определены конкретные задачи по проведению групповых тренингов:

  1. Формирование и развитие навыков общения в семье и профилактика конфликтных ситуаций между подростками и родителями.
  2. Формирование и развитие навыков конструктивного общения в среде сверстников, умение понимать и слушать другого человека.
  3. Умение представлять свою позицию как в личностной, так и в социальной сфере.
  4. умение определения целей и задач.
  5. Формирование и развитие эффективного лидера.

План реализации программы был представлен в двух этапах.

Планировались следующие ожидаемые результаты:

2

Реализация приобретенных знаний, умений, навыков учащимися в организации и эффективное функционирование молодежных общественных организаций.

Тренинговая программа была рассчитана на 45 часов работы, по три часа в неделю в субботний день. Тренинги проводили: психолог, старший преподаватель ХГЭУ, директор института лидерства Максименко Л.В. и студент ХГЭУ, волонтер института лидерства Настич С.Л. В программе приняли участие 14 школьников и завуч - организатор школы Мацкул Н.М.

План работы.

  1. Представление, обсуждение тематики, работа с диалогами по актуальным темам.
  2. Анализ моделей семейных отношений, кинестетические упражнения.
  3. Методика устного рассказа как диагностический, так и психокоррекционный метод (автор. Виктор Лановой).
  4. Психология жизненного пути. Продолжение анализа рассказа.
  5. Свободная тема. Письменный рассказ.
  6. Рисуночные тесты. Проективные методики, диагностика, коррекция.
  7. Интеллектуальные игры. Игра на выживание; актуализация внутренних ресурсов.
  8. Социальные проблемы семьи. Психодраматическая техника коррекционной работы.
  9. Переживание чувств (выражение любви).
  10. Выбор профессии. Проблема выбора (техника формирования и развития мотивов личности).
  11. Формирование динамики в группе. Техника диалога (занятие 1 и 2).
  12. Определение цели и задач личности. Цели и задачи группы.
  13. Лидер: социальный, профессиональный, политический, бытовой. Мораль и нравственность лидера. Формирование и развитие молодежных неформальных социальных групп.

Где - то в середине тренинговой программы мы провели опрос участников тренинга и их ответы записали на диктофон. Ребята особенно отметили то, что им стало легче общаться с родителями, они как - бы другими глазами увидели их. И окружающие одноклассники стали к ребятам относиться как ко взрослым, советоваться. Ребята отмечали то, что они получили возможность общения, и не просто общения, а научились высказывать свое мнение, рассуждать, анализировать. Много нового узнали о себе и о своих возможностях. Умение сформировать и высказать свою точку зрения отметили практически все участники тренинга. Завуч - организатор школы Наталья Михайловна Мацкул выделила особенно работу по воспитанию активности личности учащихся, участвующих в тренинговой программе. Важно еще то, что ребята поняли, что можно свободно говорить о том, о чем они думают. Однако, для этого, правда, необходимо находить ту словесную форму, которая не обидит окружающих. Этому мы также учили ребят в работе тренинга, не выделяя это как специальную задачу.

По окончанию проведения тренинга была проведена заключительная встреча. На ней присутствовали представители Канадско - Украинского проекта развития гражданского общества на Украине Джек Мак Дональд, Джуди Бопп, Тони Березовецкий, учителя школы â�� 27, родители ребят, участвовавших в тренинговой программе, участники тренинговой программы. Все высказали свое удовлетворение в связи с проведением программы. Джек Мак Дональд обратился к присутствующим и сказал о том, что мир за последние 15 лет очень изменился и ребятам предстоит жить в нем и строить новые отношения в молодом развивающемся государстве. Джуди Boпп говорила о том, что мы живем в этом мире, для того, чтобы его изменить. Она предложила каждому из присутствующих помочь трем людям и сказать им, чтобы они тоже помогли трем...

После окончания тренинговой программы актив школы принял решение о создании молодежной общественной организации, которая дала бы возможность решить насущные молодежные проблемы, а также создать возможность активного участия выпускников школы в решении молодежных проблем микрорайона, где расположена школа. Программа была названа «Я и моя школа». Были отработаны два направления работы молодежной организации и актива школы. Первое направление, программа «Мы учимся понимать друг друга». Были сформированы задачи, а также основные направления и реализация.

Задачи:

  1. Сформулировать творческие уважительные, достойные взаимоотношения между учениками и учителями.
  2. определить условия взаимоотношений учителей и учащихся.
  3. правила ведения дискуссии.

Основные направления и реализация:

  1. создание кодексов чести учащихся и учителей.
  2. внесение поправок в устав старшеклассников.
  3. создание совета конфликтных ситуаций и вопросов (1/3 учащихся, 1/3 учителей, 1/3 родителей).
  4. тренинги для родителей.
  5. создание клубов общения (для учащихся, родителей, учителей).
  6. определение рейтинга популярности и личностных качеств ученика и учителя по результатам анкетирования.
  7. дни самоуправления с организацией учительского класса.

Второе направление: «Со скукой нам не по пути»

Задачи:

  1. Организация свободного от учебы времени.
  2. Организация интересных мероприятий.
  3. Поддержание школьных традиций.

Основные направления работы:

1. Создание общественного молодежного центра по трем направлениям:

а)   курсы;

б)  студии;

в)  клубы.

  1. Создание общественной молодежной организации.
  2. Организация деловых и экономических игр.
  3. Изучение опыта работы подобных организаций в городе и стране.
  4. Создание WEB- страницы в интернете.
  5. Создание плана работы.

В ходе реализации следующего этапа работы со школьной организацией нами была создана и реализована летом 2001 года обменная программа Одесса - Пустомыты. 13 представителей Молодежного центра «Птах» г. Пустомыты, Львовской области побывали в Одессе, где познакомились с системой самоуправления Одесской средней школы â�� 27, провели фандрайзинговую программу для молодежной организации школы 27,познакомились с центром реабилитации инвалидов «Белый ангел», молодежной организацией «Наши дети», участвовали в разработанной специально учебно - тренинговой программе, в рамках которой были проведены деловые игры (пресс- конференция «Школьное самоуправление»), семинар - тренинг «Лидерство в ГО», семинар - тренинг «Оперативное планирование школьного самоуправления». Тренинги - семинары проводил психолог, старший преподаватель ХГЭУ, директор института лидерства Максименко Л.В.

Программа показала, что данная работа, которая была проведена со школьниками, необходима для формирования их лидерских качеств, умения формулировать цели и задачи, реализовывать их в жизни. Сегодняшняя молодежь должна учиться самостоятельно строить свою жизнь, приобретая собственный опыт. Так случилось в нашей стране, что родители этих ребят родились и жили в одной государственной системе, а ребята создают свою жизнь в другой государственной системе. Поэтому, формирование психологической зрелости у молодежи и создание активной лидерской позиции, в первую очередь в социальной сфере, необходимо нашему молодому государству.

Литература.

  1. Вейнингер Отто. Пол и характер. Ростов - на - Дону, Изд - во «Феникс», 1998. - 606 с.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Санкт - Петербург, 2000. - 444 с.
  3. Клаус Фопель. Психологические группы. М.: Изд - во «Генезис», 2000. -256 с.
  4. Кьел Рудестам. Групповая психотерапия. Санкт - Петербург, 1999. - 376 с.
  5. Майерс Девид Социальная психология. Санкт - Петербург, 1998. - 684 с.
  6. Материалы сессий «Проекту розвитку громадянського суспільства».
  7. Проективная психология/ Пер. с англ. - М.:Апрель Пресс, Изд - во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 528 с.

 

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Декабрь 2024
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2025
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2025
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22  
ВС 2 9 16 23