АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Л. В. МАКСИМЕНКО
АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Образование психологов является одним из видов подготовки специалистов социального профиля. Психолог оказывает как индивидуальную помощь своему клиенту, адаптируя его к особенностям тех ситуаций, которые человек переживает, так и проводит работу с группами людей, будь-то школьники или представители преуспевающей компании. Не вызывает сомнения, что социальное влияние психологов в обществе достаточно велико и будет увеличиваться с каждым годом. К примеру, в России идет подготовка к созданию общегосударственной программы оказания психологической помощи населению.
Однако, по мнению большинства специалистов, занимающихся подготовкой психологических кадров на территории как Украины, так и России, программы подготовки психологов по настоящее время не стабилизировались.
В Христианском гуманитарно-экономическом открытом университете проводится подготовка психологов уже в течение пяти лет. Нами была разработана концепция подготовки специалиста-психолога по двум направлениям: психолог - консультант и социальный психолог. Развитие концепции образования психолога имеет связь с новыми парадигмами образования человека (информационно - педагогической, опережающей, личностно - ориентированной, глобальной и др.) (А.В. Гаврилов). Концепции делают акцент на понимании студентами преподавателя, на социальном заказе на специалиста, а также на том, что работа с преподавателем должна вызывать положительные эмоции у студентов, что вполне закономерно, так как известно, что информация запоминается на фоне положительных эмоций.
В нашей стране психологов готовили многие ВУЗы, однако, учитывая ситуацию с запрещением педологии как науки указом правительства в 1936 году, развитие практической психологии было в какой-то мере приостановлено на период более 50 лет.
Нужно заметить, что многие факультеты и отделения психологии существовали или были открыты на философских факультетах ВУЗов, что, на наш взгляд, не может создать серьезного прецедента в подготовке специалиста - практика.
За последние 15-20 лет изменилась основная образовательная концепция подготовки специалистов. Инновационный подход в образовании сегодня учитывает резко увеличившиеся объемы информации, с которым приходится работать студентам, требует новых подходов в изложении материала преподавателями вузов. Мы используем модельный метод работы с информацией: студент готовит модель темы, которая рассматривается в процессе обучения, что улучшает процессы анализа и запоминания информации в целом.
Междисциплинарный подход в комплексном образовании студентов требует формирования у студентов как гуманитарного, так и естественнонаучного подхода в рассмотрении многих проблем. Все более актуальным в наше время является метод математического моделирования различных систем. Фактически мы сталкиваемся в очередной раз с междисциплинарным принципом в подготовке специалистов. Это требует от преподавателя новых форм в работе с мышлением студента.
Еще одной современной особенностью подготовки специалиста - психолога в высшей школе является формирование у студента осознания необходимости непрерывного образования в процессе профессиональной деятельности, что связано с личностным саморазвитием специалиста (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, И.О.Кон, Ф.Ф. Королев и др.).
Важным элементом образования психолога является гуманизация образования, что имеет связь с социальным профилем специалиста (В.А. Сластенин, Т.В. Шуртакова, Р.А. Валеева и другие).
Периодом, характеризующим развитие практической психологии на современном этапе, можно назвать период с 1985-1987 года (по оценке I.С. Абрамовой). В этот период на западном рынке психологических услуг присутствовал довольно большой выбор психологических направлений и техник. Однако в последние десятилетия в мире стали преобладать манипулятивные техники в любой сфере психологической деятельности. Они отрывают человека от реальности, формируют иллюзии успеха. Только осознание своей роли как человеческой, так и профессиональной, дает возможность личностного роста человека.
Необходимость подготовки специалиста-психолога сегодня, ориентированного на глубокую теоретическую базу и практическую подготовку, привело нас к мысли о необходимости формирования собственной концепции подготовки специалистов. На сегодняшний день, в процессе информационного поиска, нами была обнаружена, представленная в Интернете единственная концепция подготовки психологов, университета Натальи Нестеровой. Наша концепция учитывает так же и то, что выпускник ВУЗа должен обладать неким набором практических навыков, который даст ему возможность начать свою трудовую деятельность и зарекомендовать себя как специалиста, способного к дальнейшему профессиональному развитию и росту.
Когда студент начинает учебу, очень важно практически сразу сориентировать его в профессиональном развитии в соответствии с его пожеланиями и с учетом его реальных возможностей. В таком случае мы можем получить хороший результат на выходе у выпускника.
Наши выпускники поддерживают отношения с вузом, принимают участие в работе психологического общества Института Лидерства ХГЭУ, могут получить интересующую их консультацию и помощь у специалистов и помогают в проведении ВУЗом эффективной практики для обучающихся студентов. Формирование традиций факультета - еще один из механизмов его успешного функционирования.
Учитывая достаточно большое количество часов в учебных программах для самостоятельной работы студентов и необходимые практики, мы подготовили к реализации программу «студенты - студентам», которая даст возможность студентам старших курсов приобретать умения и практические навыки, а студентам младших курсов получать дополнительные знания.
Таким образом, формирование концепции подготовки специалистов- психологов, можно сравнить по аналогии с проявлением, говоря современным языком, «корпоративной культуры», которая неотъемлемо связано с качеством процесса обучения специалистов.
Литература
- http://private.peterlink.ruОбразовательная концепция.
- http://rspu.edu.ruГаврилов А.В. Развитие теории профессионально - педагогической культуры преподавателя МВД (к постановке проблемы). Ростовский государственный педагогический университет, межвузовская научно - практическая конференция, 2001.
- http://www.nesterova.ruКонцепция психологического факультета университета Натальи Нестеровой.