Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Экзистенциальная психология и психотерапия / АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА


Л. В. МАКСИМЕНКО

АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Образование психологов является одним из видов подготовки специа­листов социального профиля. Психолог оказывает как индивидуальную по­мощь своему клиенту, адаптируя его к особенностям тех ситуаций, которые человек переживает, так и проводит работу с группами людей, будь-то школьники или представители преуспевающей компании. Не вызывает со­мнения, что социальное влияние психологов в обществе достаточно велико и будет увеличиваться с каждым годом. К примеру, в России идет подготовка к созданию общегосударственной программы оказания психологической по­мощи населению.

Однако, по мнению большинства специалистов, занимающихся подго­товкой психологических кадров на территории как Украины, так и России, программы подготовки психологов по настоящее время не стабилизирова­лись.

В Христианском гуманитарно-экономическом открытом университете проводится подготовка психологов уже в течение пяти лет. Нами была разра­ботана концепция подготовки специалиста-психолога по двум направлениям: психолог - консультант и социальный психолог. Развитие концепции образо­вания психолога имеет связь с новыми парадигмами образования человека (информационно - педагогической, опережающей, личностно - ориентиро­ванной, глобальной и др.) (А.В. Гаврилов). Концепции делают акцент на по­нимании студентами преподавателя, на социальном заказе на специалиста, а также на том, что работа с преподавателем должна вызывать положительные эмоции у студентов, что вполне закономерно, так как известно, что информация запоминается на фоне положительных эмоций.

В нашей стране психологов готовили многие ВУЗы, однако, учитывая ситуацию с запрещением педологии как науки указом правительства в 1936 году, развитие практической психологии было в какой-то мере приостанов­лено на период более 50 лет.

Нужно заметить, что многие факультеты и отделения психологии су­ществовали или были открыты на философских факультетах ВУЗов, что, на наш взгляд, не может создать серьезного прецедента в подготовке специали­ста - практика.

За последние 15-20 лет изменилась основная образовательная концеп­ция подготовки специалистов. Инновационный подход в образовании сего­дня учитывает резко увеличившиеся объемы информации, с которым прихо­дится работать студентам, требует новых подходов в изложении материала преподавателями вузов. Мы используем модельный метод работы с инфор­мацией: студент готовит модель темы, которая рассматривается в процессе обучения, что улучшает процессы анализа и запоминания информации в це­лом.

Междисциплинарный подход в комплексном образовании студентов требует формирования у студентов как гуманитарного, так и естественно­научного подхода в рассмотрении многих проблем. Все более актуальным в наше время является метод математического моделирования различных сис­тем. Фактически мы сталкиваемся в очередной раз с междисциплинарным принципом в подготовке специалистов. Это требует от преподавателя новых форм в работе с мышлением студента.

Еще одной современной особенностью подготовки специалиста - пси­холога в высшей школе является формирование у студента осознания необходимости непрерывного образования в процессе профессиональной дея­тельности, что связано с личностным саморазвитием специалиста (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, И.О.Кон, Ф.Ф. Королев и др.).

Важным элементом образования психолога является гуманизация обра­зования, что имеет связь с социальным профилем специалиста (В.А. Сластенин, Т.В. Шуртакова, Р.А. Валеева и другие).

Периодом, характеризующим развитие практической психологии на современном этапе, можно назвать период с 1985-1987 года (по оценке I.С. Абрамовой). В этот период на западном рынке психологических услуг присутствовал довольно большой выбор психологических направлений и техник. Однако в последние десятилетия в мире стали преобладать манипулятивные техники в любой сфере психологической деятельности. Они отры­вают человека от реальности, формируют иллюзии успеха. Только осознание своей роли как человеческой, так и профессиональной, дает возможность личностного роста человека.

Необходимость подготовки специалиста-психолога сегодня, ориенти­рованного на глубокую теоретическую базу и практическую подготовку, привело нас к мысли о необходимости формирования собственной концеп­ции подготовки специалистов. На сегодняшний день, в процессе информаци­онного поиска, нами была обнаружена, представленная в Интернете единст­венная концепция подготовки психологов, университета Натальи Нестеро­вой. Наша концепция учитывает так же и то, что выпускник ВУЗа должен обладать неким набором практических навыков, который даст ему возмож­ность начать свою трудовую деятельность и зарекомендовать себя как спе­циалиста, способного к дальнейшему профессиональному развитию и росту.

Когда студент начинает учебу, очень важно практически сразу сориен­тировать его в профессиональном развитии в соответствии с его пожела­ниями и с учетом его реальных возможностей. В таком случае мы можем получить хороший результат на выходе у выпускника.

Наши выпускники поддерживают отношения с вузом, принимают уча­стие в работе психологического общества Института Лидерства ХГЭУ, могут получить интересующую их консультацию и помощь у специалистов и помо­гают в проведении ВУЗом эффективной практики для обучающихся студен­тов. Формирование традиций факультета - еще один из механизмов его ус­пешного функционирования.

Учитывая достаточно большое количество часов в учебных програм­мах для самостоятельной работы студентов и необходимые практики, мы подготовили к реализации программу «студенты - студентам», которая даст возможность студентам старших курсов приобретать умения и практические навыки, а студентам младших курсов получать дополнительные знания.

Таким образом, формирование концепции подготовки специалистов- психологов, можно сравнить по аналогии с проявлением, говоря современ­ным языком, «корпоративной культуры», которая неотъемлемо связано с ка­чеством процесса обучения специалистов.

Литература

  1. http://private.peterlink.ruОбразовательная концепция.
  2. http://rspu.edu.ruГаврилов А.В. Развитие теории профессионально - педагогической культуры преподавателя МВД (к постановке про­блемы). Ростовский государственный педагогический университет, межвузовская научно - практическая конференция, 2001.
  3. http://www.nesterova.ruКонцепция психологического факультета университета Натальи Нестеровой.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2024
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13
20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26