Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Клиническая психология / Проблемы классификации, психокоррекции и экзистенциальной психотерапии личностных расстройств

Проблемы классификации, психокоррекции и экзистенциальной психотерапии личностных расстройств


Опубликована в сборнике IIIВсеукраинской ежегодной научно –практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной экзистенциальной психологии и психотерапии», которая проходила в Одессе, Украина 25-26.11.2015 года

 УДК 316,6

 УДК 159                                                                    Максименко Л.В., Ph.D

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ.

 

          Работа посвящена актуальной теме современной клинической  

          психологии и экзистенциальной психотерапии – работе с  

          клиентами, у которых обнаружены личностные расстройства.  

          Существует проблема классификации личностных расстройств.

           В связи с отсутствием  эффективности медикаментозной терапии  

           при личностных расстройствах, актуальным становятся способы  

          и методы психотерапевтической помощи людям, страдающим  

           личностными расстройствами. В современной экзистенциальной

           психотерапии основным критерием помои лицам с личностными

          расстройствами нам видится терапия сопутствующих  

          расстройств и обустройство пространства картины мира для

          повышения качества жизни в  целом. Классифицированы   

         факторы, влияющие на формирование личностных расстройств.

   

Личностным расстройствам в психологической и психотерапевтической литературе уделено мало внимания. Недостаток информации психологической, социально-психоло­гической направленности о личностных расстройствах влияет на особенности диа­гностики и психологической коррекции расстройств в повседневной деятельности психологов [8].

 В настоящее время отсутствуют единые взгляды учёных на проблему трактовки, классификации и коррекции личностных расстройств. И в принципе, возникает вопрос, нуждаются ли сами личностные расстройства в лечении и в коррекции.

Зигмунд Фрейд считал, что личностные особенности являются результатом фиксации на одном из психосоциальных этапов развития и взаимодействия импульсов и людей в окружающей сфере (известном как выбор объектов). Он использовал термин «характер» для описания организации личности и выделил некоторые характерные типы: 1. Оральный характер; личности с этим типом пассивны и зависимы, слишком много едят и потребляют различные вещества. 2. Анальный характер; личности – пунктуальны, точны, экономны и упрямы. 3. Характеры с навязчивостями, которые ригидны и над которыми доминирует жесткое супер-эго. 4. Нарциссические характеры, агрессивные и думающие только о самих себе[17].

Вильгельм Райх применил термин «броня характера» для описания механизмов, которые защищают людей от внутренних импульсов.

Карл Густав Юнг воспользовался термином «интроверт», чтобы описать обособленный интроспективный тип личностей, и «экстраверт», чтобы описать направленный вовне, ищущий тип .

Эрик Эриксон считал, что к развитию параноидных расстройств и к неспособности стать независимым предрасполагает отсутствие доверия к другим [18].

Одними из первых исследователей личностных расстройств можно считать русского психиатра П.Б. Ганнушкина и американского психолога T. Millona.

Понятие личностного расстройства появилось в классификации вместо понятия «психопатия» в 1999 году. Психопатии рассматривались как аномалии развития эмо­ционально-волевой и мотивационной сферы личности.

T.Millonрассматривал проявления расстройств личности в эмоционально –волевой и мыслительной сферах. Он называл личностные расстройства аномалиями личности  /PersonalDesorders/ патохарактерологическими чертами.  Таким образом, личностное расстройство влияет на формирование характера.

В.Д. Мендилевич так же относит личностные расстройства к числу расстройств характера, и называет их характерологическими.

В рамках XXI-го Европейского Конгресса по психиатрии, который состоялся 6—9 апреля 2013 г. в Ницце (Франция), активно обсуждался вопрос классификации личностных расстройств [13].

Отто Кернберг – известный современный психиатр-психоаналитик – один из крупнейших специалистов в области расстройств личности, сформулировал структурные особенности пациентов с тяжелыми личностными расстройствами, лежащими за видимым многообразием их симптомов:

  1. Диффузная (или размытая) личностная идентичность – наличие нескольких никак (или почти никак) не связанных частичных, противоречивых образов себя;
  2. Преимущественное использование примитивных защитных механизмов (защитных механизмов низкого уровня) – расщепления, проективной идентификации, примитивных идеализации и обесценивания, отрицания и т. п.;
  3. Сохранная проверка реальности, т. е. способность отличать внутреннюю реальность (мысли, чувства, желания) от внешней и реалистически оценивать мотивацию поведения, как собственную, так и других людей.

Первые два критерия объединяют пограничную организацию личности, по Кернбергу, с более тяжелыми психотическими расстройствами. Третий – с более лёгкими невротическими расстройствами и нормой. Им также разработана современная психоаналитическая теория личности, вкратце заключающаяся в том, что «Я» человека состоит из различных репрезентаций (образов, проявлений) себя и своих объектов (прежде всего близких людей) и связывающих их аффективных состояний [6].

В докладе профессора Гейдельбергского университета S. Herperts были представлены будущие изменения главы, посвященной патологии личности. Были названы несколько причин, побудивших экспертов пересмотреть соответствующие главы международных классификаций: высокий уровень коморбидности (более 50  % лиц с  расстройствами личности имеют, в  среднем, еще 3  других расстройства), частое использование в клинической практике рубрики «расстройства личности БДУ», нестабильность диагнозов во времени, разнородность критериев и нечеткость диагностических порогов расстройств. По  мнению экспертов, подходы к  классификации личностных расстройств должны быть менее стигматизированными, рассматривать уровень функционирования и  дисфункции отдельно от клинических критериев, дополнительно выделять патологические личностные стили, использование которых должно повысить стабильность диагнозов во времени.

 Первый критерий (критерий А) личностных расстройств по DSM-5 (дезадаптация) проявляется в нескольких сферах: а) нарушение идентичности (нестабильный образ себя, часто связанный с чрезмерной самокритикой, чувство опустошённости); б)  нарушение ориентации в жизни (нестабильность целей, ожиданий, ценностей или планов карьеры); в) снижение эмпатии (низкая способность распознавать чувства других); г) нарушения интимности (нестабильные и  конфликтные отношения с  близкими, страх быть покинутым). Критерий «А» было предложено оцени- вать по Шкале личностного функционирования, где «0» соответствует нормальному уровню, «1» — небольшому снижению, «2» — умеренному, «3» — серьезному», а «4» — «экстремально» выраженному снижению социального функционирования.

Исходя из этого, мы можем сказать, что психологическая коррекции и психотерапия без курации психиатра у людей с личностными расстройствами имеет отношение к трем уровням шкалы личностного функционирования: 0,1 и 2.

Второй критерий личностных расстройств (критерий «В») включает 5 личностных стилей (доменов), каждый из которых содержит полярные признаки: 1)  негативная аффективность или стабильность (лабильность, враждебность, подозрительность, тревожность); 2)  отрешенность или экстравертированность (изоляция, ангедония, депрессивность); 3) антагонизм или конформность (манипулятивность, поиск внимания, бездушие); 4) расторможенность или добросовестность (безответственность, импульсив- ность, поиск риска); 5) психотицизм или осознанность (эксцентричность, необычные идеи). В работах последних лет была продемонстрирована связь личностных стилей и  даже симптомов с  отдельными нейрональными сетями и участками мозга. В частности, эмпатия и межличностные отношения связаны с префронтальной корой, регуляция аффекта  — с  миндалевидным телом, экстраверсия и  склонность к  уединению  — с  областью поясной борозды, а  дифференциация «я — другие» — с париетальной зоной. В окончательной версии DSM-5 было оставлено лишь семь личностных типов расстройства (антисоциальное, пограничное, шизотипическое, избегающее, обессивно-компульсивное, нарциссическое, смешанное). Диагностика каждого из них базируется на четких операциональных критериях. Понятие «расстройство личности» в  DSM-5 будет включать не только определение личностного типа (категориальный диагноз) и  уровня снижения функционирования, но, если это будет необходимо, выделение личностных сфер (доменов), в  которых преимущественно проявляется дезадаптация (дименсиональный диагноз).

В проекте МКБ-11 предполагается иной принцип диагностики расстройств личности. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагают убрать из классификации отдельные личностные типы как таковые (т. е. категориальный диагноз), а в рамках превалирующего дименсионального подхода ввести двухэтапный диагноз. Вначале (1 этап) рекомендуется оценить степень тяжести межличностной дисфункции, включая подпороговые состояния (личностные реакции в  понимании отечественных психиатров). Было предложено 5  степеней тяжести: (1) нет личностных нарушений, (2) личностные проблемы трудно квалифицировать как расстройство, (3) личностное расстройство, (4) умеренно тяжелая степень выраженности расстройства, (5) тяжелое личностное расстройство. В принципе, врач в своей работе может ограничиться этим этапом, констатируя лишь факт дисфункции и степень ее снижения.

Исходя из нашего опыта, при использовании такого подхода психокоррекции и психотерапии однозначно подлежат первые три степени тяжести. В классификации четко прослеживается нежелание использовать феноменологические подходы в оценке психического состояния человека и жесткая естественнонаучная направленность.

Но можно пойти далее (2 этап) и постараться оценить пять личностных стилей (доменов): асоциальный/шизоидный, диссоци- альный/антисоциальный, обсессивный/ананкастный, тревожный/зависимый и  эмоционально неустойчивый. В отличие от DSM-5, где каждый домен содержит несколько внешних признаков (facets), в  МКБ-11 он будет включать лишь один основной симптом. В то же время, у многих исследователей существуют опасения, что ограничивая функционирование лишь сферой межличностных отношений, данный подход может затормозить развитие дальнейших научных исследований и будет иметь негативные последствия для всей службы психического здоровья.

Также, как нам видится, что ограничиваясь только функцией межличностных отношений и не принимая во внимание внутриличностные сферы функционирования личности, мы уходим от понимания значимости субъективной реальности. Путь «к себе» не менее значим, чем «путь к другим». Об  этом также нам говорит проблема суицидов, которая к сожалению не имеет динами к улучшению. В год в мире от суицида погибает около 1 млн. человек.

В действительности, недоучет личностной сферы и сферы субъективного личностного благополучия ограничивает возможность оказания адекватной психотерапевтической помощи лицам, страдающим от проблем на фоне имеющегося личностного расстройства.

В целом следует отметить, что в обеих классификациях основной акцент в  диагностике расстройств личности делается на оценке степени выраженности личностной дисфункции (дезадаптации), причем, если в DSM-5 принимаются как сфера межличностных отношений, так и субъективного опыта (self), то в МКБ-11 подлежат оценке лишь специфика взаимоотношений с  другими [13].

С личностными расстройствами, к сожалению, возникла та же ситуация, что и с медицинской психологией в целом. Представители психиатрии настаивают и сейчас на том, что эта дисциплина имеет отношение только к ним, хотя общеизвестным является то, что проблемы психиатрии занимают всего 12% в структуре медицинской психологии. Но это мы говорим о медицинской сфере, а то, что касается клинической психологии, как психологической дисциплины, к сожалению, боится даже приблизиться к описанию и практическим рекомендациям в работе в поле личностных расстройств как консультативной, так распространяющейся быстрыми темпами в Европе немедицинской психотерапии. На сегодняшний день в Европе, специалисты, занимающиеся психотерапией немедицинского профиля составляют 60% от всех психотерапевтов. И тенденция развития этого вида помощи имеет довольно быструю динамику. Сложность заключается в том, что присутствует нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями.

 Для личностного расстройства характерна тенденция создавать порочный круг, в котором уже непрочные межличностные связи становятся ещё хуже из-за формы адаптации, свойственной этим лицам. Нарушения при личностных расстройствах являются аллопластическими, то есть дающие возможность при приспособлении изменять окружающую действительность (приемлемыми для Эго).  Люди, страдающие личностными расстройствами не испытывают тревоги по поводу своего дезадаптивного поведения. В связи с этим люди с личностными расстройствами склонны к отказу от психотерапевтической помощи и отрицанию наблюдающихся у них нарушений. Поскольку лица с расстройствами личности, как правило, не испытывают боли по поводу того, что общество воспринимает их как лиц с серьёзными нарушениями, часто считается, что у них нет мотивации к лечению и их нельзя вылечить. Такие особенности не могут способствовать тому, чтобы специалисты по психическому здоровью занялись этими больными, и многие врачи отказываются работать с ними (Каплан Г. И., Сэдок Б. Д. ,1998).

Вопрос необходимости специализированного психиатрического лечения при личностных расстройствах, на наш взгляд является проблематичным, так как в течение жизни личностные расстройства динамики не проявляют. И, действительно, по поводу личностного расстройства за помощью не обращаются. Обращаются к психологам и психотерапевтам в том случае, когда на фоне расстройства возникаю проблемы внутриличностного характера или межличностных отношений.

В патопсихологии отмечается 3 кри­терия, характеризующих психопатию: тоталь­ность патологических черт характера, относи­тельная стабильность их проявлений в тече­ние жизни и социальная дезадаптации (Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л., Пискун В. М., 1999).

В литературе часто используется понятие личностных особенностей [1,7]. Во многих случаях в работах просматриваются именно личностные расстройства, которые влияют на социальную дезадаптацию людей в первую очередь. И нам кажется это принципиально важным, так как в ситуации личностного расстройства у нас нет возможности коррекции личности, что возможно при острых, приходящих расстройствах личности. Критерии же личностных расстройств четко определены и их общая характеристика, касающаяся отсутствия динамики в течение жизни, также.

В литературе часто описываются вместе или сравниваются личностные особенности и личностные расстройства [15], так же используются понятие патологические черты [2].

В литературе также указывается то, что и личные особенности и личные расстройства имеют связь с особенностями воспитания и развитием личности в детстве.

И. Мягков и С. Боков рассма­тривают психопатии как патологические ха­рактеры, сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных (врождённых или приобретённых) факторов на основе ано­малий высшей нервной деятельности.

В медицинской психологии расстройства личности – это длительные и устойчивые на­рушения разнообразных сфер психической деятельности, которые проявляются через дезадаптивные модели поведения и не свя­заны с соматическими, неврологическими или психическими заболеваниями [3].

В настоящее время предлагается рассматривать понятие «социально-психологические расстройства». Социально-психологические расстройства являются поведенческой формой отклонений от социальных норм, препятствуют гармони­ческому личностному развитию и происходят в социуме, социальных проекциях[8]. Коротоков В.П. трактует и понимает социально-пси­хологические расстройства как отклонения в развитии личности, которые возникают в про­цессе коммуникации в социуме и приводят к нарушению поведенческих, коммуникатив­ных, адаптивных условий жизнедеятельно­сти. В этой связи можно также трактовать со­циально-психологические расстройства как отклонения от норм социальной адаптации.

Модель нарушенного поведения отмечается негибкостью реагирования на социальные ситуации, неспособностью формирования гармонических взаимоотношений с окружаю­щими людьми, неспособностью формирова­ния согласованной целостности, иногда не­возможностью преодоления жизненных труд­ностей в социально-поведенческой системе.

Большое значение имеют социальные факторы, определяющие личностную струк­туру и не укладывающиеся в клиническую терминологию (Лебединский В.В., 2003)

Исходя из этого определения и учитывая малочисленность психологических работ, посвященных личностным расстройствам, а также присутствие в основном работ в области медицинской парадигмы, в частности психиатрии, мы анализируем и размышляем по поводу имеющейся проблемы.

Выяснено, что в социально-психологическом контексте личностные расстрой­ства – это глубоко заложенные устойчивые, устоявшиеся модели поведения, которые отмечаются негибкостью реагирования на широкий спектр разнообразных социаль­ных ситуаций [3].

В последнее время пересматриваются положения, связанные с механизмами формирования личностных расстройств. Акцентируется влияние не только семейных, но и культуральных факторов, включающих в себя влияние членов референтных групп, сверстников; авторитетных фигур. У предрасположенных лиц могут формироваться определённые черты характера, приводящие к нарушению адаптации и психологическому дискомфорту ( Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2003).

Таким образом, у нас есть основания выделить индивидуально –личностные и социально –психологические аспекты формирования личностных расстройств у людей разного возраста.

К индивидуально –личностным мы можем отнести следующие факторы, влияющие на формирование личностных расстройств: несформированная ценностная система, низкая самооценка; отсутствие целей в жизни; страхи и фобии, блокирующие жизнь; «слабая» «Я» концепция личности; трусость; глупость или инфантильность мышления; подозрительность, недоверчивость; размытая реальность; постоянные сомнения и колебания; эгоизм, завышенная самооценка; недостаточность нравственных чувств; лабильность эмоций и импульсивность; акцентуации личности у взрослых; отсутствие самоуважения; переживание острой или хронической психической травмы; ранняя алкоголизация и употребление других наркотических веществ.

Перечисленные факторы влияют в первую очередь на самоопределение, формирование «Я» концепции личности, эмоционально –волевую сферу и инфантильность, в том числе и интеллектуальную.

К социально –психологическим факторам формирования личностных расстройств можно отнести: воспитание в детстве в деформированных и неполных семьях, слабые коммуникативные способности, быстрые темпы развития научно –технического прогресса, отсутствие базовых понятий, отсутствие смысло –образующих мотивов в социально –поведенческой системе, неэффективные ведущие коппинг –стратегии и коппинг стили личности. Также можно отнести факторы, которые влияют на развитие личности, адаптацию человека к социуму, успешность функционирования в семейной системе и отсутствие общепринятых норм поведения.

  В результате этого происходят изменение личностных ценностей человека в связи с изменениями жизненных ценностей на уровне общества у молодых людей (Коротков П.В., 2014); изменение личностных ценностей человека в связи с изменением или отрицанием ценностей на уровне семьи в подростковом возрасте; изменение личностных ценностей человека в связи с изменением ценностей (или двусмысленность ценностей) в обществе у психологически незрелых личностей (в возрасте до 50 лет), изменение личностных ценностей в связи с алкоголизацией.

И в индивидуально – личностных и социально –психологических аспектах развития личностных расстройств присутствует психологически незрелая личность с проблемами адаптации.

Большинство личностных расстройств формируется в детском возрасте.

Современность требует от детей статьсамостоятельными, творческими, 

           умными, нравственно и личностно развитыми людьми, способными:

  1.  строить гармоничные отношения с окружающими;
  2. определятьсмысл и направленность своей жизни;
  3. ориентироваться в современной культуре и осуществлять ценности;
  4. выходить за пределы своей индивидуальной жизни.

Расстройства личности:

  1. это чаще всего долговременные расстройства, которые обычно начинаются в раннем возрасте и сохраняются в течение взрослой жизни;
  2. эти расстройства, как правило, не отмечены какими-то обострениями или периодами явного улучшения состояния;
  3. сопутствующее расстройство личности затрудняет лечение острого расстройства  и снижает шансы человека на успешное выздоровление;
  4. при расстройствах личности не развивается распад личности, который характерен для психотических расстройств;
  5. коморбидность — характерно наличие двух или более расстройств у одного человека.

Личностное расстройство формируется, когда наступает нарушение взаимодействия сознания и бессознательного в условиях динамического конфликта (Польская Н.А., 1998).

 Этот дисбаланс, как нам кажется, приводит к формированию расстройства. Особенно это касается ситуаций, когда ребенок получает от взрослых противоречивую или двусмысленную информацию, и не обладая критическим мышлением, страдает с формированием личностного расстройства.

Дадим характеристику основным личностным расстройствам.

Параноидное расстройство личности— расстройство личности, характеризуемое недоверием и подозрительным отношением к другим людям.

Причины параноидных расстройств:

Шизоидное расстройство личности— расстройство личности, при котором человек упорно избегает социальных контактов и демонстрирует ограниченное выражение чувств.

Причины шизоидных расстройств:

     -     в основе шизоидного расстройства личности лежит    

           неудовлетворенная потребность в контактах с людьми;

Шизотипическое расстройство личности— расстройство личности, при котором человек сталкивается со множеством межличностных проблем, характеризуемых крайним дискомфортом в близких отношениях, странными формами мышления и восприятия и эксцентричным поведением.

Причины шизотипических расстройств личности:

Антисоциальное расстройство личности(antisocialpersonalitydisorder) — расстройство личности, характеризуемое систематическим игнорированием и нарушением прав других людей.

Причины антисоциального расстройства:

Пограничное расстройство личности— расстройство личности, при котором человек демонстрирует постоянную неустойчивость в межличностных отношениях, представлении о самом себе и настроении, а также крайнюю импульсивность поведения.

Причины пограничного расстройства:

Гистрионное расстройство личности— расстройство личности, при котором человек отличается чрезмерной эмоциональностью и стремлением привлечь к себе внимание. Ранее называлось истерическим расстройством личности.

Причины расстройства:

- будучи детьми, люди с этим расстройством сталкивались с нездоровыми взаимоотношениями, при которых холодные и властные родители заставляли их чувствовать себя нелюбимыми и вызывали страх быть отвергнутыми;

-  отсутствие содержательности и крайней внушаемости, обнаруживаемым среди людей с гистрионным расстройством

когда люди становятся все более и более эгоцентричными и эмоциональными, у них остается мало возможностей для приобретения знаний о происходящих в мире событиях;

-  лица с этим расстройством придерживаются в целом установки, что они не способны о себе позаботиться, и потому постоянно стремятся найти других людей, которые удовлетворят их запрос.

 

В подростковом возрасте, по мнению А.Е. Личко, основными ориентирами в диагностике психопатий слу­жат следующие критерии: тотальность и отно­сительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Гово­ря об относительной стабильности, следует учитывать три обстоятельства: 1) подростко­вый возраст представляет собой критический период для психопатии, черты большинства типов здесь заостряются; 2) каждый тип пси­хопатии имеет свой возраст формирования; 3) существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подрост­ковом возрасте [9].

У взрослых людей личностные расстройства формируются, по-видимому, в результате эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание может происходить как в семье, так и на работе. По материалам наших исследований нельзя сказать, что выгорание профессиональное преобладает над выгоранием в семьях.

В процессе практической деятельности мы обратили внимание на тот факт, что консультирование и психотерапия лиц, имеющих личностные расстройства, представляет определенную трудность. Когда личностное расстройство находится в том состоянии, что человек является нетрудоспособным, это способствует формированию задач, связанных с самообслуживанием, выполнением простых функций, в том числе и бытовых.

Если же личностное расстройство находится в том состоянии, когда человек адекватно функционирует, то есть получает высшее образование,  работает, создает семью и выполняет сложные интеллектуальные задачи, рекомендации по ведению таких клиентов в литературе практически отсутствуют. Психиатрическая литература представляет информацию, касающуюся тех лиц, которые нетрудоспособны и имеют умеренно тяжелую или тяжелую форму личностного расстройства. Мы используем критерий трудоспособности, так как он, на наш взгляд, является важным и принципиальным при рассмотрении данной проблемы.  

Особенностью личностных расстройств  заключается в том, что при них не наблюдается распад личности, который характерен для всех психических заболеваний. Можно даже сказать, что эта группа состояний несколько неуместна в психиатрических классификациях, особенно в том случае, если само расстройство сопровождается сохранностью трудоспособности клиента. Это связано, конечно, с размытостью границ психической нормы и этим объяснимо.

Есть и еще одна особенность личностных расстройств – при наличии их в психиатрии лечить нечего. Личностное расстройство характеризуется стабильностью состояния, которое не меняется не при каких способах воздействия. Возможна коррекция поведения, но обычно люди с личностными расстройствами не очень обращают на них внимание или не успевают проконтролировать собственное поведение. Мы бы назвали этих людей людьми с особенной картиной мира и неповторимой самостью отличающейся от общепринятого в культуре. И, как нам кажется, именно экзистенциальная психотерапия в большей степени может оказать им помощь.

Личностный тип, который формируется у человека в процессе жизни – всегда результат жизненного выбора. Принятие решения о варианте жизни является "точкой бифуркации". После выбора обратного пути нет, и личность человека должна модифицироваться под влиянием нового образа жизни [4].

Удобной для понимания механизмов развития личностного расстройства, а как следствие коррекции и психотерапии является гештальт-терапевтическая парадигма, которая целостно дополняет и является близкой экзистенциально-феноменологической концепции понимания развития личностных расстройств. Благодаря целостному взгляду на человека, предполагающему единство его психологического, биологического и социального существования, применению основных понятий – фигура/фон, граница и цикл контакта, которые характеризуют особенности взаимодействия организма и среды, гештальт-парадигма оказывается весьма продуктивной для понимания и терапии различных патологических нарушений, в частности, личностных расстройств [5].

По Фрицу Перлзу, являющимся создателем гештальт-терапии, накопление незакрытых гештальтов – полностью или частично неудовлетворённых потребностей, происходит в процессе приспособления организма к окружающей среде и проявляет себя повторяющимися (хроническими) затруднениями этого процесса – расстройствами self. Self – это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем»[14].

Экзистенциальная психотерапия- это одно из направлений современной психотерапии, которое в центр своего внимания ставит общие вопросы жизни человека и его бытия в мире, базовые и фундаментальные проблемы его жизни и взаимоотношений человека с миром. «Экзистенция» означает «бытие», «существование», «сущность». Экзистенциальный терапевт помогает человеку разобраться в сложных вопросах жизни и смерти, принять конечность жизни, справиться со страхом смерти, найти смысл своей жизни и вновь почувствовать себя живым. Экзистенциальная психотерапия помогает людям обрести ощущение своей личной свободы, принять ответственность за себя и свою жизнь, почувствовать уникальность и неповторимость своего внутреннего мира, научиться взаимодействовать с другими людьми, не теряя своей независимости. По выражению. Д. Бьюдженталя, экзистенциальная психотерапия «освобождает пленников».

Экзистенциальная психотерапия направлена на помощь клиенту в разрешении его жизненных сложностей и проблем. Экзистенциальная терапия стремится в первую очередь изменить жизнь человека, обратившегося за помощью, способ его жизни в мире. Экзистенциальный терапевт работает с базовыми паттернами личности клиента или с системой конструктов Я – и - мир, которые отражают способ бытия в мире. Такая работа, безусловно, развивает личность клиента и вносит изменения в его жизнь - в семью, работу, общение. Экзистенциальная терапия работает на уровне глубоких личностных переживаний клиента, она помогает ему осознать жизненно важные смыслы и ценности и изменить их, если это необходимо для его жизни. Экзистенциальная терапия помогает человеку сделать жизнь более полной и подлинной. Человек после курса такой терапии начинает более глубоко понимать себя как личность и раскрывает в себе новые возможности. Экзистенциальная психотерапия в центр своего внимания ставит общие вопросы жизни человека и его бытия в мире, базовые и фундаментальные проблемы его жизни и взаимоотношений человека с миром.   И это беспокоит людей с личностными расстройствами, которые способны адекватно воспринимать информацию. Она помогает людям обрести ощущение своей личной свободы, принять ответственность за себя и свою жизнь, почувствовать уникальность и неповторимость своего внутреннего мира, научиться взаимодействовать с другими людьми, не теряя своей независимости. В случае личностного расстройства принять его как факт собственной жизни, как феноменологический феномен.

На наш взгляд, именно бо́́льшая осознанность жизни может считаться положительным результатом экзистенциальной психотерапии. 

По мнению А. Лэнгле, в терапии необходима реструктуризация фундаментальных экзистенциальных соотнесений и функций Person. Модель фундаментальных мотиваций определяет специфические шаги терапии для преодоления утраты экзистенциальной укоренённости и мобилизации функций Person, используя такие «неспецифические» факторы, как диалог и встреча.

Экзистенциальная терапия стремится в первую очередь изменить жизнь человека, обратившегося за помощью, для улучшения ее качества, способ его жизни в мире для обретения удовлетворенности собственного существования в мире.

Одним из самых важных факторов в экзистенциальной психотерапии лиц с личностными расстройствами, из нашего опыта практической работы с клиентами, является удовлетворенность настоящим и направленность в будущее.

По мнению А. Лэнгле,  экзистенциальный анализ видит специфику тяжёлой травматизации [которая предшествует личностному расстройству] в переживании «ужаса», в котором человек познаёт бездонность бытия. Прямым следствием травмы является снижение взаимодействия с экзистенциальной структурой, возникающее из-за паралича процессуального уровня и сопровождающееся утратой мира, обеднением отношений, утратой себя и будущего [10].

Вспоминается опыт работы с людьми, у которых отмечалась умственная отсталость различной степени. Обращает на себя внимание тот феномен, что у них у всех была потребность в проявлении творчества. В программе мы обучали их наносить рисунок по специально разработанной программе на разделочную доску. Но все они отказались от этого и хотели на каждой доске делать рисунок, отличающийся от предыдущего. Это было удивительно, так как и литература  и опыт говорили о том, что люди с дефицитом интеллекта склонны к выполнению стереотипных действий. Оказалось, что в ситуации проявления творчества это не происходило. Люди с личностными расстройствами при сохраненном интеллекте также склонны к творчеству и нуждаются в поиске в своей личности тех ресурсов, которые помогут им преодолеть барьеры и реализовать свои творческие наклонности.

Примером также может служить случай из практики, в котором мужчина 32 лет с сочетанным расстройством личности: шизоидное и параноидное, находился до начала психотерапии в клинической депрессии, которая протекала довольно тяжело. Медикаментозная терапия давала незначительное  и нестабильное улучщение в течение 1, 5 лет. Тактика психотерапии была построена на основании того, что клиент был предрасположен до депрессии к творческой деятельности. Однако, начиная эту деятельность, он часто все бросал и начинал заниматься другим. Таким образом, в его квартире скопилось большое количество материалов для занятий творчеством. Психотерапия была также нацелена на формирование мотивации и фиксации творческой деятельности на достижение, то есть на получение реального результата. Первые полтора месяца психотерапии дали быстрый рывок в сторону субъективного улучшения состояния, однако, в дальнейшем такого быстрого эффекта не наблюдалось. В течение последующих полутора лет самостоятельной работы с собственными проблемами привели, под наблюдением психотерапевта, к формированию мотивации достижения результата и получения удовлетворения от этого. В дальнейшем появилось ощущение перспективы дальнейшей деятельности и ее расширения. Таким образом, разработанная стратегия психотерапии оказалась эффективной.

Выводы:

  1. Недостаток информации психологической, социально-психоло­гической направленности о личностных расстройствах влияет на особенности диа­гностики и психологической коррекции расстройств в повседневной деятельности психологов.
  2. Личностные расстройства можно отнести к расстройствам характера.
  3. Тенденции новых классификаций личностных расстройств все меньше уделяют внимания внутриличностной сфере жизнедеятельности человека и делаю акцент в первую очередь на функционировании системы межличностных отношений.
  4. В ситуации личностного расстройства у нас нет возможности коррекции личности, что возможно при острых, приходящих расстройствах личности.
  5. Нами предложена классификация  индивидуально –личностных и социально – психологических аспектов формирования личностных расстройств.
  6. У взрослых людей, личностные расстройства формируются, по-видимому, в результате эмоционального выгорания.
  7. Люди с личностными расстройствами обращаются в психологам и психотерапевтам в том случае, когда на фоне расстройства возникаю проблемы внутриличностного характера или межличностных отношений.
  8. В оказании психологической и психотерапевтической помощи людям с личностными расстройствами важное значение имеет фактор трудоспособности.
  9. Мы называем людей с личностными расстройствами людьми с особенной картиной мира и неповторимой самостью отличающейся от общепринятого в культуре.
  10. Бо́льшая осознанность жизни может считаться положительным результатом экзистенциальной психотерапии. 
  11. Одним из самых важных факторов в экзистенциальной психотерапии лиц с личностными расстройствами, из нашего опыта практической работы с клиентами, является удовлетворенность настоящим и направленность в будущее.
  12. Важным элементом эффективной экзистенциальной психотерапии является формирование вектора будущего в создании стратегии.

Список литературы

  1. Бахтеева Т. Д. Личностные особенности у больных невротическими расстройствами женщин[Електронний ресурс] / Т. Д. Бахтеева // Український вісник психоневрології. - 2005. - Т. 13, вип. 4. - С. 69-74.
  2. Венгер О. П. Особистісні особливості емігрантів та реемігрантів, хворих на депресивні розлади [Електронний ресурс] / О. П. Венгер // ScienceRise. - 2015. - № 5(4). - С. 71-78.
  3. Гнида Т. Б. Социально-педагогическая коррекция изъянов личностного раз­вития // Актуальные проблемы государственного управления, педагогики и психоло­гии: сб. науч. трудов / гл. ред. В. Г. Бутенко. Вып. 1(4). Херсон: Изд-во ХНТУ, 2011. С.261–266.
  4. Дружинин В.Н.Варианты жизни [Текст] : очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 154, [1] с.; 21 см.
  5. Ермаков А. А. Гештальт-терапия личностных расстройств.2015 -http://www.b17.ru/article/26690/
  6. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – С. 9-11
  7. Кожекару Л. В. Личностные особенности женщин с маниакальным синдромом биполярного аффективного расстройства в генезе супружеской дезадаптации [Електронний ресурс] / Л. В. Кожекару // Український вісник психоневрології. - 2007. - Т. 15, вип. 2. - С. 71-73.
  8. КоротковП.В.Теоретические аспекты изучения личностных расстройств Гуманитарный вектор. 2014. № 1 (37). Психология. С. 154 -160
  9. Личко А. Е. Психопатии и акцетуации характера у подростков. СпБ, Речь, 2013-416 с.

 

  1.  Лэнгле А. Личностные расстройства и генез травмы. Экзистенциальный анализ личностных расстройств, возникающих вследствие травмы // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №3. С.10–45. Портал психологических изданий PsyJournals.ru

          http://psyjournals.ru/mpj/2013/n3/65202.shtml 

  1.  Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: учеб.пособие. 5-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2005. 432 с.

 

  1.  Польская Н.А.  Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01. - Саратов, 1998. - 154 с
  2.  ПавличенкоА.В, ДенисенкоМ.М., ЧитловаВ.В.  Проблемы классификации в материалах XXI Европейского конгресса по психиатрии. Український вісник психоневрології- том  21, вип..3 (76) — 2013. С.170- 176
  3.  Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2000. – С. 258-264.
  4.  Рахубовська Х. Г. Особистісні властивості та розлади у осіб з розладами прийому їжі [Електронний ресурс] / Х. Г. Рахубовська // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г. С. Сковороди. Психологія. - 2012. - Вип. 44(2). - С. 184-191
  5.  Федак Б. С. Эмоционально-личностные расстройства у больных с острой соматической патологией[Електронний ресурс] / Б. С. Федак // Український вісник психоневрології. - 2011. - Т. 19, вип. 4. - С. 104-107.
  6.  Фрейд З. Психология бессознательного. (пер. с английского) – Новосибирск: «РИФ плюс», 1997.

 

  1.  Erikson E. H., (1968) Identity and identity diffusion. In C. Gordon & K. J. Gergen (eds). The Self in Social Interaction. New York: Wiley.

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2024
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13
20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26