Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Психология семьи / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ ПЕРВОГО ГОДА СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ ПЕРВОГО ГОДА СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ ПЕРВОГО ГОДА
СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

Максименко Л.В.

доктор (PhD) по психологии, доцент

Максименко Е.Л.

главный специалист отдела социальной работы, руководитель службы поддержки семей

Одесского городского центра

социальных служб для семьи, детей и молодежи

Хочешь по-иному действовать —

 научись прежде по-иному видеть мир

(Пол Вацлавик)

Автор строк, приведенных нами в эпиграфе, по праву считается одним из основоположников перспективной концепции школы Пало Альто семейной системной психотерапии.

Психологическое консультирование семей является тем видом консультирования, где сходятся и расходятся все проблемы психологического

консультирования вообще. Мы рождаемся в семьях, воспитываемся в семьях. берем пример собственной жизни или не берем его также в семье. В конце концов, для того, чтобы изменить наследуемый нами семейный сценарий, нужно, во-первых, осознать проблему необходимости изменений, во-вторых, очень потрудиться над собственной жизнью.

В мировой практике психологического консультирования нет единой модели. В связи с этим на рынке психологических и психотерапевтических услуг представлено большое количество моделей самого процесса консультирования. Однако, на наш взгляд, этого на сегодняшний день недостаточно. Необходимо присутствие некоторых концептуальных подходов к процессу консультирования, и, в частности, консультирования семей.

Анализ работы психологов и психотерапевтов, обзор литературы показывают, что консультирование и психотерапия как виды психопрактики стремятся к интеграции и многообразию. Специалисты ищут и создают в работе с клиентами "свои" оригинальные методы и методики [6], опираясь при этом на основные подходы в психотерапии - динамический, поведенческий, когнитивный, феноменологический, в которых “заложены предпосылки для их интеграции в единую систему, поскольку точкой их приложения является единый объект - человеческая личность, хотя каждый из них акцентирует ее разные аспекты и проблемы, чем и обусловлено различие в методах психотерапии" [1, 5]. С другой стороны, сами клиенты, среди которых в последнее время все больше практически здоровых людей, стремятся найти пути и таких специалистов, которые предоставляют услуги в области сохранения, укрепления и развития здоровья, всестороннего развития личности.

История научного изучения семьи не отличается длительностью. До середины XIX века в данной области преобладали мифы, иллюзии и предрассудки. Позднее (в середине XIX - в начале XX века) в основном усилиями врачей были собраны первые эмпирические данные и выдвинуты гипотезы. С начала ХХ века постепенно укореняется научный подход, предпринимаются попытки каждое положение обосновывать конкретными исследованиями. Следует отметить, что научный подход, в особенности к сексуальным отношениям в семье, столкнулся с довольно сильным сопротивлением. Деятельность профессиональных институтов, оказывавших психологическую помощь семье, также ограничивалась.

Изменение точки зрения на семью и исследования в данной области могла бы хорошо проиллюстрировать оценка книги Вал де Вельде "Идеальный брак" (вышедшей в свет в 1926 году!). Как пишет И.С. Кон (1988 г.) [2], в этой книге при обсуждении проблем семьи женщина впервые (!) считается не объектом активности мужчины, а его равноценным партнером.

У истоков профессиональной психологической помощи семье стояли врачи, прежде всего психотерапевты, психиатры. Само собой разумеется, что они опирались на ту или другую более распространенную в медицинской психологии теорию личности и принципы воздействия на нее. Не стоило бы большого труда рассмотреть развитие таких теорий. Однако в сфере профессиональной психологической  помощи семье объектом воздействия является не отдельный человек, а семья. Поэтому следовало бы в становлении практической психологии обособить смену теоретических моделей семейного консультирования. Это сделать намного труднее по следующим причинам: в некоторых психотерапевтических, психологических теориях недостаточно четко очерчены общие теоретические принципы консультирования семьи, воздействия на нее; многие практики, декларирующие приверженности той или иной психотерапевтической школе, в своей работе с семьей строго не придерживались какой-либо теоретической модели, а собственного опыта не обобщили.

 

Если охарактеризовать сегодняшнее положение в вопросах брака, то в первую очередь необходимо отметить тот факт, что исследования, проведенные в среде старшеклассников и студентов показали, что представления о семье в большей степени связаны с психологическими аспектами семейной жизни, чем с социально - бытовой ее направленностью [4].

Вместе с тем, если в 2004 году в Украине было заключено свыше 278 тыс. браков, то в 2005 уже более 334 тыс. браков, а в 2006 году в Украине было заключено более 354 тыс. браков. При этом количество разводов остается стабильным, с незначительной тенденцией к уменьшению. Исключением из этой тенденции был только 2005 год, когда в стране рассталось около 184 тыс. пар. Однако в 2006 году количество расторгнутых браков вернулось к уровню 2004 года и составляло около 179 тыс. разводов.

В течение 2006 года лидерами по количеству браков и разводов традиционно оставались Донецкая область (около 33 тыс. браков и 20 тыс. разводов), Днепропетровская область (27 тыс. браков и 14 тыс. разводов), г. Киев (23 тыс. браков и 10 тыс. разводов). Харьковская область (20 тыс. браков и 11 тыс. разводов). Эта тенденция, по словам министра юстиции, объясняется количеством населения, проживающего в данных регионах.

Меньше всего браков - от 7 до 9 тыс. - было заключено в прошлом году в Кировоградской, Херсонской, Черновицкой, Черниговской, Сумской, Тернопольской, Волынской, Закарпатской, Николаевской и Ровенской областях. Министр юстиции также отметил, что самая лучшая тенденция по соотношению количество браков - количество разводов вот уже несколько лет наблюдается в Закарпатской и Волынской областях. Здесь в среднем на каждые 4 брака приходится только 1 развод (в 2006 году в этих областях рассталось свыше 2,5 тысяч пар в каждой). В то время как в большинстве других регионов такое соотношение составляет 3 к 1, а то и 2 к 1[7].

Современная семья требует от ее членов готовности к гибкому распределению ролей.

Проведенные нами исследования семей в период кризиса первых трех лет совместной жизни показали, что основным в супружеских отношениях считается радость и счастье. Наиболее оптимальными можно считать семьи с равноправными отношениями.

Одной из основных функций брака в наше время считается обеспечение психологического комфорта ее членов (так называемая терапевтическая функция семьи) [3].

Одна треть разводов приходится на семьи до 3 - 5 лет совместной жизни. В связи с этим, нами разработана социальная программа оказания консультативной психологической помощи семьям первого года совместной жизни. По нашему мнению, именно консультативная помощь в первый год супружеской жизни даст возможность формирования адекватных, партнерских, зрелых отношений в браке, а также поможет сформировать зрелую позицию у членов молодой семьи. Предполагается проведение индивидуального консультирования и работа антикризисной семейной психотерапевтической группы.

Литература:

  1. Александров А.А. Проблемы интегративной психотерапии // Материалы IV Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции "Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков и взрослых: состояние и перспективы". СПб.: ИМАТОН, 2002. С.17-23.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988
  3. Максименко Л.В. Современная семья: проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений. Наука и образование №3, 2004. С 106-109
  4. Маценова Е.Б. Представления современной молодежи о семье //

Международный психолого - педагогический журнал.-№4/2001)

  1. Северов М. С обрыва в могилу и обратно. "АиФ-Петербург”, №23, 2001
  2. Сосланд А.С. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. М.: Логос,

1999.

  1. http://wol.orq.ua

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Март 2024
ПН  4 11 18 25
ВТ  5 12 19 26
СР  6 13
20 27
ЧТ  7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24 31
Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26