Современная семья: Проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений
Л.В.Максименко
Современная семья: Проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений
Традиционный институт семьи переживает сейчас кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Некоторые исследователи это связывают с тем, что одной из основных функций брака в наше время считается обеспечение психологического комфорта ее членов (так называемая терапевтическая функция семьи).
Исследования, проведенные в среде старшеклассников и студентов показали, что основным ориентиром в построении собственной семьи служат семьи родителей, семьи старшего поколения. Общей тенденцией содержания представителей старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как социальном институте, другой – с представлениями о семье как психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи.
Таким образом, представления старшеклассников и студентов о семье в большей степени связаны с психологическими аспектами семейной жизни, чем с социально-бытовой ее направленностью[3].
Для того, чтобы комфорт был обеспечен, семья, семья должна сформироваться как система, обладающая специфическими свойствами.
Семья является открытой системой с входящими в нее подсистемами «Человек». Подсистемы «Человек» имеют в семье свою территорию и свои границы. Но в целом система «Семья» может выглядеть как единый организм, единая функционирующая система.
Во взаимоотношениях между «Семьей» и «Человеком» можно рассматривать два уровня: первый уровень - это уровень макросферы или макросистемы. К нему относится «Семья». Второй уровень – микросферы или микросистемы. К этому уровню относится «Человек». Между «Семьей» и «Человеком» находится среда со своими факторами воздействия. Интерес представляет рассмотрение этой гиперсистемы, тем более, что для перехода каждой системы на новый уровень развития каждая из подсистем должна войти в состояние автоколебаний с увеличением флуктуации (колебаний) – с точки зрения самоорганизации, что представляет в виде конфликта и его разрешения. Однако, при рассмотрении данной модели взаимоотношений, макросфера может разрушиться в ситуации высокого уровня флуктуации подсистем. Но может быть и другой вариант – переход на новый, более высокий уровень развития как микросфекры так и макросферы. Это представляется в виде разрешения конфликта[2].
Проблема изучения семьи осложняется тем, что в западных языках мало таких слов и выражений, которые описывали бы целостные системы, состоящие из нескольких частей. Есть термин «симбиоз», описывающий систему из двух человек, находящихся в крайне патологической ситуации, когда, по словам Альберта Шефлера [7],один из ее членов «чувствует себя как целое» и разрыв такой связи внутри организма может повлечь за собой, к примеру возникновение психоза. Наличие симбиоза и симбиотических отношений в семье, являющимися паразитическими, когда один из членов семьи не может функционировать без другого ни физически, ни психологически. Однако этот термин не распространяется на нормальные взаимодействия. Хотя в науке о психическом здоровье существует огромное количество исследований, посвященных нормальным взаимодействиям между матерью и ребенком, в них нет слова, которое описывало бы эту комплексную систему из двух человек.
Говоря об этой концептуальной трудности Артур Кестлер [8] заметил, что «стремясь избежать традиционного неверного употребления слов «целое» и «часть», приходиться оперировать такими неуклюжими терминами, как «подцелое» или «частично целое». Он создал новый термин, «определяющий эти янусоподобные, двуликие существа, которые в любой иерархии занимают промежуточные уровни», - «холон», от греческого слова «холос» (целое) с суффиксом «он», что означает частицу или часть.
Термин Кестлера особенно ценен для анализа модели семьи, поскольку единицей изучения и вмешательства здесь всегда оказывается холон. Любой холон – индивид, нуклеарная семья, расширенная семья и община – представляет собой одновременно и целое и часть, оба эти его аспекта равнозначны, не отвергают друг друга и не вступают друг с другом в конфликт. Холон проявляет энергию конкуренции чтобы обеспечить свою автономность и самосохранение как целого. В то же время он проявляет энергию интеграции как часть. Нуклеарная семья есть холон расширенной семьи, расширенная семья – холон общины и т.д. Индивид также рассматривается как холон. Каждое целое содержит в себе часть, и в то же время каждая часть содержит «программу», налагаемую целым. Часть и целое содержаться друг в друге, обеспечивая постоянный, непрерывный процесс общения и взаимодействий [4].
Каждый холон находиться в определенном контексте. Разрешение и расширение контекста может вызывать к жизни новые возможности.
Семьи – весьма сложные системы, состоящие из многих индивидов, однако сами они представляют собой подсистемы более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом. Взаимодействие с этими более крупными холонами создает значительную часть проблем и задач семьи, а также ее систем поддержки.
Далеко не так важно, каким именно образом семья решает свои задачи, - важнее то, насколько успешно это делается. Семья – это холон, входящий в более широкую культуру, и задача семьи – стать более адекватной в рамках возможностей, существующих в данной семейной и культурной системах. Исходя из этого, можно сказать, что именно семья играет особую роль в процессах адаптации человека с окружающим миром как на биологическом, так и на социально-психологическом уровне.
Семья, так же как и отдельный человек, постоянно сталкивается с потребностью в изменении, исходящей как извне, так и изнутри.
Перемена – это в сущности норма, и в длительной перспективе в каждой семье заметны большая гибкость, постоянные флуктуации и, вполне вероятно, больше дисбаланса, чем равновесия. Изучать семью в длительной перспективе – значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени.
Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции. Потребность в переменах может активизировать механизмы, противостоящие отклонениям, однако в целом система развивается в направлении возрастающей сложности. Хотя семья может совершать флуктуации лишь в пределах определенного диапазона, она обладает поразительной способностью адаптироваться и изменяться, в то же время сохраняя приемственность.
Живые системы, наделенные подобными свойствами, являются по определению открытыми системами, в отличии от замкнутых «равновесных структур», описанных классической термодинамикой [5].
Изучение моделей семейных взаимоотношений достаточно давно выдвигали на первый план способность систем к самоподдержанию. Работы Пригожина и других исследователей показали, что если система частично открыта для притока энергии или информации, «вызываемые этим нестабильности не ведут к случайному поведению…наоборот, они имеют тенденцию переводить систему в новый динамический режим, соответствующий новому состоянию усложненности» [5].
Из представления о семье как о живой системе вытекает, что, изучая любую семью, ее развитие происходит таким образом, что периоды нарушения равновесия чередуются с периодами гомеостаза, а флуктуации не выходят за пределы, допущенные управление ими.
Основываясь на этой модели, при изучении семьи можно сразу определить стадию развития, на которой находиться семья , потому что кризис семейной системы повторяет схему развития. В отличии от других моделей, она не ограничена индивидом и контекстом. Связанные с развитием изменения индивида оказывают влияние на семью, а изменения в семье и во внесемейных холонах оказывают влияние на индивидуальные холоны. Развитие семьи происходит поэтапно, с возрастающим усложнением. Существует периоды равновесия и адаптации, характеризующиеся овладением соответствующими навыками и задачами. Существуют и периоды дисбаланса, вызываемого либо индивидом, либо контекстом. Они приводят скачкообразному переходу на новую, более сложную стадию, на которой вырабатываются новые задачи и навыки. Наиболее часто семьи при переходе на новые уровни требует выработки по меньшей мере новых стереотипов взаимодействия в системе, или приобретения более высокого уровня гибкости взаимоотношений [2].
Если использовать эту мысль применительно к консультированию семьи, то можно, в сущности, сказать, что каждая очередная встреча требует от консультанта серьезной переоценки системы, которая может уже находиться, при благоприятных условиях изменения и развития, на качественно другом уровне.
Успешность или неуспешность системы в первую очередь связаны с особенностями развития личности, ее целостности, способности к постижению смысла жизни. Понимание человеком смысла жизни возникает на уровне инсайта, прозрения [6]. Этому невозможно научить, это должно возникнуть в процессе большой духовной работы с самим с собой.
Существующие две точки зрения на проблему развития личности: Фрейдовская позиция гомеостаза и экзистенциональная позиция к развитию личности представляют собой две взаимонеисключающие друг друга тенденции. В зависимости от преобладающего у человека когнитивно - эмоционального состояния в данный конкретный момент, может в большей степени проявляться одно или другое. Но тем не менее, мы живем в пространстве своих ценностей, которые или ограничивают наши действия, или подталкивают к реализации задуманного. Однако Шарлотта Бюлер пишет о том, что в стремлении приспосабливающегося к равновесию реальность воспринимается негативно. Из этого могут расти корни негативизма, как явления.И это говорит о том, что человек, постоянно стремящийся, или склонный к выбору стремления к гомеостазу, в принципе, негативист по своей натуре. Или очень озадачен мыслями о гомеостазе.
В современной семье отсутствует жесткость и регламентированность ролей у супругов. Это усиливает некоторую неопределенность отношений, но делает саму семью, как систему, и каждого ее члена более креативными, способными к гибкости и развитию. Гибкий подход к распределению ролей в семье, в первую очередь, с большим вовлечением женщины в производственную деятельность, желанием получить хорошее образование и профессиональную подготовку.
Доктор Б. Спок, признанный знаток семейной педагогики пишет: «Даже идеальные браки не застрахованы от ссор, так как муж и жена, не зависимо от того, сколько лет они прожили вместе, всегда остаются индивидуальностями. Важно не то, часто ли проходят ссоры и насколько они бурные, а то, насколько каждый из супругов способен понять свою вину и помириться вскоре после ссоры».
Современное общество фактически лишает человека возможности переживать процесс создания семьи, как какой-то важный или значимый. К примеру современное Японское общество, имеющее глубокую культурную традицию, сегодня высказывают мысль, что человек вполне может жить без семьи. По данным опроса 3 тыс. человек, проведенных недавно газетой «Йомиури», 52% женщин в Японии считают, что вполне могут быть счастливы, не выходя замуж. Притом, по сравнению с опросом 1998 года, количество сторонниц этого подхода увеличилось на 5%. В возрастной категории 20 - 30 лет, то, что брак не является обязательным, считают 72% мужчин и 65% женщин. На наш взгляд, формируется форма психологической защиты, дающая возможность переживания ситуации быть отверженным другим.
Количество разводов во всем мире с каждым годом увеличивается.
Одна треть разводов приходится на семьи до 3 - 5 лет совместной жизни.
Проведенные нами исследования семей в период кризиса первых трех лет семейной жизни показали, что основным в супружеских отношениях считается радость и счастье, которые переживают члены семьи, что соответствует психотерапевтической роли семьи; рождение и воспитание первого, чаще всего единственного ребенка.
Идеалом семьи сегодня можно считать семью с равноправными отношениями. Однако, исследования проведенные нами показали, что в двух группах семей, первая группа до 10 лет совместной жизни и вторая группа - более 10 лет совместной жизни, главенствующую роль в семье играет женщина. Причины этого могут быть различные. Развитие современного общества, часто формирует у людей инфантилизм и не способность к ответственности.
В семейных отношениях важно рассматривать смысловую направленность взаимоотношений. Эта направленность может быть трех типов. Первая - на какую-то, чаще всего трудовую деятельность. Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. Третья - на себя и удовлетворение своих собственных потребностей. Преобладающая смысловая направленность семьи впоследствии, как правило, воспроизводится юношами и девушками в их собственных брачно- семейных взаимоотношениях. Однако парадокс состоит в том, что в благополучной семье должен наблюдаться баланс всех этих трех направленностей. Преобладание какого либо одного типа деформирует семейные отношения [1].
По мнению Егорова Е., трудно избежать развода при конфликтах в семьях следующих типов:
- Семьи «витрины». Построение семейной системы направлено не на созидание, а на избегание. В таких семьях, женщина замуж выходит потому, что не хочет быть не замужем. Все силы уходят на поддержание фасада, а на построение близких межличностных отношений сил уже не остается, или просто этого не хочется делать. Главное, показать, а не быть. Поиск каждым членом подобной семьи человеческого и душевного тепла, приводят, в конце концов, к поискам его «на стороне».
- Инфантильные браки, так называемые «браки детей». Члены такой семьи эмоционально незрелые, инфантильные. Никто не берет на себя ответственность за созданную семью. Такие люди считают, что для окружающих их интересы важнее, чем собственные. Отсутствие подкрепления порождает обиду.
- Брак как результат любви-одержимости и любви-поклонения. Когда выходят замуж или женятся не на том, с кем могли бы жить, а за того, без которого жить не могут. Это разрушительно для обоих супругов.
Избежать развода при возникновении конфликтов возможно, если супруги считают, что отношения имеют дальнейшее продолжение. Психологи Вашингтонского университета UniversityWashingtonзаявили, что отныне могут в 94% случаев предсказать, будет ли брак крепким. По их данным, не имеет значения, насколько часто спорят супруги, и какие выражения они при этом используют. Главное, по их мнению, чтобы муж и жена применяли один и тот же метод ведения дискуссии.
Чаще всего конфликт в семьях провоцируется извне. Это могут быть как родственники, так друзья и знакомые. К первой категории лиц, которые могут спровоцировать конфликт в семье, можно отнести людей злых. Ко второй категории можно отнести неудачников или считающими себя таковыми. К третьей категории относятся завистники и провокаторы.
По мнению исследователей, существует три главных типов супругов, которым гарантирована долгая супружеская жизнь.
Первый тип - «молчуны» - люди, которые всеми силами стараются избегать конфликтов.
Второй тип, где муж и жена «спорщики», наоборот страстно выясняют отношения по малейшему поводу.
Третий тип: «консультанты»- когда супруги внимательно выслушивают аргументы друг друга и ищут решение, устраивающее обоих.
Если в браке соединяются два человека, которые предпочитают использовать различные методы обмена мнениями, то в подавляющем большинстве случаев подобная семья распадается.
Таким образом, специалист, занимающийся проблемами семьи и ее консультирования, должен учитывать большое количество факторов, о которых мыговорили выше, и учитывать особенности формирования и развития современной семьи.
ЛИТЕРАТУРА
- Ковалев С.Психология современной семьи, М., 1988.
- Максименко Л.В.Синергетика, психология и медицина. Проблемы клинического мышления врача, а также возникновения и развития патологического процесса. //Синергетика, â�� 1, 2000.
- Маценова Е.Б.Представления современной молодежи о семье //
Международный психолого - педагогический журнал. - â�� 4/2001.
- Минухин С. Фишман Ч.Техники семейной терапии. - М.: "Класс", 1998. - 96 с.
- Пригожин И.От существующего к возникающему. - М., 1985.
- Франкл В.Психотерапия на практике. Сп/б, «Речь», 2001.
- Albert Schefler, "Family Communication and Social Connectedness in the Development of Schisophrenia", in Maurisio Andofi and Israel Zwerling, Dimensions in Family Therapy (New York: Guilford Press, 1980), chap. 9.
- Arthur Koestler, Janus: A. Summing Dp (New York: Vintage Books, 1979), p. 33.
РЕЗЮМЕ
Криза сучасної родини у значній мірі пов’язана з тим, що не забезпечується одна з найважливіших функцій шлюбу: підтримки психологічного комфорту її членів. Розвиток сучасного суспільства часто формує у людей інфантилізм та неспроможність до відповідальності. Для профілактики конфліктів важливим є використання подружжями одного типу ведення дискусії. Спеціаліст, що займається проблемами родини та її консультуванням, повинен враховувати особливості формування та розвитку сучасної родини.
SUMMARY
The crisis of modem family is considerably connected with neglecting one of the basic functions of a marriage: ensurance of psychological comfort of its members. Development of the modem community frequently forms infantile and irresponsible people. An important way to prevent conflicts is using one type of holding discussion by a married couple. An expert engaged in family's problems and professional consulting should take into consideration peculiarities of formation and development of modem family.