Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Сферы деятельности / Научная деятельность / Психология семьи / Современная семья: Проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений

Современная семья: Проблемы диагностики и коррекции взаимоотношений


Л.В.Максименко

Современная семья: Проблемы диагностики и  коррекции взаимоотношений

Традиционный институт семьи переживает сейчас кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Некоторые исследователи это связывают с тем, что одной из основных функций брака в наше время считается обеспечение психологического комфорта ее членов (так называемая терапевтическая функция семьи).

         Исследования, проведенные в среде старшеклассников и  студентов показали, что основным ориентиром в построении собственной семьи служат семьи родителей, семьи старшего поколения. Общей тенденцией содержания представителей старших подростков о семье является выделение двух главных  векторов: один связан с представлениями о семье как социальном институте, другой – с представлениями о семье как психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности  становятся приоритетными для современной молодежи.

         Таким образом, представления старшеклассников и студентов о семье в большей степени связаны с психологическими аспектами семейной жизни, чем с социально-бытовой ее направленностью[3].

         Для того, чтобы комфорт был обеспечен, семья, семья должна сформироваться как система, обладающая специфическими свойствами.

         Семья является открытой системой с входящими в нее подсистемами «Человек». Подсистемы «Человек» имеют в семье свою территорию и свои границы. Но в целом система «Семья» может выглядеть как единый организм, единая функционирующая система.

         Во взаимоотношениях между «Семьей» и «Человеком» можно рассматривать два уровня: первый уровень - это уровень макросферы  или макросистемы. К нему относится «Семья». Второй уровень – микросферы или микросистемы. К этому уровню относится «Человек». Между «Семьей» и «Человеком» находится среда со своими факторами воздействия. Интерес представляет рассмотрение этой гиперсистемы, тем более, что для перехода каждой системы на новый уровень развития каждая из подсистем  должна войти в состояние автоколебаний с увеличением флуктуации (колебаний) – с точки зрения самоорганизации, что представляет в виде конфликта и его разрешения. Однако, при рассмотрении данной модели взаимоотношений, макросфера может разрушиться в ситуации высокого уровня флуктуации подсистем. Но может быть и другой вариант – переход на новый, более высокий  уровень развития как микросфекры так и макросферы. Это представляется в виде разрешения конфликта[2].

Проблема изучения семьи осложняется тем, что в западных языках мало таких слов и выражений, которые описывали бы целостные системы, состоящие из нескольких частей. Есть термин «симбиоз», описывающий систему из двух человек, находящихся в крайне патологической ситуации, когда, по словам Альберта Шефлера [7],один из ее членов «чувствует себя как целое» и разрыв такой связи внутри организма может повлечь за собой, к примеру возникновение психоза. Наличие симбиоза и симбиотических отношений в семье, являющимися паразитическими, когда один из членов семьи не может функционировать без другого ни физически, ни психологически. Однако этот термин не распространяется на нормальные взаимодействия. Хотя в науке о психическом здоровье существует огромное количество исследований, посвященных нормальным взаимодействиям между матерью и ребенком, в них нет слова, которое описывало бы эту комплексную систему из двух человек.

Говоря об этой концептуальной трудности Артур Кестлер [8] заметил, что «стремясь избежать традиционного неверного употребления слов «целое» и «часть», приходиться оперировать такими неуклюжими терминами, как «подцелое» или «частично целое». Он создал новый термин, «определяющий эти янусоподобные, двуликие существа, которые в любой иерархии занимают промежуточные уровни», - «холон», от греческого слова «холос» (целое) с суффиксом «он», что означает частицу или часть.

Термин Кестлера особенно ценен для анализа модели семьи, поскольку единицей изучения и вмешательства здесь всегда оказывается холон. Любой холон – индивид, нуклеарная семья, расширенная семья и община – представляет собой одновременно и целое и часть, оба эти его аспекта равнозначны, не отвергают друг друга и не вступают друг с другом в конфликт. Холон проявляет энергию конкуренции чтобы обеспечить свою автономность и самосохранение как целого. В то же время он проявляет  энергию интеграции как часть. Нуклеарная семья есть холон  расширенной семьи, расширенная семья – холон общины и т.д. Индивид также рассматривается как холон. Каждое целое содержит в себе часть, и в то же время каждая часть содержит «программу», налагаемую  целым. Часть и целое содержаться друг в друге, обеспечивая постоянный, непрерывный процесс общения и взаимодействий [4].

         Каждый холон находиться в определенном контексте. Разрешение и расширение контекста может вызывать к жизни новые возможности.

         Семьи – весьма сложные системы, состоящие из многих индивидов, однако сами они представляют собой подсистемы более крупных систем – расширенной семьи, группы,  общества в целом. Взаимодействие с этими более крупными холонами создает значительную часть проблем и задач семьи, а также ее систем поддержки.

         Далеко не так важно, каким именно образом семья решает свои задачи, - важнее то, насколько успешно это делается. Семья – это холон, входящий в более широкую культуру, и задача семьи – стать более адекватной в рамках возможностей, существующих в данной семейной и культурной системах. Исходя из этого, можно сказать, что именно семья играет особую роль в процессах адаптации человека с окружающим миром как на биологическом, так и на социально-психологическом уровне.

Семья, так же как и отдельный человек, постоянно сталкивается с потребностью в изменении, исходящей как извне, так и изнутри.

Перемена – это в сущности норма, и в длительной перспективе в каждой семье заметны большая гибкость, постоянные флуктуации и, вполне вероятно, больше дисбаланса, чем равновесия. Изучать семью в длительной перспективе – значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени.

Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции. Потребность в переменах может активизировать механизмы, противостоящие отклонениям, однако в целом система развивается в направлении возрастающей сложности. Хотя семья может совершать флуктуации лишь в пределах определенного диапазона, она обладает поразительной способностью адаптироваться и изменяться, в то же время сохраняя приемственность.

Живые системы, наделенные подобными свойствами, являются по определению открытыми системами, в отличии от замкнутых «равновесных структур»,  описанных классической термодинамикой [5].

Изучение моделей семейных взаимоотношений достаточно давно выдвигали на первый план способность систем к самоподдержанию. Работы Пригожина и других исследователей показали, что если система частично открыта для притока энергии или информации, «вызываемые этим нестабильности не ведут к случайному поведению…наоборот, они имеют тенденцию переводить систему в новый динамический режим, соответствующий новому состоянию усложненности» [5].

Из представления о семье как о живой системе вытекает, что, изучая любую семью, ее развитие происходит таким образом, что периоды нарушения равновесия чередуются с периодами гомеостаза, а флуктуации не выходят за пределы, допущенные управление ими.

Основываясь  на этой модели, при изучении семьи можно сразу определить стадию развития, на которой находиться семья , потому что кризис семейной системы повторяет схему развития. В отличии от других моделей, она не ограничена индивидом и контекстом. Связанные с развитием изменения индивида оказывают влияние на семью, а изменения в семье и во внесемейных холонах оказывают влияние на индивидуальные холоны. Развитие семьи происходит поэтапно, с возрастающим усложнением. Существует периоды равновесия и адаптации, характеризующиеся овладением соответствующими навыками и задачами. Существуют и периоды дисбаланса, вызываемого либо индивидом, либо контекстом. Они приводят скачкообразному переходу на новую, более сложную стадию, на которой вырабатываются новые задачи и навыки. Наиболее часто семьи при переходе на новые уровни требует выработки по меньшей мере новых стереотипов взаимодействия в системе, или приобретения более высокого уровня гибкости взаимоотношений [2].

Если использовать эту мысль применительно к консультированию семьи, то можно, в сущности, ска­зать, что каждая очередная встреча требует от консультанта серьезной переоценки системы, которая может уже находиться, при благоприятных условиях изменения и развития, на качественно другом уровне.

Успешность или неуспешность системы в пер­вую очередь связаны с особенностями развития лич­ности, ее целостности, способности к постижению смысла жизни. Понимание человеком смысла жизни возникает на уровне инсайта, прозрения [6]. Этому невозможно научить, это должно возникнуть в про­цессе большой духовной работы с самим с собой.

Существующие две точки зрения на проблему развития личности: Фрейдовская позиция гомеостаза и экзистенциональная позиция к развитию личности представляют собой две взаимонеисключающие друг друга тенденции. В зависимости от преобладающего у человека когнитивно - эмоционального состояния в данный конкретный момент, может в большей степе­ни проявляться одно или другое. Но тем не менее, мы живем в пространстве своих ценностей, которые или ограничивают наши действия, или подталкивают к реализации задуманного. Однако Шарлотта Бюлер пишет о том, что в стремлении приспосабливающего­ся к равновесию реальность воспринимается негатив­но. Из этого могут расти корни негативизма, как яв­ления.И это говорит о том, что человек, постоянно стремящийся, или склонный к выбору стремления к гомеостазу, в принципе, негативист по своей натуре. Или очень озадачен мыслями о гомеостазе.

В современной семье отсутствует жесткость и регламентированность ролей у супругов. Это усили­вает некоторую неопределенность отношений, но де­лает саму семью, как систему, и каждого ее члена бо­лее креативными, способными к гибкости и развитию. Гибкий подход к распределению ролей в семье, в пер­вую очередь, с большим вовлечением женщины в производственную деятельность, желанием получить хорошее образование и профессиональную подготов­ку.

Доктор Б. Спок, признанный знаток семейной педагогики пишет: «Даже идеальные браки не застра­хованы от ссор, так как муж и жена, не зависимо от того, сколько лет они прожили вместе, всегда остают­ся индивидуальностями. Важно не то, часто ли про­ходят ссоры и насколько они бурные, а то, насколько каждый из супругов способен понять свою вину и помириться вскоре после ссоры».

Современное общество фактически лишает че­ловека возможности переживать процесс создания семьи, как какой-то важный или значимый. К примеру современное Японское общество, имеющее глубокую культурную традицию, сегодня высказывают мысль, что человек вполне может жить без семьи. По данным опроса 3 тыс. человек, проведенных недавно газетой «Йомиури», 52% женщин в Японии считают, что вполне могут быть счастливы, не выходя замуж. При­том, по сравнению с опросом 1998 года, количество сторонниц этого подхода увеличилось на 5%. В воз­растной категории 20 - 30 лет, то, что брак не являет­ся обязательным, считают 72% мужчин и 65% жен­щин. На наш взгляд, формируется форма психологи­ческой защиты, дающая возможность переживания ситуации быть отверженным другим.

Количество разводов во всем мире с каждым годом увеличивается.

Одна треть разводов приходится на семьи до 3 - 5 лет совместной жизни.

Проведенные нами исследования семей в период кризиса первых трех лет семейной жизни показали, что основным в супружеских отношениях считается радость и счастье, которые переживают члены семьи, что соответствует психотерапевтической роли семьи; рождение и воспитание первого, чаще всего единст­венного ребенка.

Идеалом семьи сегодня можно считать семью с равноправными отношениями. Однако,  исследования проведенные нами показали, что в двух группах се­мей, первая группа до 10 лет совместной жизни и вто­рая группа - более 10 лет совместной жизни, главен­ствующую роль в семье играет женщина. Причины этого могут быть различные. Развитие современного общества, часто формирует у людей инфантилизм и не способность к ответственности.

В семейных отношениях важно рассматривать смысловую направленность взаимоотношений. Эта направленность может быть трех типов. Первая - на какую-то, чаще всего трудовую деятельность. Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. Третья - на себя и удовлетворение своих собственных потребно­стей. Преобладающая смысловая направленность семьи впоследствии, как правило, воспроизводится юношами и девушками в их собственных брачно- семейных взаимоотношениях. Однако парадокс со­стоит в том, что в благополучной семье должен на­блюдаться баланс всех этих трех направленностей. Преобладание какого либо одного типа деформирует семейные отношения [1].

По мнению Егорова Е., трудно избежать развода при конфликтах в семьях следующих типов:

  1. Семьи «витрины». Построение семейной сис­темы направлено не на созидание, а на избегание. В таких семьях, женщина замуж выходит потому, что не хочет быть не замужем. Все силы уходят на поддер­жание фасада, а на построение близких межличност­ных отношений сил уже не остается, или просто этого не хочется делать. Главное, показать, а не быть. По­иск каждым членом подобной семьи человеческого и душевного тепла, приводят, в конце концов, к поис­кам его «на стороне».
  2. Инфантильные браки, так называемые «браки детей». Члены такой семьи эмоционально незрелые, инфантильные. Никто не берет на себя ответствен­ность за созданную семью. Такие люди считают, что для окружающих их интересы важнее, чем собствен­ные. Отсутствие подкрепления порождает обиду.
  3. Брак как результат любви-одержимости и любви-поклонения. Когда выходят замуж или женят­ся не на том, с кем могли бы жить, а за того, без кото­рого жить не могут. Это разрушительно для обоих супругов.

Избежать развода при возникновении конфлик­тов возможно, если супруги считают, что отношения имеют дальнейшее продолжение. Психологи Вашинг­тонского университета UniversityWashingtonзаявили, что отныне могут в 94% случаев предсказать, будет ли брак крепким. По их данным, не имеет значения, насколько часто спорят супруги, и какие выражения они при этом используют. Главное, по их мнению, чтобы муж и жена применяли один и тот же метод ведения дискуссии.

Чаще всего конфликт в семьях провоцируется извне. Это могут быть как родственники, так друзья и знакомые. К первой категории лиц, которые могут спровоцировать конфликт в семье, можно отнести людей злых. Ко второй категории можно отнести не­удачников или считающими себя таковыми. К третьей категории относятся завистники и провокаторы.

По мнению исследователей, существует три главных типов супругов, которым гарантирована дол­гая супружеская жизнь.

Первый тип - «молчуны» - люди, которые всеми силами стараются избегать конфликтов.

Второй тип, где муж и жена «спорщики», наобо­рот страстно выясняют отношения по малейшему по­воду.

Третий тип: «консультанты»- когда супруги внимательно выслушивают аргументы друг друга и ищут решение, устраивающее обоих.

Если в браке соединяются два человека, которые предпочитают использовать различные методы обме­на мнениями, то в подавляющем большинстве случаев подобная семья распадается.

Таким образом, специалист, занимающийся про­блемами семьи и ее консультирования, должен учи­тывать большое количество факторов, о которых мыговорили выше, и учитывать особенности формиро­вания и развития современной семьи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалев С.Психология современной семьи, М., 1988.
  2. Максименко Л.В.Синергетика, психология и медицина. Проблемы клинического мышления врача, а также возникновения и развития патологического процесса. //Синергетика, № 1, 2000.
  3. Маценова Е.Б.Представления современной молодежи о семье //

Международный психолого - педагогический журнал. - № 4/2001.

  1. Минухин С. Фишман Ч.Техники семейной те­рапии. - М.: "Класс", 1998. - 96 с.
  2. Пригожин И.От существующего к возникаю­щему. - М., 1985.
  3. Франкл В.Психотерапия на практике. Сп/б, «Речь», 2001.
  4. Albert Schefler, "Family Communication and So­cial Connectedness in the Development of Schisophrenia", in Maurisio Andofi and Israel Zwerling, Dimensions in Family Therapy (New York: Guilford Press, 1980), chap. 9.
  5. Arthur Koestler, Janus: A. Summing Dp (New York: Vintage Books, 1979), p. 33.

РЕЗЮМЕ

Криза сучасної родини у значній мірі пов’язана з тим, що не забезпечується одна з найважливіших фу­нкцій шлюбу: підтримки психологічного комфорту її членів. Розвиток сучасного суспільства часто формує у людей інфантилізм та неспроможність до відповіда­льності. Для профілактики конфліктів важливим є використання подружжями одного типу ведення дис­кусії. Спеціаліст, що займається проблемами родини та її консультуванням, повинен враховувати особли­вості формування та розвитку сучасної родини.

SUMMARY

The crisis of modem family is considerably con­nected with neglecting one of the basic functions of a marriage: ensurance of psychological comfort of its members. Development of the modem community fre­quently forms infantile and irresponsible people. An im­portant way to prevent conflicts is using one type of hold­ing discussion by a married couple. An expert engaged in family's problems and professional consulting should take into consideration peculiarities of formation and devel­opment of modem family.

 

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Декабрь 2019
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12
19
  • Отношения с собственной сексуальностьюПодробнее
26  
ПТ  6 13 20
27  
СБ  7 14
  • Экзистенциально -аналитическая психотерапевтическая группаПодробнее
21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2020
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23
  • Ключи. Детская клиническая психология и патопсихология. Дистанционный курсПодробнее
30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2020
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6
13 20
  • Тренинг личностного и творческого развития Подробнее
27
ПТ  7
14
  • Работа со страхами в практике психолога консультанта Подробнее
21 28
СБ 1
  • Привычки питания: еда как сиюминутное желаниеПодробнее
8 15 22 29
ВС 2 9 16 23