МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ В СОЧЕТАНИИ С СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ.
Одеський обласний центр соціальних служб для молоді. Духовна, фізична реабілітація та соціальна адаптація дітей та молоді з особливими потребами (збірник методичних рекомендацій) Одеса, 1999 р., стор 8.
Максименко Л.В., врач - психолог
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ В СОЧЕТАНИИ С СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ.
Занятие проводится в специально оборудованном зале лечебной физкультуры Центра духовной, физической реабилитации и социальной адаптации детей и молодых инвалидов "Возрождение".
Длительность занятия 90 минут. Занятие делится на два блока с перерывом 15 минут. Группу посещает 6-8 инвалидов. Частота проведения занятий - 2 раза в неделю.
Комплекс социально - психологической адаптации, включенный в программу занятия по лечебной физкультуре, имеет следующие задачи:
- развитие социально-психологической адаптации в группе на уровне общения;
- формирование желания помочь другому человеку в групповом взаимодействии;
- исправление речевых дефектов при общении в группе путем создания адекватной психологической схемы воспроизведения звуков;
-
налаживание отношений между различными возрастными группами инвалидов, что значительно увеличивает возможности адаптации в социуме;
- использование игровых элементов групповых физических упражнений, которые дают возможность усилить процесс социально - психологической адаптации инвалидов.
В начале занятия проводится комплекс упражнений, общих для всех, имеющий целью подготовку к дальнейшей групповой и индивидуальной работе. Продолжительность его составляет 15 минут.
В дальнейшем, в течении 10 минут, группа принимает участие в игре с мячом, где кроме отработки различных вариантов подачи мяча, имеющих цель отработки разных движений, используется психологический элемент "определения личности", где участвующие обращаются обязательно друг к другу по имени при подаче мяча. Это усиливает мотивацию инвалидов для участия в групповых мероприятиях, представляя свою личность. Опыт показывает, что использование элемента "определения личности" создает практически всегда положительную мотивацию в процессе группового занятия даже у инвалидов, страдающих аутизмом.
В дальнейшем, в течение 25 минут, проводятся индивидуальные занятия по лечебной физкультуре с использованием спортивных тренажеров; подбор и коррекция индивидуального комплекса упражнений лечебной физкультуры.
В процессе проведения упражнений для каждого инвалида отдельно определяются перерывы для отдыха.
В дальнейшем, после 15 минутного перерыва, в течение 25 минут, проводится игровое занятие с использованием одного и двух волейбольных мячей (игра в кругу). Во время проведения игровых упражнений проводится определение "живого - неживого", "съедобного - несъедобного". Слова произносятся четко перед броском мяча другому участнику, что на фоне смоделированной на прошлых этапах мотивации к участию в групповой игре, создает благоприятные предпосылки для более адекватной речевой функции у инвалидов с дефектами речи.
Данная методика, которая апробирована и внедрена в работу Центра в течении 1998 года, создает мотивированное доброжелательное отношение инвалидов к занятиям лечебной физкультуры в Центре.