"Искусство" быть" в современном обществе
Л.В. Максименко
«Искусство» быть в современном обществе.
Работа Э. Фромма «Иметь или быть», изданная в 1976 году, сделала его очень популярным. XX век отмечался преобладанием религии прогресса, которая характеризовалась неограниченностью производства, абсолютной свободы и безбрежного счастья. Это триединство как бы противопоставляется триединству в Христианстве (Бога Отца, Сына и Духа Святого). Появившийся сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, не может подняться до уровня сверхчеловеческого разума, уровня духовности.
Совесть человеческая как бы должна была проснуться, но человек становился все более бесчеловечным.
Если анализировать понятие экономического поведения человека, до XVII века оно подчинялось нормам гуманистической этики, а с XVIII века экономическое поведение отделилось от этики и человеческих ценностей. По оценкам многих специалистов развитие индустриального общества ведет к экономической и экологической катастрофе.
К концу XX века появились тенденции в сторону новой этики, что вызвало необходимость задуматься об изменении характера. И сегодня существуют тенденции к формированию манипулятивных типов характеров у людей, которые однозначно ведут к разрушению личности. Об этом мы можем прочитать у Шострема.
А что же взамен? У человека в XX веке появилась возможность развития собственной личности, что дает как новые возможности, так и создает ограничения. Можно ли считать развитием человека обучение манипулированием людьми или углубление манипулятивных характеров? Я думаю, что в связи с этим у многих людей сформировалось отрицательное отношение к тренингам личностного роста. Усиливая проблемы характера и личности, они могут скорее привести к ее краху.
В чем же альтернатива? Она в экзистенциальном развитии личности. В лидерстве тенденции быть только первым, приводят к тому, что первое место можно просто купить. В конце то концов, если мне продали, то я могу быть его достойным. Наша психическая организация устроена так, что мы себя всегда оправдаем.
Оправдать себя, это еще не принять себя. В консультировании я часто слышу о том, что у людей нет внутреннего диалога, нет пути понимания себя, принятия себя таким, каким ты есть. А если хочется измениться, то можно найти для этого ресурсы и использовать их.
Быть и обладать есть два способа бытия. Быть для человека комфортнее. Такого человека трудно обмануть, он ценит отношения людей, умеет их уважать и любить. «Иметь» или «обладать» навязывается человеку обществом. Потому что современному обществу необходимо манипулировать человеком, предлагать политиков, продавать ему все новые товары и услуги. Навязывание и обман стали нормой в обществе потребления. Стремление «иметь» может приводить к высокому уровню неопределенности (а вдруг я не выгляжу модно, гламурно; а вдруг я захочу того, чего нет). В стрессовых ситуациях стремящиеся «иметь» менее устойчивы, чем стремящиеся «быть». Кроме того, уровень невротизации у стремящихся «иметь» все время растет из -за принципиальной ненасыщаемости человека (гуляли, еще погуляем, а то что- то не догуляли). Различия между бытием и обладанием в литературе рассматривается как коренная проблема человеческого существования. Проводится параллель с фрейдовской моделью стремления к жизни и стремления к смерти.
Гете в стихотворении «Собственность» говорил:
Я знаю, не дано ничем мне обладать
Моя лишь мысль, ее не удержать
Когда в душе ей суждено родиться
И миг счастливый - тоже мой,
Он благосклонно судьбой Мне послан,
Чтобы сполна им насладиться.
Нормой современного общества есть ориентир на собственность и алчность. Современный человек потерял способность радоваться жизни и это часто делает человека несчастным.
Именно бытие предполагает изменение, развитие, процесс, развивающийся в динамике. Наша психика устроена так, что или мы развиваемся, или мы деградируем и разрушаемся. Так уже есть, отдых нам в развитии психики не запланирован. В бодрствовании развивается сознание, во время сна - активно бессознательное.
Я не призываю к крайностям, как это обычно происходит. Некая «золотая середина» есть миф, к которому можно стремиться. Ведь жизнь определяет динамику.
Потребление есть одной из форм обладания, возможно наиболее важная в развитых странах. Стремление к потреблению ненасытно и
бесконечно. Это связано с тем, что потребление ненасыщаемо по сути своей. Современный благополучный потребитель есть то, чем он обладает и что он потребляет (Фромм «Иметь или быть»).
«Различие между принципом обладания и принципом бытия можно легко наблюдать на примере двух бесед. Представим себе сначала типичный спор, возникший во время беседы двух людей, один из которых. А, имеет мнение X, а второй, В, — мнение У. Каждый из них отождествляет себя со своим собственным мнением. Каждый из них озабочен тем, чтобы найти лучшие, то есть более веские аргументы и отстоять свою точку зрения. Ни тот, ни другой не собирается её изменить и не надеется, что изменится точка зрения оппонента. Каждый из них боится изменения собственного мнения именно потому, что оно представляет собой один из видов его собственности, и лишиться его — значило бы утратить какую- то часть этой собственности».
Люди, ориентированные на бытие «забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают. Их собственное „я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них». Их живость заразительна и превращается из спора в диалог, «в котором больше уже не имеет значения, кто прав». Собеседники расстаются, унося в душе радость общения.
|