Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Для студентів / Общая психология /

Развитие представлений о природе психических явлений, задачах и структуре психологии.


Исторические преобразования взглядов на природу психики, предмет и задачи психологии. Детерминанты развития психологии. Психология и другие науки. Психология и социология. Психология и технические науки. Современная структура психологической науки, отрасли психологии. Место и роль общей психологии в системе психологических знаний.

Тема: 1. Развитие представлений о природе психических явлений, задачах и структуре психологии.

Вопросы лекции.

Исторические преобразования взглядов на природу психики, предмет и задачи психологии. Детерминанты развития психологии. Психология и другие науки. Психология и социология. Психология и технические науки. Современная структура психологической науки, отрасли психологии. Место и роль общей психологии в системе психологических знаний.

Методологическая основа возникновения и развития психологии и ранних представлений о психической деятельности

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия "душа" и "психика" одинаковы по своей сути.

К идеалистическому направлению относится понятие "душа". "Душу" рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

К материалистическому направлению относится понятие "психика". Она рассматривается как продукт деятельности коры головного мозга.

С анимизмом, древнейшим представлением человека о себе и собственной психике, связано появление древних представлений об окружающем мире. Взгляды древних людей были связаны с анимумом (от латинского “anima” – душа, дух) верой в скрытый за видимыми вещами мир духов /душ/ как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. В этот период древние греки стали называть душу словом "псюхе".

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес – воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух).

Гилозоизм, который сформировался в период расцвета древнегреческой культуры в V – IV веках до н. э. , определил несколько иные представления. Весь мир представлялся универсальным, космос мыслился изначально живым. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Всё это рассматривалось как порождение единой первичной материи /праматерии/. Гилозоизм впервые поставил душу /психику/ под общие законы естества.

Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе "вечно живого огня", а душа - в образе его искорки. Гераклит говорил: "Познай самого себя". "По каким дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её логос"- учил Гераклит. Малый мир /микрокосм/ отдельной души подобен большому миру (макрокосму) всего миропорядка.

Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в древнее время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкмен предположил наличие психики у человека и животных. От животных человек отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов чувств.

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности, в качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а органом души считал сердце, а не мозг.

Афинский философ Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мира принимал не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарождения анатомического направления в философии и психологии. Анаксагор продолжил изучение восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, однако он выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в историю как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей, выделил четыре типа темперамента и характера. Причиной такой дифференциации Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь).

Подлинным основателем атомистического направления принято считать Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он впервые высказал мысль, что в результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Если душевных атомов в организме становится слишком мало, наступает смерть. Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций, тем самым начав причинное объяснение психических процессов.


В V-IV вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальниками которого являются Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от Бога. По сравнению с животными Бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными способностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес).

Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими понятиями и принципами.

В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому существует целая иерархия различных по уму людей.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями – низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.

Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души.

Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 – 324 гг. до н.э.). Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. “Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не может существовать без тела и не является телом.” ”Душу от тела отделить нельзя”.

Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.

Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э. – IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по происхождению. В основе своей душе человека, по мнению стоиков, материальна и едина, хотя может проявляться в различных способностях. Стоикам принадлежит заслуга в установлении единства и неразрывности мышления и языка.

Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени.

Представление о психике в эпоху Возрождения

В период Средневековья философия и психология целиком находилась под полным влиянием различных религиозных систем, то есть в рамках исключительно идиалистической парадигмы. В эпоху Возрождения, с началом капиталистических отношений, психологическая мысль развивалась в направлении разработки и формулирования новых принципов и подходов объяснения психики и поведения человека, связанным с проявлением естественнонаучных тенденций.

Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 – 1457 гг.), П. Помпонацци (1462 – 1524 гг.), Л. Вивеса (1452 – 1540 гг.), Б. Телезио (1508 – 1588 гг.). Все они утверждали, что в основе всего лежит природа, а человек – часть её. Поэтому душа – это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие – это требование природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души. Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт или самонаблюдение. В этом же контексте появляется идея о том, что не все подвластно человеку в нем самом, их взгляды подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе эмпирической, интроспективной, ассоциативной психологии. В дальнейшем эти идеи ярко проявятся в психоанализе Фрейда.

Представление о психике в эпоху Нового времени

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали в XII веке Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 – 1716 гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По–прежнему существовало и два других непримиримых лагеря – материализм и идеализм.

По Р. Декарту собственно психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения, “не просветление” мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это “внутреннее зрение” стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания – интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела – рефлекс, души – рефлексия (от латинского “обращение назад”). Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании. Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой теории. Б. Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовное существо и главные побудительные силы человеческого поведения, это: влечение, радость и печаль.

Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбниц считал духовное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монад (от греческого “моное”-единое). Каждая из них наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Было перечёркнуто декартово равенство психики и сознания. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность “малых перцепций” – несознаваемых восприятий. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия; психика бессознательна.

Т. Гоббс начисто отверг душу как особую сущность. Материальные вещи способны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущие за собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, он провозгласил разум продуктом ассоциации.

За основу познания был принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознания порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида.

XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в основной фонд научных знаний.

Развитие психологических взглядов о природе психических явлений в XVIII – XX веках

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике.

Открытия в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была открыта рефлекторная дуга, “специфическая энергия нервов”, отделы головного мозга, скорость прохождения импульса по нерву. Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии, как от физиологии, так и от философии. При отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны явления психики. Среди физиологов, открывших психическую причинность можно назвать Э. Вебера (1795 – 1878 гг.), Г. Фехнера (1801 – 1887 гг.), Ф. Дондерса (1818 – 1889 гг.), Г. Гельмюльца (1821 – 1894 гг.),Э Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.) и других. Опыты этих учёных подрывали принятые в те времена мнение о тождестве психики и сознания. Была открыта психика у лягушки (при отсутствии сознания), связь инстинктов и эмоциями. Врачи – гипнотизеры ещё раз доказали существование бессознательной психики.

Концепция психологического параллелизма, согласно которой, психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной психологии на Западе, одним из создателей которой являлся В. Вунд (1832 – 1920 гг.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского “волюнтас” – воля) – философия, считающей волю внешним принципом бытия. Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905 гг.) указал на сходство в строении психического и рефлекторного акта, открыл центральное торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.

С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её изучения стали ассоциации. Если раньше своеобразие интеллектуальных процессов следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания), то психолог Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.) на основе опытов выделил их в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. Используя “проблемные ящики” в экспериментах с животными, он доказал присущность смысловых процессов телесному поведению. Действия, ставшие автоматизированными благодаря повторению, называли навыками.

Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 – 1911 гг.) доказывал, основываясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые ввел понятие “тест”. Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А. Бине (1857 – 1911 гг.). Его “коэффициент интеллекта” соотносил “умственный” возраст с хронологическим. Таким образом, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не неведомые кроме как субъекту, активизировавшему своё внутреннее зрение, а телесные реакции, изучаемые объективным методом.

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений

В начале XIX столетия в психологии существовало множество конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные сдвиги по всему факту психологических исследований.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.), который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния.

И.П. Павлов (1859 – 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) в рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.

Основоположником бихевиоризма (от английского “бихевиор” – поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения.

Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 – 1939 гг.) обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности.

Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 – 1961 гг.) было понятие о “коллективном бессознательном” – дарованных предками психических явлений. Юнг выделил два человеческих типа – экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).

А.Адлер (1870 – 1937 гг.), ещё один последователь Фрейда, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, в котором скрывается источник неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверх Я (уровень моральных норм и запретов).

Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 – 1947 гг.) ключевым принципом человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности.

Гештальтизм (от “гешатальт” – форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур. Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Кёлер (1887 – 1967 гг.) и К. Коффка (1886 – 1941 гг.) – открыли “инсайт” (усмотрение, озарение), “ага – переживание”; доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не логики.

К. Левин (1890 – 1947 гг.) развил “теорию поля”, изображая личность как “систему напряжений”. Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие – отталкивают.

Если радикальный бихевиоризм утверждает формулу “стимул – реакция”, то формула поведения необихевиоризма выглядит следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Э. Толмер (1886 – 1959 гг.) в качестве среднего звена выделил недоступные прямому наблюдению психические моменты (ожидания, установки, знания), К. Халл (1884 – 1952 гг.) – потребность организма (пищевую, сексуальную и др.).

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.). Он открыл принцип эгоцентризма, который царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской мысли. Исходным моментом в развитии детской психики Пиаже признал реальные внешние действия ребёнка.

Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорни (1885 – 1952 гг.), которая показала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребёнка с родителями. Невроз – ничто иное, как реакция на тревожность, извращения и агрессивность есть результат невроза, а не причина его (по Фрейду). Неофрейдизм был ориентирован на социокультурные факторы взамен биологическим.

К.Н. Корнилов (1879 – 1957 гг.) в рамках реактологии предложил основным элементом психики считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразделимы.

Л.С. Выготский (1896 – 1934 гг.) в структуре высших психических функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно – знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) – это “психологическое орудие”, посредством которого строится сознание. По Выготскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он назвал важнейшей “единицей” развития личности.

С.Л. Рубинштейн попытался сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе.

Предельно сосредотачиваясь на одном из блоков психологии, различные школы и направления создали огромную область научных знаний о психике.

Предмет и задачи психологии.

В научный обиход термин Â�психологияÂ� ввел немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). Аристотель (384 - 322 до н.э.) считается основателем психологии как науки. Им был написан первый курс психологии, который назывался "О душе".

Психология (от греч. psyche-душа, logos-учение, понимание, знание) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах), но и неотделимы от них.

Человек в своей жизни осознает:
- свою субъективную реальность;
- Выделяет то общее, что Â�сближаетÂ� его с окружающим миром, а именно – одушевленность;
- Разнообразие в особенностях и мотивах поведения людей.

Нет четко ограниченного класса явлений, которые по традиции принадлежали бы психологическому изучению. После осмысления Фрейдом открытия французских психиатров конца XIX века, мы не вправе, считать, что осознаваемая субъективная реальность не исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного.

После работ Э. Кречмера и У. Шелдона стало ясно, что существует взаимосвязь характерологических и физиологических особенностей индивида, который определяется индивидуальной конституцией.

Можно выделить несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе, которые важны в качестве предметов изучения:
- осознаваемая субъективная реальность;
- бессознательные процессы;
- структура индивидуальных психических свойств;
- внешнее наблюдаемое поведение;

Необходимо сказать о том, что не все в поведении индивида обусловлено психикой: прыжок в длину, к примеру, связан с физиологическими и конституциональными особенностями.

Если психика имеет собственную онтологию, т. е. является объектом, она может быть предметом изучение не только психологии, но и других наук:
- психофизиология – физиологические методы;
- понимающая психология – методы герменевтики (разъясняющий, истолковывающий) ( искусство толкования текстов учения о присущих их интерпретации. Идущее от В. Дильтея методологическое направление Â�о пониманиеÂ� для гуманитарных наук ( в отличии от Â� объясненияÂ� в естественных науках) );
- языкознания и культурологии;
- математические методы;

У. Джеймс в рамках функционального подхода считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и, следовательно, отражает объективную реальность и регулирует индивидуальное поведение.

Со времен У. Джеймса основными функциями психики считают когнитивную и регулятивную.

Б.Ф. Ломов дополнил коммуникативную функцию Я. А. Пономарев дополнил творческую активность ( создающую новую реальность).

Предмет научного изучения психологии - являются прежде всего конкретные факты психической жизни. Они характеризуются качественно и количественно.

Исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и, при изменяющихся условиях, восприятие.

Примером качественной характеристики психического фактора может быть страница, на которой напечатаны эти строки, будет восприниматься как белая и на ярком солнечном свету, и в полутьме, и при электрическом освещении, хотя физическая характеристика лучей, отбрасываемых бумагой при столь различной освещённости, будет весьма различной.

Примером количественной характеристики психологического факта может служить величина времени реакции данного человека на воздействующий раздражитель. Индивидуальное различие скорости реакции наблюдаемые в эксперименте, являются психологическими фактами, устанавливаемыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.

Предметом изучения в психологии стали:
1. психологические факты;
2. психологические законы.

На протяжении столетий психологическая мысль продвигалась сложными путями, осваивая свой предмет.

Как бы не изменялись и обогащались знания, какие бы термины не применялись /душа, сознание, психика, деятельность и т.д./, можно выделить признаки, характеризующие предмет психологии, отличающий её от других наук.

Предметом изучения психологии являются:

1. закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром;

2. запечатление связей субъекта в системе чувственных и умственных образов мира;

3. чувственные и умственные образы запечатленные в мотивах, побуждающих действовать, а также сами действия, переживания своих отношений к другим людям и самому себе;

4. в свойствах личности как ядра психической системы.

Основной задачей психологии является изучение психики человека и высших животных в ее развитии.

Задачи современной психологии.

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства психики человека, имеющие разную степень сложности.

Задачи рассматриваются от элементарного различия отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности:
а. побудительные причины;
б. повод к какому - либо действию человека.

Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений.

Многие считают, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Но этим теоретическая работа не исчерпывается. Она включает также сопоставление и внедрение в практическую жизнь накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений.

Каждое направление в психологии имеет свою методологию (учение о научном методе), взгляд на методы исследования.

Направления в психологии, основывающиеся на материализме, используют методы исследования и анализа, которые имеют четкие критерии существования объектов или явлений. Но не все явления в психологии можно описать с помощью материалистической психологии.

Направления, имеющие в своей основе идеалистические воззрения, работают с методами исследования, дающими косвенные показатели изучения психологических процессов. Это в основном те явления в психологии, которые или невозможно, или очень трудно объяснить с помощью методов материалистической психологии. Однако, это не значит, что их не существует.

Роль психологической науки в общественной жизни существенно изменилась в настоящее время. Она всё более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д.

Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития её теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества.

Фронт психологических исследований, в течение последних десятилетий, значительно расширился. Появились новые научные направления и дисциплины.

Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции. Психология обогащается новыми эмпирическими данными.

Психология включает задачи разного масштаба - от исследования восприятия человеком показаний приборов до изучения массовидных психических явлений.

Психологические аспекты можно выявить в:
1. глобальных проблемах современности /борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др./;
2. в вопросах повседневной жизни людей /снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др./.

Эти проблемы так или иначе касаются человека, а следовательно нас неизбежно в первую очередь интересует его психика.

Следовательно, задачи современной психологии многочисленны и разнообразны и привязаны к тем конкретным задачам, которые решает определенный раздел психологической науки.

Детерминанты развития психологии.

В начале ХIХ века стали складываться новые подходы к психике. В этот период не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения.

Физиология переводила на язык опыта умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи.

Первое направление. Преобладало "анатомическое начало", открытие И.Прохазке, Ф.Мажанди и Ч.Беллом рефлекторной дуги, оказалось правдоподобным, благодаря открытию различий между чувствительными /сенсорными/ и двигательными /моторными/ нервными путями, ведущими в спинной мозг.

Второе направление, которое отказывалось от бестелесной сущности сознания, сложилось при изучении органов чувств, их нервных окончаний. На этом основании немецкий физиолог Йоганес Мюллер /1801-1858/ сформулировал "закон специфической энергии органов чувств;'' никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает.''

Третье направление. ФРЕНОЛОГИЯ, основоположником которой был австрийский анатом Ф.Галль /1758-1823/, предложила "карту головного мозга", согласно которой, различные способности расположены в его определённых участках.

Френология, при всей её фантастичности, побудила к экспериментальному изучению размещения /локализации/ психических функций в головном мозге.

Четвертое направление. Эрнст Вебер занимался вопросом изучения порогов ощущения.

Пятое направление. Голландский физиолог Ф.Дондерс /1818-1889/ занимался экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов.

Шестое направление. И.М.Сеченов /1829-1905/, ссылаясь на изучение мозга, отметил: "Психическая деятельность как всякое земное явление, происходит во времени и пространстве". Его первый трактат, вошедший в книгу "Психологические этюды", назывался - "Рефлексы головного мозга" /1863/. Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, и не знать его считалось неприличным.

Саморегуляция поведения организма посредством сигналов - таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности.

Среди главных достижений Сеченова выделялось открытие им центрального торможения.

Глубинные преобразования в категории рефлекса открыли перспективу нового понимания предмета психологии.

Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания /или бессознательной психики/, но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия.

Сеченов стал пионером науки, предметом которой служило психически регулируемое поведение.

К 70-м годам XIX века в жизни науки созрела потребность в том, чтобы разрозненные данные и знания о психике объединить в отдельную дисциплину, отличную от других. Уникальным предметом психологии был признан непосредственный опыт.

Психология и другие науки.

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия "душа" и "психика" одинаковы по своей сути.

К идеалистическому направлению относится понятие "душа". "Душу" рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

К материалистическому направлению относится понятие "психика". Она рассматривается как продукт деятельности коры головного мозга.

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты.

Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и общефилософских приемов ее классификации.

Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.

Сегодня наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии. Предмет психологии ориентирован, в зависимости от поставленной задачи, в сторону одной из вершин треугольника.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине 19 века. Сюда же относится внедрение в психологию экспериментального метода /Г.Фехнер/.

Для психологии решающее значение имеет её связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и др. общественными науками, приводят к постановке проблем, по существу, психологических.

Часто социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей. Так же важны закономерности формирования стереотипов поведения, привычки социальных установок и ориентаций, изучение настроений, чувств, психологического климата.

Следовательно, в исследованиях социальных процессов появляется необходимость учёта психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов. Но сами они могут быть только на основе анализа этих процессов.

Решающую роль в формировании поведения животного играют инстинкты и биологические условия существования. В формировании поведения человека играют роль условия общественной истории с одной стороны и индивидуально - духовное его состояние с другой стороны.

Важнейшая функция психологии.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, объединяя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является по выражению Б.Ф.Ломова, объединяющим все /или во всяком случае большинство/ научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Б.Г.Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана объединять данные о человеке на уровне конкретно - научного знания.

Психика, как известно, есть отображение объективной действительности, и поэтому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

В то же время любая деятельность людей всегда зависит от:
1. объективных условий жизни человека;
2. соотношения этих условий с субъективными моментами.

Психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Необходимо отметить, что материалистическая психология не может ответить на все вопросы, связанные с функционированием и развитием психики, так как ее категориальный аппарат не выходит за имеющиеся у нее методы объективного исследования. Они не дают полного представления о психике.

Если мы не слышим ультразвук, то это не значит, что его не существует. Современные условия требуют нового взгляда на изучение проблем, связанных с психикой. Сегодня только комплексные исследования, использующие накопленные знания всех направлений современной психологии, могут быть успешными и продуктивными.

Связь психологии и педагогики.

Современная психологическая наука, изучающая прежде всего особые формы психической деятельности человека, не может сделать ни одного шага без учёта данных, поступающих от общественных наук. Особенно следует выделить связь психологии с педагогикой. Она существовала всегда. "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить," - говорил К.Д.Ушинский. Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов. Она перестаёт быть подлинной наукой, способной помочь учителю.

Для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания, необходимы знания:
1. закономерностей протекания психических процессов;
2. динамики формирования знаний, умений и навыков;
3. природы способностей и мотивов психического развития человека.

Связь психологии и социологии

Социология находит с психологией много общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью. Здесь наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования, Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время, психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относят опрос и анкетирование.

Кроме того, наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук. Например, разработанная преимущественно социологами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. Вместе с тем теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

В настоящее время помимо общественных наук психология оказывается связанной и с техническими науками.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы Â�человек — машинаÂ�. Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы эксплуатироваться человеком.

Связь психологии и медицины.

Совершенно особенную роль играет психологическая наука в медицине и практической деятельности врача. Спасать человеческую жизнь врачам помогает множество удивительных машин, прекрасных контролирующих средств. И в то же время непривычные условия, изоляция, болень и возможная смерть тяжелобольных, становятся источниками новых психических нагрузок, немотивированных страхов, дискомфорта.

Даже такое замечательное достижение современной техники, как искусственная почка, не исключает психологическте проблемы /порог переносимости, приспособляемости и пр/.

Всё чаще можно слышать о необходимости предварительной психологической подготовки больных перед операцией, выдвигается требование разработки методов эффективного общения с больными. Ряд подобных примеров можно было бы продолжить, однако и без этого совершенно очевидно, что машина не заменяет человека, более того ,она требует его умственного труда, повышает его значение.

Несмотря на самые замечательные научные достижения, повседневная жизнь, практика выдвигает на первый план значение человеческой личности и взаимосвязей врача и больного, врача, сестры и больного. Общение с больным - важнейший элемент процесса лечения.

Жалобы, этические проблемы часто свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических познаний.

Современная структура психологической науки, отрасли психологии.

Принципы классификации.

Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Одним из принципов классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Поэтому чаще всего в основу классификации отраслей психологии кладут различные виды человеческой деятельности. На этом основании выделяются следующие отрасли психологии:
1. общая психология;
2. социальная психология;
3. психология труда;
4. педагогическая психология;
5. медицинская психология;
6. юридическая (правовая) психология;
7. военная психология;
8. возрастная психология;
9. сравнительная психология;
10. зоопсихология;
11. психофизика и др. отрасли психологии.

Общая психология в системе психологических знаний.

Изучает наиболее общие закономерности, выделяемые психологией.

В ее задачи входит разработка:
1. проблем методологии и истории психологии;
2. теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и функционирования психических явлений.

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность.

Результаты исследований в области общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

В курсе общей психологии дается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризуются основные научные понятия.

Эти понятия объединяются в три основные категории:
1. психические процессы;
2. психические состояния;
3. психические свойства (или особенности личности).

Социальная психология.

Изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных (школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив) и неорганизованных (компания, толпа) общественных группах.

Психология труда.

Изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки:
1. инженерная психология;
2. авиационная психология;
3. космическая психология.

Педагогическая психология.

Изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:
1. психология обучения;
2. психология воспитания;
3. психология учителя;
4. психология учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Медицинская психология.

Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, она подразделяется на:
1. нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией головного мозга;
2. психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
3. психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;
4. психопрофилактику;
5. психогигиену.

Юридическая (правовая) психология.

Рассматривает психологические вопросы, связанные с работой в системе права, она также имеет ряд отраслей:
1. психология исправительная (пенитенциарная), изучает психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, а также процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений;
2. психология криминальная, изучает психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. Она также разрабатывает методы и приемы борьбы с противоправными установками личности в целях предупреждения преступлений;
3. психология судебная, которая изучает механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.

Военная психология.

Исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений командиров и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.

Возрастная психология.

Изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности, имеет ряд отраслей:
1. детская психология;
2. психология подростка;
3. психология юности;
4. психология взрослого человека;
5. геронтопсихология.

Сравнительная психология.

Исследует филогенетические ( историческое развитие мира организмов) формы психической жизни.

Зоопсихология.

Раздел психологии изучающий:
1. проявления, закономерности и эволюцию психики животных;
2. изучает происхождение и развитие в онто - и филогенезе психических процессов у животных;
3. предпосылки и предистории человеческого сознания.

Особый раздел зоопсихологии - эволюционная психология. Она изучает:
1. развитие и преобразования поведения животных в процессе эволюции;
2. роль психики как фактора эволюционного процесса.

Психофизика.

Одна из психологических дисциплин, определяемая как наука об изменении ощущений человека. Изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной степени и интенсивностью вызываемых ими ощущений. Она не рассматривает при этом промежуточные физиологические процессы организма.

Другие отрасли психологии.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества, психология аномального развития.

Другие отрасли человеческого знания, граничащие с психологией.

Психогенетика.

Область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии.

Предметом исследований в психогенетике является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании разновидностей психологических свойств человека - познавательных процессов, темперамента, двигательных функций и т.д.

Психолингвистика.

Наука, проводящая комплексные исследования речевого поведения психологами и лингвистами. Она обладает самостоятельным, по сравнению с лингвистикой и психологией речи, предметом исследования.

Целью ее является не просто целостное описание речевых сообщений на основе изучения тех механизмов, которые порождают и воспринимают речь, так и ее продуктов (сообщений). Рассмотрение особенностей и работы механизмов речи в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности.

Нейролингвистика.

Отрасль психологической науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая:
1. мозговые механизмы речевой деятельности;
2. изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Основные психологические школы.

Функционализм.

В начале ХХ века большинство психологов считало, что они изучают сознание и его явления. Эти явления соотносились с:
1. жизнедеятельностью организма;
2. с его двигательной активностью.

Это направление, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, считало главным делом психологии выяснение того, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей.

Основой функционализма являются учения Г. Спенсера и Ч. Дарвина.

Идеи У. Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность.

Началу функционализма положила статья Д. Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), в которой подчеркивалось органическое единство:
1. сенсорных;
2. центральных;
3. моторных звеньев рефлекторного акта.

Они осуществляют приспособление индивида к среде.

Наиболее последовательное выражение функционализм получил в работах психологов Чикагской (Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвордс) школ.

Структурная психология.

Противопоставлялась функционализму. Развивая идеи В. Вундта, Э. Титченер доказывал, что психология должна овлекаться от функционального значения психики, от роли, выполняемой сознанием в поведении.

Ее задача - изучать структуру сознания, расчленять любое душевное явление на составляющие его элементы, не поддающиеся дальнейшему анализу. Она выясняет:
1. законы объединения составных частей;
2. связь психологической структуры с физиологической организацией.

Структурная психология Титчененра - концентрированное выражение интроспективной трактовки психики. Она ограничивается лишь сферой осознанного и исследуется как замкнутое в самом себе сознание.

Рефлексология.

Направление в психологии начала ХХ века, связанное с естествеными науками. Основоположник направления В. М. Бехтерев.

На разработку рефлексологической теории оказали влияние идеи И.М. Сеченова о рефлекторной природе психической деятельности.

Предметом изучения для рефлексологии являлись все рефлексы, протекающие с участим головного мозга.

Рефлексология стремилась использовать объективные методы исследования. Она соотносила рефлексы с теми внешними раздражениями, которые послужили первоначальным источником возникновения рефлексов.

Рефлексология стремилась рассматривать психическую деятельность в связи с нервными процессами. Для объяснения психических явлений она использовала данные физиологии высшей нервной деятельности.

Бихевиоризм.

Крупное психологическое направление ХХ века.

Основатель - Дж. Уотсон (статья "Психология с точки зрения бихевиориста" 1913).

Предпосылки возникновения бихевиоризма:
1. требование практики, которым не могла удовлетворить "академическая" интроспективная "психология сознания";
2. философия позитивизма и прагматизма;
3. исследование поведения животных (Э. Торндайк и др.);
4. физиологические и психологические идеи И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Основной принцип бихевиоризма - "стимул - реакция".

Бихевиоризм называли "психологией без психики". Этот оборот предпологал, что психика есть то же самое, что и сознание.

Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стало центральной для этой школы.

Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного (внутреннего) мира человека. В качестве предмета психологии он предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти.

Психоанализ.

Метод психологии, изучающий глубинные психические процессы. Изучает прошлое человека.

Метод основанный на философском и психологическом учении о личности человека. Учение получило название фрейдизм, по имени основателя З. Фрейда. Центральным звеном в терапии психоанализа является то, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения:
1. сексуальное;
2. агрессивное.

Так как удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними могут стать:
1. простейшие действия;
2. оговорки;
3. произведения человеческой культуры и искусства.

Будучи врачом, З. Фрейд обратился от анализа сознания к скрытым, глубинным слоям психической активности личности. До него они не были предметом психологии. После него - стали его неотъемлемой частью.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую "за кулисами" ее сознания, З.Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. В конце своей жизни З. Фрейд определил движущие силы, формирующие и развивающие личность:
1. жажда жизни;
2. жажда смерти.

Психоаналитическое движение.

Наиболее самобытными из учеников З. Фрейда, создавшими собственные направления, были:
1. Карл Юнг (1875 - 1961) назвал свою психологию аналитической. Юнг выдвинул иную, чем Фрейд концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще "коллективное бессознательное". Он объясняет "коллективное бессознательное" как осадок опыта в психике человека, полученного в ходе биологической эволюции и культурно - исторического развития. В качестве единицы анализа психики Юнг выдвигает понятие архетипа - врожденного формального образа поведения.
2. Альфред Адлер (1870 - 1937) назвал свою психологию индивидуальной. Это направление выражает идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ и антагонизмов между сознанием и бессознательным.

Через все проявления любой личности проходит ее жизненная линия, направленная на реализацию жизненной цели.

Целью и смыслом жизни является единый, присущий личности жизненный стиль. Цель, стиль и смысл жизни личности складываются у ребенка в первые 3 - 5 лет и обусловлены главным образом условиями семейного воспитания.

Французская психология. П. Жане.

Личность, ее действия и функции объяснялись:
1. влиянием общества, государства;
2. взаимодействием людей.

Эта идея была популярна среди французских исследователей, но больше других ее развил П. Жане (1859 - 1947).

Он принимал за основной объяснительный принцип человеческого поведения общение как сотрудничество, в котором рождаются различные психические функции (воля, память, мышление и др).

Внутрипсихические процессы формируются за счет процесса, который называется интериоризация. Социальные действия из внешних объективно становятся внутренними, невидимыми для других.

Данное направление в психологии, сохраняя сознание в качестве его ядра, принимало за его единицы не сенсорные (ощущения,образы), интеллектуальные (идеи, мысли) или эмоционально - волевые элементы, а социальные действия (сперва внешние, а затем - внутренние).

Гештальтпсихология. Динамика психических структур.

Психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10 -х до середины 30 - х годов ХХ века.

Основные представители: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка. Они работали в Берлинском университете.

Проблема целостности в гештальтпсихологии получила дальнейшую разработку. Данная школа создала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой гештальтпсихологии является "критический реализм", основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Маха, Э.Гуссерля и И. Мюллера.

Для человека существуют два отличных друг от друга "мира":
1. мир физический;
2. мир наших переживаний (ощущений).

Гештальтпсихология рассматривала наш мир переживаний в двух отношениях:
а) как физиологическую реальность(процессы в мозге как отражение воздействий внешнего мира);
б) как психическую реальность.

Они связаны между собой отношениями взаимно - однозначного соответствия. Психологические законы сводились к законам физиологии мозга. Гештальтпсихология не исключает изучение феноменов сознания методом самонаблюдения.

Само сознание понималось как некое динамическое "поле", каждая точка которого взаимодействуют со всеми остальными (также как действуют электромагнитные поля в физике).

Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, которая не является суммой составляющих его ощущений. Изучаются отношения "фигуры - фона".

В разработке проблем мышления, в отличие от бихевиоризма, который рассматривает мышление как образование "навыков" путем проб и ошибок, гештальтпсихология ввела такие понятия:
1. проблемная ситуация;
2. инсайт;
3. новый метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух".

После прихода к власти в Германии Гитлера, школа гештальтпсихологии распалась.

Идеи гештальтпсихологии оказали внимание на развитие:
1. необихевиоризма;
2. психологии восприятия;
3. когнитивной психологии;
4. системного подхода;
5. гештальттерапии.

С конца 70 - х годов в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к гештальтпсихологии. К.Левин. Теория поля.

В 20 - е годы К. Левин (1890 - 1947) предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтпсихологией, введя в нее "личностное измерение".

Ученики, последователи и идеи, которые они развивали:
1. Б.В. Зейгарник - "о забывании завершенных и незавершенных действий";
2. Г.В. Биренбаум - "о забывании намерений";
3. Т. Дембо - "о фрустрации";
4. А. Карстен - "о психическом присыщении";
5. Ф. Хоппе - "об уровне притязаний".

К. Левин разработал топографическую и векторную психологию - модель структуры личности и ее взаимодействие с окружающей средой. Впервые в психологии предпринял попытку изучения мотивационно - эмоциональной сферы личности. Он считал, что потребность является главной движущей силой личности. Исследовал проблемы групповой динамики.

Созданная К. Левином "теория поля", представляла личность как "систему напряжений". Она перемещается в среде, т.е. в жизненном пространстве, одни районы которой ее притягивают, другие отталкивают.

Школа К. Левина обогатила психологию множеством новых понятий, отражающих различные стороны поведения личности. Основными из них являются:
1. квазипотребность (мнимая потребность);
2. психологическая валентность (число взаимодействий с другими людьми);
3. жизненное пространство;
4. временная перспектива;
5. уровень притязаний.

Категориальный анализ.

Распад на школы, каждая из которых претендовала на то, чтобы явиться миру в качестве единственно настоящей психологии, стал поводом для оценки столь необычной для науки ситуации, как кризисной.

Каждая наука пользуется своими категориями, т.е. наиболее общими, давно известными мыслями, образующими внутренне связную систему.

Наряду с глобальными и филисофскими категориями конкретная наука пользуется также собственными категориями. В них дан мир в целом и "выкроена" предметная область для детального изучения ее особой, уникальной природы.

Одной из этих областей является психика или, как говорил Н.Н. Ланге, - психосфера.

Среди осоновных категориальных "блоков" психологии выделяются:
1. психический образ;
2. психическое действие;
3. мотив;
4. психосоциальное отношение;
5. личность.

Рефлексология и бихевиоризм внесли весомый вклад в разработку категории действия.

Психоанализ поставил в центр своей методологии категорию мотива, по отношению к которому вторичны и образ, и действие, а затем, опираясь на нее, предложил динамическую модель организации личности.

Французские психологи обратили особое внимание на:
1. сотрудничество между людьми;
2. на процессах общения.

Они показали свое отношение к системе категорий психологических особенностей отношений между людьми в обществе, как постоянного набора принципов психологического познания.

Дальнейшее развитие психологической мысли шло в направлении поиска понятий и механизмов, имеющих отношение к различным психологическим школам. Это дает возможность объединения идей, которые возникли в психологических школах, использующих большое количество понятий и категорий.

Эволюция школ и направлений.

Анализ путей развития осоновных психологических школ говорит об общей для них тенденции. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ.

Необихевиоризм.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: стимул - реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психическом устройстве между стимулом и реакцией не рассматривался.

В кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие эту точку зрения под сомнение.

Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886 - 1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому должна выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) - промежутосчные переменные - зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточная переменная) не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты:
1. ожидания;
2. установки;
3. знания.

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт - теорией. Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу (1884 - 1952) и его школе.

Он ввел в формулу "стимул - реакция" другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Она придает энергию поведению. Этот потенциал разряжается при подкреплении, т. е. при получении того, что вызывает удовольствие (понятие, которое Халл заимствоал у И.П.. Павлова). Тогда реакция закрепляется и организм чему - то научается.

Скиннер. Оперативный бихевиоризм.

В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние факторы, выступил Б. Скиннер. Условный рефлекс он назвал оперативной реакцией.

Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знания:
1. об общих правилах выработки навыков;
2. о роли подкрепления;
3. о динамике перехода от одних форм поведения к другим.

Пиаже. Стадии развития интеллекта.

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896 - 1980).

Он преобразовал основные понятия других школ:
1. бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции);
2. гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре).

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на материале развития мышления и речи у ребенка.

Неофрейдизм.

Это направление, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации.

Решающая роль была придана влияниям социокультурной среды и ее ценностям.

Лидером неофрейдизма принято считать Карен Хорни (1885 - 1953). Испытав влияние марксизма она, опираясь на психоаналитическую практику доказала, что все конфликты, возникающие в детстве, возникают в связи с отношениями ребенка и родителей. Именно из - за характера этих отношений у него возникает чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире.

Л.С. Выготский. Теория высших психических функций.

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологичекой мысли, был Л.С. Выготский (1896 - 1934). Не ограничившись общими формулами марксистской философии, он предпринял попытку взять у нее положения, которые позволили бы психологии выйти на новые рубежи в ее собственных проблемах.

Марксизм утверждал, что человек - это природное существо, но природа его социальна. Этот тезис требовал понять телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно - исторического развития. Разрыв между природным и культурным привел в учениях о человеке к концепции "двух психологий", каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.

Все помыслы Л.С. Выготского были сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о "двух психологиях", которая расщепляла человека, делала его причастным к различным мирам.

Единое понятие речевой реакции включает в себя:
1. телесное;
2. социальное (коммуникативное);
3. смысловое;
4. историко - культурное.

Принципиально новое, то, что ограничило его теоретический поиск от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции (внимания, памяти, мышления и др.) вводились особые регуляторы, а именно - знаки, которые созидаются культурой.

Знак (слово) - это "психологическое орудие", посредством которого строится сознание. Это понятие было своего рода метафорой.

Принцип деятельности в психологии.

Психологи, работающие в предметной области марксизма, взяли у него идею формирования сознания и его проявления в результате деятельности.

Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются по типу рефлекторных.

Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности.

Бехтерев говорил о соотносительной деятельности.

Выготский говорил о психических функциях как деятельностях сознания.

Но с обращением к марксизму, для которого первоначальным образцом любых форм взаимоотношения человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.

Соединенность вплотную сознания с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, - таков был подход Рубинштейна к предмету психологии.

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), а совершается посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменило всю систему прежних взглядов на сознание.

Место и роль общей психологии в системе психологических знаний.

Общая психология занимает особое место среди прочих отраслей психологии. Общая психология – это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход.

Она иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность; общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию; дифференциально – психологические особенности личности человека; характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.п.


Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Декабрь 2024
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2025
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2025
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22  
ВС 2 9 16 23