«Я» - концепция личности
«Я» - концепция личности
Динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие «Я» концепции родилось в 50 – е годы 20 столетия в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представитель которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Однако первые теооретические разработки в области Я концепции бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующее Я – сознающее (I) и Я – как объект (Ме).
Я -концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда по аналогии с аттитюдом (от франц. поза) выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный- «образ Я» ( характеризует содержание представлений о себе); 2) эмоционально-целостный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в системе самооценок); 3) поведенческий (характеризует проявление первых двух в поведении). Я- концепция – целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.
Я-концепцию отличает сложное, уровневое строение, по разному понимаемое разными авторами. Например, Эр. Бернс представляет Я – концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: а) реальное Я (представление о том, каким Я хотел бы быть); б) зеркальное Я (представление о том, каким меня видят другие). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
В зависимости от того, на каком уровне – организма, социального индивида или личности – проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют: 1) физический Я –образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; социальные идентичности: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально – ролевую, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности и стремлением быть в этой общности; 3) дифференцирующий образ Я, характеризующий знания о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации (В.В. Столин). Существуют и другие варианты: 1) неосознанные, представленные только в переживании, установки по отношению к себе; 2) частные, парциальные самооценки; 3) относительно целостная Я концепция; 4) Я-
концепция как часть системы ценностных ориентаций личности (И.С. Кон) и др.
кроме того я – концепция описывается с точки зрения содержания и характера представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени (Я- прошлое – Я – настоящее – Я - будущее) (М. Розенберг, Е.Т. Соколова). Выделяют также динамическое Я (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я - маска», «фантастическое Я» и т.п. расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» служит важным источником развития, однако существенное противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.
Важнейшей функцией Я – концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я – концепции.
Я – концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско – родительских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения и тем самым на собственное становление.
Соотношение понятий Я – концепции и самосознания не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать я – концепцию в отличии от самосознания, как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
Я – концепция и социальный мир.
Я – концепцию определяют ответы на вопрос, кто Вы. Элементы нашей Я – концепции (специфические убеждения, с помощью которых мы определяем, кто мы есть) – это наши Я – структуры. Структуры – это психические модели, с помощью которых мы организуем нашу жизнь. Я – структуры (восприятие самого себя как спортсмена, как человека с избыточным весом, как человека энергичного и т.д.) очень влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Если занятия спортом являются центральной частью нашей Я –концепции (если «спортсмен» - это одна из наших Я - структур), мы будем замечать сложение и спортивные навыки других. Мы будем быстро припоминать связанный со спортом опыт и приветствовать информацию, которая совместима с нашей Я – структурой. Значит, Я – структура, составляющая нашу Я – концепцию, можно рассматривать как психическую, десятичную систему Дьюи, для составления каталогов и воспроизведения информации.
Влияние я на память явление, известное как «эффект ссылки на себя». Когда информация применима к нашим Я – концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Если нас спросят, применима ли к нам такое характерное слово, как «общительный», мы будем помнить впоследствии это слово лучше, чем если бы нас спросили, применимо ли оно к кому – нибудь другому. Если нас попросят сравнить себя с персонажем в рассказе, мы запоминаем наш персонаж лучше. Таким образом память формируется вокруг нашего основного интереса – самих себя. Когда мы думаем о чем -то в связи с собой, то запоминаем это лучше.
Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто мы берем на себя ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль. Наша Я - концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать – наши возможные Я. Наши возможные Я заключают в себе то, какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страстно любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которым мы боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели – к той жизни, к которой мы стремимся.
Самоуважение (наша всеобъемлющая самооценка) является совокупностью всех наших Я – структур и возможных Я. По мнению многих психологов, люди будут лучше относиться к себе, если помочь им почувствовать себя более привлекательными, спортивными, более энергичными и т.д.