Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов / Общая психология /

Ценностные ориентации и направленность личности


Ценностные ориентации и направленность личности.

Ценностные ориентации.

         Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений.

Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Определим понятие «ценностные ориентации». “Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека”, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Еще одно определение: “ценностные ориентации - интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации”. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х  годов ХХ века и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т.Тарочковой “Жизненные цели”, тест американских авторов Д.Сьюпера и Д.Невил “Шкала ценностей”, методика М.Рокича “Изучение ценностей человека”, опросник Олпорта-Верона-Линдсея, тест СЖО Д.А. Леонтьева и др.. В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.

В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.

         Ценностные ориентации личности формируются в процессе воспитания в семье и нравственного обучения, в первую очередь, в средней школе. В психолого – педагогической литературе представлены шаги, направленные на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей ребенка в образовательном пространстве школы. Так же проводится практическая реализация в контексте развития потребностей ценностного потенциала учащегося. В понятие ценностного потенциала включены: ценностное отношение, ценностное мышление, ценностные ориентации, ценностное поведение. Ценностное развитие личности может рассматриваться как первоочередная задача общеобразовательной школы сегодня. Критериями этого является          то, что каждый ребенок должен чувствовать, что его понимают и уважают. Должен чувствовать себя успешным и у него должна быть возможность самореализации. Каждый ребенок должен быть подготовлен к профессионально – личностному самоопределению (Кузьмина М.В., Толкачева Н.Р., Танасьева Н.В., Петропавловск - Камчатский 2006 г. http://www.kamchedu.ru/doc/s42.doc; Мищенко Т.В. Развитие ценностно-смысловых установок старших школьников/ педагог-психолог СОШ ¹ 25. Ярославль, 2005. 70 с.).

Необходимо отметить, что в постсоветском пространстве, к сожалению, присутствует двойная мораль, при которой воспитываются дети, и учитывая их психологическую незрелость, мы получает асоциальные личности, у которых формирование личностных ценностей проходит по деструктивному типу.  

 

 

Жизненный путь как смена ценностных ориентаций.

     Осознаваемые и неосознаваемые модели толкования мира изменяются вместе с ценностными ориентациями человека. Ценности не первичны, они возникают из взаимоотношений человека и мира, воссоздавая значимость чего-то для личности. Наиболее важные ценностные ориентации связаны с появлением чисто человеческой психики – моральных смыслов и значений, нового измерения мира – моральностью.

     Те ценности, которые остались в прошлом для личности, все-таки сохраняют свои структуры и в ситуациях высокого эмоционального напряжения и некоторых других, вновь влияя на уровень сознания, определяет мотивацию поступков. Существует форма психологической защиты, которая называется регрессией. Она возвращает ранние возрастные этапы, реагирование по давно забытым детским схемам. Таким же образом психотравмы, про которые человек не помнит, постоянно влияют на личностное развитие, возможности самопроявления (самореализации).

     Наше прошлое содержит в себе в преобразованном виде будущие формы поведения человека. Приобретенный опыт есть настоящим богатством, помогая человеку создавать определенные образы, идеи, произведения, мотивирует решающие поступки. Трансформации смысла жизни на разных этапах жизненного пути происходят далеко не на сознательном уровне: прошлый опыт скрытно их готовит.

Духовная направленность человеческого поступка координирует приемы воспроизведения картины мира. Прием, который становится доминирующим, создает как бы подводную нижнюю часть айсберга в поведении для совершения поступка. Человек приобретает абсолютную уверенность в своей правоте, что ликвидирует борьбу мотивов, сомнения, уныние. Он видит перед собой только цель, и необходимое действие становится реальностью.

        Однако жизнь с ее неожиданностями, разнообразием ситуативных отношений влияет на совершенный поступок, на его самоосознание и человек понимает несовершенство избранного способа  преобразования мира. Поступок «сворачивается», прячется в себе, становится приемом фантазии – типа идеализации, максимализации, гиперболизации.

     Отмирание старых ценностей, возникновение новых, признание их мотивами, которые побуждают к действиям, связанным с совершением поступка, создают тот жизненный путь, наличие которого и делает человека личностью.

 

      Человек-это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать.

     Большую часть  необходимого он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

     Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.

     Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Направленность личности.

Всистему психических свойств личности входят темперамент, способности, направленность, характер. Темперамент, способности и характер - основная система психических свойств личности или психологическая основа личности. Не меньшее значение в системе психических свойств личности имеет ее направленность: она является  ведущей стороной мотивационного поведения человека.

Среди понятий, которые присутствуют в различных теориях личности, несмотря на различие в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется в процессе социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

                Направленность личности - это сложное свойство личности, представляющее собой систему его ориентаций и являющееся определяющимкомпонентом его мотивационного состояния. Она включает систему побуждений человека, определяющую его активность, избирательность отношений. Цели, потребности, мотивы, установки, интересы, навыки, привычки и др. - разные элементы направленности личности. Деятельность личности невозможна без ее направленности.

                Мотивация - система побуждений личности, обусловленная ее потребностями, которые вызывают ее активную направленность на достижение цели.

                Мотивационные психические факторы влияют на профессиональную деятельность личности и обусловливают ее.

                Различают два уровня мотивационных психических факторов личности (выделены проф. В.М. Горшеневым):

факторы активно-динамического порядка(цель, потребность, мотив, интерес) - психические свойства личности, которые характеризуются подвижностью, подвержены изменениям, могут быть исчерпаны, т.е. постоянно находятся в динамике и предполагают активность личности;

факторы стабильного  порядка(установки, умения, навыки, привычки, убежденность) - психические свойства личности, которые отличаются стойкостью, постоянством, основываются на ценностных ориентациях (принципах) личности и ее опыте.

                Рассмотрим каждый из этих уровней на основе анализа их факторов.

                Факторы активно-динамического порядка.

               Цель - осознанный образ предполагаемого результата деятельности. Правильно поставленная цель - залог успеха. Как говорил древнегреческий мыслитель Сократ, человек, знающий себя и ставящий цель, осуществление которой ему под силу, проживет счастливо. По его мнению, не следует ставить   перед собой цель, превосходящую собственные силы, и важно уметь использовать окружение (социальную среду) для ее достижения.

                Цели могут быть достижимые и недостижимые, осознанные и неосознанные, реальные и призрачные, близкие и отдаленные. Цели всегда побуждаемы потребностями человека.

                Потребность - переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой важно для его существования, развития и совершенствования как индивида и личности. Потребности всегда являются источником активности человека.

                Потребности человека разнообразны, обусловлены социальной средой, уровнем ее культуры, традиций, вкусов. Потребности могут быть  материальные (пища, одежда, жилище и др.) и духовные (верования, книги, предметы искусства и др.) Потребности - главный фундамент, на котором строится вся психическая деятельность человека, его разум, чувства, воля. Альтруистическая направленность личности необходима людям, работающих в профессиях «Человек - человек».

         Просоциальная и асоциальная направленность личности являются следствием  формирования ценностей.

                Мотив - побуждение человека к определенному действию или поведению, формирующееся по мере постижения потребностей и цели их достижения. Побуждение (мотив) всегда связано с реализацией преобладающихпотребностей. Оно может быть осознанным и неосознанным. Осознанные побуждения, как правило, реализуются после тщательного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе прошлого опыта личности.

                Мотив, овладевая человеком, становится его диктатором, устраняя возможности свободного выбора. Человек всегда будет делать то, что диктует ему в данную минуту мотив. Этот фатальный императив закреплен в психофизиологической системе человека и является неотъемлемым свойством всех его поведенческих реакций.

                Не следует отождествлять мотив и причину, мотив и стимул. Причина - явление, вызывающее другое явление (следствие), всегда лежит в основании выбора действий и поведения человека. Стимул - объективное явление, действующее на человека и вызывающее ответную реакцию - его активность.

               Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоциональных переживаний значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, однако нельзя проводить прямолинейную связь между ними. Интерес существенно влияет на ход психических процессов, способствует их активизации.

                Интересы подразделяются по содержанию на материальные и; по широте - ограниченные (односторонние) и разносторонние; по устойчивости (устойчивые и кратковременные), по качеству (ценности) - положительные и отрицательные; по конкретности - прямые (непосредственные) и косвенные.

                Факторы стабильного порядка.

                Установка (от лат. "аптус" - физическое или умственное состояние подготовленности к действию) - стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом, возникшая на основе прошлого опыта. Установка - неосознанная основа деятельности: не осознается ни цель, ни потребность осуществления этой деятельности. Установка нередко вызывает инертность, отсталость и влечет затруднения в приспособлении к новой ситуации.

         Установкиличности – это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

     Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождает личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

     Осознавая объект потребности как цель, человек соотносит свои личные цели с целями группы, к которой он принадлежит и вносит необходимые коррективы и поправки в содержание своих целей, либо маскирует их в случае несовместимости с целями общности.

                Убежденность - волевое психическое состояние, выражающееся в высоко вероятном ожидании запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий (анализе и синтезе обстоятельств). Это состояние основывается на объективной оценке обстоятельств и материалов, влияющих на исход деятельности; на владении средствами для достижения цели (знаниями, умениями, навыками и физическими возможностями).

               Убежденность (уверенность) и вера - не одно и то же, хотя и близкие понятия. Вера отличается от уверенности тем, что она основана на признании чего-то истинным (значимым) по достаточным субъективным и недостаточным объективным основаниям.

                Умение - способность делать что-то, приобретенная знанием, опытом. О людях, знающих свое дело и квалифицированно его исполняющих, говорят "умелец". Умелый работник - обладающий умением, искусный. О хорошем руководителе отзываются как об умелом. Чтобы приобрести умение в своем деле важно иметь не только профессиональные знания и опыт, но и психологическую установку на их приобретение. Умение тесно связано со способностями, является их следствием, если человек "работает" над собой.

                Навык - умение, созданное в результате упражнений, привычек, опыта и доведенное до определенной степени совершенства. Навык позволяет выполнять работу быстро, без напряжения и лишних усилий, экономично, эффективно.

                Привычка - поведение личности, выражающееся в склонности, которая стала обычной, постоянной. Привычки, как правило, складываются стихийно. Первоначально они вызываются какими-то причинами, а затем совершаются автоматически, в силу сформировавшейся потребности. Привычка - устоявшийся психологический стереотип, который накладывает отпечаток на личность.

                Привычки могут быть положительными (хорошими), отрицательными (вредными), нейтральными.

                Вредные привычки устраняются в результате определенного влияния на личность. Отрицательные привычки в ряде случаев свидетельствуют об аморальном поведении личности.

                Указанные и ряд других психических свойств личности составляют субъективную сторону поведения.

Мотивация- система побуждений личности, обусловленная ее потребностями, которые вызывают ее активную направленность на достижение цели.

                Мотивационные психические факторы влияют на профессиональную деятельность личности и обусловливают ее.

Мировоззрениеличности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Развитие направленности личности приводит к формированию способности к осознанному выбору. Появилось понятие психологического будущего личности связанного с формированием и развитием направленности личности.

*               Успех в работе – понятие, основанное на индивидуальных и порой очень разных критериях. Одни менеджеры по персоналу могут гордиться тем, как удачно движется дело и развивается бизнес. Другие радуются сильному корпоративному духу в компании. Третьи могут похвастаться своим умением управлять и быть авторитетом для подчиненных. А кто-то считает успешной свою работу, потому что за нее.   В процессе выполнения профессиональных обязанностей работники проявляют:

*        

*   направленность на дело

*   направленность на общение

*   направленность на себя

 

Профессиональная направленность личности психолога.

         Профессиональная направленность личности психолога требует ее формирования в процессе воспитания и обучения. В связи с тем, что профессия психолога относится к «помогающим» профессиям, желание помогать другим людям связано, в первую очередь, с формированием внутренних ценностей личности. Направленность личности психолога на окружающих людей, сопереживание другим людям, являются важными личностными составляющими в подготовке специалиста.

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2024
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12
19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30