Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов / Общая психология /

Психологическое содержание понятия «способности» и его отношение к понятию «личность»


 

Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыком, но которые сами к наличию знаний, умений и навыков не сводятся. По отношению к ним выступают как некоторая возможность.

Способности – это возможность, а не необходимость, уровень мастерства в том или ином деле.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

В настоящее время специалисты, а области психогенетики познавательных способностей (Baker, 1992) констатируют, что результаты большинства надёжных измерений интеллекта позволяют говорить о 50-60% уровне наследственности фактора общих способностей, хотя на взрослых близнецовых выборках получены более высокие показатели.

Основной интерес на современном этапе развития проблемы представляет детальный анализ взаимодействия  генетических и средовых факторов и влияния эффектов этого взаимодействия на формирование общих и специальных способностей.

Основными лонгитюдными исследованиями в этой области являются:

1.     Колорадское исследование приёмных детей (с 1975);

2.     Австралийское близнецовое исследование (1984);

3.     Техасский проект (хакер связи между приёмными детьми и их усыновителями и биологическими родителями).

4.     Минессотское  исследование (межрасовые усыновления)

Выделяют качественную и количественную характеристику способностей.

         Качественная – рассматривает со стороны качественных особенностей, способности определяются как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, набор «переменных величин», позволяющих идти к цели разными путями.

         Способности имеют прямое отношение к понятию личности.

Развитие способностей связанно с особенностями становления и развития личности, её темперамента, характера, социальной среды и процесса индивидуализации.

 

Виды способностей    и их психологическая характеристика.

         Выделяют общие и специальные способности.

         Общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности.

         Специальные способности – отвечают узкому кругу требований определённой деятельности.

О разносторонних способностях говорят, когда у человека ярко выражены общие качества.

Общие способности можно представить в виде 3 типов людей (И.П.Павлов):

1.     художественный тип – яркость образов, живость впечатлений, живость эмоций;

2.     2. мыслительный тип – преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования.

3.     3. смешанный.

Специальные виды способностей в более общем виде можно представить как:

1.     математически способности:

а) способность к обогащению математического материала;

б) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий;

в) способность обратимости мыслительных процессов при решении математических задач.

 2. литературные способности:

а) высокий уровень развития эстетических чувств;

б) наличие ярких наглядных образов памяти;

в) чувство языка;

г) богатая фантазия;

д) глубокий интерес к психологии людей;

е) потребность к самовыражению.

Специальные способности отвечают и  более узким сферам человеческой деятельности. Некоторые из них занимают ведущее место, некоторые – вспомогательные.

Высшей ступенью развития  способностей является талант. Это сочетание способностей, дающие возможность выполнять сложную деятельность успешно, самостоятельно, оригинально.

Так же, как способности, талант представляет только возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

Структура таланта связанна со сложным набором способностей, его определяющих. Притом, при каком-либо слабом процессе развития одной из способностей, она может быть компенсированная в структуре таланта какой-либо другой.

Талант есть предпосылка мастерства, подлинное мастерство – это проявление талантливости человека в деятельности.

 

Проблема соотношения врождённых и социальных детерминант формирования способностей.

Исследования  в области психогенетики показали, что человек наследует общие способности в 50-60%.

Закономерностей же наследования специальных способностей не выявлено. В таком случае становится важным определение роли социальных детерминант в развитии специальных способностей.

Развитие личности как индивидуальное так и в социальной сфере определяется многими факторами (К.Маски-Тейлор, 1992)

1.     домашней средой;

2.     уровнем квалификации родителей;

3.     3. неполная семья;

Важным фактором развития способностей и таланта есть «способность» к его реализации, к совершению поступка.

Это связано с  воспитанием развивающейся личности, формированием психологической зрелости, формированием практического мышления, которое даёт возможность развивать эффективную личность.

 

1.3.         Творческая личность – её отличительные способности.

 

Способностью к творческому мышлению обладает каждый. В детстве – лепка, рисунки, в подростковом возрасте – стихи, в зрелом – правильное решение прикладных задач, но не каждый – личность творческая.

         Творческим называют человека совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, которым был высоко оценен большинством, а так же человека неординарного в своём восприятии действительности и реакции на неё. Сюда можно и отнести людей с психическими отклонениями. Наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей (Наполеон, Гоголь, Достоевский), однако позднейшие исследования (Т.Саймонтона) её не подтвердили.

         Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались по типу: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

         Ф.Гальтон и И.Пирсон заложили основы психометрии и психодиагностики.

Дж. Гилфорд и Э.П.Торренс впервые применили психометрический метод для исследования креативности. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. Они сделали выводы о наличии положительной корреляции между уровнями IQи креативности. Торренс предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ>120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

         Более поздние исследования М.Воллаха и Н.Когана методом тестирования дали вывод, что при соблюдении в ходе исследования условий наиболее приближённых к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Человек может быть интеллектуалом. И наоборот.

Различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности.

Гилфорд выделил 4 основных качества присущих креативной личности:

1.     оригинальность, нетривиальность

2.     семантическая гибкость

3.     образная адаптивная гибкость

4.     семантическая спонтанная гибкость

позднее он выделяет ещё 6 параметров креативности:

1.     способность к обнаружению и постановки проблем

2.     способность к генерированию большого числа идей

3.     гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи

4.     оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартного

5.     способность усовершенствовать объект, добавляя детали

6.     способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу творческая личность должна обладать:

1.     способность идти на разумный риск

2.     готовность преодолевать препятствия

3.     толерантность к неопределённости

4.     готовность противостоять мнению окружающих

А.Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

         1. независимость

            2. открытость ума

            3. высокая толерантность

            4. развитое эстетическое чувство

Творческой личности требуется определённая смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем «моральным мотивам», которые признаются допустимыми в данной культуре, и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей.

Отдельные учёные отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность.

В.Н.Дружинин сказал, что у творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки, и своеобразные детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2024
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12
19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30