Психологическое содержание понятия «способности» и его отношение к понятию «личность»
Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыком, но которые сами к наличию знаний, умений и навыков не сводятся. По отношению к ним выступают как некоторая возможность.
Способности – это возможность, а не необходимость, уровень мастерства в том или ином деле.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Способности обнаруживаются в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
В настоящее время специалисты, а области психогенетики познавательных способностей (Baker, 1992) констатируют, что результаты большинства надёжных измерений интеллекта позволяют говорить о 50-60% уровне наследственности фактора общих способностей, хотя на взрослых близнецовых выборках получены более высокие показатели.
Основной интерес на современном этапе развития проблемы представляет детальный анализ взаимодействия генетических и средовых факторов и влияния эффектов этого взаимодействия на формирование общих и специальных способностей.
Основными лонгитюдными исследованиями в этой области являются:
1. Колорадское исследование приёмных детей (с 1975);
2. Австралийское близнецовое исследование (1984);
3. Техасский проект (хакер связи между приёмными детьми и их усыновителями и биологическими родителями).
4. Минессотское исследование (межрасовые усыновления)
Выделяют качественную и количественную характеристику способностей.
Качественная – рассматривает со стороны качественных особенностей, способности определяются как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, набор «переменных величин», позволяющих идти к цели разными путями.
Способности имеют прямое отношение к понятию личности.
Развитие способностей связанно с особенностями становления и развития личности, её темперамента, характера, социальной среды и процесса индивидуализации.
Виды способностей и их психологическая характеристика.
Выделяют общие и специальные способности.
Общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности.
Специальные способности – отвечают узкому кругу требований определённой деятельности.
О разносторонних способностях говорят, когда у человека ярко выражены общие качества.
Общие способности можно представить в виде 3 типов людей (И.П.Павлов):
1. художественный тип – яркость образов, живость впечатлений, живость эмоций;
2. 2. мыслительный тип – преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования.
3. 3. смешанный.
Специальные виды способностей в более общем виде можно представить как:
1. математически способности:
а) способность к обогащению математического материала;
б) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий;
в) способность обратимости мыслительных процессов при решении математических задач.
2. литературные способности:
а) высокий уровень развития эстетических чувств;
б) наличие ярких наглядных образов памяти;
в) чувство языка;
г) богатая фантазия;
д) глубокий интерес к психологии людей;
е) потребность к самовыражению.
Специальные способности отвечают и более узким сферам человеческой деятельности. Некоторые из них занимают ведущее место, некоторые – вспомогательные.
Высшей ступенью развития способностей является талант. Это сочетание способностей, дающие возможность выполнять сложную деятельность успешно, самостоятельно, оригинально.
Так же, как способности, талант представляет только возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Структура таланта связанна со сложным набором способностей, его определяющих. Притом, при каком-либо слабом процессе развития одной из способностей, она может быть компенсированная в структуре таланта какой-либо другой.
Талант есть предпосылка мастерства, подлинное мастерство – это проявление талантливости человека в деятельности.
Проблема соотношения врождённых и социальных детерминант формирования способностей.
Исследования в области психогенетики показали, что человек наследует общие способности в 50-60%.
Закономерностей же наследования специальных способностей не выявлено. В таком случае становится важным определение роли социальных детерминант в развитии специальных способностей.
Развитие личности как индивидуальное так и в социальной сфере определяется многими факторами (К.Маски-Тейлор, 1992)
1. домашней средой;
2. уровнем квалификации родителей;
3. 3. неполная семья;
Важным фактором развития способностей и таланта есть «способность» к его реализации, к совершению поступка.
Это связано с воспитанием развивающейся личности, формированием психологической зрелости, формированием практического мышления, которое даёт возможность развивать эффективную личность.
1.3. Творческая личность – её отличительные способности.
Способностью к творческому мышлению обладает каждый. В детстве – лепка, рисунки, в подростковом возрасте – стихи, в зрелом – правильное решение прикладных задач, но не каждый – личность творческая.
Творческим называют человека совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, которым был высоко оценен большинством, а так же человека неординарного в своём восприятии действительности и реакции на неё. Сюда можно и отнести людей с психическими отклонениями. Наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей (Наполеон, Гоголь, Достоевский), однако позднейшие исследования (Т.Саймонтона) её не подтвердили.
Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались по типу: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.
Ф.Гальтон и И.Пирсон заложили основы психометрии и психодиагностики.
Дж. Гилфорд и Э.П.Торренс впервые применили психометрический метод для исследования креативности. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. Они сделали выводы о наличии положительной корреляции между уровнями IQи креативности. Торренс предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ>120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.
Более поздние исследования М.Воллаха и Н.Когана методом тестирования дали вывод, что при соблюдении в ходе исследования условий наиболее приближённых к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Человек может быть интеллектуалом. И наоборот.
Различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности.
Гилфорд выделил 4 основных качества присущих креативной личности:
1. оригинальность, нетривиальность
2. семантическая гибкость
3. образная адаптивная гибкость
4. семантическая спонтанная гибкость
позднее он выделяет ещё 6 параметров креативности:
1. способность к обнаружению и постановки проблем
2. способность к генерированию большого числа идей
3. гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи
4. оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартного
5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали
6. способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.
По Стернбергу творческая личность должна обладать:
1. способность идти на разумный риск
2. готовность преодолевать препятствия
3. толерантность к неопределённости
4. готовность противостоять мнению окружающих
А.Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:
1. независимость
2. открытость ума
3. высокая толерантность
4. развитое эстетическое чувство
Творческой личности требуется определённая смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем «моральным мотивам», которые признаются допустимыми в данной культуре, и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей.
Отдельные учёные отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность.
В.Н.Дружинин сказал, что у творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки, и своеобразные детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.