Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов / Общая психология /

Психологическое содержание понятия «индивидуальность» и его соотношение с понятием «личность»


 

(от лат. individuum– неделимое, особь) – неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие индивидуальность используется в психологии при описании двух явлений.

1. При анализе индивидуальных различий индивидуальности. Понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющихся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности).

         Проявление свойств отдельного человека противопоставляется их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям), что выражается в правиле не переносить закономерности, полученные на группе, на конкретного человека.

2. При анализе иерархической  организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к чувствительному и личностному уровням: индивид – личность – индивидуальность. В этом случаи индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека, как индивида, так и личности.

По выражению Б.Г.Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности.

Целостность индивидуальности в этом случаи определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим  уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей  ролью свойств личности, преобразующих индивидуальные свойства.

Специфическим способом исследования индивидуальности является идеографический подход, предложенный В.Штерном и подробно разработанный Г.Опортом. Методы идеографического изучения индивидуальности ориентированны на исследование отдельных людей (а не групп) и имеют своей целью изображение индивидуальности как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы индивидуальности разрабатывались в исследованиях Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина, которые принцип структурированности дополняли генетическим принципом (принципом развития).

 

Предпосылки и условия формирования индивидуальности личности.

         Важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, является индивидуальный подход.

         Индивидуальный подход в воспитании необходим по двум причинам: во-первых, он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, даёт возможность  максимального развития всех имеющихся у ребёнка способностей; во-вторых, без учёта индивидуальных особенностей ребёнка любое педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано.

         Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребёнка, и потому характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребёнком.

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизуются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Большое значение индивидуальный подход имеет при перевоспитании, т.е. в тех случаях, когда приходится не только сформировать у ребёнка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицательные. Не использование этого принципа приводит к тому, что многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.

Когда индивидуальные особенности учащегося не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своём умственном развитии, отличается снижением познавательной активности и темпа усвоения материала; могут формироваться отрицательные качества (лень, безответственность и др.)

Для осуществления индивидуального подхода необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Применяются следующие методы исследования: наблюдение, специальные тесты, эксперимент и др. Важное значение имеет психолого-педагогическая характеристика.

Индивидуальный подход в обучении формируется у учащегося индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте и т.д.). Это характерная для данного индивида система навыков, методов, приёмов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая белее или менее успешное её выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате формируется индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

Так, к примеру, при повышенных требованиях к темпу и ритму деятельности человека с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счёт использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния и к другому.

Индивидуальный стиль деятельности какого-либо индивида не может быть принят за универсальный «идеальный» образ. Навязывания его может привести к тому, что задачи деятельности станут для них неразрешимыми.

 

Основные формы проявления индивидуальности

К формам проявления индивидуальности можно отнести: мотивацию, темперамент, способности, характер.

На формирование и развитие форм влияют: побуждения, эмоциональность, активность, воля, саморегуляция.

Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психологической деятельности.

Способности – психологические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Характер – совокупность стержневых прижизненноформируемых свойств – отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Побуждения активации человека за счёт внешних внутренних влияний побуждающих  к реализации важной в данный момент потребности.

Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Воля – потребность в преодолении препятствий, сознательная манипуляция личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

 

Проблема устойчивости и изменчивости индивидуальности личности.

         Понятие устойчивости определяется, как способность не поддаваться, не подвергаться проблемам, стойкость, твёрдость.

Понятие изменчивость определяется как способность к изменению, непостоянство.

         Первое систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежат ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры». Он выделил тридцать типов «характеров» определённых по негативной характеристике поведения. Английский исследователь А.Робак [Robak, 1931] писал, что природа людей, будь то древние греки или американцы ХХ столетия, не изменилась.

         Работа Теофраста стала первым опытом идеографического подхода в психологии, к абсолютизации уникальности каждой личности и вытекающей отсюда невозможности естественнонаучного подхода в психологии.

         Гиппократ, незадолго до появления трактата «Характеры», заложил основы номотетического подхода в психологии. Основной принцип его учения – вскрытие причинно - следственных связей, объясняющих актуальное поведение людей.

         Индивидуальная психология является одним из направлений глубинной психологии, разработанной А.Адлером после его разрыва с фрейдизмом. Название «Индивидуальный подход» происходит от латинского «individuum» (неделимый) и выражает идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Через все проявления любой личности красной нитью проходит её жизненная линия, направленная на реализацию её жизненной цели (в более поздних работах – смысла жизни). Целью и смыслом жизни структурируется единый присущий личности жизненный стиль. Цель, смысл и стиль жизни личности складывается у ребёнка впервые 3-5 лет и обусловлены условиями семейного воспитания.

         В качестве движущих сил развития личности индивидуальный подход первоначально рассматривал желание компенсировать врожденное чувство неполноценности, принимавшее форму стремления к власти, могуществу. Позднее стремление к преодолению внешних обстоятельств, к успеху, перестало трактоваться как следствие первичной неполноценности. Второй движущей силой развития в индивидуальном подходе выступает социальный интерес или чувство общности – стремление сотрудничать с другими.

 

Самоактуализация личности как проявление её индивидуальности.

         Самоактуализация – процесс, связанный с направленностью чего-нибудь на самого себя очень важного для настоящего момента.

         С самоактуализацией связаны два таких понятия, как личностный смысл и самоутверждение.

         Личностный смысл – осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. Истинный жизненный смысл при этом может отражаться в сознании в форме личностного смысла с разной степенью полноты и адекватности. Личностный смысл это индивидуально - специфическая, личностно – пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Познание личностного смысла чего–либо для другого человека возможно лишь опосредованным путём и заведомо неполно и приблизительно. Личностный смысл объекта или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностями субъекта. Соответственно, в личностном смысле отражается не только сама значимость, её эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.

         Личностный смысл объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, а также особенности его личности, характера и т.п. могут иметь для него личностный смысл в зависимости от их места и роли в реализации мотивов и потребностей субъекта. Изменение личностного смысла объектов и явлений  возможно путём переосмысления  их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей.

          С самоактуализацией связанно понятие самоутверждение. Это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение.

         Самоутверждение может заниматься в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место.

         При определённых условиях потребность в самоутверждении может стать не только доминирующей, но и не насыщаемой. Такой характер самоутверждения создаёт специфическую направленность личности – сугубо личную. Удовлетворение потребностей в самоутверждении может достигаться разными путями: путём реальных достижений в какой-либо деятельности или путём создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в  действительности таковым не является. Способ самоутверждения зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от её возможностей и способностей.

 

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определённых социальных условиях процесс усвоения человеком социального опыта в ходе, которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации избирательно вводит в сою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

         Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребёнок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении.  В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

         Понимание процесса усвоения социальных норма, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социальность» не подменяется и не заменяется собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

         Выделяют следующие стадии социализации:

1.     Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребёнок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2.     Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределение «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как всё ещё не устойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3.     Стадия интеграции (появляется желание найти своё место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.

 Абрахам Маслоу полагал, что личности, имеющие нижперечисленные качества, составляют лишь 1% населения и являются неким образцом "качественного человека" - психологически здорового и максимально выражающим человеческую сущность людей.

15 признаков зрелой личности по Абрахаму Маслоу:

1.     Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.

2.     Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3.     Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

4.     Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

5.     Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.

6.     Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7.     Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

8.     Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

9.     Чувство общности с человечеством в целом.

10.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

11.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

13.«Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

14.Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

15.Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2024
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12
19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30