Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Для студентів / Общая психология /

Психология личности как центральная проблема общей психологии


 

     Личность.

     В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социальной среде в процессе совместной деятельности и общения.

     В гуманистических философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

     В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

     При всем многообразии подходов к пониманию личности выделяют следующиие стороны этой проблемы:

1. многогранность путей изучения и развития личности, отражающее

    объективно существующее многообразие проявлений человека в

    эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

2. междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере

    изучения общественных и естественных наук;

3. зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто

    существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития:

4. несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности,

    которые исследуются относительно независимо друг от друга разделов

    человекознания;

5. исследование личности в природе и обществе отдельно и представление

     практической установки,  направленной на формирование или

    коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или

    конкретным человеком.

 

4.1.1.

Взгляд различных направлений психологии на личность.

Биоэнергетическая ориентация  рассматривает проблему развития человека как индивида, обладающего определенными свойствами, присущими человеку.

Социогенетическая ориентация изучает процессы:

1. социализации человека;

2. освоение им социальных норм и ролей;

3. приобретение социальных установок;

4. формирование социального и национального характера человека как

    типичного члена той или иной общности.

Персоногенетическая ориентация изучает проблемы:

1. активности;

2. самосознания;

3. творчества личности;

 4. формирование человеческого Я;

5. борьбы мотивов;

6. воспитание индивидуального характера и способностей;

7. самореализация личностного выбора.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д.

 Теории личности подразделяют на:

1. психобиологические  (Кречмер,  Шелдон);

2. биосоциальные (Олпорт, Роджерс).

     Гуманистическая психология  рассматривает как главный фактор активности личности - устремленность к будущему, к максимальной реализации себя;

3. психосоциальные (Адлер, Хорни).

     Неофрейдизм рассматривает зависимость личности от среды.;

4. психостатические ("факторные" - Кеттел, Айзенк).

     Исследование личности с помощью многофакторных тестов - опросников.

 

4.1.2.

Структура личности.

     Структура личности человека шире структуры индивидуальности.

В структуру личности в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, т. е. внутрииндивидная (интраиндивидная)  подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.

Кроме "действительных отношений", личность имеет свое особое существование вне связи с телесным бытием.

Второй характеристикой структуры личности является находящаяся в "пространстве" вне органического тела индивида - подсистема межличностных отношений (интериндивидная подсистема).

Третьей характеристикой структуры личности является подструктура надиндивидная  (метаиндивидная), в которой личность не только выносится за рамки органического тела индивида и не включает связи, существующие "здесь и теперь".  Это представленность в других людях (мы в воспоминаниях и действиях других людей).

 

Периодизация развития личности

            Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он  определяется тем, чего ожидает общество от ребёнка. На каждой стадии своего развития ребёнок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввёл понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребёнок ориентирован на включение в определённую социальную группу, начинает понимать мир, как это группа. Но постепенно у ребёнка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферы общества, в котором человек живёт.

            На стадии младенчества главную роль в жизни ребёнка играет мать, она кормит, ухаживает, даёт ласку, заботу, в результате чего у ребёнка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребёнка, нормальной работе кишечника, умении ребёнка спокойно ждать мать (не кричит, не зовёт, ребёнок как бы уверен, что мать придёт и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребёнка.

            2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребёнок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребёнка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

            В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убеждён, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширять область овладения миром, у ребёнка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребёнка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребёнок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребёнка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребёнка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

            В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребёнок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребёнка к знаниям о будущей деятельности, передаёт технологический эгос культуры. Если ребёнок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учёбе.

            В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

            В 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определёнными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

            7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идёт всю жизнь, идёт воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворенна свой и жизнью.

            После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю жизнь, осознаёт своё «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознаёт необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстранённый интерес к жизни перед лицом смерти.

 

 

 

ТЕМА: Личность и межличностные отношения.

     В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро,  интегрирующее начало,  связывающее  воедино различные  психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
     В зависимости от того,  в чём именно усматривается такое начало,  теории личности подразделяют на психобиологические  (Кречмер,  Шелдон),  биосоциальные (Олпорт, Роджерс),  психосоциальные (Адлер, Хорни),  психостатические ("факторные" - Кеттел, Айзенк).  

 

     Изначально все  проявления  человека сводились исключительно к проявлению его индивидуальной  души, которая  являлась  божественной сущностью. Так, например, Платон приписывал богу мысль: ничто неразумное никогда не может быть прекраснее того,  что имеет ум,  а ума не может быть ни в чём без души, потому бог вселил ум в душу, а душу - в тело.  Он же развивал учение о переселении души,  причем разумную  душу помещал в голову,  чувственную - в грудь,  чревную – в живот.

     Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его сущности, какой он сам её видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. По сути же, человек есть  нечто большее, чем он проявляет в поведении. 

     Первое систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры». Ключевым для  Теофраста является вопрос: «Почему греки, живущие в одних и тех же климатических условиях, воспитанные и получившие образование по одной системе, так сильно различаются между собой?». Не найдя на него ответа, Теофраст ограничился описанием тридцати «характеров», каждый из которых был выделен по преобладающей негативной характеристике поведения (порочность, льстивость, хвастовство и т.д.) и стал результатом обобщения наблюдений автора.

     Отмеченные Теофрастом характеристики вполне могут быть применены и для описания наших современников. Двумя тысячами лет позже, английский исследователь А. Робак (Roback, 1931) писал: »Благодаря авторам античности и их прототипам с определенной долей уверенности можно утверждать, что природа людей, разделенных веками и океанами, остается той же, иначе говоря, люди характеризуются одними и теми же индивидуальными различиями, будь то древние греки или американцы двадцатого столетия». Работа Теофраста стала первым опытом идеографического подхода в психологии, суть которого на современном этапе сводится к абсолютизации уникальности каждой личности и вытекающей отсюда невозможности естественнонаучного подхода в психологии.

     Незадолго до появления трактата «Характеры» мыслитель и врач Гиппократ заложил основы другого подхода к решению того же вопроса. Созданное им учение  о четырех типах темперамента, получившее развитие в работах его последователя Галлена, дало начало номотетическому подходу в психологии. В рамках этого подхода основной акцент ставится на вскрытие причинно – следственных связей, объясняющих поведение человека.

  Личность - социально (исторически,  культурологически) обусловлена, это то, чему вас обучают с рождения и что мы проявляем на уровне поведения, это способ приспособления к социуму в котором мы живём (это может быть удачным или неудачным  приспособлением).

   Разные религиозно-философские системы выделяют разные стороны проблемы личности.

  Если в античной философии  личность  выступала  преимущественно  как отношение,  то в христианствеона понимается как  особая  сущность,  "индивидуальная субстанция" рационального характера,  синоним нематериальной души. С идеей души связаны два понятия,  влияние которых отмечается и поныне,  на  современную психологию. Анимизм (понятие введено в 17 веке, немецким физиологом Г.Шаллем - одушевление либо всей  природы  в целом, либо отдельных ее частей) и гилозоизм (также понятие введено в 17 веке и обозначает вещество природы, давно существовавшего ощущением и мышлением). Несмотря на то, что эти понятия были введены в 17 веке - они описывали ту реальность, которая была присуща  древним религиям  и  определяла  один  из путей познания человека. Общим для этих двух понятий является:  1) психологический  корень-антропоморфизм  (человек-форма)  - перенос  на любое явление мира человеческих свойств, 2) рассмотрение человека как части природы и космоса; ощущение своей причастности божественному.

    Понимание личности как души в западной психологии  и  философии объединяется термином "персонализм". Персоной назывались ритуальные маски у этрусков, древнегреческих племен, населявших Италию. В Риме этим словом стали обозначать и роль,  сначала изображаемую маской, а потом и самостоятельную: персона отца, вождя. Впоследствии это слово вошло  во все романские языки как вообще особа, личность. Персонализм в западной психологии - это не любая  теория  личности,  а  течение, признающее личность не только высшей ценностью,  но и личной реальностью, духовным первоэлементом бытия, особой субстанцией.

     Персонализм зародился в конце 19 века,  в работах Бердяева, Лоского, Белого и получил многочисленные разветвления. На сегодняшний  день терминология персонализма используется и в психиатрии - ядро личности,  сферы личности,  в понимании способностей как самостоятельной сферы личности.

     Идея отождествления души с личностью принадлежит и представителю Киевской психологической школы начала 20 – го века,  Г.И.Челпанову (1862-1936) который писал о том, что "душа есть причина душевных явлений, только благодаря деятельности души мы имеем представления, чувства". Борясь  с этой концепцией, другой русский психолог К.Н. Корнилов (1879-1936) понятие "личность"  просто  исключил  из  своих учебников.

    В последствии на территории Советского государства  в научной психологии доминировало (и, по сути, было единственным) материалистическое рассмотрение человека и его психики (т.е. - человек, продукт эволюции,  а психика- свойство высокоорганизованной  материи (мозга)).  Дискуссии  велись исключительно в материалистической парадигме.  В результате чего произошло отождествление  личности  и  человека

   Примером может послужить определение, взятое из Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) "Личность -  человек  как  общественное  существо, субъект  познания и активного преобразования мира.  Личностью является только человек  как  разумное  существо,  обладающее  речью  и способностью  к трудовой деятельности".

   В последнем издании это определение уточнено "Личность - 1) человеческий индивид как  субъект отношений  и  сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова); 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида  как  члена  того  или  иного  общества или общности. 

     Философская энциклопедия:  "Личность - человеческий индивид как  продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно- историческими условиями жизни  общества".

В  данном контексте элементами структуры человека,  взятого как целостность,  являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные  (индивидуальные)  его  свойства.  И  далее возникает ещё более грандиозное обобщение - человек,  взятый за целое, имеет только две подструктуры: организм и личность.

     К примеру, в эзотерической психологии выделяется семь!  подструктур,  причём каждая из них имеет свою протяжённость. Нарушение функционирования какого-либо звена (или между звеньями) вызывает  заболевание, и болезнь рассматривается как информация для человека о том,  что с ним что-то не так, где-то нарушена гармония. Поэтому лечится не болезнь,  а человек как целостность; способность прочитать информацию даёт возможность исцелиться.

    Следует отметить, что и для современных психологов, к какому бы научному   направлению   они   не  принадлежали, структура  личности представляется проблемой.  Отказавшись от  традиционного  понимания личности  как  более  или  менее случайной совокупности психических черт,  современные психологи  видят  в  ней  определённую  систему, структуру.  Но раскрываются они по- разному.

     Бурное развитие теоретических и эмпирических исследований структуры личности наблюдалось в конце XIX– начале XXстолетия и связано с появлением работ таких выдающихся  психологов, физиологов и клиницистов, как ВУНДТ, Кеттел, Кречмер, Олпорт, Павлов, Фрейд, Хаггард, Штерн и их многочисленных последователей. Именно в это время происходит становление психологии как экспериментальной науки, теоретически обосновывается возможность эмпирического исследования устойчивых поведенческих характеристик, изучаются биологические основы поведения (типы соматической конституции и высшей нервной деятельности), применяются математические методы в психологии (факторный анализ).

     Применение естественнонаучного подхода в психологии обусловило дифференциацию предмета исследования. Х. Хаггард и К. Фрай (1936), авторы фундаментального исследования «Анатомия личности», представили структуру личности, состоящую из пяти основных элементов, в целях ее дальнейшего анализа:

Телосложение;

Импульсы или движущие силы;

Интеллект;

Темперамент;

Эго (самосознание).

     В различных вариациях выделенные авторами этой работы элементы структуры личности встречаются в большинстве современных теорий. В первые десятилетия XXвека преобладающей тенденцией исследований стало изолированное, углубленное изучение одного или нескольких перечисленных элементов.

     Результатом аналитического этапа развития психологии личности явилась разработка ряда теорий, различающихся как по основаниям анализа личности. Так и по предполагаемым авторами системообразующим механизмам или факторам, определяющим целостность личности.

      Наиболее принципиальный характер для современной психологии, носила дискуссия между сторонниками идеографического подхода, ярчайшим представителем которого являлся Г. Олпорт, с одной стороны, и приверженцами номотетического подхода (Кеттел, Айзенк и их последователи) – с другой. Основным предмертом дискуссии стало положение Олпорта, в соответствии с которым черты личности, являясь, сами по себе абстракцией, образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой.

     Кеттел, возражая Олпорту, подчеркивал, что проблема уникальности не является специфической особенностью исследования личности, неповторимость предмета изучения характерна для всех естественных наук: в астрономии не найдено абсолютно одинаковых планет или  звезд,; два автомобиля, сошедшие с одного конвеера, могут существенно отличаться друг от друга; даже атомы водорода не похожи друг на друга. Решение этого вопроса Кеттел, а вслед за ним и Айзенк видели в последовательном применении естественнонаучного подхода в исследованиях личности.

     Успешная реализация естественнонаучного подхода в психологии предполагала решение ряда проблем. Важнейшей была проблема измерения, которая получила наиболее детальное рассмотрение при разработке Кеттелом психометрического метода исследования личности.

     Параллельно с методическим аппаратом психологии в психологии личности развиваются методологические подходы к построению теории личности, имеющие конечной целью создание единой концепции. За последние десятилетия наметилась тенденция к сближению различных теоретических моделей посредством их сравнительного анализа, что дает основание для оптимистического прогноза по поводу создания в будущем единой теории личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     "Многофакторные" теории (Айзенк, Кеттел и др.) рассматривают личность  скорее  как  совокупность  некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. Это направление  развивается в русле так называемой функциональной психологии, развитие которой принято связывать с именем  немецкого  философа и психолога Христиана Вольфа (1679-1754). Создавая "психологию способностей",  он заложил основу так  называемой  "немецкой школы". В  своих двух книгах "Эмпирическая психология" и "Рациональная психология" (1732,34) впервые расположил все известные  к  тому времени  психические  явления  в иерархическом порядке по группам и классам.  Он сформулировал положение, что для каждой группы существует соответствующая "способность" как ее причина и основание. Идеи Х.Вольфа до сих пор рассматриваются в  полифакторной  теории личности. И способности и факторы (тем более при их чисто математическом выведении) понимаются как причины и  основания  определенных групп психических явлений.   

     Функциональная психология активно стала разрабатываться после превращения Вильгельмом  Вундтом  (1832-1920) психологии в экспериментальную науку. Важная составная часть функциональной психологии - тесты. В нашей стране функциональная психология  соединившись  с  тестологической психометрией подтолкнула Г.И. Россолимо (1860-1928) к идее психологического профиля. Он предложил, измерив  рядом методов уровень отдельных функций и переведя результаты измерения в 10 балльную систему, переносить их на график в виде профиля личности.

     ...Живой предмет желая изучить,

        Чтоб ясное о нем познанье получить,

        Ученый прежде душу изгоняет,

        Затем предмет на части расчленяет

        И видит их, но жаль: духовная их связь

        Тем временем исчезла, унеслась!

    Этот отрывок из Гёте замечательно иллюстрирует  односторонность

подхода  к  рассмотрению  человека  и его личности в функциональной

психологии.

     "Холистические

" или "организмические" теории,  напротив, видят

в личности субстанциальное единство, которое лишь проявляется в эмпирически наблюдаемых свойствах.  Однако задача создания общей теории,  описывающей регуляцию человеческого поведения на всех уровнях от организмического до социального и духовного включительно,  выходит за рамки не только теорий личности,  но и  материалистической психологии  в целом.  Психологи,  занимающиеся изучением личности в собственном смысле слова,  обычно суживают свою задачу и видят ядро личности  как  субъекта  сознательной  деятельности в мотивационной сфере, выделяя в её составе потребности, интересы и направленности.

Историю  учения о структуре личности в отечественной психологии начинают с положения С.Л.Рубинштейна:  "В психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всём своём многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности,  взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в реальном единстве личности."

    Говоря о структуре личности, я остановлюсь на понятиях структуры  и системы в понимании К.К.Платонова,  поскольку ему принадлежит описание динамической функциональной структуры  личности,  а  также наиболее  чёткое  и  обоснованное определение понятий "структура" и "система".  Структура - реально существующее единство  целого,  его подструктур, элементов и их всесторонних связей как явление объективной диалектики (т.е. отражаемое). Система - более или менее полное и точное познание структуры,  т.е. отраженное; и следовательно, явление субъективной диалектики.  Система может быть  ошибочной,  а структура - только непознанной или недостаточно полно познанной.  В реальной действительности (знаемой) существует два рода структур  - статические и динамические.

    Динамическая структура личности - структура,  развивающаяся  во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функций. Динамичность структуры личности неразрывно  связана с иерархией ее уровней,  что и определяет закономерности развития личности и ее формирования.

    Концепция динамической   функциональной    структуры   личности (К.К.Платонов) за целое берет личность,  т.е. человека как носителя сознания  и  как одну из двух подструктур человека,  взятого за ещё более широкое целое. В данной концепции выделяется четыре подструктуры:

     1-обьединяет направленность и отношения личности,  проявляющиеся как её моральные черты.  Элементы (черты) личности,  входящие в эту подструктуру,  не имеют непосредственных врождённых задатков, а отражают индивидуально преломлённое общественное (групповое) сознание и формируются путём воспитания.  Данная подструктура может быть названа социально обусловленной, или направленностью личности. Направленность включает в себя:  влечения,  желания,  интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение;

     2-подструктура опыта - объединяет знания,  умения, навыки, привычки приобретённые в личном опыте путём обучения,  но уже с заметным влиянием биологически обусловленных факторов;

     3-особенности психических процессов: память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля;

     4-биопсихические свойства:  темперамент,  половые и возрастные свойства,  а также патологические ("органические") изменения. Серьёзную  помощь  в этом отношении оказывает психопатология:  изучение психических расстройств, неврозов и поведения людей в различных патогенных ситуациях существенно проясняет закономерности нормального функционирования различных подсистем.

     Теперь, когда  мы рассмотрели структуру личности и элементы её составляющие (в парадигме материалистически ориентированной  психологии),  имеет смысл остановиться на некоторых наиболее распространённых теориях личности.

     В биологически ориентированных теориях - личность была сведена не только к темпераменту, но и к типу нервной системы, единственным правильным  путем  ее  изучения был признан путь изучения типологических особенностей. Это направление берёт своё начало от гиппократовской модели:  сангвиник,  холерик, флегматик, меланхолик; и "завершается" психофизиологической теорией И.П.Павлова выделяющего три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность, и четыре основных типичных их сочетания в виде четырёх типов высшей нервной деятельности:  1) сильный, уравновешенный, подвижный -  соответствует  сангвинику.  Характеризуется  психической  активностью,  энергичностью,  работоспособностью,  быстротой  и живостью движений,  разнообразием и богатством мимики,  быстрым темпом речи; стремится к частой смене впечатлений,  легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. 2) сильный, неуравновешенный – соответствует  холерику.  Характеризуется энергичностью действий,  резкостью,  стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью;  склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив,  подвержен эмоциональным срывам.  3) сильный,  уравновешенный, инертный  -  соответствует  флегматику.  Характеризуется медлительностью,  невыразительностью пантомимики, трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке;  преобладает ровное, спокойное настроение. 4) слабый - соответствует  меланхолику.  Характеризуется  замедленностью  движений, сдержанностью моторики и речи,  быстрой  утомляемостью;  отличается эмоциональной чувствительностью,  глубиной и устойчивостью эмоций и чувств при слабом их внешнем выражении.

    Вплотную этим направлением занималась рефлексология, естествен нонаучное направление в психологии,  получившее развитие  в  начале века и связанное с идеями И.М.Сеченова и В.М.Бехтерева. Рефлексология исходила из того,  что нет ни одного процесса мысли, который не выражался  бы  теми или иными объективными проявлениями.  В связи с этим изучались все рефлексы,  протекающие с участием головного мозга,  так  называемая "соотносительная деятельность".  Рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как "твёрдую точку опоры" для научных выводов, рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для её объяснения  материалы физиологии высшей нервной деятельности.  Возникнув в области психологии,  рефлексология проникла в педагогику,  психиатрию,  социологию,  искусствоведение.  Несмотря  на ряд эмпирических достижений,  рефлексология  не  смогла  преодолеть  механистическую трактовку  психических процессов как побочных явлений актов поведения. Новый всплеск этого направления возник после Павловской сессии (1957) вызвавшей волну биологизации психологии,  затормозив и исказив развитие теории личности,  но вместе с тем способствуя созданию и развитию теории типологических особенностей психологической школы В.М.Теплова.  На этом направлении я остановлюсь  подробней  в  теме "Темперамент".

     В контексте  "биологизаторского"  направления  в  рассмотрении личности следует отметить теории лишь условно,  на мой взгляд,  относимые к данному направлению. Я имею в виду теории инстинктивизма. Истоки этих направлений следует искать в философских трудах прошлого, современное же мышление, в целом, опирается на эволюционную теорию Чарлза Дарвина.  Так, Уильям Джеймс и Уильям Мак-Дугалл составили пространные таблицы, полагая, что каждый инстинкт обусловливает соответствующий тип поведения.  Выделялись инстинкты подражания, вражды,  сочувствия, охоты, страха, соревнования, творчества, любвии  т.д.  -  в целом,  этот список представляет смесь из общечеловеческих свойств и специфических социально  обусловленных  черт  личности.  Но,  что самое главное,  Джеймс, например, совершенно чётко представлял себе, что самое элементарное инстинктивное действие может включать в себя элемент обучения; а Мак-Дугалл вовсе не отрицал многообразного формирующего влияния опыта и культуры. Мак-Дугалл не отождествлял  инстинкт с механической моторикой и не связывал его с двигательной реакцией.  Для него  инстинкт,  по  сути,  представлял склонность к чему-либо,  потребность в чём-то;  и он допускал,  что аффективно-коннативное ядро всякого  влечения  "по-видимому,  может существовать  и  функционировать  в  инстинктивной системе индивида сравнительно независимо от когнитивной и моторной  её  части".  Его учение  об инстинктах перекидывает мостик к теории Зигмунда Фрейда. Все эти теоретические модели объединяет  одна  общая  идея  -  идея субстанции, обладающая способностью стимулировать поведение. Так, в концепции Мак-Дугалла существовала некая  механогидравлическая  модель действия инстинктов, по типу шлюза, в котором ворота сдерживают энергию воды,  а затем при определённых условиях она прорывается образует "водопад".

     Фрейд в своей теории либидо (что в переводе с латинского обозначает  желание)  также следует некой гидравлической схеме.  Либидо нарастает напряжённость усиливается - недовольство ширится; сексуальный  акт  даёт  разрядку,  снимает напряжение до тех пор,  пока оно вновь не начнёт усиливаться и нарастать. Главный прогресс во взглядах Фрейда по сравнению с его предшественниками состоял в том,  что он свёл все влечения к двум категориям:  инстинкту самосохранения и инстинкту  сексуальности. В  последствии  он  отказывается  от этого представления.  В своей работе "Я и Оно" (1923),  а также  во  всех последующих трудах он выдвигает новую дихотомическую пару: влечение к жизни (инстинкт живой субстанции к сохранению и  приумножению)  и влечение   к  смерти  (инстинкт  направленный  против  самой  живой субстанции и тогда он является инстинктом саморазрушения, либо разрушения  другого  индивида  (в случае направленности вовне).  Фрейд сделал очень важный шаг вперёд от механического физиологизма к биологическому  воззрению  на  организм как целое и к анализу биологических предпосылок феноменов любви и ненависти.  В  дальнейшем  эти идеи были блестяще развиты его учениками и последователями.  На некоторых из них мы остановимся  в  дальнейшем.  По-поводу  структуры личности  у Фрейда существует два мнения (поскольку у самого Фрейда по этому поводу ничего не сказано):

     1) сводится к структуре психики (у Фрейда - "Психический аппарат") и имеет  следующие  компоненты:  а)  "Оно"  (бессознательное) -первоначальная,  основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть;  служит источником энергии для остальных  элементов; б) "Я" (сознательное) - является модификацией части "Оно". Призвано "наблюдать" за внешним миром и формировать его правильный образ; в) "Сверх-Я" - та часть "Я" в которой развиваются совесть,  самонаблюдение,  формирование идеалов.  Является хранилищем выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Основная цель взаимодействия всех трёх элементов -  поддерживать  или  (при  нарушении) восстанавливать  оптимальный  уровень динамического развития психической жизни,  увеличивая удовольствие и сводя до  минимума  неудовольствие.

     2) сводится к описанному  Фрейдом  психосексуальному  развитию человека. Выделяются пять основных типов личности:

     - оральный,  характеризующийся сильной зависимостью от других. Пассивная установка человека этого типа может сопровождаться такими чертами, как жадность и склонность к мышлению , ориентированному на исполнение желаний,  чрезмерная щедрость, болтливость, склонность к быстрой смене настроений;

     - анальный, характеризуется упрямством,  аккуратностью  и скупостью,  но может относиться и к противоположным им  принудительной уступчивости, неопрятности и щедрости;

     - уретральный,  характеризуется честолюбием и  духом  соперничества в сочетании со стыдливостью;

     - фаллический,  характеризуется решительностью, уверенностью в себе и целеустремлённостью. Человек, понимающий сексуальное поведение как проявление потенции,  в противоположность "генитальному типу", который понимает его как участие в отношениях;

     - генитальный,  уравновешенный или идеальный тип человека. Ещё раз  я  остановлюсь  на этих понятиях в теме "Характер",  так как в психоаналитической традиции эти пять типов  рассматриваются  именно как характерологические.

     Я думаю,  что именно сейчас имеет смысл ввести понятие  "неофрейдизм"  и плавно перейти к "социальным" аспектам личности (традиционно называемым "социологизаторскими"  теориями,  при  чрезмерном заострении социального и полном (или частичном) отвержении биологического).  И так, "неофрейдизм" - направление в психологии, относящееся к ряду американских авторов, предпринявших попытку переформулировать фрейдовскую теорию в терминах социологии и  отрицающих  её связи  с биологией.  Наиболее известные неофрейдисты:  Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Салливен.  Предметом интереса Хорни и Фромма являлись связи между личностью, индивидуальным развитием и социальной структурой. Салливен занимался изучением роли интерперсональных отношений  в формировании поведения и личности (некоторые аспекты еготеории я изложу во второй части лекции).

     В психологической науке,  на территории бывшего СССР, социологизация личности проявилась в трёх вариантах:

     1) полное,  или  частичное отождествление личности только с её отношениями, что защищали крайние сторонники теории отношений, созданной  В.Н.Мясищевым,  или  абсолютизация направленности личности. Наиболее характерные формулировки  для  этого  направления  следующие: "структура  личности  определяется  прежде  всего её направленностью";"Личность это вершина психического развития человека и в тоже время высшая ступень саморегуляции."

     2) Личность как совокупность общественных отношений.  Исходный пункт тезис К.Маркса "Сущность человека не есть абстракт,  присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений." Из этого тезиса как следствие вытекал ошибочный силлогизм:  сущность человека - совокупность общественных отношений;  сущность человека - есть личность;  личность - совокупность общественных отношений.      3) Личность  - совокупность социальных свойств.  Это положение выражалось следующей формулировкой: "Личность как свойство человека быть  включенным  в  систему  общественных отношений социальна полностью; в ней нет ничего биологического".

 

     МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  - отношения между личностями,  это та реальность которая позволяет человеку преодолеть свое одиночество и не  чувствовать себя заброшенным в этом мире;  другим полюсом является осознание своего одиночества в уединении и  молчании.  Как  мы уже  говорили с Вами у человека есть два пути по которым может идти его развитие - путь знания (внешний путь) и путь познания (внутренний путь). И если на пути знания человек достиг определенных достижений (полеты в космос,  расщепление атома,  уникальные медицинские техники по пересадке органов;  но что самое интересное самых значительных "успехов" человек достиг в производстве средств уничтожения самого себя - казалось бы парадокс,  но не следует забывать,  что в основном путь знания основан на рациональном уме,  на логике и сознании,  и следовательно все что может быть осуществлено –непременно будет осуществлено если для этого существует хоть малейшая  возможность.  Так работает рациональный ум,  и какое имеет значение, что в результате такой деятельности может погибнуть  все  человечество?); то на пути познания человек навряд ли ушёл дальше своих предков кем бы  они  ни  были:  человекообразными  обезьянами,  пришельцами  из космоса,  мифическими  андрогинами  или...  Послушайте  такую историю - говорят,  что после того, как Бог создал мир, Он создал человека.  Но как только Он сделал его,  Он забеспокоился.  Бог призвал к себе всех своих ангелов и рассказал им о своих опасениях.  Он  сказал:"Наверное, я допустил ошибку,  создав человека.  Он не даст жить мне в покое. Каждую минуту я буду видеть его у своих ног,  у  дверей

собственных храмов с жалобами. Что же мне делать? Где мне спрятаться, чтобы он не мешал мне?" Ангелы сделали множество предложений: спрятаться на вершине Эвереста,  на дне океана,  на звёздах. Однако Бог ответил, что очень скоро человек покорит вершины, океан и звёзды, и что все эти места уязвимы.  И тогда один старый ангел прошептал ему на ухо:"Спрячься внутри человека, в нем самом, потому что он никогда  не станет искать там".  Бог послушался его совета и спрятался в сердце человека.

     И действительно, именно в себя человек никогда не заглядывает! Возможно,  человек и научился строить лучшие дома,  но стал  ли  он счастливым в этих домах?  Что касается Истины,  то мы с готовностью принимаем слова. Ничего кроме слов из окружающего мира не приходит. А Истина приходит не оттуда, она приходит изнутри. Когда это становится совершенно ясно,  мы свободны от запутанности внешнего мира и готовы к путешествию внутрь. Но как только мы думаем, что выигрываем у внешнего мира, мы не можем надеяться и быть уверенными, что не встретим преграды на пути к Истине.

     Успенский был замечательным мыслителем России. Он написал множество книг, одна из которых получила широкую известность. Даже говорили,  что в мире не было книги равной  этой.  Первая  знаменитая книга  была  написана  греческим философом Аристотелем и называлась "Органум",  вторая - англичанином Бэконом - "Новый органум".  Аристотель написал первую книгу Истины,  Бэкон - вторую.  Третья книга была написана Успенским - "Третий органум". Говорят, что это три самые замечательные книги в мире.

    Однажды Успенский навестил Гюрджиева.  Успенский был знаменитым человеком, а Гюрджиев -простым факиром. Успенский сказал, что хочет задать несколько вопросов. Тогда Гюрджиев дал ему чистый листок бумаги  и  сказал:"Прежде чем мы начнём наш разговор,  напишите здесь всё,  что вы знаете и чего не знаете. Зачем нам говорить о том чего вы не знаете. То, что вы уже знаете, не требует разъяснений, полезнее будет поговорить о том, чего вы не знаете". Безусловно, это был очень   странный   способ  встречать  известного  человека.  Однако Успенский взял бумагу и сел за стол. Он хотел написать очень много.

Но как только он начал писать,  он попал в затруднение.  Он спросил себя: "Познал ли я Бога?" Ответ пришёл изнутри: "Я знаю о Боге,  но я не познал Бога." "Знаю ли я душу?" - "Я знаю о душе, но это и всё..." Около часа он терзал себя,  но не мог заставить себя написать  хоть что-нибудь.  Он подошёл к Гюрджиеву и, протягивая ему чистый листок бумаги сказал: "Простите меня, я был во власти иллюзий. Я думал, что я знаю, но то, как вы поговорили со мной, и взгляд в ваши глаза сделал невозможным ответы на такой очевидно простой вопрос.  Я даже не могу уйти от вас с тем, что я думал, что "знаю". "Как Вы смогли написать все ваши знаменитые книги?" - спросил Гюрджиев.  "Теперь  все они  не  имеют никакого значения. Я был под властью,  под чарами так называемого обучения.  Когда вы говорили со  мной,  впервые  вопрос встал передо мной так ясно,  что я ошеломлён своим невежеством. Теперь я чувствую,  что не знаю ничего! Я достаточно упивался словами и  принимал их за знание,  но чем больше речь идёт о познании,  тем больше я понимаю, что оно равно нулю..."-сказал Успенский. "В таком случае, -сказал Гюрджиев,- вы достаточно подготовлены,  чтобы понять один очень важный вопрос,  один факт,  что вы знаете  ничего!"

     Это первый  шаг к познанию:  понять,  что вы не знаете ничего. Этот факт признания требует большого мужества! Так чем же, в подав ляющем большинстве, являются наши слова (основа межличностных отношений) как не сокрытием истины и бегством от неё.

    Но вернёмся  к  более  прозаичным  вопросам  и  рассмотрим  не посредственно межличностные отношения,  которые по одному из расхожих мнений являются субъективно переживаемыми связями между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.  Так же в  межличностных отношениях могут проявляться системы установок, ценностных ориентаций и ожиданий друг относительно друга.

    Большинство направлений  в психологии и психотерапии ориентируются на скрытый смысл взаимодействий,  а не на  предъявляемый  вербально. Это значит, что большинство психологов (психотерапевтов)пытаются выяснить,  а что же стоит за словами. Я остановлюсь на некоторых  психологических  теориях  рассматривающих типы межличностных отношений и дам им краткую характеристику.

    Теоретический подход Г.С.Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и  мнения  значимых  для данной  личности  окружающих,  под  влиянием  которых происходит её персонификация,  т.е.  формируется  личность.  В  процессе  взаимодействия  с  окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения.  Реализуя потребность в общении и в осуществлении  своих желаний, человек сообразует своё поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля,  а  также  (неосознанно)  с символикой идентификации.     Следует отметить, что в актах взаимного познания выделяется три                          механизма  межличностного восприятия:1)идентификация - способ понимания другого  через  осознанное  или  бессознательное  уподобление (отождествление) с ним; 2)рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнёром по общению; 3)стереотипизация - классификация  форм поведения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным явлениям.  Основываясь на том,  что личность проявляяется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими,  другой психолог (Тимоти Лири) систематизировал  эмпирические  наблюдения в виде 8-ми общих вариантов межличностного взаимодействия:

    1."Властный-лидирующий"

- свидетельствует о быстроте реакций,  оптимистичности, высокой активности,  выраженной мотивации достижения, тенденции к доминированию,  повышенном уровне притязаний,  лёгкости и быстроте в принятии решений,  гомономностью (т.е. ориентация,в основном, на собственное мнение и минимальной зависимости от мнения большинства), экстравертированности.  Поступки и высказывания могут опережать их продуманность.  Данный тип отношений  характеризует  реагирование  по  типу "здесь и теперь", выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, стремление вести за собой и подчинять своей воле других;

    2."Независимый-доминирующий"

- свидетельствует  об уверенности,независимости,соперничестве.  Для этого  типа  характерны  черты  самодовольства,   самовлюблённости; дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний. Стиль мышления творческий.  Мнение окружающих воспринимается  критически, собственное мнение возводится в ранг догмы.  Эмоциям недостаёт тепла,  поступкам - конформности.  Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью;    3."Прямолинейно-агрессивный"

- характеризуется ригидностью установок в сочетании с высокой спонтанностью,  упорством в достижении цели,  практицизмом при недостаточной опоре на накопленный опыт в эмоциогенных ситуациях, повышенным  чувством  справедливости,  сочетающимся  с   убеждённостью   в

собственной правоте,  легко возникающим состоянием враждебности при противодействии и критике в свой адрес,  непосредственностью и прямолинейностью в высказываниях и поступках;

    4."Недоверчивый-скептический"

- характеризуется обособленностью,  замкнутостью, ригидностью установок,  критическим настроем к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворённостью  своей  позицией  в микрогруппе,  подозрительностью,  сверхчувствительностью к критическим замечаниям в свой адрес, нонконформизмом в суждениях и поступках, склонностью к построению ригидных и сверхценных  умозаключений,  связанных  с  убеждённостью в недоброжелательности окружающих, опережающей враждебностью в высказываниях и поведении, которая субъективно оправдывается уверенностью  в  человеческой  неправоте;  характерным  также является системное (рациональное) мышление,  опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии; также выраженная конфликтность (как правило пассивная провокация конфликта), которая может вытесняться создавая тем самым значительную внутреннюю напряжённость и потенциальную  предрасположенность  к  психосоматическим заболеваниям;      5."Покорно-застенчивый"

- характеризуется застенчивостью, интровертированностью, внешней пассивностью (активность проявляется на внутреннем уровне -  фантазий,  представлений). Люди, у которых доминирует этот тип, отношений весьма щепетильны в вопросах морали и совести,  подчиняемы,  неуверенны в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией  достижения,  аккуратны  и  исполнительны в работе;  характерным является впечатлительность и  ранимость,  болезненная  сосредоточенность  на своих   недостатках   и  проблемах, заниженная  самооценка,  тревожность, повышенное чувство ответственности,  неудовлетворённость  собой,  склонность  к самообвинению (в более широком контексте - аутоагрессия) при неудачах, пессимистическая оценка своих перспектив, избегание  широких контактов и социальных ролей,  в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих;

    6."Зависимый-послушный"

- у людей с доминированием этого типа  отношений  выражена  тревожность, повышенная чувствительность к средовым воздействиям, тенденция к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся  со значимыми другими отношений,  собственного мнения – от мнения окружающих.  Потребность в привязанности и тёплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создаёт им хорошую репутацию в коллективе,  однако инертность в принятии решений,  конформность установок и неуверенность в себе не способствует их  продвижению на роль лидера.  Повышенная мнительность,  чувствительность к невниманию и грубости окружающих,  повышенная  самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения;     7."Сотрудничающий-конвенциальный"

- люди с преобладанием этого типа характеризуются эмоциональной неустойчивостью, высоким уровнем тревожности и низким уровнем экстрапунитивной направленности агрессивности  (доминирование  интропунитивной направленности);  повышенной откликаемостью на средовые воздействия, зависимостью самооценки от мнения значимых других, стремлением к причастности референтной группе,  сотрудничеству;  потребностью в излиянии дружелюбия на  окружающих,  поиском  поддержки  и одобрения в кругу значимых лиц;  широким кругом интересов при некоторой поверхностности увлечений;

    8."Ответственно-великодушный"

- этот тип  отношений характеризуется выраженной потребностью в соответствии социальным нормам поведения, склонностью к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтацией в проявлении своих убеждений, выраженной эмоциональной вовлечённостью, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; также доминирует лёгкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, потребность производить приятное впечатление. Для  людей  с доминированием этого типа межличностных отношений может представлять проблему  вытеснение враждебности по отношению к окружающим,  которая вызывает повышенную напряжённость, соматизацию тревоги,  склонность к психосоматическим  заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокировки поведенческих реакций.

     Необходимо отметить,  что  все  эти  типы  представляют единуюструктуру межличностных отношений описывая  внутреннюю  (на  уровне переживаний)  и  внешнюю  (на  уровне поведения) психическую реальность.  В каждом акте взаимодействия может  проявляться  один  (или больше) из перечисленных типов, тогда как другие будут находиться в не проявленном состоянии, что, конечно же зависит от многих факторов. Так  например  каждый  акт  взаимодействия  можно  понять,если  его рассматривать состоящим из трёх частей общего  самоощущения  и  самосознания  личности:1,собственно  личность  -  коммуникатор,  "Я"; 2,личность,  к которой направлен  процесс  коммуникации  -  другой, "Он";  3,контекст. Кроме того, важно чтобы вы помнили, что в коммуникации между людьми всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль.  Содержанием коммуникации является любая информация, которую в соответствии с темой разговора сообщают друг другу собеседники.  Стиль - это способ, при помощи которого это содержание переда-

ется,  и который в этом смысле включает в себя интонацию,  телесные движения и позы,  выражения лица и характеристические паттерны синтаксиса. Как вам, возможно, известно из личного опыта, стиль коммуникации  может оказывать огромное воздействие на интерпретацию слушателем её содержания.  Обратите внимание, как проявляются эти факторы в следующей простой просьбе:

    1. "Убери от меня эту вещь" (глаза широко открыты, говорит дрожащим голосом, заламывая руки).

    2. "Убери от меня эту вещь!" (смотрит зло,  говорит очень громко, указывая на "эту вещь").

    3. "Убери от меня эту вещь" (лицо безмятежно, голос монотонный, не глядя указывает пальцем через плечо на "эту вещь").

    Далее каждая коммуникация сопровождается стилистическими компонентами,  которые  влияют на восприятие и часто являются достаточно очевидной частью сообщения.  Но что может быть не столь  явно,  так это факт,  что люди постоянно пользуются разными стилями коммуникации,  которые являются характерными для каждого из них.  Попробуйте вспомнить какие-нибудь недавние разговоры с вашими знакомыми, обращая внимание только на то,  как они выражали себя (то  есть,  каков был их стиль).  Возможно,  вы заметите,  что некоторые (или все) их стили различаются,  и что все ваши знакомые были последовательны  в использовании своего частного стиля.     Хотя все мы взаимодействуем посредством различных  стилей,  существуют  также несколько стилей,  которые достаточно устойчивы,  и настолько глубоко присущи человеческой коммуникации вообще, что могут быть формализованы в качестве паттернов или "мод" коммуникации.

Люди варъируют стили,  при помощи которых общаются, и в этих вариациях существует определённая последовательность. Формализация этих последовательностей в  виде паттернов представляет возможность использовать их в качестве мерила, при помощи которого можно исследовать стили коммуникации. Такое сведение стилей к коммуникационным модам проведено Вирджинией Сатир:

    1-"задабриватель" ("угодник").  Слова выражают согласие: например,  "Всё, что Вы хотите делать, правильно. Я здесь только для того,  чтобы предупреждать ваши желания". Тело (позы, жесты, пантомимика) выражает беспомощность.  Внутреннее ощущение:"Я чувствую себя ничтожеством, без него я погибну, я совершенно никчемен." "Задабриватель" всегда говорит,  как бы заискивая, пытаясь благодарить, извиняться; он никогда не выражает несогласия,  независимо от предмета разговора.  Это - так называемый "человек-да".  Говорит он так, как будто ничего не может сделать сам и должен всегда иметь  кого-нибудь в качестве наставника. Попробуйте поиграть эту роль хотя бы в течение 5 минут, вы имеете возможность получить отвратительные ощущения и тошноту. Хорошим подспорьем в том, чтобы быть хорошим "задабривателем", является мысль, что вы в самом деле самое ничтожное существо  в мире.  Вы счастливы уже от того,  что вам разрешено есть.  Вы обязаны благодарить всех,  вы ответственны за все ошибки, случающиеся в мире.  Естественно,  вы будете соглашаться с любой критикой в ваш адрес.  Разумеется, вы благодарны даже за то, что кто-то вообще разговаривает с вами, независимо от того, что и как он говорит. Вам и в голову не придет попросить что-то для себя.  В  конце  концов, кто вы такой?  Кроме того, если бы вы были достаточно порядочным человеком,  всё пришло бы само собой.  Играя эту роль,  будьте  самым слащавым,  мученическим,  льстивым существом, каким вы можете быть.

Представьте, что вы стоите на одном колене, несколько пошатываясь и по-нищенски  вытянув  руку,  и  убедитесь,  что  вы вытянули голову достаточно,  чтобы у вас заболела шея,  и что ваши  глазные  яблоки напряглись  до предела - не пройдёт и мгновения,  как у вас заболит голова. Когда вы находитесь в подобной позе, заговорите, у вас появится хныкающий и писклявый голос, поскольку вы держите своё тело в таком положении,  что вам не хватает воздуха для сильного полноценного голоса.  Вы будете говорить "да" в ответ на любое предложение, независимо от того, что вы чувствуете или думаете;

    2-"Обвинитель"("порицатель, критик").

Слова выражают несогласие.  Например, "Ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с тобой происходит?" Тело выражает обвинение в адрес собеседника и вообще всего мира ("Я здесь самый главный"). Внутреннее состояние можно выразить фразой "Я одинок, и я неудачник". "Обвинитель" - это диктатор,  хозяин, человек, который находит ошибки.

Он ведёт себя,  как человек, превосходящий всех; кажется, что он говорит: "Всё было бы прекрасно, если бы не ты". Внутренние его ощущения характеризуются сжатием мышц и внутренних органов,  при котором кровяное давление возрастает.  Голос его  грозен,  напряжён,  часто пронзителен и громок. Качественное исполнение роли "критика" потребует от вас наиболее громкого вашего голоса и наиболее тиранического поведения, на какое вы только способны. Опровергайте всех и вся.

Для вас, как критика,  будет полезно представить,  что вы  обвиняющее указываете на кого-нибудь пальцем,  начиная свои предложения фразами: "Ты никогда не делаешь этого", либо "Ты всегда делаешь так", либо "Почему ты всегда?!",  или "Почему ты никогда?!" и т.п.  Не слушайте, что вам отвечают - это совершенно неважно. Критик куда более заинтересован в самоутверждении, чем в реальном выяснении сути происходящего.  Независимо от осознания этого,  в этой роли вы  дышите небольшими  рывками,  либо  вообще задерживаете дыхание,  поскольку мышцы горла стиснуты.  Приходилось ли вам  наблюдать  первосортного  критикана,  у которого глаза вылезают из орбит, ноздри раздуваются, который непрерывно багровеет,  и чей голос напоминает работу отбойного молотка?  Представьте, что вы стоите, уперевшись одной рукой в бок,  а другой размахиваете вокруг себя (с  вытянутым  указательным пальцем).  Ваше лицо перекошено, губы кривятся, ноздри расширены, а вы между тем всё говорите и говорите,  называя всех поимённо и критикуя  весь подлунный мир.  С другой же стороны,  вы не чувствуете, что сами чего-то стоите.  И только если вам удаётся  заставить  кого-либо повиноваться,  вы начинаете чувствовать, что всё же чего-то стоите;

    3-"Компьютер".  Слова выражают сверхразумность, например: "Если бы здесь был внимательный наблюдатель,  то он имел  бы  возможность увидеть  изнурённые  трудом руки кое-кого из присутствующих здесь".

Тело находится в состоянии подсчёта,  вычисления ("Я спокоен, хладнокровен  и  собран").  Внутреннее  ощущение характеризуется уязвимостью ("Я чувствую себя уязвимо").  "Компьютер" всегда очень  корректен, разумен, в нём не заметна ни одна эмоция. Он спокоен, хладнокровен и собран.  Его можно сравнить с настоящим компьютером  или словарём.  Тело  его  обычно неуклюже и исполнено ощущений сухости и холода.  Голос его невыразителен,  глух, монотонен; словарь насыщен абстракциями.

    Будучи в этой роли,  пользуйтесь по возможности самыми длинными из  известных вам слов,  даже если вы не вполне понимаете их значение. По меньшей мере вы будете производить впечатление интеллигентного человека,  но через несколько фраз вас уже никто не будет слушать.  Для того,  чтобы действительно оказаться в состоянии,  соответствующем этой роли,  представьте себе, что ваш позвоночник – это длинный тяжёлый стальной трос, связана  вашей  шее  висит  железное  ожерелье  диаметром сантиметров десять.  Воспринимайте все вокруг настолько  равнодушно,  насколько сможете. Вам придётся затратить много усилий, чтобы обездвижить всё тело, включая руки и рот, но сделайте это - и вскоре вы обнаружите, что  ваш голос естественным образом лишился всяких признаков жизни, поскольку из такого черепа невозможно извлечь ни  единого  чувства. Ваш мозг отягощён мыслью о том,  чтобы не шевелиться,  и непрерывно занят подбором правильного слова. В конце концов вы никогда не сделаете ни одной ошибки. Грустной стороной этой роли является то, что по всей видимости она для многих людей представляется идеалом: "Думай, что говоришь, не показывай своих чувств, не реагируй";

    4- "Неуместный человек".  Слова выражают что-то неизвестное никому, в том числе и произносящему. Это неуместные слова, не относящиеся к делу; короче говоря бессмыслица. Тело, как правило, согнуто под  каким-то углом,  или как-то ещё,  где-то "витает".  Внутреннее состояние может быть выражено фразой "Никому до меня нет дела.  Для меня нигде нет места".  Чтобы ни говорил и ни делал "неуместный человек", это не относится к тому, что говорит или делает кто-то другой,  он  никогда  не отвечает по существу.  Его внутренние чувства можно сравнить с головокружением.  Его голос  может  быть  певучим, ударения  в словах часто неправильны,  интонации могут повышаться и понижаться совершенно без причин,  потому что он ни на чём  не  фокусируется.  Изучая  роль  "неуместного  человека"  и  входя в неё, представляйте себе, например, что вы - нечто волчка, постоянно вертящегося,  но никогда не знающего, куда он движется, и зачем ему это нужно. Вы слишком заняты движениями своего тела – рта – рук - ног. Убедитесь,  что вы уже не соображаете,  что вы говорите. Игнорируйте все задаваемые вам вопросы или отвечайте на них невпопад.  Представьте, что  вы  вытягиваете  нитку  из одежды собеседника или развязываете шнурки на его ботинке, или что-нибудь ещё в этом роде. Представьте, что ваше тело движется одновременно в разных направлениях.  На первых порах эта роль может показаться приносящей облегчение,  но  уже через несколько минут игры у вас возникнет ощущение ужасного одиночества и собственной  бессмысленности  (если  вы  будете  двигаться достаточно быстро, это будет не так заметно).

    По мнению Вирджинии Сатир,  такие способы коммуникации усваиваются  человеком  в  раннем детстве.  Пытаясь найти свой собственный путь в сложном и часто угрожающем внешнем мире,  ребенок использует тот или иной способ, после достаточного длительного пользования, которым он более уже  не  может  отличить  свои  реакции  от  чувства собственного   достоинства   или  чувства  своей  индивидуальности. Использование же любого из вышеприведенных четырёх типов реагирования  раз  за разом укрепляет в человеке чувства низкой самооценки и приниженности.

    Отношения, парящие  в  нашем обществе,  также служат укреплению этих способов коммуникации,  многие из которых "усваиваются с материнским молоком".

    - "Не попрошайничай;  это эгоистично - просить  что-нибудь  для себя".  Подобными фразами можно способствовать развитию "задабривателя".

    - "Не  давай никому спуску,  не будь болваном".  Подобные фразы способствуют развитию "порицателя, критика".

    - "Не   умничай,  брось  это!  Кому  до  этого  есть  дело?"  - способствует развитию неуместности.

    В этой связи может возникнуть закономерный вопрос:  так неужели эти четыре уродливые моды - всё,  чем мы, люди располагаем? Разумеется  нет.  Существует  пятый тип,  который Вирджиния Сатир назвала "выравниванием" или "текучестью".  В  этом  типе  коммуникации  все части сообщения происходят в одном и том же направлении: голос произносит слова,  соответствующие выражению лица, положению тела, интонациям.Взаимоотношения  протекают  легко,  свободно  и честно,  и чувство собственного достоинства не подвергается таким  испытаниям, как  в  предыдущих четырёх случаях.  При таком типе коммуникации не существует никакой надобности  в  том,  чтобы  поносить  кого-либо, превращаться в компьютер или быть вечным двигателем.

    Среди этих пяти типов реагирования только выравнивание позволяет  улаживать  ссоры,  преодолевать тупики или наводить мосты между людьми.  И чтобы он не показался вам слишком нереальной вещью, позвольте  заверить  вас,  что вы можете с равным успехом задабривать, если вам угодно,  порицать, если вам это нравится, быть компьютером или неуместным человеком,  если вам это нужно. Разница состоит лишь в том,  что вы знаете,  что делаете,  и готовы взять  на  себя  все последствия.

 

     Список литературы:

     1.Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М., 1986.

     2.М.-А.Робер, Ф.Тильман Психология индивида и группы: Перевод с франц.-  М.,1988.- 256 с.

     3.Райкрофт Ч.  Критический словарь психоанализа:  Перевод с англ.- СПб., 1995.- 288 с.

     4.Дэвид Гордон Терапевтические метафоры:  Перевод с англ. СПб, 1995.- 196 с.

     5.Собчик Л.Н.  Методы  психологической  диагностики:  Диагностика межличностных отношений.-Методическое руководство.- М.,1990.

     6.Фромм Э.  Анатомия человеческой деструктивности:  Перевод  с англ.- М., 1994.

 

 

 

Личность и межличностные отношения

Определение и  описание личности зависит от исходной познавательной позиции авторов и того направления психологии (идеалистический, материалистический) которого они придерживаются. Неопровержимым фактором для всех является то, что «личностью не рождаются, а личность становятся», т.е. это выражение свидетельствует социальную обусловленность личности и процесс её формирования; другой вопрос, что является основополагающим в личности (генетические, биологические, социальные или духовные факторы).

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в  чём именно усматривается такое начало, теории личности подразделяют на психобиологические (Кречмер, Шелдон), биосоциальные (Олпорт, Роджерс), психосоциальные (Адлер, Хорни), психостатические («факторные» - Кеттел, Айзенк).

Изначально все проявления человека сводились исключительно к проявлению его индивидуальной души, которая является божественной сущностью. Так, например, Платон приписывал богу мысль: ничто неразумное никогда не может быть прекраснее того, что имеет ум, а ума не может быть ни в чём без души, потому бог вселил ум в душу, а душу в – тело. Он же развивал учение о переселении души, причём разумную душу помещал в голову, чувственную – в грудь, чревную – в живот. Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его сущности, какой он сам её видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. По сути же, человек есть нечто большее, чем он проявляет в поведении.

Личность – социально (исторически, культурологически) это то, чему нас обучают с рождения, и что мы проявляем на уровне поведения, это способ приспособления к социуму в котором мы живём (это может быть удачным или неудачным приспособлением); индивидуальность – наша сущность, это даже то, чего мы не знаем о себе, это также то, что мы скрываем от других (или от себя), «одним словом» это мы полностью во всех измерениях (органическом – психологическом – социальном - духовном).

Разные религиозно-философские системы выделяют разные стороны проблемы «личности». Если в античной философии личность выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера, синоним нематериальной души. С идеей души связаны два понятия, влияние которых отмечается и поныне, на современную психологию: анимизм (одушевление либо всей природы в целом, либо отдельных её частей) и гилозоизм (обозначает вещество природы, давно, существовавшего ощущением и мышлением, т.е. человек – часть природы и космоса). Несмотря на то, что эти понятия были введены в 17 веке – они описывали ту реальность, которая была присуща древним религиям и определяла один из путей познания человека. Общим для этих двух понятий является: 1) психологический корень – антропоморфизм (человек-форма) – перенос на любое явление мира человеческих свойств, 2) рассмотрение человека как части природы и космоса; ощущение своей причастности божественному.

 Понимание личности как души в западной психологии и философии объединяется термином «персонализм». Впоследствии это слово вошло во все романские языки как вообще особа, личность. Персонализм в западной психологии – это не любая теория личности, а течение, признающее личность не только высшей ценностью, но и личной реальностью, духовным первоэлементом бытия, особой субстанцией. Персонализм зародился в конце 19 века, в работах Бердяева, Лоского, белого и получил многочисленные разветвления. На сегодняшний день терминология персонализма используется и в психиатрии – ядро личности, сферы личности, в понимании способностей как самостоятельной сферы личности.

Идея отождествления души с личностью принадлежит представителю Киевской психологической школы Г.И.Челпанову (1862-1936) который писал о том, что «душа есть причина душевных явлений, только благодаря деятельности души мы имеем представления, чувства».

Впоследствии, на территории Советского государства, в научной психологии доминировало (а по сути было единственным) материалистическое рассмотрение человека и его психики (т.е. – человек, продукт эволюции, а психика – свойство высокоорганизованной материи мозга). Так что дискуссии велись исключительно в материалистической парадигме. В результате чего произошло отождествление личности и человека. К примеру, определение из БСЭ «Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Личностью является только человек как разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности».

Исходя из этого, делается следующее обобщение – человек, взятый за целое, имеет только две подструктуры: организм и личность. Для сравнения отметим, что в экзотерической психологии выделяют семь подструктур, причём каждая из них имеет свой континуум (протяжённость). Нарушение функционирования какого-либо звена (или между звеньями) вызывает заболевание, и болезнь рассматривается как информация для человека о том, что где-то нарушена гармония.

Следует отметить, что для современных психологов (к какому бы научному направлению они не принадлежали) структура личности представляется проблемой. Отказавшись от традиционного понимания личности как более или менее случайной совокупности психических черт, современные психологии видят в ней определённую систему, структуру. Но раскрывается это по-разному. «Многофакторные» теории (Айзенк, Кеттел и др.) рассматривают личность скорее как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. Это направление развивается в русле так называемой функциональной психологии. В нашей стране функциональная психология, соединившись с тесто логической психометрией, подтолкнула Г.И.Россолимо (1860-1928) к идее психологического профиля. Он предложил, измерив рядом методов уровень отдельных функций и переведя результаты измерения в 10 балльную систему, переносить их на график в виде профиля личности.

Концепция динамической функциональной структуры личности (К.К.Платонов) за целое берёт личность, т.е. человека как носителя сознания и как одну из двух подструктуры:

1-объединяет направленность и отношение личности, проявляющиеся как её моральные черты. Эти элементы не имеют непосредственных врождённых задатков, а отражают индивидуально преломлённое общественное (групповое) сознание и формируется путём воспитания. Данная подструктура относится к  понятию направленности личности. Направленность включает в себя: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение;

2-подструктура опыта – объединяет знания, умения, навыки, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных факторов;

3-особенности психологических процессов: память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля;

4-биопсихические свойства: темперамент, половые и возрастные свойства, а также патологические («органические») изменения.

В биологически ориентированных теориях – личность была сведена только к темпераменту, к типу нервной системы, единственным правильным путём её изучения был признан путь изучения типологических особенностей. Это направление берёт своё начало от гиппократовской теории модели: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; и продолжается в психофизиологической теорией И.П.Павлова выделяющего три основных свойств нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность, и четыре основных типичных их сочетаниях в виде четырёх типов высшей нервной деятельности:

1) сильный, уравновешенный, подвижный – соответствует сангвинику.

2) сильный, неуравновешенный, подвижный – соответствует холерику.

3) сильный, уравновешенный, инертный – соответствует флегматику.

4) слабый, неуравновешенный, инертный – соответствует меланхолику.

Вплотную этим направлением занималась рефлексология, естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в начале века и связанное с идеями И.М.Сеченова и В.М.Бехтерева.

Рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как «твёрдую точку опоры» для научных выводов, рассматривая психологическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для её объяснения материалы физиологии высшей нервной деятельности.

К рефлексологии, в какой-то степени можно отнести и теории инстинктивизма.

Истоки этих направлений следует искать в философских трудах прошлого, современное же мышление, в целом, опирается на эмоциональную теорию Чарльза Дарвина. Так, Уильям Джеймс и Уильям Мак-Дугалл составляли таблицы, пологая, что каждый инстинкт обусловливает соответствующий тип поведения. Выделялись инстинкты подражания, вражды, сочувствия, охоты, страха, соревнования, творчества, любви и т.д. – в целом, этот список представляет смесь из общечеловеческих свойств и специфических социально обусловленных черт личности.

Теоретические модели инстинктивизма объединяет одна общая идея – идея субстанции, обладающая способностью стимулировать поведение. Главный прогресс во взглядах Фрейда по сравнению с его предшественниками состоял в том, что он свёл все влечения к двум категориям: инстинкту самосохранения и инстинкту сексуальности. В последствии он отказался от этого. Он выдвинул новую дихотомическую пару: влечение к жизни и влечение к смерти. Фрейд сделал очень важный шаг вперёд от механического физиологизма к биологическому воззрению на организм как целое и к анализу биологических предпосылок феноменов любви и ненависти. В дальнейшем эти идеи были блестяще развиты его учениками и последователями.

По поводу структуры личности у Фрейда существует два мнения:

1)      сводится к структуре психики (у Фрейда – «Психологический аппарат») и имеет следующие компоненты: а) «Оно» (бессознательное) – первоначальная, основная, центральная часть; служит источником энергии для остальных элементов; б) «Я» (сознательное) – является модификацией части «Оно». Призвано  «наблюдать» за внешним миром и  формировать его правильный образ; в) «Сверх-Я» - та часть «Я» в которой развиваются совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Является хранилищем выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Основная цель взаимодействие всех трёх элементов – поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития психической жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

2)      Выделяют пять основных типов личности:

- оральный, характеризуется сильной зависимостью от других.

-анальный, характеризуется честолюбием и духом соперничества в сочетании со стыдливостью;

-фаллический, характеризуется решительностью, уверенностью в себе и целеустремлённостью.

- генитальный, уравновешенный или идеальный тип человека.

«Социологизаторские» теории личности.

«Нейрофредизм» - направление в психологии, относящееся к ряду американских авторов, предпринявших попытку переформулировать фрейдовскую теорию в терминах социологии и отрицающих её связь с биологией. Наиболее известные нейрофредисты: Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Салливан. Предметом интереса Хорни и Фромма являлись связи между личностью, индивидуальным развитием и социальной структурой. Салливен занимался изучением роли интерперсональных отношений в формировании поведения и личности.

В психологической  науке, на территории бывшего СССР, социологизация личности проявлялась в трёх вариантах:

1) полное, или частичное отождествление личности только с её отношениями, что защищали крайние сторонники теории отношений. Характерные формулировки для этого направления следующие: «структура личности определяется, прежде всего, её направленностью»; «Личность это вершина психического развития человека и в то же время высшая ступень саморегуляции.»

2) Личность как совокупность общественных отношений. Сущность человека – совокупность общественных отношений; сущность человека – есть личность; личность – совокупность общественных отношений.

3) Личность – совокупность социальных свойств. «Личность как свойство человека быть включенным в систему общественных отношений социальна полностью; в ней нет ничего биологического».

 

Структура Петровского

1.      Внутрииндивидуальный уровень.

2.      Межличностное взаимодействие.

3.      Представленность в других людях

Гуманистическая психология: устремлённость личности в будующее, максимальная самореализация.

 

 

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Декабрь 2024
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2025
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2025
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22  
ВС 2 9 16 23