Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Для студентів / Общая психология /

САМОСОЗНАНИЕ


 

В  социальной  психологии  выделяют  три  сферы,  в  которых  осуществляется  становление,  формирование  личности:  деятельность,  общение,  самосознание.

В  ходе  социализации  расширяются  и  углубляются  связи  общения  человека  с  людьми,  группами,  обществом  в   целом,  происходит  становление  в   человеке   образа  его  «Я».  Образ  «Я»  или  самосознание  (представление  о  себе)  не  возникает  у  человека  сразу,  а  складывается  постепенно  на  протяжении  его  жизни  под  воздействием  многочисленных  социальных  влияний  и  включает  4  компонента  (по  В. С. Мерлину):

1.     сознание  отличия  себя  от  остального  мира

2.     сознания  «Я»  как  активного  начала  субъекта  деятельности

3.     сознания  своих  психических  свойств,  эмоциональные  самооценки

4.     социально-нравственная  самооценка,  самоуважение,  которое  формируется  на  основе  накопленного  опыта  общения  и  деятельности.

Существуют  различные  точки  зрения  на  генезис  самосознания.

1.                                   Традиционный  подход  -  понимание  самосознания  как  исходной  генетически  первичной  формы  человеческого  сознания,  основывающийся  на  самоощущениях,  само восприятии  человека,  когда  еще  в  раннем  детстве  формируется  у  ребенка  целостное  представление  о  своем  физическом  тел,  о  различении  себя  и  всего  остального  мира.  Исходя  из  концепции  «первичности»  указывается,  что  способность  к само переживанию  оказывается  особой  универсальной  стороной  самосознания,  которая  его  порождает.

2.                                   Рубинштейн  -  самосознание  -  высший  вид  сознания,  возникший  как  результат  развития  сознания.  Не  сознание  рождается  из  самосознания,  из  «Я»,  а  самосознание  возникает  в  ходе  развития  сознания  личности.

3.                                   Сознание  внешнего  мира  и  самосознание  возникли  и  развивались  одновременно,  едино  и  взаимообусловлено.  По  мере  объединения  «предметных»  ощущений  складывается  представление  человека  о  внешнем  мире,  а  в  результате  синтеза  самоощущений  -  о  самом  себе. 

В  онтогенезе  самосознания  можно  выделить  два  основных  этапа:  на  первом  этапе  формируется  схема  собственного  тела  и  формируется  «чувство  Я».  Затем  по  мере  совершенствования  интеллектуальных  возможностей  и  становления  понятийного  мышления  самосознание  достигает  рефлексивного  уровня,  благодаря  чему  человек  может  осмысливать  свое  отличие  в  понятийной  форме.  Поэтому  рефлексивный  уровень  индивидуального  самосознания  всегда  остается  внутренне  связанным  с  аффективным  сопереживанием  (В. П, Зинченко).

 

КРИТЕРИИ  САМОСОЗНАНИЯ

 

1.                                   Выделение  себя  из  среды,  осознание  себя  как  субъекта,  автономного  от  седы  (физической  среды,  социальной  среды);

2.                                   Осознание  своей  активности  -  «Я  управляю  собой»

3.                                   Осознание  себя  «через  другого»  («То,  что  я   вижу  в  других,  это  может  быть  и  мое  качество»);

4.                                   Моральная  оценка  себя,  наличие  рефлексии  -  осознание  своего  внутреннего  опыта.

В  структуре  самосознания  можно  выделить:

1.                                   сознание  близких  и  отделенных  целей,  мотивов,  своего  «Я»  («Я  как  действующий  субъект»)

2.                                   осознание  своих  реальных  и  желаемых  качеств  «Реальное  «Я»  и  идеальное  «Я»)

3.                                   познавательные,  когнитивные  представления  о  себе  («Я  как  наблюдаемый объект»)

4.                                   эмоциональное,  чувственное  представление  о  себе.

Самосознание  включает  в  себя:

·        самопознание  (интеллектуальный  аспект  познания  себя);

·        само отношение (эмоциональное  отношение  к  самому  себе).

Наиболее  известная  модель  самосознания  предложена  К. Юнгом  и  основана  на  противопоставлении  осознаваемых  и неосознаваемых  элементов  человеческой  психики. Юнг  выделяет  два  уровня  ее  само отображения:

1  уровень   -  субъект  всей  человеческой  психики  -  «смость»,  которая  персонифицирует  как  сознательные,  так  и  бессознательные  процессы,  и  поэтому  есть  как  бы  тотальная  личность;

2  уровень  -  форма  проявления «самости»  на  поверхности  сознания,  осознаваемый  субъект,  сознательное  «Я».

Гуманистические  психологи  рассматривают  сам ость  как  целенаправленность  всей  личности  на  осуществление  максимума  потенциальных  возможностей  индивида.

Мерилом  для  человека  в  его  отношении  к  себе  являются,  прежде  всего,  другие  люди.  Каждый  новый  сознательный  контакт  меняет  представление  человека  о  себе,  делает  его  более  многогранным.  Сознательное  поведение  является  не  столько  проявлением  того,  каков  человек  на  самом  деле,  сколько  результатом  представлений  человека  о  себе,  сложившихся  на  основе  общения  с  ним  окружающих.

4       уровня  структуры  самосознания:

1.       непосредственно  чувственный  уровень  -  самоощущение,  само переживания  психосоматических  процессов  в  организме  и  собственных  желаний,  переживаний,  состояний  психики,  в  результате  достигается  простейшая  само идентификация  личности;

2.       целостно-образный,  личностный уровень  -  осознание  себя  как  деятельного  начал,  проявляется  как  само переживание,  само актуализация,  отрицательная  и  положительная  идентификация  и  поддержание  аутоидентичности  своего  «Я»;

3.       рефлексивный,  интеллектуально-аналитический  уровень  -  осознание  личностного  содержания  собственных  мыслительных  процессов  личности,  в  результате  возможно  самонаблюдение,  само осмысление,  самоанализ,  само рефлексия;

4.       целенаправленно-деятельный  уровень  -  своеобразный  синтез  трех  рассмотренных  уровней,  в  результате  выполняются  регулятивно-поведенческие  и  мотивационные  функции  через  многочисленные  формы  самоконтроля,  самоорганизации,  само регламентации,  самовоспитания,  самоусовершенствования,  самооценки,  самокритики,  самопознания,  самовыражения.

Информационное  наполнение  структур  самосознания  связано  с  двумя  механизмами  его  деятельности:  уподоблением,  отождествлением  себя  с  кем-то  или  чем-то  (само идентификация)  и  интеллектуальным  анализом  своего  «Я»  (рефлексия  и  само рефлексия).

Можно  выделить  3  пласта  сознания  человека:

1.     отношение  к  себе;

2.     отношение  к  другим  людям;

3.     ожидание  отношения  других  людей  к  себе  (атрибутивная  проекция).

 

НАРУШЕНИЯ   САМОСОЗНАНИЯ

 

При  всех  психических  заболеваниях  самосознание  поражается  раньше,  чем  предметное  сознание.  Существуют  специфические  расстройства  самосознания:

·        деперсонализация  -  когда  происходит  утрата  своего  «Я»,  все  происходящее  в  своей  психике  люди  воспринимают  как-бы  со  стороны,  как  что-то  внешнее  или  чужое;

·        расщепление  ядра  личности.  Оно  как  бы   раздваивается,  больные  жалуются  на  постоянное  присутствие  двух  чуждых  начал,   конфликтующих  между  собой.  Каждое  из   этих  начал  «Я»  обладало   памятью,  индивидуальностью,  утверждало  собственную  жизненную  целостность,  но  не  признавало  саму  мысль  о  возможном  существовании  других  начал;

·        нарушение  телесной  идентификации,  когда  люди  жалуются,  что  части  своего  тела  воспринимаются  как  что-то  от  них  отдельное.

·        Крайние  формы  нарушения  самосознания  (дереализация,  когда  утрачивается  чувство  реальности  не  только   своего  бытия,  но  появляются  сомнения  в  подлинности  существования  всего  окружающего  мира.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЗНАНИЯ  И  ПОДСОЗНАНИЯ

 

В  зоне  ясного  сознания  находит  свое  отражение  малая  часть  одновременно   приходящих  из  внешней  и  внутренней  среды  организма  сигналов.  Сигналы,  попавшие  в  зону  ясного  сознания,  используются  человеком  для  осознанного  управления  своим  поведением.  Остальные  сигналы  также  используются  организмом  для  регулирования  некоторых  процессов,  но на подсознательном  уровне.  Наблюдения  показали,  что в  зону  ясного  сознания  в  данный  момент  попадают   те объекты,  которые  создают  препятствия  для  продолжения  прежнего  режима  регулирования.  Возникшие  затруднения  привлекают  внимание, и  они  таким  образом  осознаются.  Осознание  затрудняющих  регуляцию  или  решение  задачи  обстоятельств  способствует  нахождению  нового  режима  регулирования  или  нового способа решения,  но  как  только  они  найдены,  управление  вновь  передается  в  подсознание,  а сознание  освобождается  для  разрешения  вновь  возникающих  трудностей.  Эта  непрерывная  передача  управления  обеспечивает  человеку  возможность  решать  все  новые  задачи,  опирается  на  гармоничное  взаимодействие  сознания  и  подсознания.  Сознание  привлекается  к  данному  объекту  только  на короткий  интервал  времени  и  обеспечивает  выработку  гипотез  в  критические  моменты  недостатка  информации.

Большая  часть  процессов,  протекающих  во  внутреннем  мире  человека  им  не осознается,  но  в  принципе  каждый  из  них  может  стать  осознанным.  Для  этого  нужно  выразить  его  словами  -  вербализовать.  Выделяют:

1.     подсознательное  -  те  представления,  желания,  действия,  устремления,  которые  ушли  сейчас  из  сознания,  но  могут  потом  придти  в  сознание;

2.     собственно  бессознательное  -  такое  психическое,  которое  ни  при  каких  обстоятельствах  не  становится  сознательны.

Фрейд  считал,  что  бессознательное  это  не  столько  те  процессы,  на  которые  не  направляется  внимание,  сколько  переживания,  подавляемые сознанием,  такие,  против  которых  сознание  воздвигает  мощные  барьеры.

1.      

 

 

 

Самопознание

 

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

По легенде, рассказанной Платоном в диалоге «Протагор» (343а), «семь мудрецов» Древней Греции — ФалесПиттакБиантСолонКлеобулМисон и Хилон (VI век до н. э.) — «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения, в том числе «Познай самого себя» (др.-греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton). Изречения были высечены на колонне Дельфийского храма.

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).

К областям самопознания относят сознание и бессознательное.

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.

Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены“ эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своём воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

·         Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.

·         Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.

·         Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.

·         Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.

·         Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.

К средствам самопознания относятся:

·         Самоотчёт, в том числе в форме дневника.

·         Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.

·         Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личностисоциальная психология.

·         Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

·         индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;

·         работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.

Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

1.   Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2.   Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3.   Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний

 

 

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Декабрь 2024
ПН  2 9 16 23 30
ВТ  3 10 17 24 31
СР  4 11 18 25  
ЧТ  5 12 19 26  
ПТ  6 13 20 27  
СБ  7 14 21 28  
ВС 1 8 15 22 29  
Январь 2025
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Февраль 2025
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12 19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22  
ВС 2 9 16 23