Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов /

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 

Бессознательное  -  понятие,  обозначающее  совокупность  психических  образований,  процессов  и  механизмов,  в  функционировании  и  влиянии  которых  субъект  не  отдает  себе  отчета.  Разработка  представлений  о  бессознательном  в  психологии была  начата  З. Фрейдом,  который  первым  обратил  внимание  на  то,  что  многие  человеческие  действия,  которые  кажутся  случайными,  обусловлены  глубинными  мотивами  и  комплексами,  которые  сам  человек  не  осознает.  Эти  мотивы  проявляются  также  в  сновидениях,  невротических  симптомах,  продуктах  творчества  и  в  др..  В  дальнейшем  различные  проявления  бессознательного  изучались  как  в  прикладной  клинической  психологии,  так  и    экспериментальной  психологии.

5 классов  проявления  бессознательного:

1.     Неосознаваемые  побудители  деятельности  (мотивы  и  смысловые установки),  которые  не  воспринимаются  из-за  социальной  неприемлемости  или  рассогласования  с  другими  потребностями,  мотивами  и  установками  личности.  Влияние  такого  рода  мотивов  и  установок  может  приводить  к  нарушениям  адаптации  и  психического здоровья  личности.  Коррекция  этих  нарушений  осуществляется  посредством  психотерапии,  в  процессе  которой  клиент  приходит  к  осознанию  конфликтных  побуждений  и  получает  возможность  их  сознательного контроля.

2.     Неосознаваемые  механизмы  (в  частности,  механизмы  фиксированной  установки),  обеспечивающие  беспрепятственное  выполнение  привычных  поведенческих  автоматизмом  и  стереотипов,  применение  в  соответствующей  ситуации  имеющихся  у   субъекта  навыков  и  умений.  Лежащие  в  их  основе  операции  первоначально осознаны;  по  мере  их  отработки  и  автоматизации  они  перестают  осознаваться.

3.     Механизмы  и  процессы  подпорогового  восприятия  объектов.  Объекты, воспринимаемые  на  этом  уровне,  не  даны в  виде  образа  и  не  осознаются  субъектом,  однако  они  оказывают  регулирующее  влияние  на  протекание  его  деятельности.

4.     Над сознательные  явления  (неосознаваемые  механизмы творческих процессов,  результаты  которых  осознаются  как  художественные  образы,  научные  открытия,  проявления  интуиции,  вдохновения,  творческого  озарения  и  др..).

5.     Структуры  общественного  бессознательного   -  неосознаваемые  языковые,  культурные,  идеологические  и  иные  схематизмы,  мифы  и  социальные  нормы,  определяющие  мировосприятие  людей,  принадлежащих  к  данной  культуре.    

Неосознаваемый  характер  функционирования  существенной  части  психического  аппарата  человека  является  неизбежным  следствием  его  устройства.  Неосознаваемые  процессы  не  требуют  контроля  со  стороны  сознания,  что  позволяет  разгрузить  его  для    выполнения  других  задач.  Вместе  с  тем  возможность  сознания  (но  не  постоянная  осознанность)  движущих  человеком  мотивов,  внутри личностных  конфликтов  и  структур  общественного  бессознательного  позволяет человеку  подняться  на  более  высокую  ступень  управления  своим  поведением.

Неосознаваемые  процессы:

1.     Неосознаваемые  механизмы  сознательных  действий

·        Неосознаваемые  автоматизмы  -  действия  или  акты,  которые  совершаются  «сами  собой»,  без  участия  сознания.  Перичные  автоматизмы  (процессы  не  осознавались)  -  автоматические  действия  (например,  сосательные  движения).  Вторичные  автоматизмы  прошли  через  сознание  и  перестали  осознаваться.  Это  автоматизированные  действия  или  навыки.                       При  формировании  навыков  отмечается  двоякий  эффект:  во-первых,  действие  начинает  осуществляться  быстро  и  точно;  во-вторых,  происходит  высвобождение  сознания,  которое может  быть  направлено  на  освоение  более  сложного  действия.                                                             Н. А. Бернштейн  (советский  физиолог)  выдвинул  принцип  «повторение  без  повторения»  -  при  отработке  навыка  человек  не  повторяет  без  изменения  одно  и  то  же  действие,  а  постоянно  видоизменяет  его  в  поисках  оптимальной  «формулы»  движения.

·        Явления  неосознаваемой  установки  -  грузинская  психологическая  школа,  изучающая  установку.  Ее  основоположник  -  Дмитрий  Николаевич  Узнадзе  (1886  -  1950).                                                                                                 Установка  -  это  готовность  организма  или  субъекта  к совершению  определенного  действия  или  к  реагированию  в  определенном  направлении.  Установки  бывают:  моторная, перцептивная,  умственная.  Однако  не  всякая  установка  неосознаваема.  Узнадзе,  его  сотрудники  и  последователи  увидели  в  явлениях  неосознаваемой  установки  свидетельство  существования  особой,  «до сознательной»  формы  психики.  По  их  мнению,  это  ранняя  (в  генетическом  и  функциональном  смысле)  ступень  развития  любого  сознательного  процесса.

·        Неосознаваемые  сопровождения  сознательных  действий  -  существуют  неосознаваемые  процессы,  которые  просто  сопровождают  действие.  Данные  процессы  включены  в  общение  между  людьми  и  представляют  собой  важнейшие  дополнительные  (наряду  с  речью)  средства  коммуникаций.  Они  могут  быть  использованы  как  объективные  показатели  различных  психологических  характеристик  человека  -  его  намерений,  отношений,  скрытых  желаний,  мыслей  и  т. д.

2.     Неосознаваемые  побудители  сознательных  действий

3.     «Над сознательные»  процессы.

Различие  функций  (сознания  и  подсознания)  выражается  яснее  всего,  когда  мы  сравниваем  человеческую  душу  с  садом.  Вы  сами  садовник  и  сеете  семена  ваших  мыслей  в  плодородную  почву  вашего  подсознания. 

Многочисленные  эксперименты,  проведенные  психологами,  в том  числе  и  эксперименты  гипнотического  типа,  доказали  неспособность  подсознания  осуществлять  логический  мыслительный  процесс,  так  как  оно  не  способно  осуществлять  ни избирательную,  ни  сравнительную  функцию.  Если  вы  внушите  своему  подсознанию  что-либо  объективно  неверное,  оно  (подсознание)  примет  это  внушение  и  реализует  его  рано или  поздно  в  виде  условий  жизни,  опыта  или  события.

 

Дж.Мерфи «Сила вашего подсознания» Феникс, Ростов-на-Дону 2000г.

Различные функции сознания и подсознания выражаются яснее всего, когда мы сравниваем человеческую душу с садом. Вы сами садовник и сеете семена ваших мыслей в плодородную почву вашего подсознания.

         Многочисленные эксперименты, проведённые психологами, в том числе и эксперименты гипотетического типа, доказали неспособность подсознания осуществлять логический мыслительный процесс, так как, оно не способно осуществлять ни избирательную, ни сравнительную функцию.

         Если вы внушите своему подсознанию что-либо объективное неверное, оно (подсознание), примет это внушение и реализует его рано или поздно в виде условий жизни, опыта или события.

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2024
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12
19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30