Психологические защитные механизмы человека
Психологическая защита – центральное понятие современной психотерапии психоаналитических направлений, оно используется в когнитивной и гуманистической психотерапии.
Психологическая защита – это неосознаваемые психологические процессы, направленные на то, чтобы уменьшить действие психической травмы.
Одна из классификаций психологических защитпредложена Л.Д.Деминым и И.А. Ральниковым, которые выделяют три группы психологических защит:
1. Защиты, опосредующие восприятие информации – «естественные защиты». К ним относят подавление (хотя в качестве таких механизмов защиты рассматривают большее количество защит, но акцентирую лишь те, которые были выделены Плутчиком). Общими чертами для этой группы является невостребованность анализа содержания информации. Главное здесь – блокировка информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания.
2. Защиты, опосредующие различные формы искажения (трансформации) информации – «интегративные защиты». Условно можно обозначить их как «преобразование информации» с помощью различных механизмов защиты. К ним относятся – проекция, компенсация, реактивное образование, интеллектуализация. В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий.
3. Защиты, основанные на первичных примитивных формах психических проявлений – «ретрозащиты», к которым относятся регрессия и отрицание. Настоящая группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без изменений. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей.
Дадим характеристику основным психологическим защитам.
Вытеснение – форма психологической защиты, при которой психотравмирующий фактор исчезает из сознания, вытесняясь в бессознательное.
Примером такой защиты может служить вытеснение из сознания гибели близкого человека. Действительно, если он не погиб, то и переживать незачем. Такой вид защиты культивировался у нас во время войны. В средствах массовой информации, кинолентах упор делался на такие случаи, когда женщина не верила, что ее муж погиб и продолжала его ждать, а потом оказывалось, что он жив и здоров. Вред такой защиты заключался в том, что многие женщины отказывались вновь устраивать свою личную жизнь, делая несчастными себя, своих детей и претендентов на их руку и сердце. Правда же такова, что, во – первых, таких случаев было мало, во – вторых, о чем говорят клинические факты, когда пропавший без вести вдруг возвращался, это был уже совсем другой человек, который оказывался ненужным жене, да и она уже изменилась и привыкла к роли страдалицы. Внезапное возвращение супруга лишало ее этого ореола, а при анализе часто выявлялось, что жизнь с мужем у нее была тяжелой, вытеснение же позволяло ей не делать пугающую ее вторую попытку.
Вытесняться также могут некоторые факты личной жизни, когда человек проявил себя не с лучшей стороны, некоторые желания, стремления, отрицательные черты характера, враждебность к близким и др.
Тот, кто вытесняет, побеждает в споре. Не спорь с тем, кто вытесняет.
Вытесняются такие свойства, как любовь к власти; такие качества, как глупость, недальновидность. Вытесняются в бессознательное сексуальные влечения и некоторые другие потребности. На некоторое время это спасает от переживания, но неудовлетворенная потребность или неисправленный личностный недостаток рано или поздно приведет к другим формам психологической защиты или к болезни.
Человек заработался и вовремя не поел, и у него закружилась голова. Он не осознает, что это от голода, и принимает лекарство. Человеку становится легче, но через некоторое время он чувствует слабость в коленях, опять что – то принимает. Потом ему становится все хуже и хуже. Единственное, что здесь сможет помочь, это введение в сознание факта, что человек голоден и должен принять пищу.
Все вытесненное необходимо вернуть теми или иными путями в сознание и осмыслить. Следует пережить гибель близкого, поумнеть, реализовать свое властолюбие реальным ростом, избавиться от неосознаваемой враждебности к близким, наладив с ними отношения. Чем больше вытесняется в бессознательное, чем хуже человек себя знает, тем менее он ориентирован, тем чаще жизнь его будет заходить в тупик.
К. Хорни считала одной из важнейших задач психотерапевта познакомить пациента с одним странным незнакомцем – с самим собой (одна из задач психологического тренинга – стать самим собой).
Основная борьба с вытеснением – осознание его с помощью психоаналитических процедур, а профилактика его – бдительность.
Проекция - форма психологической защиты, при которой неосознаваемые личностные качества, потребности, влечения проецируются на другие объекты.
Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества и изолированности. Проекция проявляется приписыванием другому на неосознаваемом уровне качеств, которые присущи проецируемому. Проекция вытесненных в бессознательное сексуальных влечений может проявиться в ханжестве, которое наблюдается у старых дев. Они действительно не испытывают сексуальных потребностей, но зато подозревают в этом каждого.
Вытесняется стремление к власти, и по механизмам проекции во властолюбии обвиняются окружающие.
Хорни считает, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет.
В психотерапии есть правило, согласно которому терапевт, прежде чем начинать лечение, должен избавиться от своих неосознаваемых комплексов, иначе он будет решать не проблемы больного, а свои собственные, т.е., как поступил бы он, если бы попал в аналогичную ситуацию.
По законам проекции в магазине мы каждого считаем покупателем, а в толпе, идущей на стадион, в каждом видим болельщика. Я уже знаю, о чем в том или другом случае можно говорить. В магазине я могу обратиться к идущему к выходу посетителю с вопросом о наличии товара на третьем этаже, а на стадионе спросить у соседа, не знает ли он состава команд. Но не исключено, что в магазине я встретил слесаря, которые не интересовался наличием товара, а на стадионе был не любитель футбола, а отец, следящий за своим сыном. Начало разговора может быть не вполне удачным.
Иногда проецируются на другого и положительные качества. Вы надеетесь, что у вашего обидчика «заговорит совесть». Не надейтесь, не заговорит, так как ее нет. Это Вы свои качества спроецировали на негодяя. Лучше добивайтесь своего.
Знание законов проекции показывает, почему нельзя обращаться за психологическими советами к друзьям и приятелям. Ведь они будут решать свои проблемы или советовать делать то, на что не решились сами.
Проекция грубо нарушает общение, делая человека или чрезмерно подозрительным, или чрезмерно беспечным. И то и другое может привести к неприятностям. Лучшей профилактикой проекции является самокритика.
Если вытесненный отрицательный недостаток не удается спроецировать, то нередко он подвергается трансформации.
Трансформация – форма психологической защиты, при которой вытесненные в бессознательное отрицательные черты характера превращаются в положительные.
Тогда грубость объясняется эмоциональностью или сильной волей. Защищающийся объясняет свою невыдержанность, грубость и жестокость этими хорошими качествами, хотя на самом деле из-за неумения понять, что происходит, раздражается, а из-за неспособности убедить и доказать своему партнеру что – либо, применяет волю.
Довольно часто вытесняется в бессознательное трусость и объясняется гостеприимством при накрывании слишком обильного стола, то принципиальностью при страхе пойти на риск, то предусмотрительностью при страхе вступить в открытый конфликт, то храбростью при страхе осуждения. Началом борьбы с трансформацией является признание своих недостатков.
Но и после этого часто трудно поступить храбро.
Сублимация - форма психологической защиты, при которой вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности переводится в другой канал.
Сублимация обычно сочетается с вытеснением. Например, энергия вытесненных бессознательных сексуальных влечений, может быть переведена в творческую деятельность и не беспокоить индивида. Длительное время может наблюдаться компенсация, но как указывал З. Фрейд, что – то следует использовать и по прямому назначению. В качестве аналогии Фрейд привел анекдот о лошади города Ганновера, которая хорошо работала, но много ела. Жители этого города решили отучить ее есть и постепенно уменьшали рацион. И в день, когда она должна была работать и уже совсем не есть, она их пожалела – она околела. Длительная сублимация ведет к неврозам. Исследователи после Фрейда отметили, что сублимироваться может не только сексуальное влечение, но и другие потребности (к примеру, сублимация потребности в творческом росте).
Идентификация – форма психологической защиты, при которой на неосознаваемом уровне приписываются себе свойства и качества, которые имеются у других людей (чаще авторитетов), их идеи и социальные нормы.
У ребенка в первые годы жизни идентификацию следует рассматривать, как психологическое свойство брать пример с окружающих. Сначала ребенок идентифицирует себя с родителями. Если родители – люди достойные, счастливые и адаптированные в этом мире, то, подражая их поведению, ребенок тоже вырастает достойным, счастливым и адаптированным (воспитывает не слово, а поступок). Основной тезис невротиков, воспитывающих ребенка звучит так: «Делай не так, как я делаю, а так, как я говорю». В подростковом периоде начинается идентификация себя с героями улицы, ребятами более старшего возраста нередко с неадекватным поведением. В юношеском возрасте может произойти идентификация с литературными героями, знаменитыми личностями, и человек отрывается от реального мира, не приобретая необходимого опыта.
Во взрослой жизни идентификация приобретает вид психологической защиты. У каждого из нас есть тенденция к росту, к тому, чтобы «сделать себя». Если мы не знаем, как «сделать себя», мы начинаем кому–то подрожать. При подражании мы ориентируемся не на свои способности, а на способности того, кому мы подражаем. В результате мы не развиваем свои способности, что приводит к внутриличностному конфликту, который отчасти снимается с помощью идентификации. Тогда начинается критика начальства, политического деятеля или другого человека, добившегося большего успеха. Идентификация облегчает принятие решений, но ведет к одиночеству. Один раз обманутый, идентифицируя свойство обманщика со свойствами всех людей, начинает настороженно относиться к любому.
Идентификация наиболее тяжела для коррекции, так как входит в структуру характера и представляется личности как нечто само собой разумеющееся. Идентификация с точки зрения христианства является грехом («Не делай себе кумира»).
Основой хорошего самочувствия является профессиональная самостоятельность, своя точка зрения на жизнь.
Образование противоположных реакций – форма защиты, при которой вместо вытесненных в бессознательное определенных мыслей и чувств выражаются прямо противоположные.
К примеру, мальчик всячески обижает девочку, к которой испытывает симпатию. Не сумев добиться взаимности, мальчик испытывает чувство обиды. Обида вместе с чувством симпатии вытесняется в бессознательное и вместо этого в сознании возникает чувство неприязни, которое проявляется в соответствующем поведении. При такой форме защиты восстанавливается чувство самоуважения, но человек лишается необходимого ему тепла и любви.
Образование противоположных реакций формируется в раннем детстве под влиянием родительского воспитания.
Бороться с этой формой защиты следует путем выражения правдивых мыслей и чувств.
Образование «симптомов» - форма психологической защиты, при которой во время действия психотравмирующего фактора возникают психосоматические явления, позволяющие отложить решение проблемы.
Болезни как таковой нет, но интенсивность симптома позволяет больному отвлечься от психотравмирующего фактора и заняться ликвидацией симптома.
Вымещение – форма психологической защиты, при которой негативная эмоциональная реакция направлена не на ситуацию, вызвавшую психическую травму, а на объект, не имеющий к психотравме отношения (чаще всего это люди, которые слабее или зависят от личности, находящейся в психологической защите).
Первое лицо в коллективе ругает своего заместителя, заместитель – начальника отдела, и так до самого низа, до рядового члена коллектива. Тот, кто не имеет возможности сорвать зло на работе, срывает его дома на жене и детях.
Профилактика этой формы защиты заключается в умении доводить конфликт до логического завершения – сближение точек зрения или спокойный разрыв отношений, если они уже изжиты.
Уход – форма психологической защиты, при которой субъект неосознанно избегает психотравмирующие ситуации.
Это своего рода страусиная политика. Действительно, уход из ситуации дает временное облегчение, но при этом довольно часто остаются нереализованными стратегические цели и не удовлетворены существенные потребности и желания, что является поводом для последующих глубоких душевных переживаний.
Перенос (замещение) – форма психологической защиты, при которой чувства, стремления, желания, влечения, цели, которые должны быть направлены на один объект, направляются на другой.
Например, когда нарушены взаимоотношения между супругами, перенос предохраняет их от скандала, развода. Создается видимость хорошей семейной жизни. Объектов переноса много. Это всевозможные хобби, дальние и близкие родственники, животные и даже предметы домашнего обихода.
Довольно часто, особенно у женщин, объектом переноса становятся дети.
Борьба с переносом – сохранение первичной цели. В производственных ситуациях – это раскрытие до конца своих профессиональных возможностей. В семейных ситуациях – это любовь, налаживание отношений между мужем и женой.
Рационализация – форма психологической защиты, при которой неприемлемые для морали импульсы, исходящие из сферы влечений (ОНО) заменяются ложными мотивами, которые мораль (сверх - Я) допускает и даже требует.
Возникает временное равновесие. С одной стороны, человек чувствует себя самостоятельной личностью, поступающей по собственному разумению, с другой стороны, ему не приходится вступать в конфликт с неприемлемыми для него социальными нормами и догмами.
Э. Фромм считал рационализацию способом остаться в стаде и в то же самое время чувствовать себя личностью.
Борьба с рационализациями крайне трудна. На первом этапе следует признать истинность своих желаний, мыслей и чувств, а потом осмелиться поступить в соответствии с этими желаниями, мыслями и чувствами хотя бы один раз. Тогда станет значительно легче. На последующих этапах наступает большое облегчение.
Интеллектуализация – форма психологической защиты, при которой человек при помощи пространных рассуждений, построения гипотез и теорий пытается объяснить неудачи в своей жизни сложившимися обстоятельствами, а не личностной несостоятельностью.
Ученики объясняют неудачу в учебе необъективностью преподавателя. Взрослые свои жизненные провалы объясняют тем, что им не повезло (с детьми, мужем, женой, начальником, подчиненными, социальными условиями и пр.). Появляется возможность быть пассивным. На какое - то время это успокаивает, но потребности не реализуются, и возникновение заболевания неминуемо.
Рационализация и интеллектуализация используют для защиты один и тот же психический процесс – мышление. Только при рационализации человек пытается обосновать свои неверные поступки, а при интеллектуализации он объясняет свое бездействие объективными обстоятельствами.
Оглушение - форма психологической защиты, при которой эмоциональное напряжение, связанное с психотравмой, снимается с помощью алкогольных напитков или наркотиков.
После выпивки становится легче, мир и все люди прекрасны, человек сам себе кажется могущественным.
Если имеют место неудачи, проблема не решена, возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, тоска). Польза отрицательных эмоций заключается в том, что они активизируют мыслительный процесс, который может способствовать решению проблемы и привести к реальной радости, а не к оглушению. Прием спиртных напитков, временно снимая отрицательные эмоции, оглушая, блокирует мыслительный процесс, и решение проблемы откладывается.
Лучшая профилактика оглушения – это систематическая тренировка мыслительного процесса, достижение высокого профессионального уровня и овладение психологическими навыками.
Экранирование – форма психологической защиты, когда для снятия эмоционального напряжения принимаются транквилизаторы.
Несколько напоминает оглушение. Разница только в том, что человек остается трезвым. Он не подвергается осуждению, у него даже восстанавливается работоспособность. Транквилизаторы помогают при тревоге, навязчивости, обладают иногда релаксирующим, а иногда и стимулирующим действием. Но ведь при этом нет работы с причинами. Человек продолжает делать то, что делал раньше, т.е. проблемы усугубляются. Рано или поздно наступает еще более выраженное обострение. Фактически при помощи экранирования мы, как вор с отмычкой, залезаем в неприкосновенные запасы организма. Создается видимость благополучия, а затем наступает еще более тяжелый срыв.
Играние ролей – форма психологической защиты, при которой усваивается какой – то шаблон поведения, не меняющийся, несмотря на изменение ситуации.
Как и при других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от «уколов», но одновременно лишает теплых взаимоотношений, так необходимых для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий существования мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли.
Так, женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком.
Выход из положения – разрушение игр.
Окаменелость - форма психологической защиты, при которой чувства практически не имеют внешнего проявления.
При окаменелости человека трудно обидеть, но трудно и приласкать. На какое – то время это защищает, но потребность в теплых отношениях не удовлетворяется. Развивается чувство одиночества, и появляются невротические срывы или психосоматические заболевания. «Близкими людьми» становятся врачи. Окаменелость у нас воспитывается наиболее интенсивно. С раннего детства ребенка обучают сдерживать свои чувства, держать себя в руках. Неотреагированный гнев приводит к язвенной болезни желудка, к гипертонической болезни.
Если окаменелость продолжается долго, происходит отвердение характера. Полностью теряется спонтанность. Человек перестает удовлетворять свои потребности и выполняет требования своего характера. Исчезает психологическая гибкость, существовать человек может только в таких условиях, когда требования характера одновременно полностью соответствуют требованиям среды и потребностям организма. Малейшее изменение ситуации делает человека полностью декомпенсированным.
Компенсация – форма защиты, при которой чрезмерно развивается одна наиболее выраженная способность в ущерб другой.
Например, умный, но физически слабо развитый мальчик компенсирует свой недостаток тем, что интенсивно изучает шахматную игру и добивается в этой области заметных успехов. На какое – то время это успокаивает, но рано или поздно соматическое неблагополучие может привести к болезни, а плохая осанка и хилый вид помешает добиться взаимности в любви.
Гиперкомпенсация – форма психологической защиты, при которой интенсивно развиваются навыки, к приобретению которых нет способностей.
Например, физически слабый подросток занимается в секции ушу, чтобы обучиться борьбе и потом избить своего обидчика. На какое – то время гиперкомпенсация успокаивает, но вряд ли приведет к счастью одностороннее развитие любой способности.
Юмор – форма защиты, которая используется человеком для скрытия от себя и других вытесненной в бессознательное не достигнутой цели.
В таких случаях юмор становится формой самоутверждения. Нередко юмором пользуются люди с блестящим и живым умом. Они легко и отлично учатся. Живой юмор делает их душою общества и компенсирует их не всегда блестящие внешние данные. Они не концентрируют все усилия на приобретение профессии. В компании они вызывают обиду у тех, над кем подшучивают. Нередко, подшучивание над другими является единственным способом самоутверждения.
У каждого пациента, клиента, человека есть целая система психологических защит, на формирование которых уходит много энергии. Вначале ее хватает и на удовлетворение реальных потребностей. Но возникновение хотя бы одной из форм психологической защиты приводит к появлению другой. Рано или поздно потребности не удовлетворятся, и развивается невроз, который также является формой психологической защиты.
1. Подавление:происходит блокировка информации, но не воспринимаемой из внешнего мира, а являющейся продуктом деятельности надсознания и подсознания. Подавляются стремления, идеи и желания, которые противоречат собственным установкам сознания. Человек не хочет признаться себе в наличии его собственного желания сделать что-то. Защита сознания происходит на этапе перевода информации из системы восприятия в память и из памяти в сознание. Соответственно, основной симптом действия этого механизма – это забывчивость. Это, к примеру, случай, когда человек забывает сделать телефонный звонок, который на самом деле делать не хочет, или классический случай, когда человек постоянно забывает отправить письмо, которое на самом деле отправлять очень не хочет. Если ваш лучший друг предлагает сходить куда-нибудь, а после дачи согласия «обстоятельства» заставляют вас «забегаться» и забыть о встрече, то это хороший повод изменить взгляд на такие отношения.
2. Отрицание: достаточно легко диагностируемый механизм, суть которого в том, что человек старается избежать новой информации, несовместимой с его представлениями о том или ином явлении. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом.
Симптомы – уклонение от потока информации, отторжение, в споре – установка на неверность суждений собеседника, перехлестывание потока. Оппонент просто начинает уводить тему в сторону, подменяет тезис, грешит логикой, заостряет внимание на деталях, несущественных для темы. Пример: дитё бьёт физиономию приятелю, впервые поведавшему, откуда берутся дети. Неприятие информации, что его родители тоже этой гадостью занимаются. Это характерная фраза «Не могу этого видеть, уберите немедленно!» (и человек в ужасе отворачивается и/или зажмуривается при виде, к примеру, раздавленной на дороге кошки). Или более изощренный пример, обретший форму анекдота про Вовочку (вкратце):
Учительница: Дети, вы знаете, от кого мы произошли?
Дети: От обезьяны.
Вовочка: Не знаю, как вы, но я произошел от папы и мамы.
3. Рационализация:жесткий фильтр сознания. Воспринимается, усваивается и осознается только та информация, которая позволяет человеку думать, что его поведение было ему подконтрольно и не противоречило обстоятельствам. Механизм реализуется в двух условных схемах:
1) «зеленый виноград» – опускание планки требований постфактум. Часто диагностируется по фразе «Не очень то и хотелось». Типичный пример: соревнование, человек занимает не призовое место и на вопрос «как так получилось?» отвечает «я не ставил себе целью победу в этом соревновании», что оправдывает его в своих глазах за поражение (сохраняя образ себя в своем сознании). Или еще: школа, конкурс песен. Человек не выигрывает и, когда победителю вручают «сладкий приз», говорит: «такой торт не очень и хотелось, все равно он невкусный!»
2) «сладкий лимон» – преувеличение достигнутого, ссылка на внешние обстоятельства, которые помешали осуществлению задуманного. Примером второй схемы могу привести ситуацию поступления в университет. Юноша, годный к армии, сдает экзамены на очное отделение престижного факультета, в день зачисления он с родителями приходит и обнаруживает свое имя в списках зачисленных на заочное отделение по сумме балов. Один из родителей говорит: «Молодец! Ты поступил в Университет! Поздравляю! Это хороший показатель». В сознании этого родителя достигнутое «не то» становится достигнутым «тем», с чем он собственно и поздравляет недоумевающего ребенка, фактически говоря: это не то, но круто, что ты это достиг.
4. Вытеснение мотива / формирование реакции: преимущественно деятельность надсознания, выражающаяся в сглаживании внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания истинного, неприемлемого мотива своего поведения. Процесс вытеснения происходит одновременно с формированием иного, более социально приемлемого, мотива взамен. Соответственно, исходя из нового (но неадекватного) мотива, строится новая деятельность (формируется реакция). Так, неприязнь к человеку может выражаться в излишнем внимании к нему. Конкретнее: «я ненавижу маму» –> «маму надо любить, её нельзя ненавидеть» –> «я люблю маму, чего бы это мне ни стоило» –> гипертрофированные проявления «любви». Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.
Процесс вытеснения играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Это комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребёнку; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Это комбинация образует основу истерических реакций.
5. Проекция:бессознательное отвержение собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Чаще всего переносятся «отрицательные» качества, причем в преувеличенном виде. Т.е. соринка, видимая в чужом глазу, является лишь отражением бревна в своем, просто издалека, оно кажется меньше. Пример: двое едят чипсы из одной упаковки. Один другому: «Ты так быстро их ешь, я за тобой не успеваю!». Соответственно, это проекция собственной жадности.
Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.
6. Идентификация – вид проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств. Через идентификацию проходят в раннем детском возрасте практически все. Это в первую очередь способ формирования знаний о мире, а потом защитных механизм. Как способ формирования, он проявляется, например, в выражении: «А почемучка спросил бы почему?». На ранних стадиях идентификация происходит с родителями – девочки играют в дочки-матери, мальчики – в войнушку. Позже это увлечение спортом как Шварценеггер или аэробикой как Синди Кроуфорд. Как защитный механизм, идентификация позволяет снять с себя груз ответственности за свои действия. «Настоящий герой поступил так-то и так-то», «я поступлю как Мальчиш-Кибальчиш» или «я отращу длинные волосы и обесцвечу их, потому что так делает сексапильная Бритни Спирс». В последнем случае прослеживается потребность в сексапильности, которая «достигается» для сознания посредством имитации. Идентификация широко используется в рекламе, но уже как механизм внушения. С детства, научившись воспринимать модели поведения, люди готовы воспринимать любую модель поведения, которая сглаживает их внутренний конфликт. Стирать новым Ариелем-Гель, чтобы свекровь была довольна – пожалуйста, даже не важно, что конфликт был связан с жилплощадью или денежными активами, ведь внутри уже сидит «мама/свекровь/жена будет довольна».
Функция процесса идентификации двойная. С одной стороны, он способствует процессу социализации (ребенок идентифицирует себя со взрослым). С другой, идентификация имеет защитную функцию — на что особо указывает Анна Фрейд. Так человек, защищаясь, может идентифицировать себя с агрессором, то есть с более сильным.
7. Отчуждение: изоляция, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Зоны снабжаются характерными «метками» типа «это просто невозможно понять». Симптомом является возникновение чувства отчужденности части личности, деперсонализация. Диагностируется крайне тяжело. Это блоки информации, которые не востребуются сознанием для приобретения опыта или умозаключений, поскольку не поняты. Это та информация, которая не может быть понята на данном этапе человеком .Это всплывающие обрывки информации, которые человек не понял, но отложил в памяти, закономерности, связанные с поведением других людей. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.
8. Замещение:перенос действия, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тоже легко диагностируемый механизм. Это и чрезмерное мытье рук, проверка, заперты ли двери, часто это ругань (замещает, например, рукоприкладство), а когда на сессии надо учить, очень часто бегаешь есть.
9. Сновидение:вид замещения, переносящий недоступное действие в иной план. Т.е. это решение проблем во сне, когда сознание не фильтрует поступающие стимулы за их отсутствием, а больше времени уделяет решению тех проблем, которые не были решены за день.
10. Катарсис: изменение системы ценностей с целью ослабить влияние травмирующего фактора. Человек как бы «прозревает», и с другой системой ценностей имеющаяся информация осмысливается по-новому, убираются «белые пятна» памяти, ставятся новые.
11. Сублимация:переориентация агрессивного (и сексуального в т.ч.) потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые формы творческой активности Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
. Как насчет мытья полов после неудачного разговора по телефону или ссоры? Это может быть и рисование, пусть даже рисовать-то вы и не умеете. Или ожесточенные танцы на грани экстаза под дрим-техно, изрядно сдобренное песнями шаманов Африки.
12. Регрессия:возвращение к прошлому с целью уйти от восприятия информации. Вживание в ситуацию из прошлого, чтобы создать комфортные ощущения. Внешние признаки – это и сосание пальца, и сворачивание калачиком, а также социальные реакции типа «а я в домике» Это соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного, эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу «глупостей».
Регрессия может быть частичной, полной или символической. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребёнка малыш первенец перестаёт пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
13.Компенсация. По Адлеру: повышенное компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток реальный или мнимый. По Фрейду: реакция организма и психики противодействующая травматическому возбуждения путём изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответствующего энергетического заполнения вокруг травмированных элементов. Чрезмерная компенсация переходит в сверх компенсацию и вместе выступают как механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.
Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой ( слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Ещё выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).