Мотивация человеческой активности
Под мотивацией в психологии понимается совокупность факторов, придающих энергию и направляющих поведение.
Проблема мотивации сводится к теории, позволяющей определить исходные причины, а также группы внешних и внутренних переменных, задающих то или иное направление, траекторию поведения индивида.
Мотивационные и эмоциональные процессы относятся к разряду регулятивных компонентов психического функционирования.
История изучения мотивации в мировой психологической науке.
Психология мотивации развивалась в мировой психологии очень неравномерно, в отличие и от психологии познавательных процессов и психологии личности. Она сначала существовала в виде отдельных исследований, которые не сразу сформировались в более или менее целостную область. Фактически психология мотивации развивалась первое время как часть психологии личности. В 1930-1950-е годы было вообще невозможно отделить психологию мотивации от психологии личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре и, наоборот, психология мотивации фактически сводилась к универсальным базовым потребностям, которые образуют основу личности, к тому, что вообще движет человеком, какие у человека главные мотивы или движущие силы. При этом очень мало и не систематично исследовали вопрос о том, как эти глобальные движущие силы преломляются в регуляции конкретной деятельности, конкретных действий.
В 1960—1970-е годы психология мотивации изменилась очень резко; она отделилась от психологии личности и сблизилась, скорее, с когнитивной психологией, которая переживала тогда свой расцвет. В первой половине XXвека на первом месте стоял вопрос о том, что же все-таки движет человеком: либидо, как утверждал Фрейд, стремление к преодолению сложностей и превосходству, как говорил Адлер, или биологические инстинкты, как говорили этологи и зоопсихологи. После IIмировой войны эти споры резко отошли на задний план.
Большую роль в этом сыграл принцип, который ввел в конце 1930-х — начале 1940-х годов один из ярчайших психологов XXстолетия Гордон Олпорт. Он ввел принцип, который назвал принципом функциональной автономии. Этот принцип заключается в том, что в процессе развития человека одни мотивы порождают другие мотивы, от более старых, древних отпочковываются новые, и эти новые мотивы становятся полностью функционально автономны от старых, то есть старые на них уже больше не влияют. Это значит, что уже неважно, из какого корня все выросло, когда человек стал взрослым и у него уже сформировалась система мотивов зрелой личности; неважно, было ли в самом начале либидо или стремление к смыслу. Главное — какая структура мотивов имеет место сейчас. Фокус внимания с генетического аспекта рассмотрения сместился на то, каким образом мотивы функционируют сейчас, как они влияют на поведение, как они сами трансформируются в нем и как они осуществляют свое мотивирующее действие. Изменилась сама проблематика. Если раньше основной задачей была классификация и диагностика того, какие у человека потребности, то уже в 1960—1970-е годы фокус внимания сместился на конкретные детальные механизмы трансформаций этих потребностей в ходе деятельности.
Поэтому психология мотивации стала сливаться с психологией познавательных процессов: ведь в поведении мотивы смешиваются с представлениями, со смыслами, с условными связями, с привычками, с эмоциональными переживаниями. Фактически психологические структуры и процессы чисто мотивационной природы, такие как желания, стремления, хотения, не вычленимы из множества когнитивных механизмов, которые управляют, направляют, трансформируют, связывают между собой и т. д. На первый план стали выступать связи между различными элементами мотивационной системы. Вообще мотивация — это не прямолинейный процесс по схеме «щелк − зажужжало» (Чалдини, 1998), это очень сложная система процессов, в которой можно выделить довольно разные элементы и связи между ними. И важны главным образом не столько элементы, сколько связи. Один из крупнейших европейских психологов, работавших в 1950—1980-е годы, Жозеф Нюттен, автор одной из сильных на сегодняшний день школ в области психологии мотивации, привел очень простой пример: студент может хорошо учиться и получать хорошие оценки для того, чтобы его родители были им довольны, но может и наоборот, стараться, чтобы его родители были довольны, ради того, чтобы они дали ему возможность учиться (Nuttin, 1984, p.71). По-разному переставив два элемента, получаем две совершенно разных структуры. Мотивация, таким образом, — это не просто набор элементов, но и очень сложные системные взаимосвязи этих элементов.
На судьбу психологии мотивации повлияли и более глобальные процессы, происходившие с научной психологией в последней трети XXвека. Изначально психология, философия и наука вообще начали возникать как системы конкурирующих учений. Возникают разные теории, дальше начинает разворачиваться естествоиспытательская работа, люди начинают познавательную деятельность, по мере которой возникает все больше конкретных знаний, сведений, с которыми приходится считаться представителям всех теорий. В результате возникает общее поле, частично общий язык. В науке сохраняется и много своеобразного, идущего от индивидуальности конкретного ученого, вокруг крупных ученых формируются школы, и в каждой школе есть свой язык, своя терминология, своя специфика, но, тем не менее, возникает язык общения между школами и общее поле все растет и растет. А дальше начинают нарабатываться все более сложные и совершенные методы, увеличивается массив данных, общее поле и язык становятся все более глобальными. Сегодня в области естествознания научные школы представляют собой не столько конкурирующие объяснения реальности, сколько определенные центры обучения, воспроизводства специалистов. Научные центры, коллективы, конечно, разрабатывают свои теории, но та сфера, в которой эти теории предлагают какие-то взаимоисключающие альтернативные объяснения, гораздо меньше, чем та сфера достоверного знания, о котором физики или биологи всех стран говорят на одном языке.
Однако уже к 1970-м годам начинается превращение психологи личности и мотивации из набора разрозненных школ, спорящих между собой, в общую научную индустрию. Возникает общий язык, методы, исследования и стремление к интеграции. Уже в 1960-е годы появились попытки интегрировать, соединить разные, раньше непримиримо друг к другу относившиеся школы, подходы к мотивации: пробовали соединять и бихевиоризм с психоанализом, и психоанализ с теорией информации, и многое другое. В 1970—1980-е годы мотивация стала предметом интенсивнейших экспериментальных исследований, в результате чего она стала терять свои собственные границы. Сейчас стоит вопрос, существует ли мотивация как отдельная область общей психологии. Тем не менее, мотивационные структуры и процессы, являющиеся предметом психологического анализа, безусловно, существуют.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.
Бихевиоризм: теории научения.
Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, приводящее организм в состояние активности.
При врожденных, фиксированных формах поведения, активность носит специфический, определенный характер (к примеру, моргаем при попадании в глаз инородного тела).
Когда рефлекторное реагирование является недостаточным для удовлетворения возникшей потребности, активность организма первоначально имеет неспецифический, ненаправленный характер.
Формирование специфической реакции требует научения или обучения. Характер поведения и направленность зависят от внешних факторов.
Основным механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта).
Организм стремится избавиться от напряжения, связанного с возникновением нужды вновь привести значения физиологических показателей в норму, и именно это является основной, и по существу, единственной движущей силой поведения (принцип гомеостаза).
Процесс выработки поведения возможен при двух условиях: наличии потребности и подкрепления. В бихевиоризме психическое как таковое не рассматривается.
Детерминантами поведения оказываются с одной стороны, физиологические процессы, а с другой – внешние стимулы (подкрепления).
В процессе развития воззрений бихевиористов от Дж. Уотсона больше стали обращать внимание на внутренние детерминанты поведения.
К. Спенс [1960] –привнес фактор эмоциональности.
Ответ организма на стимул невозможно достаточно точно описать, и включая в рассмотрение собственно эмоциональный ответ. Не подкрепление вызывает особое эмоциональное состояние – фрустрацию.
Концепция ожиданий и целей [сформировалась к 30 – м годам XX столетия].
Моурер [1950] писал, что индивид не только заучивает реакции, но и выучивает зависимости, последовательности событий; в качестве приобретенных побуждений поведением руководит страх (желаемое не случится); стимулы же обеспечивают индивида необходимой информацией.
Э Толман [1950] при объяснении поведения использовал понятия цели и целенаправленности.
Психоаналитические теории мотивации.
З. Фрейд писал, что любое поведение человека, хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами (сегодня известно, что бессознательное управляет нашим поведением в 80 – 85%). Основа мотивации – стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические требования организма.
1. Инстинкты по своей природе консервативны, что означает стремление снизить напряжение до минимального уровня (тот же принцип гомеостаза, что у бихевиористов).
2. Инстинкты регрессивны: индивид стремится в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия.
Основными инстинктами, по мнению Фрейда в поздний период его творчества, выступают стремление к жизни и стремление к смерти.
Инстинкт жизни Эрос (формы):
1. воспроизведение себе подобных (половая потребность);
2. поддержание жизни индивида (обычные физиологические потребности).
Инстинкт смерти (Танатос)- агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.
З. Фрейд предложил рассматривать личность в трех уровнях.
1. ОНО – инстинкты, господствует хаос и отсутствует логика. Основной принцип существования – достижение удовольствия. Оно не отличает образы фантазии от реальности. ОНО все хочет здесь и теперь.
2. «Я» - строит свое «поведение» согласно принципу реальности, оно обслуживает, выполняет функцию «телохранителя» по отношению к принципу удовольствия». «Я» посредник между «ОНО» и реальностью. «Я» выполняет свои задачи, воспринимая реальность, запечатлевая ее в памяти и осуществляя действия в этой реальности.
3. «Сверх Я» - носитель этики, морали, табу. Стремится к совершенству. Первоначальная основа развития – общение с родителями.
«Я» и «Сверх Я» появляются только потому, что «ОНО» не способно эффективно взаимодействовать с реальностью и самостоятельно разрядить напряжение инстинктов.
К.Юнг писал, что разрядка напряжения есть основной механизм мотивации. Организм стремится к самореализации. Коллективное бессознательное (впервые описанное К. Юнгом) – основа индивидуального бессознательного, которое определяет поведение индивида. Цели притязания, и даже предназначения индивида являются такими же важными мотивирующими условиями, как и причины поведения.
А. Адлер (1950) писал, что стремление к совершенству, а не к удовольствию, является основным принципом мотивации человека.
К. Хорни (1950) обратила внимание на то, что базовую тревожность передает чувство незащищенности. В случае ее возникновения вырабатывается отражения поведения, имеющие три основных компонента 1) к людям: 2) от людей: 3) против людей. Нарушение соотношения трех ориентаций, по мнению К.Хорни, приводит к неврозам.
Э. Фромм (1955) изучал социальные аспекты человеческого поведения.
Человек в современном обществе, писал Э. Фромм, чувствует себя в одиночестве. Свобода (от природы) привела к одиночеству, которое в свою очередь породило стремление уйти, убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство; однако истинными целями человека оказываются стремления найти свое настоящие «Я», использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.
Теория Курта Левина
Курт Левин разделял основные положения гештальттеории, Однако он изучал не только внимание и мышление, регулятивные процессы, в том числе и мотивацию.
Основной механизм мотивации – уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе. Напряжение в определённой области поля личности и есть потребность.
Он выделял два типа потребностей: истинные потребности (базовые) и квазипотребности (намерения и цели). Термин «квазипотребности» в психологическую науку введён К.Левином.
Области поля могут различаться по близости расположения к внешней среде, периферические и центральные области. Другие параметры - взаиморасположение (близость, сходство потребностных сфер), проницаемость (замещаемость), взаимозаменяемость различных видов деятельности. При возникновении напряжения в некоторых областях поля (появление потребности) система стремится восстановить равновесие, распределив напряжение. Возможны два типа уравновешивания: через действие (исполнение) и посредством замещения другим действием в идеальном плане.
Эффект Зейгарник говорит о том, что информация, связанная с незавершенными или прерванными действиями, запоминается лучше той, которая связана с завершенными действиями.
Незавершенность действий:
- увеличивает склонность к выбору этого или аналогичного задания в последующем);
- пороги узнавания информации, связанной с низкокачественным действием;
- увеличивает относительную привлекательность прерванного действия;
- вызывает нейровегетативные изменения.
Квазипотребности появляются на основе потребностей, выступая по отношению к последним в качестве своего рода средства удовлетворения, однако человеку, присуща высокая степень гибкости в удовлетворении потребностей.
Понятие об основных детерминантах человеческого поведения.
Поведение есть функция двух переменных личности и окружения.
Полевое поведение проявляется в зависимости от ситуации, а волевое – в зависимости от личности.
Понятие результирующей мотивационной тенденции – определяется двумя факторами: 1. валентностью (привлекательностью цели или исхода действия);
2. ожиданием психологической удалённостью, степенью достижимости цели.
В рамках позиции Л. Левина разработаны классические методы исследования уровня притязаний.
Гуманистическая психология
Оформилась в 50х годах ХХ века. Является антиподом психоаналитических воззрений (однако имеет много общих черт).
Философская основа – экзистенциализм – самоценность индивида в противовес стандартизации цивилизованного общества:
- призывающий принимать вещи такими, какими они есть;
- требующий разрешить индивиду самому определять свой путь;
- отрицающий возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности.
Г.Олпорт [1943] писал, что нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела в основном – сознателен высоко индивидуален (он не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как полагали психоаналитики).
К.Роджерс [1955]обратил свое внимание на то, что нормальная личность открыта опыту и не нужно контролировать её или управлять ею. Необходимо наблюдать за личностью и участвовать в процессах, происходящих в ней. Человек должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним. Основная мотивирующая сила человеческого поведения – реализация своих потребностей и потенций.
Стремление к самореализации, самосуществованию – главное в человеке.
Одна из основным задач развивающейся личности - «Я» идеальное приблизить к «Я» реальному.
А. Маслоу [1954] представил теорию иерархии потребностей (мотивов). В англоязычной литературе теория Маслоу традиционно рассматривается как теория мотивов.
Он выделил 5 групп мотивов человеческого поведения:
1) физиологические;
2) мотивы безопасности;
3) мотивы принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить);
4) мотивы оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства и компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе);
5) мотивы самореализации (познавательные и эстетические).
Все мотивы инстинктоподобные, имеют врожденный характер.
Актуализация мотивов зависит от того, удовлетворенны ли потребности более «нужного» уровня, поскольку их удовлетворение является необходимым условием перехода на следующий уровень, однако в случае конфликтов побеждает низшая потребность.
Характерные свойства личности актуализаторов представлены Аткинсоном [1990]. По данным исследователей данного направления, людей – актуализаторов (способных самостоятельно создавать что – либо новое) в разных культурах от 1 до 4%. К основным чертам актуализаторов Аткинсон отнес:
1 – способность эффективно воспринимать реальность и устойчивость по отношению к неопределённости;
2 – принятие себя и других такими, какими они являются;
3 – спонтанность в мыслях и поведении;
4 – центрированность на проблеме, а не на себе;
5 – хорошо развитое чувство юмора;
6 – высокая креативность (творческость);
7 – озабоченность проблемами человечества;
8 – склонность устанавливать глубокие межличностные отношения с несколькими, а не с многими людьми;
9 – способность взглянуть на жизнь с объективной точки зрения.
Поскольку мотивы низших уровней считаются общими для всех людей, поведение, связанное с ними, является относительно хорошо предсказуемым. В тоже время проявление высших мотивов, таких, как потребность в самоактуализации, предельно индивидуализированы, поэтому непредсказуемы.
Предлагается разделить мотивы на: порядка и роста.
Удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации, а удовлетворение мотивов роста – к повышению мотивации.
Когнитивные теории мотивации
Представление человека о мире, когнитивная репрезентация реальной ситуации, её причин и последствий, инициирует и направляет поведение индивида.
Знание не просто совокупность сведений. Знание – это не «холодная» информация, пристрастно. Представление человека о мире программирует, проектирует будущее поведение.
Теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер)
У человека периодически возникает некоторое противоречие между двумя (или более) когнициями. Диссонанс (противоречие) переживается как дискомфорт.
Стремление восстановить внутреннюю гармонию является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.
Для того чтобы уменьшить диссонанс человеку необходимо:
1. изменить одну из когниций (к примеру, перестать есть шоколад или прекратить диету) ;
2. снизить значимость входящих в диссонантные отношения когниций ( к примеру, решить, что полнота – не так плохо или что шоколад не даст большой прибавки в весе);
3. добавить новую когницию (шоколад и прибавляет вес, но благотворно сказывается на умственной деятельности).
Эффекты:
1. Возникает в ситуации поведения, противоречащего отношению.
Если человек добровольно, без принуждения соглашается сделать что-либо не соответствующее его убеждениям, мнению и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению (безнравственный поступок уменьшает нравственность личности).
2. Диссонанс после трудного решения.
Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после принятия решения и сделанного выбора человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой – в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.
После принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого.
Человек убеждает себя в том, что его выбор не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше.
Теория баланса Ф.Хайдера [1958]
Ставит в основу человеческого поведения – гармонию. У людей наблюдается
стремление к сбалансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям.
Сценарии и контрфакты
Впервые понятие «сценарий» ввёл С.Шенк и Р.Абельсон [1977]. Человек не только заучивает, усваивает сценарии в готовом виде, но и создаёт их сам, представляя, воображая будущий ход событий.
Концепции функциональной роли контрфактического мышления, или контрфактов Ройз [1994]
Контрфакты – представления об исходе события, альтернативной реальности («если бы…то…»).
Идущий вверх контрфакт (к примеру, если бы я не ходил на дискотеки, то получил бы не «3» на экзамене, а «4» или «5»).
Идущие вверх контрфакты ухудшают эмоциональное состояние, однако позитивно влияют на будущую деятельность.
Идущий вниз контрфакт (Если бы я вообще не открывал конспект, то скорее всего получил бы и «3»). Идущий вниз контрфакт улучшает эмоциональное состояние, но приводит к относительному ухудшению последующей деятельности.
Изучение мотивации отечественными учёными.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По нашему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно.
Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью
средств другого невозможно.
По нашему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая.
Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно
утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования,
адаптации и самоорганизации.
Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
В настоящий момент в западной психологии известно около 50 теорий мотивации, но ни одна из них до конца и полностью не раскрывает природу и особенности проявления мотивационных особенностей человека.
С.Л. Рубинштейн тоже говорил, что закрепившиеся мотивы становятся свойствами личности. Если под мотивами понимать потребности, как это имеет место у С.Л. Рубинштейна, то он прав.
Однако чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности. Эти способы формирования мотивов разделяются на интернальные и экстернальные.
Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые – противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений. К мотивационным свойствам личности, связанным с экстернальностью относятся: безропотность, кротость, покорность-послушность, безоговорочное подчинение чужим требованиям и приказам; уступчивость, покладистость, податливость на уговоры; реактивность – легкость возникновения побуждения к совершению чего-нибудь под влиянием внешних воздействий (азартные, заводные люди). К мотивационным свойствам личности, связанным с интернальностью, относятся: инициативность – стремление к самостоятельному принятию решений, без посторонней помощи, подсказки; упрямство – неуступчивость внешним воздействиям, стремление добиться «своего», вопреки разумным доводам.
Можно выделить также мотивационные свойства личности, связанные с особенностями принятия решения, работой «внутреннего фильтра»: догматичность, своенравность, эгоцентричность, нерешительность, легкомыслие, безответственность, безрассудность, авантюрность, импульсивность, корыстолюбие, самоуверенность, самонадеянность, своеволие и своенравие, благоразумие и рисковость (Ильин Е.П., 2000).
Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в виде нужды, влечения.
Первый этап (стадия) — формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности.
Для того чтобы нужда (органическая потребность) превратилась в потребность личности, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвидацию. А для этого необходимо, во-первых, чтобы нужда была осознанна, т. е. чтобы появилось чувство голода, жажды и т. п.; во-вторых, нужно, чтобы чувство голода, жажды достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чувства как неприятного.
Чтобы нужда стала побудителем активности, она должна найти отражение в переживании, отмечала Л. И. Божович. Возникновение переживания порождает состояние напряжения и аффективного стремлениия избавиться от него, восстановить нарушенное равновесие.
Следовательно, появление желания устранить нужду является третьим моментом в формировании потребности, под влиянием которой возникает побуждение к поиску путей и средств ее удовлетворения.
Таким образом, потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека. На этом этапе предмет удовлетворения потребности выступает в качестве обобщенного образа, понятия (мне нужна пища, жидкость, или мне нужно поесть, попить), т. е. сначала появляется абстрактная цель, без ее конкретизации (что поесть, что попить) и без продумывания пути ее нахождения. Появление этого побуждения означает конец формирования первичного (абстрактного) мотива (в структуру которого входят и потребность и цель) и побуждение к поиску конкретной цели, т. е. к проявлению человеком какой-то активности.
Вторая стадия формирования конкретного мотива — поисковая внешняя или
внутренняя активность.
Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется»).
Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения. Значимость этого для формирования мотива была очевидна уже Аристотелю, который писал: «Движет то, чего хочется, и благодаря этому приводит в движение рассудок, так как желаемое представляет исходную точку для практического ума» (Аристотель, О душе, 1937).
По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал: « что мотив как осознанное побуждение для определенного действия формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».
Ж. Нюттен тоже рассматривает мотивацию как процесс интеллектуальной обработки потребностей и воплощение их в планы, цели, способы действий с учетом средовых и личных возможностей, самооценок и т. п. То, что для инициации поведения недостаточно иметь актуализированную потребность и предмет ее удовлетворения, а нужны наличие и учет многих внешних и внутренних факторов, отмечают и другие психологи. Так, в частности, А. М. Матюшкин (1979), говоря о «ситуативной познавательной потребности», отмечает, что она рождается тогда, когда в ходе достижения поставленной задачи возникает нарушение сложившегося стереотипа деятельности.
Мотивация достижения успеха. Формула успеха
Существует ли "преуспевающая личность" -- некое выигрышное сочетание черт характера, почти неизменно приводящее к успеху? Если да, то какова же конкретно таинственная формула успеха и доступна ли она каждому из нас?
Недавно в институте Гэллапа были тщательно изучены глубинные истоки успеха. Для этого пришлось проанализировать позиции и черты характера 1500 известных людей, наугад выбранных из справочника "Кто есть кто в Америке". Исследование позволило выделить ряд общих черт, встретившихся у самых преуспевающих участников опроса. Приводим пять самых важных.
Здравый смысл.
Это наиболее распространенное качество у опрошенных. 61% утверждают, что здравый смысл -- очень важный фактор их успеха.
Для большинства это означает способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных дел. А для этого нужно отбросить все посторонние мысли и смотреть в корень того или иного события. Возникает вопрос, каково происхождение здравого смысла. Рождается ли человек с этим качеством или надо что-то делать для его проявления? По мнению одного из опрошенных, его, безусловно, можно в себе развить.
Один из способов -- учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках.
Знание своего дела.
Это вторая после здравого смысла общая черта опрошенных. Вице-президент промышленной компании сказал: "Ничто так не помогает успеху, как глубокое знание того, чем занимаешься. Это снижает степень риска и действует как страховой полис твоих способностей. Профессиональные знания нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот. Чтобы добиться успеха, надо этого захотеть, -- объясняет вице-президент. -- А, добившись, стараться удержаться на завоеванных позициях.
Уверенность в собственных силах.
Люди, достигшие наибольшего успеха, рассчитывают главным образом на собственные резервы и способности. Эта уверенность означает в данном случае скорее не осознание того, насколько вы хороши, а наличие решимости к смелым действиям. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели.
Дипломированный бухгалтер, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: "Формула успеха в моей сфере занятий -- не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей".
Высокий общий уровень развития.
Это необходимое условие выдающихся достижений. Важна в этой связи способность быстро постигать сложные концепции и подвергать их быстрому и четкому анализу.
В результате исследования установлено, что на общем уровне развития участников опроса сказываются по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму. За год, предшествовавший опросу, каждый прочитал в среднем 19 книг, в том числе 10 -- не относящихся к художественной литературе.
Способность доводить дело до конца.
Примерно 3/4 наших преуспевающих считают себя "очень деятельными" при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогли три важных качества: организаторский талант, хорошие рабочие навыки и усердие.
Профессор физики складывает свою формулу успеха из следующего: "Напряженный упорный труд + способность установить для себя ритм этого труда". Он признается, что работает по 100 часов в неделю.
Помимо пяти перечисленных, существуют еще и другие факторы
успеха:
способность руководить,
творческий потенциал,
взаимоотношения с коллегами,
и, конечно, удача.
Но здравый смысл, знание дела, уверенность в своих силах, высокий уровень развития и способность доводить дело до конца играют самую важную роль. Если вы будете развивать в себе эти черты, у вас появится возможность достижения успеха. И верьте, в один прекрасный день вы найдете свою фамилию в справочнике "Кто есть кто".