Потребности человека
Потребности это испытываемая нужда личностью в чем-либо. Это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определённых форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода.
Потребности есть внутренними проявлениями человека для подтверждения своего существования как «индивидуального самосуществования» - единство природных, социальных и духовных инстинктов, которые раскрывают себя в активации человеком целенаправленных, предметных жизнеутверждающих действий (И.П. Маноха, 1996).
В своих первичных биологических формах потребности выступают как нужда, испытываемая организмом в чём-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Биологическим потребностям присущ гомеостатический характер: побуждаемая ими деятельность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, возобновляется при отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении. Потребности животных сводятся к сохранению индивида и продолжению рода, обмену веществ с окружающей средой, развитию и совершенствованию жизненно важных ориентированных и исполнительных навыков.
Большинство потребностей животных имеет форму инстинктов, в которых от рождения имеются не только свойства соответствующих потребностей предметов, но и основная последовательность поведенческих актов, необходимых для овладения ими.
Потребности человека и животных не одинаковы. Даже потребности физического существования человека, обусловленные особенностями его организма, отличны от аналогичных потребностей животных, поскольку у человека они не определяют формы его жизнедеятельности, а, напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они выступаю.
Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем и человечества в целом. Высшие потребности человека отражают, поэтому в первую очередь его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это относится как к потребностям социальных групп и общества в целом, так и к потребностям каждой отдельной личности, в которых выражается её социальная сущность.
Вопрос о природе человеческих потребностей остаётся открытым. Некоторые исследователи считают их врождёнными (А. Маслоу). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). Потребности человека не являются врождёнными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов.
Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных потребностей, которые присваиваются индивидами в процессе социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества.
Главным основанием для выделения видов потребностей является характер деятельности, к осуществлению которой потребности побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие, и др. потребности.
Среди них различают субстанциональные потребности, жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия с предметом потребностей (например, пищевая, познавательная) и функциональные потребности, побуждающие к деятельности, главным моментом которой является сам процесс (рекреационная, игровая потребность).
Существуют несколько десятков других оснований классификации человеческих потребностей. Наиболее существенные и распространённые из этих классификаций: по происхождению (биогенные, психогенные и социогенные потребности), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие), по объекту (материальные и духовные), по функции (потребности физического и социального существования, потребности сохранения и развития) и т.д. Многие потребности трудно однозначно классифицировать по этим основаниям, так как есть потребности, сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных потребностей.
Потребности человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимости в тех или иных формах активности, определяемой биологической и социальной программ жизнедеятельности. Обязательным условием формирования потребностей в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может выступать как средство реализации другой потребности. Так, например, потребность в алкоголе развивается, в процессе его потребления, первоначально выступая средством реализации потребности в общении, самоутверждении, принадлежности к группе или являясь следствием примера и прямого убеждения старших.
Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Потребности человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая потребность, в зависимости от реализации одних и активации других потребностей. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации потребности, но и другими сравнительно менее насущными. Субъективно потребности переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций; сами потребности при этом могут не сознаваться. Актуальные потребности организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной им информации.
Потребность человека присуща особенность возникать вновь, возрождаться. Удовлетворяя ту или иную потребность в отдельный промежуток времени, человек тем самым не исключает возможность возникновения данной потребности в другое время, при других условиях, в других ситуациях.
Особенности потребностей
1. Конкретно содержательный характер.
2. Осознание данной потребности, сопровождаемое характером, эмоциональным состоянием.
3. Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей.
4. Ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения.
Понятие потребности
«Энергетическая» основа психики
Значение этой сферы становится ещё более очевидным, если вспомнить, что функционирование психики не сводится к познанию к мышлению. Психика человека направляет и регулирует всю его деятельность, поступки, поведение. А первичной побудительной силой любых действий людей, как и вообще всех живых существ, являются опять же их потребности. Стало быть, и действия индивидов и групп в социально-политической сфере, их общественное и политическое поведение нельзя понять, не обращаться к стимулирующим его потребностям и мотивам.
В современной психологии потребности рассматриваются как энергетическое начало психики. Термин этот употребляется в условном, метафорическом смысле: речь идёт не о каком-то особом виде энергии по типу, например, физической. Он лишь подчеркивает, что и психические процессы, и действия субъекта приводятся в движение особыми – именно психологическими – механизмами, принципиально отличительными от физико-химической энергии организма, и представляющими собой, поэтому особую сферу психологического знания. Потребности человека всегда интересовали научную мысль, но начало их изучения именно как энергетического «двигателя» психики было предложено З.Фрейдом. Эту роль фрейдовского психоанализа в развитии психологической науки признают даже психологи, не разделяющие его основные теоретических и методологических идей.
Один из наиболее значимых видов психоанализа состоит в понимании потребностей как содержащейся в недрах психики внутренней «силы», не сводимой к одним лишь осознанным желаниям или целям её субъекта. Этот вывод позволяет выявить структуру и природу психики и поведения гораздо вернее, и глубже, чем психологические теории, описывающие человеческую активность просто как цепь реакций на стимулы внешней среды. Вместе с тем он как бы очерчивает поле научного поиска, генеральную задачу изучения потребностей – уяснение природы и источников этой внутренней силы.
Решение данной задачи (о чём также свидетельствует опыт психоанализа) крайне затрудненно громадным многообразием человеческих потребностей. На эту трудность наталкиваются любые попытки выработать обобщенное понимание и определение категории «потребность». В качестве примера можно назвать гомеостатическую теорию потребностей, определяющую их источник как вызванное какими-либо причинами нарушение внутреннего психического равновесия (гомеостаза) субъекта и его стремление восстановить уравновешенное состояние. Критики этой концепции справедливо указывают, что она исключает из своего рода рассмотрения потребности развития, т.е. потребности, ориентированные на «движение вперёд», создание новых объектов и ситуаций и противоположные стремлению к гомеостазу.
Потребности в отношении человека
Более продуктивными оказались те теории, которые пытались объяснить из отношений человека с природой и социальной средой. Поскольку человек живёт в этой среде и зависит от неё во всей своей жизнедеятельности, эти отношения обладают свойством побуждать его к деятельности, направленной на объективный мир на самого себя. Из этих посылок возникло понимание потребностей как «объективно-субъективного» явления, включающего как объективные отношения, побуждающие к деятельности, так и вызываемые ими внутренние состояния субъекта. Для психологии интерес, естественно, представляет именно это внутреннее состояние, которое, собственно и равнозначно субъективно-психологической потребности. В психологической литературе оно часто описывается как «дефицит», ощущение недостатка в чем-то (предмете, знании, внешнем условии), вызывающем психическое напряжение, или дискомфорт, и побуждающее к его преодолению.
Некоторые современные психологические теории рассматривают связь отношений человека с его потребностями в несколько ином ключе. Так, бельгийский психолог Ж.Нюттен считает основой потребностей органически присущую природе человека и всех живых существ активность по отношению к среде. Эта активность выступает как своего рода первичная потребность и проявляется как в биологических нуждах организма, так и в поведении, не связанном с ними (например, игровая активность грудного ребёнка); она побуждает субъекта постоянно «функционировать», т.е. вступать в активные отношения со средой. В отношениях «индивид-среда» потребности играют функциональную роль: поскольку активность не просто включается в наличные отношения, но направлена на формирование отношения, оптимального для функционирования индивида, потребность и есть это искомое, «востребованное» отношение. Критерием же оптимальности являются нормы и стандарты, усвоенные или самостоятельно выработанные индивидом, то чувство удовлетворения, которое доставляет ему выполнение этих норм. Таким образом, в концепции Нюттена как бы снимается проблема потребности как особого психического состояния (ощущения «недостатка») и его источников, потребности просто вписываются в цепочку поведенческих актов индивида в качестве её функционального звена и лишаются самостоятельного существования вне этой цепочки.
Можно полагать, что данная концепция более или менее адекватна тем ситуациям, в которых потребности сводятся к выполнению уже существующих нормативных стандартов личной или общественной жизни. Но она не даёт объяснения таким потребностям, которые не удовлетворяются этими стандартами или вступают в конфликт с ними, порождают поисковые и «новаторское» поведение. Между тем такие ситуации достаточно типичны для психической жизни человека вообще и для психологии социально-политических отношений в частности. Ещё существеннее, что концепция Нюттена не отвечает на вопрос о факторах избирательной направленности надбиологических потребностей человека – почему из всего многообразия, пусть даже выраженных в нормах и стандартах, возможных отношений со средой индивид выбирает в качестве объекта своей потребности какой-то определённый вид?
От потребности к мотиву
Путь к ответу на эти вопросы намечают те концепции, которые различают условия генезиса потребности и факторы её конкретизации, определения её объекта («определения»). В концепции Нюттена генерирующие потребность условия как бы размываются в общем недифференцированном потоке активности, свойстве субъекта «делать что-то» в отношении среды. Между тем, то отношение с миром, которое порождает потребность, во-первых, конкретно и, во-вторых, не совпадает с тем, которое её удовлетворяет. Одно дело - потребность в пище и другое – действия, направленные на выбор и присвоение удовлетворяющих её продуктов. В первом случае перед нами объективные природные отношения организма с биосферой, во втором – деятельность отношения человека со средой, в которые включены его память и навыки, воля и разум. Конечно, в случае элементарных витальных потребностей, удовлетворение которых вписывается в повседневный жизненный цикл, фаза их генезиса может носить чисто физиологический характер и никак не выражается в психике. Человек питается независимо от того, испытывает ли он острое чувство голода; психическое состояние, соответствующее генезису потребности, существует лишь в потенциальном виде – как «угроза» дефицита и дискомфорта.
Иначе обстоит дело с более сложными нефизиологическими потребностями. Например, явление когнитивного диссонанса выражается вначале в состоянии психического напряжения, или дискомфорта, порожденном между усвоенными человеком знаниями и новой информацией; это состояние и есть условие, порождающее потребность. Но само по себе оно не определяет конкретного содержания потребности: она может быть направлена на углубление и укрепление нового знания, и соответствующее изменение поведения или же, напротив, на психологическую защиту от новой информации.
Различие между генезисом и «опредмечиванием» потребности последовательно обосновал в отечественной психологии А.Н.Леонтьев. Опираясь на физиологические и этологические (т.е. относящиеся к поведению животных) данные, этот автор выделяет такую ступень в развитии потребности, на которой предмет «отсутствует» или не выделен во «внешнем поле», и она порождает «поисковое поведение», «соотносительно именно потребности», а не её предмету. «Потребность, - заключает Леонтьев, - сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка; свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом («реализатором») и своего «опредмечивания». Потребность, нашедшая свой предмет, преобразуется, по Леонтьеву, в мотив, непосредственный стимул деятельности. Несколько иной принцип дифференциации мотивационных явлений предлагает В.И.Магулин. Он разделяет «потребности первого порядка» - в сохранении и развитии субъекта, и потребности более высоких порядков – в средствах, обеспечивающих такое сохранение и развитие. И те, и другие потребности обусловлены отсутствием удовлетворяющих благ (т.е. выражают состояние дефицита).
Подводя итоги, мы можем сформулировать некоторые исходные методологические принципы исследования мотивационно-волевой сферы психики. Потребности возникают из отношений человека с природой и социальной средой и представляют собой, с психологической точки зрения, порожденные этими отношениями состояния напряженности, связанные с ощущением дефицита. Преодоление этого состояния может быть достигнуто лишь присвоением таких благ и условий, осуществлением таких видов деятельности, которые соответствуют отношениям, породившим дефицит. Психическая напряженность является «энергетическим» источником, «силой», стимулирующей активность, направленную на поиск предмета потребности (т.е. её конкретизацию и осознание) и на её удовлетворение. Мотив человека представляет собой «опредмеченную» потребность и непосредственный стимул деятельности.
Принцип выведения потребностей из отношений человека с миром позволит правильно подойти к вопросу об их многообразии. Он означает, что лишены смысла попытки искать некую единую общую «базу» всех человеческих потребностей, ибо их источники столь же многообразны, сколько многообразны эти отношения.
Потребности и мотивы, действующие в сфере социально-политических отношениях, могут быть выявлены лишь в их причинно-следственной связи с этими отношениями. В то же время необходимо учитывать, что те отношения, которые функционируют на макроуровне – в масштабах «большого общества» - не автономны, не отделены китайской стеной от отношений микроуровня – тех, которые осуществляются в процессе труда, потребления, образования, межличностного общения, словом, в различных сферах повседневной жизнедеятельности людей; в значительной мере они являются продолжением этих отношений. Соответственно и многие потребности, проявляющиеся в социально-политической сфере, суть модифицированное выражение потребностей, функционирующих за её пределами. Так, витальная потребность людей в пище модифицируется в потребность в макроэкономических, макросоциальных и политических условиях, необходимых для обеспечения населения продуктами питания.
Социально-политические потребности, таким образом, представляют собой, с одной стороны, продукт экстраполяции других потребностей людей в макросоциальную и политическую сферу, обычно вызывающей их модификацию. С другой стороны, содержание социально-политических потребностей обусловлено отношениями и деятельностью, функционирующими в рамках этой сферы. Эти два источника могут вызывать к жизни потребности, направленные на совпадающие или различающиеся объекты (отношения), но, по всей видимости, психологические механизмы их осознания и функционирования имеют свои особенности и поэтому заслуживают особого рассмотрения. В данной связи возникают, прежде всего, два главных вопроса: какие именно потребности людей экстраполируются, т.е. преобразуются в потребности социально-политические, и как именно, на основе каких модификаций происходит это преобразование?
Типология потребностей
Первый из названных вопросов ставит нас перед необходимостью классифицировать потребности. Эта задача вызывает немалые трудности. Прежде всего, нелегко решить, какую выбрать основу классификации. Можно, например, попытаться классифицировать потребности по типам их объектов: например, материальные (в продуктах питания, жильё, одежде и т.п.) и духовные (в образовании, самоутверждении, информации, любви, дружбе и т.д.). Однако такой способ может больше устроить экономиста или социолога, чем психолога, которому хорошо известно, что психологические источники и содержание потребностей, направленных на одни и те же объекты, может быть совершенно различным. Если же обратиться к «внутренним» психологическим источникам потребностей, то возникает трудность иного рода: многие мотивы людей имеют не один, а несколько таких источников, как бы накладывающихся один на другой. Мы это видели на примере познавательной потребности, которая проявляется не в «чистом» виде, а впитывает в себя потребности иного типа. Подобные трудности объясняют факт, хорошо известный всем, кто знаком с психологической литературой: почти любой психолог, пишущий о потребностях, предлагает свою собственную классификацию…
Оптимальное решение проблемы состоит, на наш взгляд, в том, чтобы как можно больше «укрупнить» классификацию, выделив минимальное число групп потребностей, действительно различающихся принципиально по своим источникам и природе. Такому требованию отвечает применяемое некоторыми авторами выделение биологических и чисто «психологических» потребностей. Однако при своей видимой логичности оно не соответствует сформулированному выше принципу анализа потребностей в связи с конкретными отношениями человека. Дело в том, что на протяжении многих исторических эпох и тем более в современных условиях элементарные биологические нужды многих или большинства людей удовлетворяются не столько в процессе их прямых отношений с природой, сколько в превращенной, опосредованной форме отношений с другими людьми и социальными институтами.
С биологической точки зрения безразлично, съедаю ли я мясо убитого мною животного или купленное в магазине, но мои психологические переживания, связанные с охотой на зверя, очень мало похожи на те, которые побуждают меня добиваться денежного дохода, обеспечивающего мясо на моём столе. В любом обществе, в котором существует разделение труда и товарно-денежных отношениях, первичные биологические нужды порождают целый ряд потребностей в различных условиях и отношениях, которые необходимы для удовлетворения этих нужд. Их объектами является трудовая или иная деятельность, образующая источник достаточного для жизни дохода, соответствующее общее и профессиональное образование, социальное обеспечение, средства транспорта, связи, информации и многое другое. Важно, что психические состояния и процессы, в которых выражаются такого рода «вторичные» витальные потребности и их «опредмечивание», чаще всего отличается от тех, которые имеют биологическую природу (например, ощущение голода) и не могут, поэтому анализироваться психологическими как биологическими. Кроме того, и сами биологические потребности проявляются у человека в формах, соответствующих не только естественными нуждами его организма, но и обусловленными исторически и социально стандартами потребления. Но в то же время и «первичные» и «вторичные» потребности этого типа сохраняют свои биологические корни. Поэтому они могут быть выделенными в отдельную большую группу потребностей физиологического существования людей.
Принципиально иной природой обладают те потребности, которые не сводимы ни к биологическим нуждам, хотя бы и преобразованным общественным бытием человека, ни к материальным условиям, необходимым для их удовлетворения. Это те потребности, которые возникают из отношений между людьми – как из межличностных непосредственных, так и из всех других уровней отношений, которые связывают индивида с обществом. К ним относятся, например, «статусные» потребности, т.е. все те, «объектом» которых является психологически позитивное для индивида положение в социальной группе – в признании, уважении, власти, солидарности и т.п. В эту же группу входят потребности в эмоционально насыщенных позитивных межличностных отношениях – любви, дружбе, общении; разнообразные морально-этические потребности; в социально-значимой, т.е. ценной для «других», для социума деятельности. Все они могут быть определенны как потребности социального существования людей.
Потребности двух названных основных классов различаются по источникам своего происхождения: они обусловлены типами отношений человека с миром. Кроме них человек обладает потребностями, которые порождаются не определёнными типами отношений, но всей их совокупностью – самим фактом его взаимодействия с природой и социальной средой, его природой как активного действующего существа. Это познавательная потребность, и потребность в самой деятельности, в которой, как упоминалось, некоторые авторы психологических теорий видят первоисточник всех остальных потребностей. Их особенность состоит в том, что они функционируют не отдельно от потребностей первых типов, но тесно переплетаются или даже сливаются с ними, как бы выполняя по отношению к потребностям физического и социального существования служебную роль. Так познавательная активность человека направлена – во всяком случае, в большей мере – на выявление объектов и способов удовлетворения всех его потребностей. Что же касается потребности в деятельности, то она проявляется в действиях, опять же нацеленных на удовлетворение всех остальных потребностей.
Это «слияние» стремлений к познанию и к деятельности с потребностями физического и социального существования ни в коей мере не перечеркивает их вполне самостоятельного характера. В качестве таковых они существуют, как доказано современной наукой, не только у человека, но и у животных и нередко обладают у них большей «силой», чем витальные потребности. Что же касается собственно человеческой психики, то наличие в ней не подчиненного каким-либо утилитарным мотивам, «бескорыстного» интереса к познанию вряд ли нуждается в особых доказательствах. Точно также психологической наукой доказана самостоятельность человеческой потребности в деятельности. Изучены в частности состояния и переживания, обусловленные именно этой потребностью; например, обладающей психологической «силой» стремление к достижению цели и решению задачи, независимо от её содержания, и отношения их (этой цели и задачи) к другим потребностям.
В социально-политической психологии, так или иначе, проявляются потребности всех названых типов. Однако специфику этой психологии и её мотивационной сферы, очевидно, удобнее всего выяснить на материале потребностей физического и социального существования. Ведь именно эти потребности порождаются отношениями человека, именно на них должны, прежде всего, отражаться характер и структура социально-политических отношений.
Потребность в аффилиации.
Потребность в аффилиации была одной из 20 психологических потребностей, описанных Г.А. Мюрреем и измеряемых на основе теста тематической апперцепции (ТАТ). Эта потребность отмечается в том случае, когда один или более из персонажей истории, составляемой испытуемым, выражает стремление «к установлению, поддержанию или сохранению положительных эмоциональных отношений с другим человеком». Люди с высокими показателями аффилиации по Контрольному списку прилагательных Гоха описывают себя как дружелюбных, сердечных, доверчивых, разговорчивых, неунывающих, добрых, преданных, помогающих, одобряющих, принимающих и великодушных. Эти характеристики больше связаны с проявлением феминных, нежели мускулинных стереотипов личности. С. Миллер и К.М. Нардини обнаружили, что женщины, по сравнению с мужчинами, получают более высокие оценки по измеряемой аффилиативной тенденции, а Боуз, Дас Гупта и Линдгрен отметили, что студентки из Калькутты, с которыми проводился Бенгальский тест, измеряющий потребность в аффилиации, и потребность в достижении, получили по нему более высокие оценки по потребности в аффилиации, и более низкие по потребности в достижении, чем их сокурсники – мужчины.
Существуют многочисленные доказательства отрицательной корреляции между потребностью в аффилиации и потребностью в достижении вероятно, в следствии того, что эти два мотива обычно выражаются во взаимно несовместимых формах поведения. Исследования показали, что женщины – студентки, получающие подготовку в области образования и воспитания, имели более высокие оценки по оценки потребности в аффилиации.
Предположение о том, что тенденция к аффилиации характеризуется чувствительностью к отвержению, рассматривалось Манрабяном, который не обнаружил значимой связи между этими двумя чертами.