Психические состояния человека
Психическое состояние – понятие,используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента – в отличие от понятия процесса психического, подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия свойства психического, указывающего на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость в структуре личности.
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Первое систематическое изучение психических состояний, по мнению Т.А.Немчина, начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Мыслители Древней Греции тоже затрагивали проблему психических состояний. Развитие философской категории «состояние» возникло в работах Канта и Гегеля.
Систематическое изучение психических состояний в психологии началось с У.Джеймса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся «описанием и истолкование состояний сознания. Под состояниями сознания понимаются такие явления, как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.д.».
Дальнейшее развитие категории психических состояний связано в основном с развитием отечественной психологии. Первой отечественной работой, посвящённой психическим состояниям, является статья О.А.Черниковой 1937 года, выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Общепсихологическую разработку психологические состояния получили, начиная со статьи Н.Д.Левитова 1955 г. Ему же принадлежит и первая монография по психическим состояниям. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Параллельно с психологией психических состояний затрагивались и смежными дисциплинами. По этому поводу И.П. Павлов в начале ХХ века писал: «эти состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обуславливают прогресс человеческого общежития». Кроме того, видный отечественный физиолог считал, что единственным предметом для психологии и могут быть только психические состояния. Дальнейшая разработка психических состояний в рамках физиологии связанна с именем Купалова П.С., показавшего, что временные состояния формируются внешними воздействиями по механизму условного рефлекса. Кроме этого, как он и показал, можно образовать условные рефлексы и на определённые состояния коры.
Установка в теории тоже рассматривается как психическое состояние: «Согласно концепции Д.Н.Узнадзе установка как готовность к действию является состоянием именно личности в целом – целостно-личностным состоянием, а не каким-либо частным психическим процессам».
В.Н.Мясищев рассматривал психические состояния как одни из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями.
Психические состояния нашли своё место, как в психологии, так и в смежных дисциплинах. Б.Ф. Ломов писал: «Психические процессы, состояния и свойства существуют не вне живого человеческого организма, не как экстрацеребральные функции. Они являются функцией мозга, сформировавшегося и развивавшегося в процессе биологической эволюции и исторического развития человека. Поэтому выявление законов психики требуют работы мозга и нервной системы, более того, всего человеческого организма в целом».
В соответствии с принципом единства психического и биологического, а также требованиями объективной оценки психических состояний, дальнейшее исследование психических состояний проводилось в двух направлениях: исследование 1) функционального состояния и 2) эмоционального состояния, т.е. исследования тех состояний, в которых ярко выражен и поддаётся объективной диагностике (в первую очередь диагностике физиологических параметров). Категория функционального состояния обязано привнесением в психологию понятия «функциональная система» П.К.Анохина: «Функциональное состояние – психофизиологическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы» и «Множество состояний, определяющих заданный уровень функциональных возможностей, образует диагностическую единицу, обычно называемую функциональным состояние». Хорошее определение состояния, данное Е.П.Ильиным, тоже базируется на понятии «функциональная система»: «состояние – это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата».
В дальнейшем развитии категории психических состояний особую роль можно отдать появлению их классификаций и некоторых методик диагностики.
Н.Д. Левитов определял психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающее своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Исходя из определения Н.Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний:
1. Состояния личностные и ситуативные. В-первых, прежде всего, выражаются индивидуальные свойства человека, во – вторых особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, то есть выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности.
2. Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживание и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.
3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения (апатия и вдохновение). ые свойства человека, во - вторых режде всего выражается хических состояний:
х свойст зах психических явлениях, иим
4. Состояния положительные и кратковременные. Так настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до ряда дней.
5. Состояния более или менее осознанные (к примеру, рассеянность как неосознанное состояние).
В результате проведенного В.А. Ганзеном анализа было выделено 63 понятия, обозначающие состояния человека. Они были распределены в 2 группы:
1. состояния, характеризующие аффективно – волевую сферу психической деятельности человека;
2. состояния сознания и внимания.
Е.П. Ильин выделяет так называемые психофизиологические состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Психофизиологические состояния - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. Состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).мешает
Одно и то же проявление психики можно рассматривать в разных отношениях. Так аффект, как состояние психическое представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как процесс психический он характеризуется стадиальностью развития эмоций; аффект может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида – вспыльчивости, несдержанности, гневливости и пр.
К психическим состояниям относят: 1) проявление чувств – настроения, аффекты, эйфорию, тревогу, фрустрацию и пр. 2) проявление внимания – сосредоточенность, рассеянность; 3) проявления воли –решительность, растерянность, собранность; 4) проявления мышления – сомнения; 5) проявление воображения – грезы.
Предмет специального изучения в психологии - психические состояния людей в условиях стресса: 1) в экстремальных обстоятельствах – в боевой обстановке, на экзамене, при необходимости экстренного принятия решения; 2) в ответственных ситуациях – предстартовые состояния спортсменов и пр.
В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы психических состояний – состояния навязчивые; в социальной психологии - массовидные психические состояния, например, паника.
Физиологические основы психических состояний.
Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.
Функциональные состояния обеспечивают:
а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
б) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.
Во-первых, регуляция функциональных состояний человека осуществляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа.
Нейроны - модуляторы объединяются в асамблеи и сети сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.
Во-вторых, важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры больших полушарий -фронтальной зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы, в целом деятельности организма человека.
Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных нервных систем порождает различные психические состояния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональной активности он попадает. Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.
Эйфория Душевный подъем Отчуждение Убежденность
Бодрость Усталость Апатия
активность пассивность
В И Д Ы
__________________________________________________________________
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
___________________________________________________________________
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Ретикулярная формация Лимбическая система
Модулярные нейроны Модулирующие системы
______________________________________________
ГОЛОВНОЙ МОЗГ
______________________________________________
Общее понятие об адаптации человека.
Деятельность человека никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Условия, в которых организм человека может функционировать, весьма ограничены. К примеру, изменение температуры окружающей среды на 1 градус вызывает у человека ощущение дискомфорта. Параметры внешней среды имеют очень маленький интервал, в котором человек может функционировать. На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с ситуациями, которые грозят ему гибелью. Выживание человека как вида связано, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой – со способностью многогранно психически реагировать на окружающую действительность.
Понятие адаптации – одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации осуществляется оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «Человек – среда».
Французский физиолог К. Бернар одним из первых начал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы. Его гипотеза говорит о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает способностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. Пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению К. Бернара, - это условия свободной жизни. В дальнейшем эта идея развивалась в трудах американского физиолога У. Кеннона, который назвал это свойство гомеостазом.
Гомеостаз, это подвижное равновесное состояние какой – либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Основное положение учения: всякая система стремится к сохранению своей стабильности. Получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает механизмы, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если же нарушить это равновесие, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть, притом, болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других измененных параметрах. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесия является хроническое заболевание.
Не только внутреннее равновесие обеспечивает жизнедеятельность организма, но и то, что человек должен постоянно находиться в определенной среде, из которой он что-либо получает, к примеру, кислород. Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильно его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация». Адаптация человека протекает на более сложном уровне, чем других представителей, обитающих на земле. Кроме того, что человек взаимодействует со средой физической, он должен так же соприкасаться с социальной средой. Именно так называемые человеческие качества и свойства человек приобретает в социуме. Так же человек в социуме находит подтверждение и оценку своим действиям и поступкам. Следовательно, адаптация человека протекает за счет физиологической, психической и социальной адаптации. Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамических образований, как соотношение между неравновесными системами.
Несмотря на существование большого количества определений адаптации, существует несколько основных ее проявлений, позволяющих говорить о том, что адаптация есть свойство организма, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, обеспечение цели к которой стремится организм.
Выделяют два основных подхода в рассмотрении процесса адаптации:
1. рассмотрение адаптации как свойства любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающей ее устойчивость к условиям внешней среды;
2. рассмотрение адаптации как динамического образования, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
Функциональное состояние организма обеспечивается за счет трех уровней адаптации, связанных между собой: физиологического, психологического и социального.енку своим действиям и поступкам.
Понятие об эмоциональном стрессе.
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Г. Селье определял стресс как неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Г. Селье в своих исследованиях показал, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).
Функциональные состояния организма.
В настоящее время не существует единой точки зрения на понятие «состояние». В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях (динамических состояниях), имеющих начало, течение и конец.
Понятие «функциональное состояние» как научная категория первоначально сформировалось в физиологии, где использовалось для характеристики деятельности организма. В отечественной психологической литературе это понятие появилось сравнительно недавно в связи с именами А.Б. Леоновой и В.И. Медведева. Они определяют функциональное состояние как «интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности, то есть создают возможность деятельности». Функциональное состояние непосредственно отражает особенности процесса адаптации. Медведев рассматривает адаптацию как постоянный процесс взаимодействия в системе «человек - среда», протекающий на двух уровнях: физиологическом и социально – психологическом. При этом связь в системе «человек - среда» является системообразующей и определяет функциональное состояние организма.
Философское определение функционального состояния отражает специфическую форму реализации бытия, фиксирующую момент устойчивости в изменении, развитии и движении материальных объектов при определенных условиях. Л.Г. Дикая считает, что функциональное состояние есть результат взаимодействия психологической системы и деятельности по саморегуляции психофизиологического состояния. В то же время процессы управления в живых системах можно рассматривать как некую организацию целенаправленных взаимодействий, результатом которых является переход из одного состояния в другое.я отражает специфическую форму реализации бытия, ивает адаптацию как постоянный
Психические состояния и психические свойства.
Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определённых условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности.
Согласно В.Далю состояние понимается как «положение, в каком кто или что состоит, находится, есть; отношения предмета». В.А.Ганзен считал, что человек «однако в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии». Можно определить психическое состояние как временный срез психики человека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни в данный момент. Сохраняя некоторую однородность своих характеристик на протяжении какого-либо временного периода, т.е. временную свою стабильность, психическое состояние вместе с тем в пределах этих характеристик изменчиво по силе, глубине, напряженности, переходит из одной фазы в другую.
На необратимость привлечения категории психического состояния для понимания свойств указывает А.О.Прохоров, Левитов Н.Д: «Чтобы понять черту характера, надо сначала её точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивость в структуре характера» (1967).
О влиянии отрицательных эмоциональных состояниях на формирование отрицательных черт характера на примере неврозов сообщил В.Н.Мясищев (1960).
Имеются также экспериментальные данные о связи психический состояний и свойств.
Сообщается о формировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной), нейротизма и интроверсии (Родина О.Н., 1984). Рассматривалось проявление симптомокомплексов черт личности и психических состояний в экстремальных условиях (Махнач А.В., 1993). Показана зависимость от свойств нервной системы появления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психического пресыщения (Ильин В.П., 1980). О влиянии на формирование психических состояний со стороны свойств показал Б.Д.Лысков на примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей интенсивностью у флегматиков, интровертов и лиц с низким нейротизмом (1992).
Не будучи приобретёнными, врожденные свойства также находят своё проявление в психических состояниях, могут ими компенсироваться, либо развиваться. Интересные примеры компенсации и декомпенсации патологических свойств можно найти у Г.П.Климова (1995). Есть данные о связи агрессивности с наличием лишней Y-хромосомы и гипогликемией (Эфроинсон В.М., 1995), а так же уровнем тестостерона и гиповитаминозом А и С (Реан А.А., 1996).
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определённый период времени.
Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно–побудительное, эмоционально-оценочное и активно-энергетическое (Определяющим выступает первое измерение).
Выделяют психические состояния отдельного человека и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определённых общностей людей (микро и макро групп, народов, обществ). В специальной литературе рассматриваются два вида таких состояний – общественное мнение и общественное настроение.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определённый промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.
Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало определения динамики и конец).
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности, теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических.
Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.
Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность-неуверенность, активность-пассивность, фрустрация-толерантность и т.д.).
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностных и ситуативных; 2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.; 3) в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т.д.); 5) в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательны, стенические, повышающие жизнедеятельность и астенические; 6) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.
Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.
Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в её области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью (и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста).
Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актёрам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострением восприятия, повышению способности воспроизведения ранее значимого, возрастания и мощи воображения, возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.
Выраженное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным её элементам – в частности.
Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность, как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или другой ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.
Можно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т.е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различия, состояние бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности вызванной экстримальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д).