Психология памяти
Память: это способность живой системе фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Феноменология памяти и аспекты исследования.
Феноменология – факты, совокупность которых задает объект исследования. 2 аспекта рассмотрения фактов: 1. связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации (включая ее последующее использования). 2. Участие памяти в порождении знаний, в процессах понимания и при построении ментальных моделей среды. Память в процессе когнитивной переработки. Дискретный и континуальный подход. Понимание сущности психического процесса – путем его сведения к фазам – возникло исторически первым. Однако Дж. Миллер показал, что даже допущение о стадиальности не снимает вопроса о том: 1) происходит ли трансформация информации в пределах одной стадии дискретно или континуально. Справки: дискретность (разделенный, прерывистый) прерывность, противопоставляется непрерывности. Континуум – (непрерывное) – непрерывная совокупность. 1) Как (дискретно или континуально) передается информация на следующую стадию. Сторонники «континуальной» трактовки предлагают для объяснения стадии модели, в основу которых положена идеология нечетных множеств.
Основные мнемические разделы.
1. Запоминание (кодирование), 2. Хранение, 3. Воспроизведение, 4.Забывание.
Эти блоки составляют единую мнемическую систему и не могут быть разделены. Запоминание – оценка запоминания, продуктивности и длительности. Для оценки используются две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов(насыщенное).
Виды памяти:
по длительности: кратковременная, оперативная и долговременная.
По характеру целей: произвольная, непроизвольная.
Материал для запоминания может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, символическим и т. д. Выделяют соответствующие виды памяти. Объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания, влияют на результативность и стратегий и отражений запоминания.
Блок хранения. 1. Продуктивность хранения – некоторые события вдруг неожиданно всплывают в актуальном воспоминании или оказывает влияние на других когнитивные процессы.
2. Длительность хранения.
3. Интерференция (одна информация мешает хранению другой).
Блок воспроизведения – объединяет результаты, полученные при разных условиях воспроизведения. По величине отсрочки между получением и воспроизведением последнее подразделяют на непосредственное и отсроченные. Прямые и косвенные процедуры воспроизведения. Объем припоминания меньше. Чем объем узнавания. Знакомый материя узнается точнее, а осмысленный – быстрее. Контаминация – перепутывание; Конфобуляция – домысливание.
Блок забывания. Особая проблема спонтанная динамика следа. Некоторые события могут быть вытесняться; тогда как другие не удается намеренно забыть. Динамика забывания зависит от функционального и эмоционального состояния испытуемого.
Монистическа.я и множественные модели памяти
Экспериментально память изучает с конца XIX века. В то время доминировало два теоретических подхода: ассоционизм и психология сознания. Монистическая позиция, развиваемая в ассоционизме, а позже и в бихевиоризме, состояла в том, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, последняя же величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением. Отсюда вытекало требования о экспериментальной схеме: группировка условий, при которых образуются и становятся прочнее ассоциации (или связи между стимулом и реакцией).
Критика: в основе такой методологии лежит негласное допущение о том, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительность его психологического воздействия и что временной интервал, отделяющей стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психологического феномена памяти. Множественная трактовка памяти связана с психологией сознания на основе данных интроспекции.
У. Джеме различал первичную и вторичную память. Первичная память: впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Имеет приходящий характер, содержания быстро стирается. Вторичная память – постоянная – наши постоянные знания. Они статично и трудно поддаются воспроизведению. Позже эти типы стали называть кратковременной и долговременной памятью. В настоящее время есть теории, которые продолжают оба направления.
Монистическая позиция продолжается в коннекционизме. Представление о принципиальной не сводимости КП и ДП к единым механизмам развивается в рамках информационного подхода (эту позицию разделяют многие нейропсихологии). Теория двойственности памяти – если бы КП и ДП были проявлением единой памяти, то они подчинялись бы единым законам, т. е. одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации. Современное воззрение на КП и ДП. Идея существования двух типов памяти получила второе дыхание после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948г. разделил память на тянущую и постоянную. Эта дихотомия была подхвачена психологами в 50 –60 гг. и зафиксирована в понятиях КП и ДП. В то же время появилось понятие оперативной и рабочей памяти. В 1958г Д. Бродбен предложил модель когнитивной переработке, где перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот миллисекунд), а затем передаётся в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработки и перекодированию в вербальную форму. Этот блок имеет ограничения, но информация может хранится дольше (несколько секунд). Этой блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из КП в ДП зависит от глубины и качества её переработки. Д.Норман (1965) – информация из первичной памяти теряется не просто потому, что постоянно там затухает, а потому что, она вытесняется вновь поступающей информацией. Р.А.Аткинсон и Р.Шифрин (1968) – информация не просто «перекачивается» из одного блока в другой, а копируется, путём переведения в другие ходы. Отождествление переработки информации у человека и компьютера не может быть удовлетворительным. Человека присущи мотивация, интерес, внимание и осмысленность материала. Сенсорная (сверхкратковременная) память Понятие было введено Аткинсоном под названием сенсорного регистра. Для каждой модальности существует свой, строго специфический регистр, где информация хранится непродолжительное время. В.П.Занченко (1970-1980), исследуя микрогенез восприятия, исследовал сверхкраткосрочную память. Оперативная память Аткинсон, Шифрин. Внутри КП можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая – функцию переработки. Информация в КП хранится активно, поддерживается (15-30 с) и перекодируется, пержде чем перейти в ДП. А.Бэддели и К.Хитч (1970) разработали модель оперативной памяти. Под ОП понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально-специфической, а мультимодальной. Модели переработки информации Начиная с 1970-х годов в когнитивной психологии разрабатывается представление о модулях переработки информации. Модуль представляет собой специализированную подсистему памяти, относительно замкнутую и гомогенную, которая характеризуется продолжительностью переработки и доминирующим кодом. Модули имеют иерархическое соподчинение и пересекающиеся критические факторы, необходимые для успешного функционирования того или иного модуля на заданном уровне переработки. Семантическая память А.Коллищ и М.Хвилиан (1969) предложили модель семантической памяти, представляющей собой сеть, узлы которой суть концепты. В каждом узде хранятся признаки, характеризующие данный класс, а связи между узлами объединены по типам «включения» и часть, «целое». Механизмом работы семантической памяти является распространяющаяся по сети активация.
От модулей переработки к модулям репрезентации
Ж.Фр.Ле Ни ввёл понятие репрезентации, с помощью которого удалось зафиксировать одновременно структурную стабильность и динамичность знаний. Он различал репрезентации, типы и временные репрезентации. Первые составляют основу наших знаний о мире и имеют пропозициональную структуру. Вторые суть формы, в которых появляется знание применительно к данной ситуации.
Сходную дихотомию предлагает ж-фр Ришар: он различает собственно знания и тенденции репрезентации. Последнее является частью долговременной памяти, и отвечают за отражение ситуации, связанной с выполняемой деятельностью. Структура постоянных репрезентаций в ДП. Одни авторы полагают, что существует единый формат хранения знаний.
Разрабатывают разные модели, дающие представления о том, как соотносятся между собой различные компоненты знания.
В самом общем виде можно выделить два класса моделей: 1) модели сети, разрабатываемые в основном в коннекционизм и 2) таксономические модели.
1 подход: элемент сети представляет собой гомогенную единицу, а адекватным описанием структуры знания является сеть, в которой различные компоненты, неразличимые с логической точки зрения, являются только числом и характером связей с другими компонентами.
2 подход: входит множество теорий, отличающихся пониманием того, что есть признак и каковы правила организации признаков в таксономии (включение в класс, часть - целое и т.д.). Э.Шобен и Л.Рипс (1979) выделили дефинитивные и характеристические признаки. Э.Рош (основные понятия, определившие экстремальное изучение структуры знаний в последние 20 лет).
Понятие базового уровня и типичности Базовый уровень – промежуточный уровень абстракции, спонтанно актуализированный испытуемыми при выполнении широкого класса когнитивных задач. Типичность – самый репрезентативный пример на базовом уровне абстракции.