Ощущение и восприятие - непосредственное познавательное взаимодействие с миром
Ощущение
Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это основной источник наших знаний о внешнем мире и о собственном теле.
Учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания.
В V веке до н.э. Гераклит и Протагор рассматривали ощущения в качестве источника человеческого познания.
В XVIII веке ощущение стало центральной темой обсуждения представителей эмпирической философии.
В ассоциативной психологии механистическое понимание ощущения как элементарных "кирпичиков" психологического получило особое распространение.
Гештальтпсихология отвергала существование изолированных ощущений, из которых в результате ассоциации строится восприятие. Иссследования гештальтпсихологов показали, неверность допущения неизменности связи между раздражителем и соответствующим ощущением.
В психофизике в настоящее время проблема ощущения интенсивно разрабатывается при изучении сенсорных процессов и различных разделов психологии.
Различают пять основных видов ощущений:
1. зрение;
2. слух;
3. осязание;
4. обоняние;
5. вкус.
Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира, дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и своем теле.
Классификация ощущений.
По модальности:
1. зрительные;
2. слуховые;
3. осязательные.
Классификация интромодальных ощущений, предложенная английским физиологом Шеррингтоном в 1906 г. на основе анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции:
1. экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела:
а) дистантные (зрительные, слуховые);
б) обонятельные;
в) контактные (осязательные, вкусовые);
2. проприорецептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, рассположенных в мышцах , сухожилиях и суставных сумках;
3. интерорецептивные (органические) сигналазирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
Данная классификация не учитывает известную независимость функции ощущения от расположения рецепторов, в частности зрительные ощущения могут нести важнейшую проприорецептивную функцию.
Генетическая классификацияХ. Хэда (1918), выделившая более древнюю (протопатическую) и более молодую (эпикритическую) чувствительность.
Ощущение возникает на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, тем самым отражая факторы среды.
Ощущения человека опостредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества.
В качестве источника познаний человека об окружающем мире, ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания.
Общие свойства ощущений.
Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и находящаяся в пределах данного вида ощущений.
Интенсивность - количественная характеристика. Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность - временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, главным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Пространственная локализация раздражителя - анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о расположения раздражителя в пространстве.
Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.
Относительная чувствительность - чувствительность к изменению раздражителя.
Исследование ощущений проводится с помощью методов, разработанных физиологией.
Восприятие
Восприятием называется психологический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного их обязательных элементов самого наблюдателя. Отражательная природа образа восприятия предполагает, что его содержание должно охватывать существенные объективные свойства физического мира. Специфический предмет психологии восприятия состоит в изучении механизмов порождения и функционирования чувственного образа окружающего мира, а также механизмов перцептивного управления и контроля деятельности. Функции восприятия Любой акт взаимодействия человека с окружающим миром опирается на чувственную представленность его ближайшей (а иногда и удалённой) среды, включающую общую ориентировку, оценку месторасположения релевантных объектов, их физических свойств и ситуативной значимости, поведенческого, символического или эстетического смысла. Такого рода первичная информация служит источником для появления и функционирования высших форм психической деятельности, выходящих за пределы непосредственной данности, и обеспечивает регуляцию разнообразной ориентировочной, познавательной и практической деятельности, будь то поиск решения задачи, акт социальной коммуникации или трудовая операция. Основные характеристики образа восприятия Условием существования и действия в мире физических объектов является соответствие их объективного описания объективным качествам и свойствам этих объектов. В этом смысле говорят об адекватности образов восприятия отображаемых объектам. Непосредственность восприятия придаёт воспринимаемому содержанию ощущение реальности, или достоверности. Мы видим объект именно там, где он находится, т.е. можем, быстро приблизится к нему или без промаха протянуть руку в его направлении, а правильно воспринимаемый размер и форма позволит заранее подготовить кисть руки к его захвату. Любая ошибка – промах, недооценка, неверная идентификация и т.п. – приписывается скорее исполнителю, чем внешнему источнику. Потеря чувства реальности может возникнуть, например, при сенсорной депривации (т.е. ситуативном или патологическом сокращении притока внешних раздражителей) или конфликте сенсорной информации, что ведёт к потере правильной ориентировки, затормаживанию поведенческой активности и появлению галлюцинаций. Кроме пространственных признаков (направление, удалённость, локализация, протяженность) которые являются первостепенными в ориентировке и целенаправленном перемещении наблюдателя в сфере, чувствительный образ может включать и такие характеристики, как интенсивность воздействия (громкость, яркость, тяжесть, сила запаха и др.), его динамику (изменение, движение, мелькание, биение), чувственный тон (освещенность, цветность, теплота, тональность, гладкость, приятность) и структурные отношения (размер, ориентация, форма, контраст, созвучие, вкусовое сочетание, композиция запаха). Несмотря на наличие нескольких воспринимающих систем (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, интероцептивной), результирующий образ не дробится на несколько модальных копий одного и того же объекта. Поэтому говорят о полмодальности чувственного образа. Важнейшим свойством восприятия является константность, т.е. относительная независимость образа объекта от изменения внешних условий его наблюдения (освещенность, удалённость, ракурс, помехи и т.д.) и от подвижности самого наблюдателя и его сенсорных органов. Первичная означенность воспринимаемого содержания связана с сознательным образом мира [Леонтьев, 1982; Смирнов, 1985]. Воспринимаются объекты или события, имеющие своё название и значение (научное, житейское или функциональное) [к примеру, звук гитары, а не чередование тональных ощущений]. Процесс порождения означенного образа называют также опознанием или категоризацией [Носуленко, 1988; Шехтер, 1981]. Предметность образа восприятия – обобщенная формулировка вышеперечисленных характеристик чувственного познания. Образ восприятия отличается, однако, от физического описания объекта, или модели явления, поскольку строится на базе собственных (психофизиологических и психологических) механизмов, имеет собственную матрицу и систему отсчёта. Иллюзии – ошибки восприятия. Некоторые иллюзии (аффективного или установочного типа) могут обнаруживаться самим наблюдателем и исчезают при изменении вызвавших их условий, другие сохраняются даже тогда, когда наблюдателю известно о каком-либо несоответствии между восприятием или образом и самим рассматриваемым объектом к первичному типу относится, например, ошибки опознания слов или лиц при частичном их сходстве с ожиданиями, а ко второму – так называемые геометрические иллюзии, кажущееся движение луны на фоне облаков, и т.п. [Грегорш, 1970; Рок, 1980] Процессуальность восприятия Наиболее интенсивный период развития восприятия, его дифферинцированности и точности приходится на ранний и детский возраст [Бауэр, 1979; Митьнин, 1988; Сергиенко, 1998], но способность к перцептивному развитию сохраняется на протяжении всей жизни. На продуктивность восприятия оказывают влияние условия жизнедеятельности и род профессиональных занятий. Необходимость обучения восприятию особенно возросла в связи с появлением множества искусственных, т.е. созданных руками человека, объектов (дома, машины, предметы быта), а также изобразительных (картины, скульптуры, кино, телевидение, компьютерная или голографическая имитация) и символических 9буквы, знаки, приборные шкалы, графики, картины) средств отображения реальности. Сенсорный опыт связан с формами жизнедеятельности воспринимающего субъекта, его предметно – ориентированной активностью. В генезисе перцептивного образа лежит внешне двигательная, эффективная деятельность наблюдателя [Венгер, 1969]. В этой деятельности структурно оформляются, проверяются и уничтожаются перцептивные гипотезы.
Методы исследования восприятия
Феноменологический метод – один из старейших. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность - феномен. Описание на качественном уровне (что человек воспринимает при данных условиях). Самонаблюдение (интроспекция) – самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, чёткость, детальность образов, их угасание: возникновение, взаимосвязь с другими актуальными образами при разной стимуляции и условиях наблюдателя. Вариант – аналитическая интроспекция, специальная процедура расщепления образа объекта на составляющие его далее на разложенные элементы (качество, интенсивность, протяженность, длительность). Такая процедура требует специального обучения.
Экспериментальный метод – наиболее признанный. Он предполагает: 1) формулировку гипотезы; 2) составление плана эксперимента; 3) определение и контроль зависимых и независимых переменных; 4) сбор экспериментальных данных; 5) верификацию гипотезы с использованием статических процедур.
I. Тахистоскопия – строго дозированное ограничение времени экспозиции для контроля за скоростью обнаружения, опознания или идентификации стимула. Процедуры: а) маскировки и метаконтраста – последовательное или одновременное предъявление значимого и шумового стимулов; б) предустановки – когда целевому стимулу пердшествует информация о его вероятностных характеристиках – локализации, размере, категории и т.д. в) под порогового накопления – быстрого последовательного предъявления.
II. Хронометрический метод – измерение времени реакции как индикатора эффективности перцептивных процессов. Простая реакция – на один стимул; реакция выбора – из нескольких альтернатив. По форме ответа реакция может быть: вербальная, моторная, физиологическая.
III. измерительный метод – относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.
IV. Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности – регистрируются движения воспринимающих органов: глаза, рук, головы и т.д., несущие оперативную пространственно-временную информацию о процессе восприятия.
V. Манипулирование прямой и обратной связи в перцептивной системе. Используется социальные устройства (псевдоскоп, псевдофон, инвертоскоп, вибраторы, зеркала, электронно-дисплейные комплексы), хирургические операции или фармакологическая инъекция. Цель – выяснение искажений в естественные качественные и количественные соотношения.
VI. Генетический метод Цель - выделение этапов развития перцептивных способностей. Включает процессы онтогенетического и формирующего исследований. VII. Анализ не ставит жестких ограничений на время экспозиции стимульных объектов, на время ответа, а также на подвижность самого наблюдателя в процессе восприятия.
Клинический метод - применяется при исследовании патологических нарушений восприятия, вызванных соматическим или психическим заболеванием или психическим заболеванием либо имеющих травматическую природу.
Метод моделирования работы перцептивной системы нацелен на строгое математическое описание и предсказание отдельных феноменов восприятия и полученных эмпирических зависимостей. Исторические аспекты изучения восприятия Исследования берут начало со второй половины XIX века, базируясь на данных физиологии органов чувств, а также на изученных феноменах и наблюдениях. Центральные проблемы – психофизическая, единицы восприятия, принципы организации, необходимость активности наблюдателя, роль перцептивного опыта и способы его приобретения, восприятия и познания. Классические теории восприятия. Находились на позиции построения образов восприятия на основе элементарных сенсорных качеств – ощущения.
Интеракционизм
1. Всё множество сенсорного опыта определяется состоянием чувств связан с нервными, вырабатывающими, «специфические энергии», или качества, в ответ на воздействующий на них стимул. Один и тот же стимул, действуя на разные воздействия на один и то же нервы, вызывает разные качества переживаний, а разные воздействия на один и тот же нерв приводят к одинаковому сенсорному качеству. [И.Мюллер, 1838]
2. Постулат «психологического параллелизма» [И.Мюллер, 1896] количественную психофизическую закономерность, связывают силу ощущения определённого сенсорного качества и величину соответствующего воздействия (вес, размер, интенсивность и т.п.), продолжил Фехнер (1860).
Интроспекционизм
В рамках этого направления предметом психологического исследования являлось содержание сознания, в частности его сенсорные качества и атрибуты. Предложенный Э.Титченером «структуралистический» подход предусматривал поиск «элементов» сознания путём аналитической интроспекции: наблюдатель- испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на максимально простые составляющие. Он считал, что именно таким способом можно добраться до элементарных ощущений. Именно перцептивный синтез и составляет центральную психологическую проблему; для объяснения этого процесса привлекались законы ассоциации и внимания. Близкие идеи развивал В.Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности. Функционализм Подход рассматривает восприятие не с точки зрения результатирующего образа и составляющих его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Образ восприятия понимается как функция перцептивной системы.
Теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца (1866). Он считал, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать дистальные объекты. Они многозначны по природе. Они избыточны (не каждое ощущение становится компонентом образа объекта) [О.Кюльне, 1904]. В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, двигательной активности и фиксирующейся форме представлений. И.М.Сеченов, развивал рефлекторный подход, признавал сигнальную функцию психического, высказывался о движении, как механизме объективизации восприятий. Согласно Сеченову, преобразование в плане образа, операции обнаружения, сравнения и т.п. есть нечто иное, как проявление скрытых форм двигательной активности. Конфигурационизм.
Гештальттеория восприятия.
Направление, возникшее из признания первичности сознательных или феноменальных объектов [Брентано, Гуссерль] и резкого неприятия элементаризма предшественников. Центральная идея гештальтпсихологов – примат формы как субъективного феномена и как природного (внешний мир, мозг) явления, между которыми существуют отношения изоморфизма, или структурного подобия. Исследования гештальтпсихологов (М.Вертгеймаер, К.Кофка, в.Келлер, К.Дункер, Д.Катц и др.) ставили цельюустановить конфигурационные законы того, «как выглядят вещи». В 1912 году было определено феноменальное « фи» движение (при определённом сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственной разнесенности и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта, протяженности движения и других его атрибутов. Были сформулированы принципы (законы организации) – части комбинируются в устойчивое целое. Считал, что воспринимаемую целостность никак нельзя объяснить раздельным переживанием его частей. Отмечена тенденция к «наилучшей форме» (упрощение, ясность, асимметрия и регулярность). Разработана проблема среды (поля восприятия) – на объекты действуют определённые силы притяжения и отталкивания. Теории восприятия 1. Психофизиологическая теория восприятия.
1) Теория электрических полей. В.Келлер (40-50-е годы). Теория мозговых гештальтов. Идея: отдельным гештальтам (образам) соответствуют определённые нейроэлектрические поля постоянного шока, мозговая локализация которых не имеет решающего значения. Критика: в тот период основной идеей была идея организации целого из элементов, где центральная роль отводилась принципу ассоциации (научение и закрепление приобретённых связей относилось не к элементам сознания, а к стимулам и реакциям, а сами принципы объединения специфических элементов существенно усложнились и дополнялись новыми переменными).
2) Клеточные ансамбли и фазовые последовательности. Теория Д.О.Хэбба (1949). Существенные свойства восприятия не являются врождёнными и нуждаются в научении. Вывод: идентификация фигуры как целого необходимо предшествует процесс избирательного внимания, к отдельным частям фигуры, их активного и последовательного сканирования. Важная роль в этом процессе отводилась моторике в форме движений глаз. Заучивается и воспроизводится последовательные акты, включающие сенсорные и моторные компоненты. Клеточный ансамбль – физиологическая единица восприятия. Процесс сложного фигуративного восприятия (ансамбли более высокого уровня) – фазовая последовательность.
3) Теории детекции и обработки признаков. В 1962 году Д.Хьюбелом и Т.Визелом были открыты корковые нейроны, чувствительные не только к контрасту, но и к длине, ориентации и направлению движения стимула. Было сформулировано понятие «канал» - последовательно соединённые клетки, рецептивные поля, которых отражают этапы выделения сложных и гиперсложных признаков. Предложено много нейрофизиологических людей, призванных учесть, как прошлый опыт видоизменяет или дополняет процесс детекции основных признаков, обеспечивающийся врождёнными механизмами. В моделях нового поколения больше внимания уделяется динамическим характеристикам нейрональной активности их историчности и включенности в конкретный познавательный или поведенческий акт [Арбиб 1976; Эдлемен, Маункасл, 1981; Шевелев, 1977]. 2. Теории перцептивной установки
1) Сенсорно – тоническая теория поля. Уопнер и Вернер (1952). Идея: всякое восприятие есть отклонение между психофизическим стимулом и состояние организма, и имеет сенсорно-тоническую природу.
2) Теория фиксируемой установки. Д.Н.Узнадзе. Идея: объяснение организующей роли предшествующего опыта в форме потребностных или предметных ожиданий, преднастроек по отношению к актуальным (ситуативным) сенсорным данным (эксперименты с фиксированной установкой). Обнаружен эффект переноса установочных влияний на другую модальность. Вывод: установка рассматривается не как непосредственная субъективная обработка сенсорного воздействия, а как определённая интенциональная активность субъекта в определённой ситуации [Узнадзе, 1961].
3) Теория перцептивной готовности. Американец Дж.Брунер (1957). Идея: восприятие рассматривается как процесс категоризации: поступивший сигнал считается с соответствующим образом (лучше или хуже) «подготовленной» категорией, которая определяет условия, необходимые для подтверждения или опровержения перцептивной гипотезы. Стратегии процесса решения включает стадии: 1.первичную; 2.грубой категоризации; 3.поиска дополнительных признаков; 4.промежуточной и окончательной проверки. На готовность категорий оказывает влияние контекста, степень знакомства с объектом и актуальные потребности установки.
Теории активного восприятия.
1) Моторная теория восприятия. Одна из крайних позиций, рассматривающая позно – кинетические ощущения в качестве источника и основы пространственного и гностического чувственного образа, получила название моторной теории восприятия. В её основе – известные факты о процессах ощущения и рассматривание в целях опознания, когда пальцы следуют по граням предъявленного объекта, а глазные фиксации распределяются на углах и контурах фигур и на наиболее значимых и информативных зонах объекта, что особенно явно выражено у детей и для нового, незнакомого объекта [Д.Нотон, Л.Старк, 1974]. 2) Восприятие как действие. Развиваемая в отечественной психологии с 1950х годов теория восприятия основывалась на принципиальном признании рефлекторного строения психических процессов и отражательной природе чувственного образа. Считается, что фундаментальная роль в формировании адекватного образа внешнего объекта, который не дан изначально, принадлежит практической деятельности субъекта, с этим объектом. Активность воспринимающего субъекта понимается, прежде всего, как внешнедвигательная активность [Рок, 1980; Логвиненко, 1981, Леонтьев, 1982]. Подготавливая эти исследования, А.Н.Леонтьев [1982] призвал к отказу от традиционной постановки проблемы восприятия как восприятия объекта. Он считал, что должная проблема «должна быть поставлена и решена как проблема психологии образа мира». Это означает, что образ восприятия является сознательным образом, охватывающим всё многообразие окружающего предметного мира, существующего в объективном пространстве и времени.
Информационно - когнитивный подход к восприятию
Идея: предположение о докатегориальном, первичном описании стимула в сенсорной памяти, хранящаяся там в неизменном виде в течении нескольких десятков миллисекунд после окончания стимуляции. [Бахман 1996, Трисман, Джелод, 1982, Эриксон 1977].
Экологический подход к восприятию.
Теория непосредственного восприятия Дж.Гибсон [1988] – восприятие существенным образом определяется условиями обитания и способом жизнедеятельности того или иного животного или человека. Объектом восприятия является не пустое геометрическое пространство, оно – абстракция, а окружающий мир, который лучше описывается в терминах среды, поверхностей и веществ. Из взаимодополнительности окружающего мира и субъекта жизнедеятельности следует, что не стимул, а содержащаяся в экологическом мире «информация» является потенциальным источником для восприятия, её «возможностями».
Современные направления в исследовании восприятия
Новые тенденции:
1. стирание резких граней между отдельными направлениями исследований, их взаимопроникновение и взаимовлияние. 2. усиление экологической валидности изучаемых и описываемых явлений. 3. появился определённый уклон в сторону нейропсихологических перцептивных механизмов и построения на их основе модульных модулей восприятия.
1. Искусственный интеллект и восприятие. Д.Марр [1983] – вычислительный подход к зрительному восприятию. «Зрительные программы» [Ульман 1984] имеют уровневую организацию, используют как процедуры обработки «снизу вверх» так и «сверху вниз», а также обеспечивают селективное пространственное перераспределение вычислительных ресурсов.
2. Когнитивная нейропсихология восприятия В последнее время методика нейропсихологических исследований, традиционно использовавшая наблюдения и эксперименты на больных с локальными поражениями мозга, дополнилась техникой позитронно - эмиссионной томографией (PET) и магниторезонансного отображения (MRI), что даёт возможность проводить строгие эксперименты на здоровых испытуемых. Результаты таких исследований дали впечатляющую объёмную картину динамики мозговой активности в процессе выполнения перцептивных заданий [Поснер, Рахле, 1994, Наатанен, 1992].
Идея: модулярность функции.
Модули – специализированные процессуальные мозговые единицы, получающие входящую информацию и выдающие на выходе специфический ответ [Фодор, 1983]. Выпадение какого-нибудь модуля ведёт к утрате соответствующей функции. Взаимосвязь модулей образует «функциональную картину» мозга, наложенную на его анатомическую картину.
Пример: модель зрительного опознания и идентификации объектов С.Коселина [1990]. Она доказала свои возможности по дифференцировке дефектов разной этнологии и способность выдавать рекомендации по типу диагностического нарушения опознания.
3. Восприятие объектов. Теория «опознания по компонентам» И.Бидермана [1989] – опознание объектов на основе выделения их признаков. Необходим небольшой набор простейших форм, чтобы описать всё многообразие зрительных объектов. Он выделяет алфавит из 24 форм-геонов, спецификой которых является их различие между собой независимо от точки наблюдения и устойчивость к зрительному шуму. Активация образа геона служит началом для построения образа всего объекта.
4. Восприятие движения. Идея Дж.Гибсона – структура перемещающегося перед глазом оптического потока является наиболее важным источником информации о движении наблюдателя. Математически оформлена в работе Д.Ли (1974). Он показал, что в оптическом потоке содержится информация о направлении и расстоянии до цели, а также о времени её достижения. Высказывается мнение, что выделение структуры и интерпретации при восприятии биологического движения являются процессами разного уровня [Кутинг, 1986; Йохансон 1980].
5. Восприятие сцен. И.джафаров (1992). Зрительные деформации являются сложной комбинацией геометрических трансформаций и изменений в распределении цвета, яркости, обусловленных зрительными механизмами взаимодействиями и интеграциями. Метод оптической трансформации зрительной обработкой связи описал новые феномены стабильности видимого мира. [Барабанщиков, 1997]. Теория стабильонсти видимого мира -> решающая роль принадлежит процессам пространственной ориентировки в зоне будущего объекта фиксации. [Рэйнер 1992; Дж. Мак Конки, К.Курье 1996].