Проблема «метода» в психологии
Историко-психологические исследования.
Принципы:
1 принцип детерминизма – фиксирует понимание учений способов объяснения процесса становления и развития психологического познания. В основе любого историко – психологического события лежит совокупность явных или неявных причин. Нет не одного факта в истории психологии которому бы не предшествовали определенные причины.
2 принцип единства логического и исторического. Ориентирует на раскрытие соответствия внутренних, внутри научных (влияние традиций, изменение категориально – понятийного аппарата динамики структуры науки, взаимосвязи и взаимовлияния разных научных дисциплин, появления новых методов исследования и др. ) и внешних, социокультурных, причин ( потребности общественной практики, идеолого- политические явления, воздействие научно технического процесса особенности духовной и интеллектуальной атмосферы в обществе и т. д ) в ходе реального процесса исторического развития психологии.
3 принцип объективности историко-психологического исследования. Определяет позицию истории психологии и его отношении к изучаемому объекту.
4 принцип конструктивно- позитивного анализа истории психологии акцентирование внимания на выявления позитива, конструктивного и прогрессивного, чего сумело достичь психологическая мысль данного периода.
5 принцип периодизации и преемственности психического знания.
Выделение и изучение качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой ) в динамике единого непрерывного процесса научного познания.
6 принцип единства прошлого, настоящего и будущего. Фиксирует понимание роли и целевой функции историко – психологических исследований.
7 принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания. Предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных ( в том числе выдающихся ученых ) но и научного сообщества в целом. Принцип ориентирует исследователя на выявления всех предпосылок формирования той или иной идеи, анализ научного и общекультурного контакта, который в конечном итоге приводит к оформлению в трудах конкретного ученого определений концепции или теории. Методы историко - психологического исследования.
Используются качественные и количественные методы. 1 методы планирования историко- психологического исследования ( организационные методы : а) структурно аналитический ;б) сравнительно- составительный ; в) генетический . 2 принцип метода сбора интерпретации фактологического материала: а) категориально понятийный анализ; б) анализ продуктов деятельности ; в) метод исторической реконструкции (моделирования) ; г) проблемологический; д) метод библиометрического анализа ; е) тематический анализ ; ж) метод источниковедческого анализа ; з) биографический метод и метод интервью. К теме 4 : принцип деятельностного подхода.
Деятельность – активные взаимодействия с окружающей действительностью, в ходе которых живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющей коем образом свои потребности. Анализ структуры как материальной так и духовной деятельности, обнаруживается следующие основные элементы, состовляющее ее примерное содержание : мотивы, побуждающие субъект к деятельности ; цели- результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяется определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операций, обеспечивающие использования имеющихся средств и условия для достижения необходимого результата. Как показали исследования российских психологов ( А.Н Леонтьева, С.Л Рубинштейна, А.А Смирнова и др. протекания и развития различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления. Вместе с тем проведения исследования ( П.Я Тальперин, Д. Б Элькунин и др. ) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируется внутренние, идеальное действие, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннею ориентировку в окружающем мире. В ходе исторического развития изменяется содержание и технические средства деятельности человека , что определяет и формирования его сознания. На протяжение детства деятельность личности в связи с ростом психофизиологических взаимоотношений ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все боле сложенные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность ( например игра в дошкольном возрасте ) приобретает ведущее значение формы новых психических процессов и свойств в личности индивида. Принцип системности Утверждается, что системные исследования с необходимостью включает генетический анализ, определяет неразрывную связь структуры и эволюции, функционирования и развития (В.А Варабанциков, Д . Н Завамешина ) . Существование систем состоит в их развитии, без которого не может быть понята , ни их целостность, формирующемся и разрушающая в ходе развития, ни дифференцировать (Б.В Ломов). Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассмотрение психики как системы иерархически организованных уровней ( А. В Брушлинский ) и психических явлений как многоуровневых ( К.А Абульханова – Славенал ). При этом уровневая организация определяется как продукт истории ( Ж. Плате, Я. А Пономарев, М. С Роговин ). Принцип иерархии относят к члену основных принципов системного подхода ( И.В Блауберг и др. ) и оценивают как необходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовнам «строение» психики (Б. Ф Ломов). Наличие меньшинства разно уровневых систем определяет под факт, что к числу вынесенных задач системного анализа в психологии принадлежит установлению зависимостей одной системы по отношению к другой, т. е меж системных отношений. Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается установлению системообразующего фактора. Утверждается, что именно системообразующий фактор определяет особенности психического отражения предмета, характер деятельности, уровень и динамику ее регуляции (Б. Ф Ломов). Специально подчеркивается неадекватность линейного детерминизма типа «стимул – реакция» в установлении упомянутых причинных связей ( Б. Ф Ломов ) . Трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, реагирующего на стимулы ( А .В Брушменский ), и его системный анализ требует раскрытия механизмов целевой , а не « стимульной» детерминации деятельности ( А.Г Асмолов ), которая есть « не реакция и не совокупность реакций, а система». ( А. Н Леонтьев ).
Парадигма Стерберга
Популярный в 70-х гг. ХХ в. метод исследования в когнитивной психологии. Позволяет изучать временные характеристики этапов кодирования стимула, последовательного поиска в памяти, принятия решения и организации ответного действия. В основном варианте метода испытуемому предлагается запомнить несколько элементов (буквы, цифры, слоги или слова), через некоторое время, определяемое экспериментатором, предъявляется один тестовый стимул и испытуемый должен как можно быстрее ответить, был ли этот стимул среди предложенных ранее ответы даются путем нажатия кнопки. Измеряется время реакции отдельно для положительных и отрицательных ответов, строятся его зависимости от варьируемых условий экспериментов.
Методы в психологии
1. Субъективный метод - заключается в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод называется «интроспекция». Метод, начиная от трудов Р.Декарта и Дж. Локка и до В.Вундта, был опорой учения о том, что сознание человека познаётся принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств.
2. Объективный метод Выразив мысль о необходимости рассматривать психику в единстве с извне наблюдаемой активностью живых существ. Пьерон в 1908 г выдвинул тезис о том, что предметом психологии должно являться поведение. С этого периода психологию стали понимать как науку об особой форме психологической деятельности, позволяющей человеку ориентироваться в окружающем мире, отражать и предвосхищать события окружающем мире, отражать и предвосхищать события определяющей действительности, формировать программы поведения и контролировать их выполнение.
3. Объективные методы исследования
Метод наблюдения
1) Прямое наблюдение: к примеру, изучения реакции человека на раздражитель а) активные (научные) б) пассивные (обычное, житейское) 2) косвенное По характеру контакта а) непосредственное наблюдение б) опосредованное
По условиям осуществления: а) полевое наблюдение; б) лабораторное.
По характеру взаимодействия с объектом: а) включенное наблюдение (исследователь – член группы) б) не включенное (со стороны)
Или по характеру взаимодействия с объектом: 1) открытое наблюдение 2) скрытое наблюдение
По целям 1) Целенаправленное 2) Поисковое
По упорядоченности во времени 1) Сплошные 2) Выборочные
По упорядоченности в проведении 1) Структурированное 2) Произвольное 4) Метод эксперимента
Структурно - аналитический метод Окончательный анализ полученных данных результатов, при котором экспериментатор прослеживает структурное строение, применявшихся к испытуемым приемов получил название методы структурного анализа.
Экспериментально – генетический метод С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребёнка тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют.
Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа) С его помощью исследуется изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психологических процессов.
5) Измерения в психологии
I Шкалирование 1. Шкалы наименований 2. Порядковые (ранговые) шкалы (система школьных баллов, а также обычно используются биполярные шкалы).
II Тестирование Задача: измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. 6) Метод опроса 1) Интервью – способ получения информации в устной беседе Различают: а) свободное интервью; б) структурированное интервью;
Опросники - анкеты 1. Биографическая анкеты 2. Опросники интересов Личностные опросники Предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов (Айзенк, Кеттела).
7) Проективные методы способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. (Дом, дерево, несуществующее животное) Методики Роршаха, Розенцвейга. 8) Метод отражательной субъективности (1985) Анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей. Он позволяет выявить особенности личностного влияния субъекта на осознанное или неосознанное поведение других людей без прямого обращения к мнению на счёт как учителя, так и учащихся.
Дополнительный материал
Субъективный метод.
Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название "интроспекция" (от лат. introspectare - гляжу внутрь, всматриваюсь).
Метод интроспекции, начиная от трудов Р.Декарта (1596 - 1650) и Дж. Локка (1632 - 1704) и доВ.Вундта (1832 - 1920 ), был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств.
Задача психологии виделась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы).
Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития, а такжде постановку вопросов о происхождении психики и ее механизмов.
Родоначальник позитивизма О. Конт (1798 - 1857), обосновывая необходимость объективного метода в науке, выступал против метафизических теорий, обясняющих наблюдаемые факты душевной жизни действием особых субстаниций. Он считал, что внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимаются.
В конце ХIХ начале ХХ века в рамках интроспективной психологии было выдвинуто несколько теорий психологии сознания. К ним относятся:
Теория элементов сознания Вундта и Титченера (1857 - 1927).
Они полагали основной задачей изучение "непосредственного опыта" человека. Основным методом для них оставался метод интроспекции.
Вундт впервые ввел приемы экспериментальных методов в организацию целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых. Вырабатывался специальный навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.
Теория актов сознания Ф. Брентано (1838 - 1917).
Свою концепцию психологии Ф. Брентано назвал психологией акта. Он оказал значительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте в:
1. Вюрцбургской школе;
2. Австрийской школе;
3. развитии метода феноменологического самонаблюдения в
гештальтпсихологии и Лейпцигской школе;
4. развитии функционализма в психологии.
Теория "потока сознания" Джемса (1842 - 1910).
Джемс является основоположником американского варианта функционализма. Он считал основой психологии - биологию и доказывал необходимость рассмотрения сознания в его приспособительной функции к среде.
Описание психической жизни как "потока сознания", в котором можно увидеть:
1. постоянное изменение качеств;
2. наличие смутных и малосознаваемых содержаний;
3. отчетливую избирательность сознания (выбор объекта интереса).
Гештальтпсихология Вертгеймера (1980 - 1943).
В своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (1912), считающемся "началом" гештальтпсихологии как направления, Вертгеймер критиковал существовавшие теории восприятия, которые базировались на принципе элементаризма.
Для объяснения феномена кажущегося движения и других явлений целостности восприятия он использует принцип физиологического и психического изоморфизма (так, кажущееся движение считается результатом физиологического процесса "короткого замыкания" в мозге).
Описательная психология Дильтея (1833 - 1911).
В 1894 году в работе "Мысли об описательной и расчленяющей психологии" Дильтей сформулировал идею, что существует не одна психологическая наука, а две. Причем, каждая из них имеет свой предмет и свою методологию:
1. объяснительная психология - итроспективная психология в варианте
"физиологичеcкой психологии" В. Вундта;
2. аналитическая психология, которая нацелена на анализ явлений сознания
с выделением элементов и последующего синтеза из этих элементов
высших процессов сознания (формирование и развитие всех собственно
человеческих потребностей и способностей).
Психологию, которую видел Дильтей он назвал описательной. Он считал, что она должна заниматься пониманием (описанием) душевной жизни индивида в ее целостности, уникальности.
Объективный метод.
Все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению.
Пьерон В 1908 году, высказав мысль о необходимости рассматривать психику в единстве с наблюдаемой со сторны активностью живых существ, сделал вывод, что предметом психологии должно являться поведение.
С этого периода психологию стали понимать как науку об особой форме психической деятельности, позволяющей человеку:
1. ориентироваться в окружающем мире;
2. отображать и предвосхищать события окружающей действительности;
3. формировать программы поведения и контролировать их выполнение.
Задача психологов заключалась в том, чтобы создавать объективные методы изучения человека:
1. психических процессов;
2. внешней активности;
3. поведения;
4. деятельности.
Идеи Пьерона были близки взглядам:
А. Валлон (1879 - 1964).
Французский психолог. Основатель школы в области детской психологии. Занимался исследованиями в области:
1. детской;
2. генетической;
3. патопсихологии;
4. прикладной психологии.
Ж. Пиаже (1896 - 1980).
Швейцарский психолог, создатель:
1. операциональной концепции интеллекта;
2. генетической эпистомологии.
Идеи Пьерона в дальнейшем получили свое развитие в трудах:
Л.С. Выготский (1896 - 1934).
Разрабатывал теорию об опосредованном характере высших психических функций.
Предложил методику двойной стимуляции. Сущность ее заключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемого.
1. Первый ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который
направлена деятельность испытуемого.
2. Второй ряд стимулов выполняет функцию знаков, с помощью которых
эта деятельность организуется.
П.К. Анохин (1896 - 1974).
Отечественный физиолог. Разрабатывал нейрофизиологические основы жизнедеятельности целостного организма.
Предложил теорию функциональных систем, на основе которой сформулировал:
1. общие закономерности эволюционного процесса;
2. представления об опережающем возбуждении.
Н.А. Бернштейн (1896 - 1966).
Отечественный психофизиолог. Создал концепцию физиологии активности. Исследовал естественные движения человека в норме и патологии. Разработал новые методы их регистрации.
С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960).
Отечественный психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
С.Л. Рубинштейн разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности принцип детерминизма (который кратко формулируется как "внешние причины действуют через внутренние условия").
Создал теорию психического как процесса.
Идеи нашли отражение в теоретических и экспериментальных исследованиях А.В. Брушлинского, К.А.Абульхановой-Славской и др.
А.Р. Лурия (1902 - 1977).
Отечественный психолог, один из основоположников нейропсихологии. Исследовал нарушение высших психических функций при локальных поражениях мозга.
Разработал методы для топической диагностики локальных поражений головного мозга.
Методы используются современной психологией для изучения нейропсихологических синдромов (выявление первичного дефекта и связаных с ним вторичных нарушений высших психических функций).
Объективные методы исследования.
Одной из основных задач психологической науки стала разработка объективных методов исследования. Они опирались на обычные приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали:
1. метод эксперимента;
2. метод наблюдения за поведением человека в:
а) естественных;
б) экспериментальных условиях.
Метод наблюдения.
Простое объективное наблюдение - когда мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается.
Наблюдение подразделяют на:
1. Прямое, к примеру наблюдение за поведением детей в группе.
Прямыенаблюдения подразделяются на:
а). активные (научные).
Предпологают вполне определенную цель, задачу, условия наблюдения.
Если же мы попробуем изменить обстоятельства, при которых
совершается наблюдение, то это будет эксперимент.
б). пассивные (обычные, житейские).
Они содержатся в пословицах, поговорках, метафорах, в связи с чем
представляют интерес для культурологического и психологического
изучения.
2. Косвенное.
Применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных
методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому
наблюдению.
В исследовательской практике объективные наблюдения различаются также по целому ряду других признаков.
По характеру контакта:
1. непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения
находятся в непосредственном контакте и взаимодействии;
2. опосредованное наблюдение, когда исследователь знакомится с наблюдаемыми
субъектами косвенно, посредством специально организованных
документов типа анкет, биографий, аудио- или видео записей и т.д.
По условиям осуществления:
1. полевое наблюдение, которое идет в условиях повседневной жизни,
учебы или работы;
2. лабораторное наблюдение, когда субъект или группа наблюдается в
искусственных,
специально созданных условиях.
По характеру взаимодействия с объектом различают:
1. включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы,
и его присутствие и поведение становятся частью наблюдаемой ситуации;
2. невключенное (со стороны) наблюдение, т.е. без взаимодействия и установления каких-
либо контактов с изучаемым лицом или группой;
3. открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым
свою роль (недостатком этого способа является снижение естественного
поведения наблюдаемых субъектов);
4. скрытое (инкогнито) наблюдение, когда о присутствии наблюдателя
группе или индивиду не сообщается.
По целям различают наблюдения:
1. целенаправленное наблюдение, систематическое, приближающееся по
своим условиям
к экспериментальному, однако отличающееся тем, что наблюдаемый
субъект не ограничивается в свободе своих проявлений;
2. случайное (поисковое) наблюдение, не подчиняющееся ни каким правилам
и не имеющее четко поставленной цели.
По упорядоченности во времени:
1. сплошные наблюдения, когда ход событий фиксируется постоянно;
2. выборочные наблюдения, при которых процессы фиксируются в
определенные промежутки времени.
По упорядоченности в проведении:
1. структурированные наблюдения, когда происходящие события
фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемой;
2. произвольные (неструктурированные) наблюдения, когда исследователь
свободно описывает происходящие события так, как он считает
целесообразным.
По характеру фиксации:
1. констатирующие наблюдения, когда наблюдатель фиксирует факты так,
как они есть, наблюдая их:
а) непостредственно;
б) получая от свидетелей события;
2. оценивающее наблюдение, когда наблюдатель не только фиксирует, но и
оценивает факты относительно степени их выраженности по заданному
критерию.
Ошибки наблюдения:
1. усреднения - встречаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам
чувствует себя неуверенно;
2. логические - проявляются, когда, например, делают заключение об
интеллекте человека по его красноречию;
3. контраста - вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать
противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов.
Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя и т.д.
Метод эксперимента.
Структурно - аналитический метод.
Естествознание обязано своим развитием именно эксперименту.
Эксперимент отличается от простого наблюдения тем, что исследователь, изучая какое - либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается.
Наблюдая результаты такого вмешательства экспериментатор может сделать выводы о закономерностях изучаемого события.
Метод структурного анализа - анализ полученных результатов, при котором экспериментатор прослеживает структурное строение применявшихся приемов.
Естественный (природный) эксперимент - когда экспериментатор не вмешивается в течение событий.
Лабораторный эксперимент - экспериментатор активно изменяет условия деятельности испытуемых, наблюдая за их поведением.
Экспериментально - генетический метод.
Экспериментатор может исследовать:
1. происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических
процессов;
2. какие этапы психических процессов в него включены;
3. какие факторы его определяют.
Модификации экспериментально - генетического метода:
1. генетических (поперечных) срезов - прослеживание и сравнение того, как
выполняются одни и те же задачи на последовательных ступенях развития
ребенка;
2. лонгитюдное исследование - длительное и систематическое изучение одних
и техже испытуемых, позволяющее определить возрастную и
индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.
Лонгитюдное исследование нередко ведется в условиях естественного эксперимента, который был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским (1874 - 1917).
Исключить напряжение, которое испытывает человек, знающий, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, собеседование, игра, домашние занятия и т. п.) - основной его смысл..
Формирующий эксперимент - применяется в тех случаях, когда необходимо выявить, как формируется та или иная психическая деятельность. Испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. В одних случаях от него требуется самостоятельное решение, в других ему предоставляются разного рода подсказки.
Экспериментатор, наблюдая за деятельностью испытуемых, определяет те условия, при использовании которых испытуемый может оптимально овладеть данной деятельностью.
Экспериментально - патологический метод (метод синдромного анализа).
Исследуются изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой - либо одной стороны психических процессов.
Измерения в психологии.
Процедуры получения числовых характеристик для свойств изучаемых в психологии явлений, таких как:
а). моторные и речевые реакции;
б). ощущения;
в). способности;
г). мотивы;
д). установки и поступки личности;
е). статус личности в группе.
Первым, кто заговорил об измерениях в психологии, был создатель психологии способностей, ученик Г.Лейбница (1646 - 1716) немецкий ученый Х. Вольф (1679 - 1754). Он ввел понятие "психометрия".
Настоящая потребность в измерениях возникла только век спустя с развитием экспериментальной психологии. Этот период связан с именем Густава Фехнера (1801 - 1887). Он предложил метод измерения и предпринял попытку математического описания наблюдаемой закономерности.
К измерениям в психологии относятся:
1. шкалирование;
2. тестирование.
Разнообразные виды измерения в теоретическом плане представляются с помощью понятий числового представления и шкалы.
Числовое представление - это функция, отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовой системе с отношениями.
Шкалирование.
Шкала - это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы.
Типология шкал американского психолога - психофизика С. Стивенса (1946):
1. шкала отношений (пропорциональная шкала) - допускает лишь
умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия).
К примеру, в физике измерение массы в килограммах, длины в метрах и
т. д.
2. интервальная шкала помимо отношений, указанных для шкал
наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей)
между параметрами объектов. Для нее допускается положительное
линейное
преобразование (к примеру, шкалы Цельсия и Фаренгейта);
3. порядковая (или ранговая) шкала отображает кроме отношения
эквивалентности еще и отношение порядка (к примеру, бальные оценки
успеваемости в школе);
4. номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь
отношение эквивалентности, посредством которого объекты
группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер
класса фактически не имеет количественного содержания и может быть
заменен названием, шифром и т. п.
Экспериментальная психология родилась благодаря не просто лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти и т. д).
Тестирование.
Тест (от англ. test -испытание, исследование) - стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида при решении практических задач:
1. психических свойств;
2. психических состояний.
Психологическое измерение определяется в величинах межиндивидуальных различий.
Понятие "тест" ввел американский психолог Джеймс Кеттел в конце ХIХ века, но распространение тестовый метод получил лишь в первой половине ХХ века благодаря работам А. Бине, Л.М. Термена, Г.И. Россолимо и др.
Тест представляет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуций и пр.).
Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами:
1. психических свойств;
2. психических состояний.
Тесты разделяются на два основных типа:
1. собственно психологические тесты;
2. тесты достижений (испытание знаний, умений, навыков, уровни общей
или профессиональной подготовки.
Психологические тесты классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют тесты:
1. интеллекта;
2. способностей;
3. личностные;
4. социально - психологические.
По способу реализации:
1. манипулятивные;
2. тест "карандаш - бумага";
3. аппаратурные;
4. ситуационно - поведенческие;
5. компъютерные.
Различаются:
1. аналитические тесты и тестовые батареи;
2. индивидуальные и групповые тесты.
По цели применения выделяют тесты:
1. готовности к школе;
2. клинические;
3. тест профессионального отбора.
По психометрическим основаниям тесты делятся на:
1. содержащие шкалы индивидуальных различий;
2. критериально - ориентированные тесты.
Тесты подвергаются стандартизации.
Различают три вида интерпретации тестового результата:
1. соотнесение "сырого балла" со стандартными нормами;
2. интерпретация индивидуального профиля результатов, выполнение
отдельных субтестов (составных частей тестовой программы);
3. качественный портрет личности на основе применения диагностической
экспертной системы.
Применение теста всегда является этапом решения:
1. исследовательской задачи;
2. практической задачи;
3. совместной деятельностью психодиагноста и клиента.
Важное значение имеет соблюдение техники психологического тестирования.
Тест Тьюринга.
Игра, позволяющая квалифицировать машину как интеллектуальную, если человек, задающий ей вопросы и получающий от нее (через посредника) ответы, не может сказать, кто давал ответ: машина или другой человек.
Тесты достижений.
Предназначены для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Тесты достижений конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.).
Тесты достижений широко применяются при:
1. отборе в высшие учебные заведения;
2. профессиональном отборе.
В ряде стран результаты выполнения тестов достижений заменяют традиционные экзаменационные оценки.
К тестам достижения относятся:
1. критериально - ориентированные тесты (КОРТ).
В КОРТах балл свидетельствует о близости результатов испытуемого к внешнему нормативу.
Норматив берется из содержания деятельности и соответствует:
а) минимально необходимому;
б) идеальному профилю достижений.
Уровень выполнения тестов достижений зависит от:
а) социальных знаний;
б) общего интеллекта испытуемого.
2. Традиционные тесты.
В традиционных тестах балл определяется на основе статистической нормы, а результат говорит о порядковом месте человека в группе.
3. Компьютерные тестовые системы.
Их применение позволяет:
а) создавать новые задания;
б) улучшать процедуру диагностики;
в) облегчить анализ полученных данных.
Тесты интеллекта.
Психодиагностические методики, предназначеные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей и структуры его интеллекта.
Тесты интеллекта разделяются на две группы:
1. многометрические (шкала Станфорд - Бине, тест Кеттлера, тест
прогрессивные матрицы Дж. Равена);
2. тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и
специальные интеллектуальные факторы (тест Д. Векслера, тест Р.
Амтхауэра и др);
3. тесты "уровня". Задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом трудности задания. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно;
4. тесты "скорости". Задания более однородны и результат диагностики в большей мере зависит от скоростных возможностей испытуемого.
В состав тестов интеллекта включают, в первую очередь, задания на:
1. словесно - логическое мышление;
2. пространственно - образное мышление;
3. арифметическое мышление;
4. память;
5. внимание;
6. общую осведомленность.
Существуют варианты тестовых батарей для:
1. подростков;
2. детей;
3. взрослых;
4. лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений.
Результаты тестирования могут выражаться:
1. тестовым баллом;
2. коэффициентом интеллекта;
3. профилем интеллекта;
4. качественной характеристикой индивидуального интеллекта, где
принимаются во внимание:
а) количество решенных заданий;
б) время решения;
в) характер ошибок;
г) реакция испытуемого на тест;
д) способы решения;
е) эмоциональность поведения.
Тесты интеллекта широко применяются во всем мире для:
1. диагностики умственной отсталости;
2. решения проболемы индивидуализации обучения;
3. работы с персоналом.
Результаты диагностики интеллекта зависят от многих факторов, но в первую очередь от:
1. уровня образования испытуемых;
2. приобщенности к культуре;
3. ситуаций тестирования.
Тесты личности.
Психодиагностические приемы, направленные на:
1. оценку эмоционально - волевых компонентов психической деятельности;
2. отношения (в т.ч. межличностные);
3. мотивацию;
4. интересы;
5. эмоции;
6. особенности поведения индивида в определенных заданных социальных ситуациях.
Тесты личности включают:
1. проективные тесты;
2. личностные опросники;
3. тесты деятельности (ситуационные).
Метод опроса.
Опрос представляет собой способ получения информации об:
1. изучаемом индивиде;
2. группе;
3. социальной общности;
4. ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник,
анкета) общения экспериментатора и респондента (лица, отвечающего
на вопросы исследователя).
Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности.
Цель опроса выявить:
1. мнения;
2. установки;
3. представления человека о себе;
4. представления человека об окружающих людях;
5. представления человека об явлениях действительности.
Различают три вида инструментального метода опроса:
1. интервью;
2. опросники - анкеты;
3. личностные опросники.
Интервью представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы.
В психологии интервью применяют в клинической практике чаще всего:
1. при консультировании;
2. при исследовании личности;
3. в профессиональных и образовательных целях.
Различают интервью:
1. свободное. Не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе
которого интервьюер создает для респондента удобную обстановку,
поощряя говорить свободно и непринужденно);
2. структурированное (или стандартизированное), по форме похожее на
устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.
Интервью дает возможность получить информацию двух типов:
1. можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой
вести себя с незнакомым человеком;
2. о жизни человека, восприятии им настоящих и прошедших событий, их оценки, описании сопутствующих обстоятельств и т.п.
Интервью нередко применяют для установления тестного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.
Опросники - анкеты встречаются самые разнообразные и предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям.
Таковы, например:
1. биографические анкеты - опросники;
2. опросники интересов;
3. опросники установок.
Биографическая анкета - опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека. Ее применяют, когда трудно провести интервью.
Они применяются, например для:
1. формирования относительно однородных подгрупп;
2. классификации субъектов на основании их прошлого опыта;
3. выявления групп со сходными интересами.
Опросники интересов предназначены для:
1. выявления профессиональных и образовательных потребностей
испытуемых;
2. задач профессионального отбора.
При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами (не формулируют прямых вопросов).
Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. К ним относятся:
1. личностный опросник Г. Айзенка;
2. шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF);
3. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI).
Проективные методы.
Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, непример:
1. интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической
апперцепции и др);
2. завершать незаконченные предложения или высказывания одного из
действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга);
3. давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте
Роршаха);
4. нарисовать человека (тест Маховера), дерево.
Начало применения проективных тестов было положено германским психиатром Эмилем Крепелином (1856 - 1926) в его методике свободных ассоциаций.
Ответы на задания проективных тестов (в отличии, например, от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (например, правильно - неправильно). Возможен широкий диапазон разнообразных решений. Характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые "проектируются" на ответы.
Для обследуемого цель проекционных тестов относительно замаскированна, что уменьшает его возможности произвести желательное впечатление о себе.
Для проекционных тестов характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) неприменимы к проекционным тестам.
Метод вынужденного выбора (метод принудительного выбора).
Применяется исследователями, использующими теорию обнаружения сигнала при изучении чувствительности сенсорных систем.
Каждая проба состоит из двух и более интервалов наблюдения, лишь в одном из которых подается сигнал.
Испытуемый должен указать, в каком именно интервале был, по его мнению, сигнал. На несколько наблюденией приходится один ответ испытуемого.
Метод дихотического прослушивания.
Направлен на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга.
Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо.
С помощью метода дихотического прослушивания установлено:
1 для подавляющего большинства правшей при предъявлении речевых стимулов характерен "эффект правого уха" (больший объем и точность воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом), свидетельствующий о преимущественной роли левого полушария в обеспечении речевых функций.
2. Для левшей "эффект левого уха" при предъявлении неречевых стимулов, указывающий на преимущественное отношение правого полушария к их восприятию.
Метод используется для изучения функциональной специфичности полушарий в деятельности мозга у взрослых и детей.
Метод минимальной разницы (синонимы: метод наименьших различий, метод едва заметной разницы).
Термин, прилагаемый к тем вариантам метода минимальных изменений, при которых перед испытуемым ставится задача определения едва заметной разницы между раздражителями.
Метод минимальных изменений (метод пределов, границ).
Идущий от В. Вундта метод непосредственного определения порога, заключающийся в монотонном пошаговом изменении величины действующего раздражителя до того момента, когда изменится вызываемое им ощущение.
Метод микроструктурного анализа.
Подход к изучению кратковременных познавательных и исполнительных действий. Важнейшая задача метода:
1. выделение сохраняющих свойства целого компонентов (единиц анализа);
2.установление складывающихся между ними типов взаимоотношений или
координации компонентов.
Метод полярных профилей.
Способ описания анализируемых объектов (понятий, социальных установок, социальных стереотипов и т.п.) с помощью набора биполярных шкал, заданных противовоставлением прилагательных или развернутых высказываний (например, твердый - мягкий, теплый - холодный и т.п.).
Метод постоянных раздражителей.
Метод измения порога, заключающийся в определении относительной частоты положительного ответа испытуемого на каждый член в ряду изолированных стимулов.
Каждый из стимулов этого ряда предъявляется испытуемому одинаковое число раз в случайном порядке.
Метод проб и ошибок.
Форма научения, описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898).
Он предавал доминирующее значение навыку, который, по его мнению, образуется путем закрепления случайных двигательных и мыслительных актов, приводящих к достижению необходимых для живого существа результатов.
К примеру, кошка, посаженная в так называемую проблемную клетку, лишенная пищи, начинает метаться по клетке, выходит на свободу и получает пищу. При повторении опытов время, затрачиваемое животным на то, чтобы выйти из клетки, постепенно, хотя и с большими колебаниями, уменьшается.
Метод отраженной субъективности.
Разработка (В.А. Петровский, 1985), представляющая собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.).
Экспериментатор оценивает или измеряет психологические особенности какого - нибудь индивида, например, учащегося, выступающего в роли испытуемого. Его индивидуальные особенности, измеренные каким - либо традиционным методом (проективной методикой, опросниками и т.п.), фиксируется и принимаются за точку отсчета.
Далее испытываемый вступает в реальное или воображаемое взаимодействие с другим субъектом, например, учителем (исследуемым). Задача экспериментатора - изучить личность учителя (т.е. исследуемого). Сдвиг в проявлении индивидуальных характеристик ученика (испытуемого) после взаимодействия с учителем (исследуемым) выступает в качестве исходной характеристики личности учителя.
Предполагается, что мерой личности исследуемого учителя служит фиксируемая экспериментатором степень изменения поведения и сознания ученика, которая значима для его собственного самоопределения (например, изменение самооценки).
Организация конкретного психологического исследования.
При системном подходе к изучаемым объектам в организации психологического исследования выделяют 5 основных этапов:
1 этап. Ориентировочный.
Он включает в себя:
1. предварительное наблюдение за объектом исследования;
2. изучение условий его проявления;
3. формулирования догадки о возможной связи каких - либо фактов или
событий между собой.
Заканчивается этап формулированием рабочей гипотезы исследования.
2 этап.
Начинается с разработки плана эксперимента, который включает в себя:
1. формулирование задач исследования на основе рабочей гипотезы;
2. выделение факторов, которые будут выступать независимой и зависимой
переменной.
3 этап.
Собственно экспериментирование.
Нередко оно включает пробное исследование, задачи которого:
1. сформулировать гипотезу;
2. доработать методики, проверив их надежность;
3. проверить, является ли намеченный план эксперимента удачным
(близким к безупречному эксперименту).
4 этап.
Обработка экспериментальных данных.
Он предполагает изменение количественных и качественных методов обработки полученной информации.
5 этап.
Анализ и интерпретация полученных результатов.