Максименко
Леонид Валентинович

Врач, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии

Список мероприятий

/ Главная / Для студентов / Общая психология /

Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы в психологии


Психология сенсорных процессов. Психодиагностика.

Изучает начальный момент психических процессов. Первичный контакт человека с окружающим миром и собственным организмом, дающий ему исходную информацию о свойствах и состояниях внешней и внутренней среды, происходит посредством ощущений (в классической терминологии) или сенсорных процессов (в современной терминологии). Это непосредственно чувственное отражение отдельных свойств воспринимаемого объекта или явления. Согласно концепции происхождения психики А. Н Леонтьева (1956), одной из наиболее проработанных, ощущение филогенетически исходная форма психики. Обоснованно что критерии возникновения психического – это появление у простейших животных (в связи с возникновением подвижного образа жизни) чувствительности как способности отвечать не только на непосредственно биологически значимые объекты (в отличии от раздражимости растений), но и на раздражители, несущее о них лишь сигнальную информацию (например, на химические вещества, вызывающие запах пищи ,а не на саму пищу). Наиболее крупные концепции психофизики и ведущие направления исследований, сформировавшись до середины 70-х годов ХХ в Психофизика – психологическая дисциплина, изучающая измерения человеческих ощущений, т. е. определение количественных отношений между величинами физических раздражителей и ощущений. В настоящие время к области психофизики относят не только ощущения, но и другие психические явления, взаимодействующие в процессе построения чувственного образа или оказывающие влияние на него: восприятие и память, принятие решения, внимания и др. Психофизика понимается как разветвленная область психологии, изучающая законы чувственного отражения, а также поведение и деятельность человека при восприятии и оценке сигналов внешней и внутренней среды (Забродин 1977) Поставив проблему измерения ощущений Т. Фехнер предполагал, что человек не способен непосредственно количественно оценивать их величины. Он предложил косвенный способ измерения в единицах физической величины стимула. Было введено понятия порога ощущения, измеряемого в единицах стимула. Абсолютный порог – это та минимальная величина стимула, превышение которой вызывает осознанное ощущения этого стимула, а снижение – не вызывает. Для измерения абсолютного и дифференциального порогов Фехнер разработал три метода: минимальных измерений, средний ошибки и константных стимулов. Фехнер математически вывел логарифмическую функцию зависимости величины ощущения от величины стимула (психофизический закон Фехнера). Критика постулата Фехнера: - за безосновательность; - за игнорирование феномена ложной тревоги. Спустя столетия (40-60-е годы) С. Стивенс разработал прямые методы измерения ощущений и построение субъективных сенсорных шкал (основанных на определении человеком пород, своих ощущений, но возраставшего, либо расстояний или отношений между теми, либо на присвоении им числовых значений. Он выдвинул постулат о постоянстве отношений едва заметного прироста ощущений к его исходной величине во всем роду ощущений. В зарубежных работах психофизика Фехнера называется объективной, а психофизика Стивенса - субъективной (по методологическому принципу). В психофизике выделяют два основных раздела: «Психофизику- 1 – учение о чувствительности сенсорных систем; «Психофизику-2 – учение о сенсорных шкалах для измерения выше пороговых ощущений. Одной из основных проблем психофизики считается проблема дискретности – непрерывности сенсорного ряда. Пороговая концепция Фехнера постулировала реальность существования сенсорного порога, делящего все стимулы на ощущаемые и неощущаемые, Ряд ощущений представляется дискретным: с ростом величины стимула последующее ощущение возникает после предыдущего только тогда, когда прирост стимула превысит пороговую величину (езр). Психофизическая теория обнаружения совершенная концепция непрерывности работы сенсорной системы. До середины 20века существовали две основные экспериментально- теоретические парадигмы: пороговая психофизика Фехнера и психофизика субъективных оценок Стивенса. В дальнейшем появилась третья парадигма, связанная с появлением психофизической теории обнаружения сигнала. Она базируется на статистической теории принятия решения, разработанной в радиотехнике. Этот пересмотр прежней психофизики и принципиальный шаг в понимании природы ответов человека в сенсорных задачах. Если в классической психофизике ответ испытуемого понимался, как прямое отражение его сенсорных впечатлений (на основе этих впечатлений оценивалась действительность) , то СДТ выделила в ответе две составляющие- собственно сенсорную чувствительность наблюдается и принятие им решения о характере сенсорного впечатления. Основная экспериментальная парадигма СДТ- обнаружение сигнала на фоне случайного шума, либо внешнего предъявляемого наблюдения, либо внутреннего шума сенсорной системы. Ответы наблюдателя бывают четырех типов : попадание (правильное обнаружение сигнала ), ложная тревога ( ответ «Да- был сигнал»- при предъявлении только шума) и пропуск сигнала. ЗДТ переносим фокус психофизического исследования на анализ процесса принятия решения. Современные концепции дискретности сенсорного ряда. 1 Нейроквантовая теория (1930- 41г). В ней сенсорный эффект связан с работой гипотетических функциональных единиц в сенсорной системе – нейроквантов. Каждый нейроквант срабатывает, как только раздражение достигает его первого уровня. В зависимости от силы раздражителя активируется различное число нейроквантов (NO) в единицу времени, чем и определяется разная интенсивность ощущений. 2 Высоко пороговая теория (Blackweel,1953), предполагает, что ощущения может вызвать только сигнал., но не шум, т.е., порог располагается выше среднего значения шума, сенсорный эффект от которого не может превзойти порог (ложные тревоги на сенсорной основе не возможны). 3 Низко пороговая теория(Swets of ab1961). Предполагает существование единого порога, ниже которого сенсорные события не различимы, а выше сенсорный континиум непрерывен. Механизм принятия решения функционирует лишь тогда, когда сенсорный эффект превосходит порог. 4 Теория трех состояний (Athinson,1963) два из трех возможных состояний сенсорной системы: обнаружение и не обнаружение своим характером детерминирует ответы наблюдателя, третье же состояние(неопределенность) он вынужден преодолевать, выбирая на основе несенсорной информации определенную стратегию ответа.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Психофизиология- наука о механизмах психических процессов и состояний. В психофизиологии 90х годов 20в. применяются разнообразные методы и объекты исследований: от сообществ человека и животных до структуры молекул. Психофизиология становится дисциплиной, интегрирующий в своем арсенале самые последние достижения биологических наук, математики и физика. Типичным примером развития современной психофизиологии являются исследования памяти: начатое с изучения феномена на уровне поведения, постепенное углубление в проблему привело к использованию методов и понятий биохимии, нейрогенетики, биофизики, нейрофизиологии и т.д. (Греченко , Соколов,1986, Соколов 1969). Перспективны работы, в которых сопряжены несколько методов: например, в исследованиях психофизиологии зрительного восприятия наиболее интересны результаты получены при использовании нейрофизиологического анализа, нейрогистохимии, биохимии и нейрогенетика (Хьюбел 1990 ) . Направление современной психофизиологии. 1 Направление, основанное Е.Н Соколовым. Рассматривается триумвират «человек- нейрон – модель». 2 Психофизиологическая школа П. К Анохина и В.Б Швыркова – опирается на теорию функциональных систем. 3 Нейрогенетическая психофизиология – выросла в отдельное направление из психологии индивидуальных различии и разрабатывается в исследованиях И.В Равич- Щербо и ее коллег.

Психосоциальная проблема в психологии.

Психосоциальные элементы встречаются как у высших, так и у некоторых низких животных. Изучение данной проблемы настолько велико, что за расшифровку «танцев» пчел австрийский ученый Карл фон Фриш (1886 -1982) был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1973 г. совместно с двумя другими этологами Конрадом Лоренцем и Николасом Тинбергеном «за открытия, связанные с созданием и установлением индивидуальной и групповой модели поведения». «Мне было ясно, – написал Фриш в своей автобиографии, – что сообщество пчел обладало превосходной разведывательной службой, но я не мог понять до конца, как она действовала». Весной 1919 г. Ф. провел следующий эксперимент: пометив краской несколько рабочих пчел, он проследил поведение пчелы, попробовавшей корм из блюдца с сахарным сиропом и вернувшейся в улей. «Я едва мог поверить своим глазам, – пишет Ф., – когда она исполнила круговой танец на медовых сотах, чем привела в сильное возбуждение находящихся рядом с ней пчел, помеченных краской, которые немедленно полетели к месту кормежки... Это было, как я думаю, наиболее важное наблюдение в моей жизни, во всяком случае, имеющее самые далеко идущие последствия», – заметил Ф. В течение нескольких лет он работает над тем, чтобы раскрыть смысл танца пчел. С годами Ф. понял, что танец пчел намного сложнее, чем ему поначалу казалось. Он узнал, что пчелы передают друг другу информацию о примерном направлении полета к новому источнику пищи, расстоянии до него, а также количестве пищи в нем с помощью серии тщательно разработанных танцев, отдельные па которых и содержат соответствующую информацию. Если пища находится близко, пчела исполняет «круговой танец»; если расстояние до источника пищи превышает 85 м, пчела пользуется «вихляющим» танцем в виде восьмерки. Ф. обнаружил также, что угол исполнения пчелами этого танца по отношению к вертикальной оси медовых сот соответствует углу, образуемому источником пищи относительно солнца. Он узнал также, что даже при переменной облачности пчелы могут находить пищу, ориентируясь относительно плоскости поляризации света от просветов чистого неба между облаками. Как показали социальные исследования, высшее представители простейших превосходят по сложности своего поведения некоторых примитивных многоклеточных животных, подтверждая положение об отсутствии соответствия между уровнями биологического и психического развития. Социальные отношения мы видим на стадии элементарной сенсорной психики, и поведения представляется довольно сложным. К примеру, морские кольчатые черви – полихеты строят домики – трубки из частиц. Которые они собирают на дне. Если в такой домик заползет чужак, хозяин вступает с ним в бой. Высокая целесообразность инстинктов приводила ученых к представлению их «разумности» или формировала совершенно противоположные взгляды о «слепоте», «машинообразности». Однако если анализировать проблему психосоциального в психологии, необходимо учитывать два момента, которые его определяют. Это в первую очередь адаптация к окружающей среде, которая обеспечивает как за счет инстинктов, так и за счет формирования социально приемлемых форм поведения на высших уровнях развития психики. Адаптация обеспечивает выживаемость, как особи, так и вида. Во вторую очередь, это развитие. Развитие дает возможность как усложнения процессов адаптации так, вырабатывая новые формы поведения, так и переход на новую ступень развития психической деятельности. Новый же уровень психической деятельности может как способствовать адаптации так и быть направлен на дезадаптацию. На этом этапе развития психики особую роль начинает играть духовное развитие человека в условиях развивающейся психики. Она дает возможность ухода от дезадаптации и деструктивного поведения. Психосоциальная проблема в психологии тесно связана с происходящим сознания. На протяжении многих веков обсуждается вопрос, является ли человек существом биологическим или социальным, принадлежит он к «царству» природы или духа? 1. Крайне «биологические» представления – человек как социальное животное, были представлены в конце 60-х годов в США в книге Д. Морриса « обезьяна ». Одна из основных идей, представленных в данной книге, это та, что « биологическая природа животного формирует социальную структуру цивилизации, а не наоборот». 2. Социогенетика. Индивид – это лишь временная оболочка бессмертных генов. Главное назначение жизни каждого индивида – сохранность генов и передача их потомкам. Все достижения эволюции, а также все индивидуальные достижения, по существу, лишь средства наилучшего решения этой задачи. Концепция «биологического» ракурса представленные в бихевиоризме и психоанализе менее прямолинейны, однако сохраняет черты, включающие не различение законов, управляющих поведением животных и человека и др. С так называемой, идеалистической точки зрения, цель жизни каждого человека, с точки зрения Гегеля, к примеру, выразить собой часть «объективного духа», с точки зрения христианства – осуществить «замысел божий». С точки зрения дуалистического подхода по Плану – тело и душа – два разных начала, которые борются за руководство поведения человека. Каждый из нас рано или поздно спрашивает себя: как жить? К чему стремится? Что в жизни самое главное? Если полагать, что человек по преимуществу существо биологическое, то ответ будет примерно таким: надо, прежде всего, заботится о физическом здоровье, о физическом благополучии и комфорте; может быть, даже потакать «страстям», культивировать инстинкты. Ведь все это будет «естественно», т. е. отвечать природе человека. Если человек несет в себе качественно, особое, социально духовное начало и оно главное, то человек должен жить так, чтобы это начало получило свое полное развитие – чтобы человек жил счастливо. Из вышесказанного следует вопрос, как воспитывать детей? Какая позиция более важная. И мы становимся перед выбором «или» – «или». А почему нельзя «и» – «и». В культурно – исторической теории психики человека Л.С Выгодский в конце 20-х начало 30-х гг. решил проблему в пользу развития социально –духовного начала. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями» которые, по его мнению, полностью отсутствуют у животных

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Апрель 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24
 
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27
  • Екзистенціально –аналітична психотерапевтична групаПодробнее
 
ВС 7 14 21 28  
Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17 24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2024
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12
19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30