Внимание и его роль в организации познавательной активности.
Внимание и его роль в организации познавательной активности.
Вопросы: 1. Виды внимания и их психологическая характеристика
2. Свойства внимания
3. Этапы изучения внимания в психологической науке
В специальной литературе мы встречаем большое количество определений внимания. В первую очередь – это психический познавательный процесс. Процесс и состояние настройки субъекта на восприятие важной для него информации и выполнение поставленных задач. Избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления (Крысько В.Г.). Динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: выражает преимущественную связь психической деятельности с определённым объектом, на котором она сосредоточена. (С.Л.Рубинштейн) Избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нём, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность (Рубинштейн 1946, Н.Ф.Добрынин, Ю.Б. Гиппенрейтер, 1983). Внимание можно рассматривать как особое умственное действие, и оно определяется как свернутое (автоматизированное) действие контроля (Гальперин П.Я., 1958).
Внимание – проблема, наиболее изучаемая и в то же время порождающая наибольшее количество дискуссий в современной психологии познавательных процессов. Все крупные психологические направления выходят на проблему внимания. В психологии выделяют критерии внимания, которые затрагивают практически все стороны психической деятельности, начиная с внешних реакций и кончая субъективными впечатлениями. Критерии:
1. Внешние реакции – моторные, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.
2. Увеличение продуктивности когнитивной деятельности. Повышение эффективности «внимательного» действия (перцептивного [воспринимающего], межличностного, мнемического [связанного с памятью] умственного, моторного), по сравнению с «невнимательным».
3. Избирательность (селективность) информации. Возможность активно воспринимать, запоминать, анализировать, лишь некоторую часть поступающей информации, а также реагировать только на ограниченный круг внешних стимулов. «Внимание есть относительное господство данного представления в данный момент времени» [Н.Н.Лакме, 1993].
4. Ясность и отчётливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Критерий выдвинут в рамках психологии сознания. Всё поле сознания разделяется на фокальную область и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержание его периферии ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределённой форме. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.
Виды внимания и их психологическая характеристика
Различие внимания на произвольное и непроизвольное мы находим уже у Аристотеля.
Произвольное внимание всегда бывает апперцептивным [свойство психики, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей психической деятельности.] Направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, неразрывно связано с речью. Произвольное внимание проявляется в том случае, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Мы делаем сознательные усилия для направления нашего внимания на известный объект только в том случае, если он связан с каким-нибудь интересом. Служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели.
Послепроизвольное внимание (постпроизвольное) – возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Появление его возможно по мере развития операционально – технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации. При этом снимается психическое напряжение, сохраняются сознательная целенаправленность внимания и соответствии направленности деятельности принятым целям, но выполнение ее уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
Непроизвольное внимание – наиболее простое и генетически исходное внимание. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта – новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и т.п. Физиологическое проявление этого вида внимания – есть ориентировочная реакция. Человек внимателен независим от ближайших и отдалённых целей и даже вопреки им.
Зрительное внимание является видом внимания, который мы рассматриваем по анализатору.
1. Фокальное – обеспечивает нахождение объекта в области ясного видения в прямом и переносном смысле.
2. Периферическое – распространяется на содержание краевой области создания.
На процесс внимания существенное влияние оказывают три фактора: 1) тип высшей нервной деятельности – темперамент; 2) навыки и умения в данной сфере; 3) заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность), требующей сосредоточенности.
Свойства внимания
Внимание обладает следующими основными свойствами:
1. устойчивость;
2. сосредоточенность;
3. переключение;
4. распределение;
5. объем;
6. интенсивность;
7. концентрация;
8. отвлекаемость;
9. рассеянность.
Под устойчивостью внимания понимается способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Это свойство в большей степени зависит от состояния высшей нервной деятельности, чем от иных факторов. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характерологических особенностей. Тесная зависимость устойчивости внимания с психофизиологическими процессами приводит к тому, что любое соматическое страдание, проявляющееся астеническими симптомами (быстрой утомляемостью, гиперестезией, слабостью, вялостью), нарушает данное свойство внимания. Сосредоточенностью внимания называют способность концентрировать внимание на одних объектах при том, что мы не обращаем внимания на другие.
Сосредоточенность внимания в меньшей степени, чем устойчивость связано с психофизиологическими процессами. Причинной большей или меньшей степени концентрации (сосредоточенности) кроются часто в мотивации. Деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его, способна привести к большей сосредоточенности, чем безразличная и не интересная.
Переключаемость внимания характеризует способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. В рамках этого свойства существенным оказывается скорость, с которой человек способен совершать переключение внимания. В клинической психологии данное качество повышенно значимо, к примеру, в хирургии, при оказании экстренной помощи. О свойстве переключаемости можно судить как по оценке произвольного, так и не произвольного внимания.
Способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности называется распределением внимания. Данное свойство существенно при работе, в которой требуется одновременный контроль за большим числом процессов. В клинической психологии подобной способностью обязаны обладать врачи и средний медицинский персонал, поскольку им одновременно приходится иметь дело с несколькими пациентами. На распределение внимания влияет утомление.
Под объемом внимания понимают количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания человека. Подсчитано, что средний объем внимания человека составляет 5-7 единиц информации.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью, быстротой.
Концентрация - степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности. Отвлекаемость (отвлечение) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Рассеянность - неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Мнимая рассеянность - невнимание человека к непосредственно окружающим предметам, процессам или явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком - либо предмете. Это результат большой сосредоточенности и узости внимания.
Подлинная рассеянность - встречается тогда, когда человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание, на каком - либо объекте или действии. Физиологически она объясняется недостаточной силой внутреннего торможения.
На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синдром дефицита внимания. В него включаются следующие клинические признаки:
1.Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»).
2.Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3.Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4.Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).
5.Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса.
6.Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).
7.Сложности сохранения внимания при выполнении заданий или во время игр.
8.Частый переход от одного незавершенного действия к другому.
9.Невозможность играть тихо и спокойно.
10.Болтливость.
11.Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей). 12.Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речь.
13.Склонность терять вещи необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.). 14.Частое совершение опасных действий (недоучет в последствиях). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам). Феномены, которые наиболее часто описывают термином «внимание».
Для того чтобы представить себе некоторые основные способы употребления термина «внимание», мы можем, например, попытаться избирательно настроить себя на восприятие одного из множества конкурирующих между собой входных сигналов, допустим на голос определенного рассказчика в общей беседе на вечеринке, где все люди говорят одновременно. Или, когда говорит один человек, мы можем внимательно слушать его голос в ожидании получить какое-нибудь сообщение и при этом стараться не отвлекаться на посторонние сигналы. Наконец, мы можем сконцентрировать наше внимание непосредственно на речи человека как на некотором акустическом феномене (потоке звуков) без лингвистического анализа ее содержания. Внимание может концентрироваться/фокусироваться на различных объектах в зависимости от наших сиюминутных или же перманентно выраженных интересов и целей, свойств сигналов. Сложность объектов, находящихся в центре нашего внимания, может варьировать от простых физических свойств, таких, как частота тона или место локализации источника звука, до сложных стимулов и стимульных комбинаций, вплоть до весьма тонких семантических аспектов стимуляции. Очевидно, мы можем концентрировать наше внимание на любом аспекте стимула или их комбинаций в пределах различения. При этом, естественно, проще сконцентрировать внимание на тех стимулах, которые сильно отличаются от конкурирующих, чем на стимулах, которые легко спутать с другими. «Распределенное внимание» возникает тогда, когда испытуемого просят следить одновременно за двумя и более входными сигналами, например, слушать два дихотически предъявляемых рассказа (один рассказ подается на одно ухо, а другой, конкурирующий с первым, - на другое). Задача такого рода экспериментов состоит в том, чтобы выяснить, как люди могут выполнять одновременно два задания, например как сильно связано и связано ли вообще падение эффективности в выполнении одной задачи с одновременным выполнением другой. Обычно такое падение эффективности объяснялось в терминах ограничений «производительности» или несовместимости паттернов реакций, требуемых отдельно каждой из двух задач. Эффективность выполнения второго задания часто используется в качестве меры запасов производительности (емкости), остающихся в наличии после выполнения первого (основного) задания, эффективность выполнения которого может сохраняться на постоянном уровне в силу компенсаторного «распределения ресурсов». Кроме того, в исследованиях так называемого «непрерывного внимания», или «бдительности», интерес исследователя связан с изучением падения эффективности в больших по длительности заданиях, таких, например, как обнаружение редких и непредсказуемо слабых сигналов. В этих случаях эффективность выполнения задания исследуется как функция его длительности.
Во всех вышеописанных случаях внимания речь идет об активном, или произвольном, внимании, объект для которого мы выбираем сами. Однако внимание может быть вызвано и другими способами. Резко обрывающиеся громкие звуки, редкие события, незнакомые объекты, несообразные комбинации объектов, значимые стимулы (например, наше имя, упомянутое в разговоре, находящемся вне поля нашего внимания) – все эти и многие другие события могут отвлечь наше внимание от выполнения основного задания. Такое переключение внимания было названо Уильямом Джеймсом «пассивным вниманием». Этапы изучения внимания в современной психологической науке. Внимание – это одно из самых популярных понятий в современной когнитивной психологии, психофизиологии и связанных с ними областях науки. Тем не менее, в первой половине ХХ столетия широко известные ученые – психологи развивали пользующиеся большим влиянием теории о поведении, мышлении, субъективных ощущениях человека и о биологических основах этих процессов без привлечения понятия «внимание». Кроме Джеймса многие из его знаменитых современников, такие, как Вундт, Гельмгольц, Геринг, Экснер, Кюльпе, Дондерс, Кэттел, проявляли заметный экспериментальный и теоретический интерес к вниманию. Однако после их пионерских исследований интерес к вниманию угас.
Например, в фундаментальном «Руководстве по экспериментальной психологии» (1951г.) Стивенса глава «Внимание» содержит всего лишь шесть небольших параграфов. В книге Боринга «Ощущения и восприятие в истории экспериментальной психологии» понятию «внимание» посвящено только два коротких параграфа в разделе «Атрибуты». И это несмотря на то, что в книге содержится обзор исследований, тесно связанных с использованием методов описания и интроспекции. Такое нежелание использовать концепцию внимания выглядит довольно странным, так как она затрагивает то, что кажется абсолютно существенным для нас как воспринимающих, мыслящих и активно действующих организмов. Однако это направление можно понять, если рассматривать как преувеличенно отрицательную реакцию на интроспективные тенденции в психологии в момент, когда стало очевидно, что человеческое мышление не может понять «самое себя» путем самонаблюдения.
Бихевиористическое направление в американской психологии, связанное с именами Уотсона, Хольта, Вейса и других, отрицало идею субъективного описания ощущений как метода изучения психики и, по этой причине, отказывалось от использования понятий «внимание» и «сознание». Они заменили описание и измерение явно наблюдаемых поведенческих реакций, включая вокальные, субвокальные и другие реакции «полуявной» природы, фиксацией только тех реакций, которые могут быть обнаружены с помощью специальной измерительной и регистрирующей аппаратуры. Это было шагом вперед с точки зрения развития техники объективных измерений и поиска надежных, хотя, возможно, и ограниченных, критериев реакций. Однако такой подход не учитывал того факта, что далеко не все виды стимуляции, которые могут возбуждать или как-то влиять на центральную нервную систему, выражаются в явных (измеримых) изменениях поведения. Великий «пионер» - исследователь в когнитивных нейронауках Линдсли утверждал, что хотя и можно найти поведенческие критерии сна и бодрствования и даже внимания и сознания, тем не менее становится все более очевидным, что полагаться только на эти критерии нельзя. На его взгляд, основная суть внимания и сознания выражается в их тесной связи «со сдвигом процессов и состояний центральной нервной системы, часть из которых обнаруживается в изменениях электрических потенциалов мозга, регистрируемых непрямо и суммарно или же фокально в определенных участках мозга».
Другая важная причина невнимания к «вниманию» в психологии – это длительное доминирование гештальт – психологов и их огромное влияние на современное научное мышление. Гештальтисты рассматривали свои законы формирования гештальта («фигуры», «целого») как центральные детерминанты нашего восприятия, не отводя при этом никакой роли вниманию в процессах перцептуальной организации. Например, согласно Рубин, мы не можем абстрагироваться от фундаментальных различий между фигурой и фоном даже путем изменения направления (фокуса) внимания. Ворден удивлялся, как это возможно «иметь» так много психологии и так мало внимания, и (образно) объяснял это следующим образом: Линзу науки трудно сфокусировать на феномене, называемом внимание, в силу чего имеется искушение направить ее еще на что-нибудь такое, что помогло бы получить четкий научный образ. С его точки зрения, это связано с серьезными концептуальными и методологическими проблемами, ассоциируемыми с вниманием. Суть концептуальной проблемы, на его взгляд, состоит в том, что селективность, столь очевидно проявляющаяся в действиях организмов, является производной от оперирования с селективными «силами» на всех психологических уровнях, от ощущения – посредством познания – реакции. Однако быстрое технологическое развитие во время и непосредственно после второй мировой войны и связанные с этим изменения в требованиях к исполнительской деятельности человека – оператора привели вскоре к «возрождению» внимания и соответствующих концепций. Как реакция на появление новых вопросов, связанных с исполнительской деятельностью человека, возникла новая область психологии – исследование человеческой деятельности. Человек – оператор, следящий за экранами радаров, показаниями цифровых шкал и другими источниками информации, становится моделью для исследований в новой области психологии. Данные о колебаниях восприятия человека и эффективности его действий сделали вскоре ясным то, что «перцептуальная» точность и другие сходные концепции не в состоянии объяснить ограничения и обширные вариации человеческих действий. Возрождение интереса к вниманию в 1950-х годах ХХ века мотивировалось, по крайней мере, частично, обнаружением удивительных ограничений в эффективности анализа одновременно поступающих сообщений у операторов – авиадиспетчеров и у людей, решающих задачи в условиях дихотического прослушивания. Возникла проблема «перцептуальной перегрузки», в связи с решением которой разрабатывались специальные экспериментальные ситуации с дефицитом времени, провоцирующие перцептуальные перегрузки и позволяющие изучать эффективность, с которой ограниченные (человеческие) ресурсы могут быть использованы для отбора наиболее важной информации. Внимание вернулось в психологию и возвращение это произошло в форме своеобразной компенсации за столь длительное отсутствие. Термин «внимание» используется в настоящее время там, где надо, и, как кажется, не надо. Становится очевидным, что лучше было бы использовать там, где это возможно, другие, более специфические, термины и описывать связанные с вниманием процессы по возможности корректно.
Внимание и его роль в организации познавательной активности. Закономерности внимания. Модели внимания.
Начавшиеся в конце 50-х гг. XX в исследования проблемы внимания в рамках когнитивной психологии привели к накоплению множества фактов и созданию значительного числа моделей процессов внимания. 1 поколение теорий внимания.
Модели селекции
Внимание как фильтрация или селекция информации и обеспечение работы особого блока (Д.Бродбент, Э.Трейсман). Позволяет считать внимание отдельным психическим процессом. Д. Бродбент «Восприятие и коммуникация» [1958г] сравнивал функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляющего отбор (селекцию) информации и предохраняющую канал передачи от перегрузки. Все модели такого рода можно условно разделить на модели ранней и поздней селекции.
Модели ранней селекции предполагают, что информация отбирается на основе сенсорных признаков «фильтром», работающим по принципу «всё или ничего».
Модели поздней селекции Вся поступающая информация параллельно отрабатывается и опознаётся, после чего отобранное сохраняется в памяти, а оставшееся очень быстро забывается. Ранняя модель Д.Бродбента основывалась на идее о том, что ЦНС человека, представляет собой канал информации с ограниченной пропускной способностью. Для того чтобы иметь возможность отрабатывать некоторую информацию, нужно отказываться от остальной. Селекция должна происходить очень рано, уже на стадии сенсорного анализа стимуляции. Механизм селекции внимания или фильтр, может быстро переключаться с одного канала входной информации на другой.
Критика: преодоление трактовки человека как пассивного канала связи. Полученные экспериментальные данные свидетельствует о роли личностной значимости и смысловой связанности информации в процессе её селекции и о том, что информация, поступающая по нерелевантному (не основному) каналу, тоже обрабатывается. Модель Э.Трейсмана После анализа всей поступающей информации на первой сенсорной стадии оба сообщения проходят через фильтр. Основываясь на определённом физическом признаке, фильтр ослабляет интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Релевантное сообщение активирует «словарные единицы», которые оказывают обратное влияние на селективные свойства фильтра, ужесточая или ослабляя критерии пропуска сигналов по отдельным каналам.
Модель поздней селекции Д.Нормана (1968г) Существуют центральные детекторы структур памяти, активация которых служит механизмом восприятия. Эти структуры находятся под влиянием двух потоков информации – сенсорной и центральной. Селекция, приводящая к переходу от параллельной к последовательной обработке, считается, поздним процессом. Норманн предполагал гибкую настройку механизма селекции. В пользу ранней селекции говорят факты относительной легкости отбора информации по физическим признакам, а также данные об изменении чувствительности сенсорных анализаторов по отношению к релевантному и нерелевантному каналам. Модели поздней селекции могут объяснить равную эффективность селекции по физическим и семантическим признакам.
Модель О.Неймана (1990 г) Вся доступная информация зрительного окружения перерабатывается, поскольку анализирует соответствующие внутренние репрезентации в памяти. Изменение репрезентации требует как ранней, так и поздней селекции информации.
Внимание как предвосхищение Модели У.Найссера (1981) и Дж.Хохберга (1970) Альтернатива моделям селекции. Внимание – активное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе внутренних схем. Найссер разделяет все познавательные процессы на две группы: 1. грубые быстрые параллельные процессы предвнимательной обработки; 2. детальные медленные последовательные процессы фокального внимания. Избирательность – один из аспектов восприятия, обеспечиваемый предвосхищением необходимой информации и непрерывной настройкой перцептивной схемы. Внимание связано не столько с фильтрацией признаков, сколько с циклической организацией деятельности, в частности действий слежения. Главное отличие 2х теорий – состоит в понимании соотношения детального перцептивного анализа и сознания. По мнению Хохберга, возможно генерирование и подтверждение очень тонких и специализированных перцептивных гипотез без какого-либо участия.
Внимание как усилие. Модели ресурсов. Второе поколение теорий внимания.
Д.Канеман (1973) Внимание как умственное усилие.
Главная идея – понятие количества ресурсов, лимитирующих умственные усилия, в каждый момент времени оказывается величиной постоянной, хотя оно и может изменяться в ограниченных пределах под влиянием активации. Умственное усилие, которое равнозначно акту внимания, определяется не столько желаниями или сознательными интенциями субъекта, сколько сложностью задачи. По мере усложнения задач происходит некоторый рост активации, а также увеличение количества ресурсов внимания, выделяемых на решение задачи. Но количество выделяемых ресурсов постепенно отстает от растущей сложности задачи, что приводит к возникновению ошибок. Д. Навон и Д. Гроф предложили модель составных ресурсов переработки информации. В отличии от Канемана они считают, что существует несколько разных энергетических ресурсов для решения разноплановых задач.
А.Фридман считает, что существует два ресурса: правого и левого полушарий.
Модели внимания и организационная метафора «Компьютерная метафора» способствовала развитию когнитивной психологии (Величковский, 1982). Она проводила аналогию между моделями искусственного интеллекта и человеческой психикой. Когнитивные процессы не могут быть описаны формально-логическим образом и раскрыты через последовательно-блоковую обработку информации. В настоящее время нейрональные модели рассматриваются как основные. Новые метафоры: «организационная метафора» - сравнивает психику с организованным сообществом взаимосвязанных и в тоже время самостоятельных индивидов.
Д.Олпорт [1989] Концепция мультипроцессорной переработки. Центральная переработка проходит во множестве автономных структур (нейрональных модулях) ни одна из которых не является универсальной. Каждый модуль специализируется на выполнении определённой функции. Переработка информации рассматривается как распространение активации по нейрональным сетям. Согласование работы модулей – задача процессов внимания.
Д.Навон (1989) Психика как анархическая система разведки, состоящая из множества единиц, занимающимися сбором информации, её интерпретацией, прогнозирование и запуском действий, необходимым для существования системы в целом. Функциональная сущность внимания – регулятор сцепления (или расцепления). Его работа переживается как усилие. Видимость или доступность выходной информации модуля отождествляется с её осознанием. Все элементы системы считаются рядоположенными. Солсо, 1996 Внимание как концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. а) модель Канемана – внимание как ограниченный энергетический ресурс, который может быть использован для решения тех или иных задач. Внимание и управление действием.
П.Я.Гальперин (50-е годы ХХ века) внимание трактовал как функцию внутреннего контроля за выполнением исполнительных интериоризованных действий.
Олпорт – принцип «селекция для действия». Селекция нужна для того, чтобы поведение субъекта было целенаправленным, согласованным, гармоничным.
О.Нейман (1990) – любая цель может быть достигнута посредствам различных способов или форм поведения даже при одинаковых условиях. Селекция информации возможна благодаря двум основным способам планированию и блокировке. Селекция нужна для предотвращения хаоса поведения. Большинство совмещений решения задач становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля.
Д.Норман и Г.Шалис (1986) выделяют три основных режима системы управления действиями: 1. система автоматического управления; 2. осознания действия; 3. режим намеренного сознательного, произвольного управления действием. Тенденция – автоматические действия рассматриваются как не связанные со стадией «пердвнимания». Внимание приравнивается к сознанию. Внимание и уровневая организация деятельности. М.Познер (1986) Внимание связанно не только с сознательными действиями, но и с автоматической переработкой. Н.А.Берштейн - рассмотрение когнитивных процессов в цикле с моторными действиями; - уровневая организация построения действий. Организация деятельности – функционально- физиологическая система. Нарушения отношений ведущего и фоновых уровней приводят к дезорганизации деятельности, она - к феноменам рассеянности. Физиологические концепции Внимание связывают с понятием «активация» и «ориентировочная реакция» (Лурия, 1973). Избирательный характер протекания психологических процессов, может быть, достигнут лишь в состоянии бодрствования. Продолжительность оптического внимания экспериментально изучал В. Хмеларж. Он установил, что частота отклонений в течении одного часа является аритмичной, скорее случайной и различной как в интериндивидуальном, так и в интраиндивидуальном смысле. Он доказывает, что выдержка активного внимания на протяжении одного часа не имеет определённой регулярной тенденции, а скорее подвержена случайным колебаниям, резко отличающимся у отдельных лиц. Известный оториноларинголог Убранович ещё в 1875 году при исследовании слуха обнаружил, что при помещении часов на такое расстояние от уха, при котором их тикание было еле слышно, испытуемые отмечали, что тикание постепенно исчезало и появлялось вновь. Общее среднее время равнялось 8-10 секунд для полной волны (с индивидуальными средними величинами 3-6 сек). Длительность положительных фаз возрастали вместе с силой раздражителя. Как показывают результаты последних исследований, субъективный (внутренний, «сознательный») компонент переживания акта внимания имеет свои особенности и временные характеристики. Например, в одной из работ испытуемых должны были переключать внимание с одного канала куба Неккера на другой. При этом взгляд оставался неподвижным и сосредоточенным на точке фиксации. Для переключения с одного канала на другой испытуемым требовалось время и умственное усилие, но движение глаз не наблюдалось, поскольку «перемещение» происходило лишь в поле внимания. Похожие данные были получены в ситуациях, когда испытуемых просили переключить внимание с глобальной формы объекта на его детали [Vorberg, 1994]. Концепция внимания П.Я.Гальперина Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин.
Основные положение этой концепции сводятся к следующему.
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа мысли, на другие представления, возникающие в данный момент в сознании человека.
2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят отдельный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Когда функционирует внимание, контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образа, что создаёт возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6. Произвольное внимание есть планомерное осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Внимание и профессиональная наблюдательность психолога. Необходимо отметить, что в процессе своей профессиональной деятельности психологу приходится работать с большими массивами информации, которую ему передает клиент, к примеру, в процессе психологического консультирования. Развитие внимания у психолога является необходимым элементом деятельности, который обеспечивает процесс психологической диагностики в консультировании, работу с важными элементами информационных структур при реконструкции картины мира клиента. Эффективное использование внимания позволяет обнаруживать важное в потоке информации, фокусироваться на значимой информации. Онтогенез внимания. Методы активации внимания. Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина показали, что качество внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что моделям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания. Однако и дефицит раздражителей информации – фактор неблагоприятный. Исследования показали, что при регуляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (звуконепроницаемая камера, очки, тёплая ванна) – человек испытывает трудности в управлении своими мыслями, теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинается галлюцинации и кошмары. В то же время, избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и допущения человеком ошибок. Ограничение возможности восприятия разных сигналов связанных с основной характеристикой внимания – его фиксированным объёмом. Важной особенностью объема внимания является то, что мало поддаётся регулированию при обучении и тренировке.
Внимание развивают с помощью психологических упражнений.
К примеру: 1. «игры индейцев» для развития объёма внимания: двум или нескольким соревнующимся в течении короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов (Так, один фокусник добился того, что быстро проходя мимо витрины, мог описать до 40 предметов). 2. «Корректура»: Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт лист второму участнику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
Комментарии